Франческо сфорца. как прожить бурную жизнь?

Личности 8/2007

Он, словно живой мост, соединил две великие эпохи в мировом искусстве – Высокое Возрождение и раннее барокко. Бунтарь, первый представитель европейской богемы, бисексуал и даже убийца, Микеланджело Меризи да Караваджо совершил переворот в истории живописи.

Он прожил короткую, но весьма бурную жизнь. Микеланджело Меризи родился 28 сентября 1573 года. Впрочем, дата является спорной, и осторожные историки называют просто осень 1573 года.

Место рождения – Ломбардия, на севере Италии, точнее – городок Караваджо, имя которого он прославил на все времена.

Обратите внимание

Биографы XVII и XIX веков настаивали на том, что знаменитый художник происхождение имел самое плебейское – отец его якобы был простым каменщиком и составителем растворов для маляров.

Во всяком случае, такая версия с точки зрения искусствоведов легко объясняла некоторые особенности живописного стиля Караваджо: приземленность, а то и непристойность сюжетов, выбор натурщиков из простонародья и даже с самого дна общества. На самом деле отец Микеланджело, Фермо Меризи, был архитектором при дворе Франческо Сфорца, маркиза ди Караваджо.

Так что социальное положение семьи позволяет предположить, что Микеланджело, один из пяти детей Меризи, получил вполне приличное образование. Мальчику было три года, когда его отец умер от чумы, целый год свирепствовавшей в тех краях.

Десяти лет Микеланджело поступил учиться к известному в то время миланскому живописцу Симоне Петерцано, ученику самого Тициана. Мастер, приглядевшись к одаренному мальчику, обещал за четыре года довести ученика «до полного совершенства» в искусстве живописи.

Учился тот старательно, но, будучи столь же талантливым, сколь и дерзким, возглавил среди однокашников своего рода бунт против манеры знаменитых художников, которую считал «притворной». Подросток Меризи с группой таких же, как он, юных новаторов стоял за новое искусство, ведущее к натурализму. Художник, уже присвоивший себе имя Караваджо, выглядел несколько старше своих семнадцати лет.

На многих он производил впечатление умудренного опытом мастера, что, казалось бы, должно было способствовать его карьере. В Риме Караваджо намеревался «усидчиво учиться своему виртуозному мастерству».

По словам его биографа Джованни Бальони, начинающий художник был «полон постоянного горения и желания достичь больших высот». Это не помешало ему стать одним из первых представителей европейской богемы, за ним закрепилась слава необузданного сорвиголовы, готового на отчаянные поступки.

Тогда же Караваджо обнаружил склонность к однополой любви, что, впрочем, всегда отрицали ревнители более приглаженного образа великого художника. Работы, исполненные Караваджо в мастерской Джузеппе Чезари, датируются примерно началом 1590-х годов.

Тем временем между Караваджо и Чезари возникли расхождения во взглядах на искусство. Практичный Джузеппе стремился угодить расхожим вкусам, и Караваджо, искавший новых путей, решил работать самостоятельно.

Важно

Он воспитывался в верующей семье в эпоху, когда ни о каком атеизме речи быть не могло. Он мог бы стать если не антиклерикалом, то циником в отношении к церковникам. Но не к Богу!

Тогда были созданы ставшие позднее знаменитыми работы «раннего» Караваджо: языческий «Вакх» (хранится в галерее Уффици), жанровая сценка «Гадалка» (находится в Лувре) и картины на библейские сюжеты «Отдых на пути в Египет» и «Кающаяся Магдалина».

Все они несли на себе печать ошеломляющей новизны, если не сказать революционности. Так, «Вакх» был вызывающе эротичным и виртуозным по технике исполнения. «Гадалка», писанная с простой уличной цыганки, была реалистичной и психологически тонкой.

Публика не оценила нового гения, и все эти картины ушли буквально за гроши. «Он не знал, что с ними делать, и стремился хоть как-то сбыть с рук, соглашаясь на самую ничтожную плату», – пишет один из биографов Караваджо.

Художник вынужден был ходить в поношенной одежде, а его более удачливые коллеги помогали ему из милости. Можно только догадываться, как принимал эту «милостыню» вспыльчивый ломбардец. Поворотным моментом в карьере Караваджо стала встреча с маэстро Валентино, поставлявшим картины для римских храмов.

Он и познакомил художника с кардиналом Франческо дель Монте. Кардинал взял художника к себе на службу, определив приличное жалование, предоставил жилье и хорошее питание. Для нового покровителя Караваджо написал жанровые картины «Музыканты» и «Юноша с лютней», датированные серединой 90-х годов.

Уже тогда в картинах Караваджо знатоки начали ценить уникальную по тем временам работу с освещением, умение изобразить своих персонажей так, что они словно бы вырывались из рамок холста навстречу зрителю.

В каком-то смысле то было дальнее предвестие виртуального эффекта, о котором в XVI веке, разумеется, никто не помышлял. Тем самым, сила воздействия полотен Караваджо была поистине колдовской.

Совет

Был ли Караваджо богоборцем? Едва ли. Он воспитывался в верующей семье в эпоху, когда ни о каком атеизме речи быть не могло. Он мог бы стать если не антиклерикалом (прекрасно зная о греховных наклонностях своего патрона, кардинала дель Монте), то циником в отношении к церковникам.

Но не к Богу! Однако он писал священные сюжеты, от которых, пользуясь словами Достоевского, «и вера могла пропасть». Но делал это не из богоборческих соображений. Им двигало стремление к реализму, который Караваджо без колебаний распространял и на церковную живопись. Именно живопись. Его картины не претендовали стать иконами.

Библейские события Караваджо видел с мужицкой простотой, помноженной на художническую гениальность.

Источник: https://persons-journal.com/journal/152/161

Вселенная ренессанса. милан: три правила франческо сфорца

?roman_rostovcev (roman_rostovcev) wrote,
2017-12-22 11:04:00roman_rostovcev
roman_rostovcev
2017-12-22 11:04:00В 1416 году Сфорца, воспользовавшись благоприятными обстоятельствами, женил своего сына Франческо. Невестой стала Полиссена Руффо, графиня Монтальто.

Церемония происходила в ее доме в Калабрии, куда Франческо прибыл в сопровождении ветеранов из войска его отца. Приданое состояло из двадцати тысяч дукатов и нескольких городов. Этот брак закончился трагически, так как немногим более чем через год молодую жену вместе с первенцем (дочерью) отравила тетка, захватившая ее имущество.

Годом раньше, в ходе своей первой военной кампании, Франческо доказал свою храбрость. Сфорца попытался захватить своего врага, Тарталью, заманив его в засаду (способ, который был по душе кондотьеру), но Тарталья с такой отвагой обрушился на своих противников, что смог вырваться из окружения и бежать. И все же, в 1419 г.

, после того как Сфорца потерпел тяжелое поражение от Браччо и был ранен, ему удалось принудить Тарталью служить под его командованием, и этот договор был скреплен браком между одной из его дочерей и сыном Тартальи. Столь поразительные перемены в отношениях противоборствующих сторон происходили постоянно вследствие калейдоскопических сдвигов в карьерах этих наемников.

Напоследок Сфорца дал своему сыну три совета, которые тот повторял очень часто: никогда не посягать на чужую жену; никогда не вызывать на бой подчиненного или товарища, но, если самому случится испытать подобное, сразу же избавляться от предателя; никогда не скакать на своенравном коне. Сам Сфорца не раз оказывался в затруднительном положении, когда пренебрегал этими заповедями.

По свидетельству графа Пазолини, слабость Сфорца к противоположному полу поражала даже его собственных людей, и Франческо в этом отношении проявил себя как истинный сын своего отца. В этих советах проявляется та же крестьянская сметка, что и в следующем изречении Сфорца: если у тебя три врага, с одним заключи мир, с другим — перемирие, а затем все свои силы обрати против третьего.

На том же основании сформировалось отношение Сфорца к религии, во многом схожее с позицией древних римлян. Недостойно для воина досаждать Богу глупыми церемониями и лицемерными молитвами. Убийства, грабеж и сожжение городов неизбежны на войне, и командующий зачастую вынужден смотреть сквозь пальцы на ужаснейшие преступления.

Хороший командир, сказал бы Сфорца, должен стараться воевать за правое дело, по возможности избегая насилия, грабежей и разбоя, и прилагать все усилия, чтобы сберечь своих людей. Он ежедневно слушал мессу, и если ему приходилось один день пропустить, то на следующий день он прослушивал две; каждый год он с глубоким раскаянием исповедовался и принимал причастие с величайшим смирением.

Не опасаясь заразы, он ухаживал за своими заболевшими родственниками. Его отношение к врагам и обидчикам могло быть очень разным и в большей степени зависело от его интересов на данный момент. Сфорца всегда был точен в расплатах с кредиторами, поэтому, если он оказывался в затруднительном положении, он никогда не испытывал недостатка в денежных средствах.

Какова бы ни была его позиция в других вопросах, в военном лагере Сфорца был сторонником жесткой дисциплины. В отношении шпионов и предателей не могло быть никакой жалости, а за кражу фуража наказывали, привязывая вора к хвосту лошади.

В повседневной жизни он был безразличен к одежде, испытывая глубокое презрение к любым проявлениям фатовства, но готов был разразиться самой грубой бранью за малейшее пятно или ржавчину на кольчуге.

Обратите внимание

Однажды он перед лицом неприятеля выбранил солдата, явившегося после отдыха на зимних квартирах в ржавых доспехах, и заставил того сражаться с поднятым забралом, чтобы все смогли узнать его. Если кто-нибудь в лагере щеголял в головном уборе, украшенном перьями, то его освистывали.

Но в дни парадов, когда, согласно условиям большинства контрактов, отряд кондотьеров в полном составе осматривался нанимателем или его агентами, Сфорца не имел себе равных. Люди и кони блистали золотом, серебром и шелком. Достаточно вспомнить величественную фигуру кондотьера на фреске работы Симоне Мартини во Дворце Республики в Сиене.

В обычные дни Сфорца носил красный колпак пирамидальной формы, один из тех, что представляются нам такими нелепыми на изображениях военачальников того времени. Подобно другим воинам, ему приходилось коротко стричь волосы и брить бороду, чтобы удобней было носить шлем.

Его предпочтения в еде, как можно догадаться, были самыми невзыскательными, но он любил посидеть в веселой компании за изобильным столом.

Сфорца мог храбро переносить великие несчастья, точно так же, как он переносил холод и другие тяготы. Только лишь жара досаждала ему.

Он страдал от изнуряющей жажды, поэтому во время летних кампаний всегда держал неподалеку лошадь, навьюченную изрядным количеством воды и вина. Кроме того, он не мог переносить насмешек.

Здесь, видимо, сказалось его крестьянское происхождение, над которым насмехались его враги. При случае, однако, он тоже за словом в карман не лез, о чем свидетельствует его весьма непристойный ответ Серджиани Караччьоло.

Он знал, как использовать насмешку в качестве действенного наказания. Когда некий молодой офицер благородного происхождения, пренебрегая его приказами, оставил при себе девицу, переодев ее в мужское платье, Сфорца заставил его самого проехать по лагерю в женской одежде.

Важно

В 1417 году Великая Схизма закончилась. У Папы Мартина V, чья резиденция располагалась в Колонне, более не было соперников. Тремя годами позднее, в феврале 1420 года, он посетил Флоренцию, куда пригласил для встречи двух ведущих кондотьеров.

Браччо прибыл во Флоренцию с эскортом из четырех сотен лучших воинов, восседающих на своих огромных конях и облаченных в великолепные доспехи. Сам он, облаченный в яркую пурпурную мантию, расшитую серебром и золотом, скакал в окружении своих военачальников, судей и послов.

В таком виде он продвигался сквозь бурлящую, шумную толпу, среди восторженных выкриков «Браччо! Браччо!», к Палаццо дель Комуне, где Папа готовился торжественно его принять. Правитель Перуджи был назначен папским викарием всех городов и замков, которые он захватил на территории Папской области.

Таким способом Папы всегда пытались сохранить свое влияние в городах, которые у них постоянно отнимали.

Остаток дней своих Сфорца и Браччо сражались за противоположные стороны в той борьбе, которая разрывала на части королевство Неаполя. Сфорца теперь считался сторонником Людовика Анжуйского, который сделал его своим Великим коннетаблем; он стал врагом королевы, или, скорее, ее нового любовника, Джованни Караччьоло, более известного под именем Серджиани.

Поэтому Джованна обратилась за помощью к Браччо и объявила Альфонсо Арагонского своим наследником. Альфонсо, один из самых блестящих итальянских правителей Раннего Возрождения, оказался весьма благородным соперником. Однажды, захватив в плен одного офицера из отряда Сфорца, он попросил показать среди сражающихся своего командующего.

Пленник не без труда отыскал его в самой гуще битвы и указал на него. «Это самый храбрый военачальник наших дней, — воскликнул дон Альфонсо, — отправляйся и передай ему это от меня». И он отдал распоряжение, чтобы впредь никто из его подчиненных не стрелял в Сфорца, на что тот ответил, запретив своим отрядам нападать на короля.

Читайте также:  Что означает слово «генацвале»?

Такое рыцарское отношение к противнику было почти неизвестно среди итальянских кондотьеров, профессионалов, сражавшихся за деньги и ни за что более.

Совет

Приблизительно в это же время Браччо счел необходимым ввести некоторые различия в цветах своих людей и людей Сфорца. Для этого он заимствовал эмблему своей супруги. На ней красные и синие полосы были более узкими, чем те, которыми прежде пользовались два старых товарища.

В то же время Сфорца избавился от своего заклятого врага, Тартальи, который, по-видимому, никогда не был искренен по отношению к нему. Перехваченные письма, подаренные доном Альфонсо лошади — возможно, все это были лишь уловки, придуманные для того, чтобы увеличить пропасть между ними.

Несколько поступков, свидетельствующих о неповиновении Тартальи, если не о чем-то худшем, дали серьезные основания подозревать его.

Нет ничего удивительного в том, что Браччо выказывал всяческое расположение к любому из подчиненных Тартальи, который попадал к нему в плен; ведь и сам Тарталья долгое время сражался под его началом, и он, несомненно, надеялся переманить его от Сфорца. Папа и герцог Анжуйский удостоверились в его виновности.

Однажды ночью дом Тартальи в Аверсе окружили, его полуголым вытащили из постели, пытали до тех пор, пока он не сознался, и немедленно казнили на рыночной площади. Люди Тартальи восприняли этот позорный конец своего любимого командира как месть со стороны его личного врага.

Они отвергли самые соблазнительные предложения Папы, отказавшись служить под началом кого-либо из других кондотьеров.

Они предпочли разойтись, и большинство из них вскоре стали сражаться в стане Альфонсо Арагонского.

Коллинсон-Морлей Леси. История династии Сфорца
ИД «Евразия», 2005

Источник: https://roman-rostovcev.livejournal.com/461865.html

Тайны Миланского двора. Расцвет и падение Сфорца

?Кот Ученый (lenarudenko) wrote,
2018-08-10 21:14:00Кот Ученый
lenarudenko
2018-08-10 21:14:00Categories:

  • история
  • путешествия

Леонардо да Винчи на службе у герцога Людовико Сфорца и его супруги Беатриче.

В предыдущем посте о тайнах Миланского двора мы остановились на счастливой женитьбе герцога Людовико Сфорца на принцессе Беатриче д’Эсте. Гордая решительная принцесса стала душой и сердцем Милана, участвуя во всех политических делах супруга.

В годы их совместного политического сотрудничества герцогство Милана достигло вершины своего расцвета. Жизнь Беатриче была яркой, но недолгой.

«В той страсти, с которой она окуналась во всевозможные развлечения, было нечто, напоминающее лихорадочное возбуждение человека, неосознанно предчувствующего свою раннюю смерть. И в этом она кажется живым воплощением тех веселых лет перед бурей» — пишет историк Коллинсон-Морлей Лесли.

Предыдущие тайны миланского двора «Дама с горностаем» и «Грустная Мадонна» .

Развлечения миланского двора

Беатриче особенно полюбила охоту. Герцог восхищался бесстрашием супруги, которая погналась за разъяренным медведем и первой нанесла удар дикому зверю. В охоте Беатриче часто участвовала вместе со своей старшей сестрой — маркизой Изабеллой (она была супругой маркиза Мантуи), которой не было равных в этом деле.

Маркиза Изабелла — властная старшая сестра Беатриче, которая оказывала влияние на свою сестру и ее супруга в политических делах.Изабелла была старшей, всеобщей любимицей и лидером семьи д’Эсте. Как отмечал Людовико Сфорца ей в письме «обидчики имели бы дело с вашим кинжалом», если бы Изабелла стала свидетелем оскорблений ее сестры Беатриче.

Изабелла прекрасно владела оружием и могла сама защитить честь своей семьи. В наши дни эти охотничьи «забавы» могут вызывать только ужас от издевательства над животными.
Сцена охоты эпохи ренессанса (Рис.

Обратите внимание

Сильвия Сальвадоре)Маркиза Изабелла писала своему мужу об охоте: «Сегодня была охота где-то в двух милях отсюда, в самом прекрасном, как я полагаю, месте, созданном Природой для такого зрелища. Животные находились в лесистой долине вблизи Тичино; часть из них была заперта в клетках, привезенных сюда исходя из количества голов дичи.

Когда их погнали камнями, они должны были переплыть приток Тичино и взбираться на холм, на котором мы, дамы, расположились на платформе. Остальные были в укрытиях, сделанных из зеленой ткани и веток.За каждым движением животных можно было наблюдать из долины или из леса, вплоть до откоса, от которого простиралось прекрасное поле.

Когда животные достигли его, спустили собак, и мы следили за их погоней, насколько хватало глаз. Внизу мы увидели, как несколько оленей переплывают реку, но только один из них взобрался на холм, и они убежали так далеко, что мы не смогли проследить, как их убили. Их преследовали и ранили дон Альфонсо и мессир Галеаццо.Затем появилась самка со своим олененком.

На них не стали спускать собак. Было множество кабанов и оленят, но один кабан и один олень поднялись на холм и были убиты прямо перед нами. Олененка закололи в честь моего знамени. Последней выбежала лисица. Ее удивительные прыжки развлекли нашу компанию, но она оказалась недостаточно хитра, чтобы убежать, и под общий смех последовала за остальными».

Наука и благоустройство города

В благоустройстве города Милана значительную роль сыграл Леонардо да Винчи. Гений подготовил проект города, который позволит снизить риск распространения чумы.
«Рай» Леонардо — под звуки музыки механизм вращал в «небе» семь «планет». Кадр из фильма «Жизнь Леонардо» (1975)Огнедышащие кони промчали по сцене колесницу солнца — подлинное чудо техники.

«Город должен был строиться возле реки, уровень воды в которой был бы постоянен благодаря системе шлюзов. Его жителям не следовало позволять, подобно скопищу коз, селиться в переполненных домах, заполняя все углы грязью и зловонием и сея в них семена заразы и смерти.

Повсюду должен быть свет и свежий воздух, поэтому Леонардо формулирует принцип, согласно которому ширину улиц следует рассчитывать, исходя из средней высоты возводимых на ней домов.
Леонардо при дворе герцога СфорцаУлицы следует разделить на два типа: верхний и нижний.

Верхние улицы, которые должны быть опрятны и элегантны, предназначаются для пешеходов и легковых колесниц; нижние — для тяжелых торговых повозок. У задних дверей домов, которые должны были выходить на нижние улицы, следовало хранить весь хлам и нечистоты. Эти нижние улицы необходимо было бы регулярно очищать водой из реки.

Важно

Горячее воображение рисует дальнейшие детали: чистые конюшни, просторные и правильно расположенные комнаты, и даже постоянно зажженный очаг».
Портрет герцога Сфорца и Беатриче перед Богородицей
Беатриче Сфорца (на этом портрете она получилась лучше)

Закат правления Сфорца

Беатриче пользовалась всенародной любовью, она стала «королевой сердец» для жителей Милана. В последний год жизни здоровье герцогини ухудшилось. Вторая беременность только усугубило тяжелое состояние. Как утверждают хронисты, герцог почти не отходил от супруги. Хотя при этом не мог оставить привычки к развлечениям и отказать себе в плотских удовольствиях. У Беатриче появилась полная сил соперница — фрейлина Лукреция Кривелли.
Женский портрет работы Леонардо да Винчи.Предположительно, это Лукреция Кривелли. Слухи об измене герцога тяжело больной супруге быстро стали известны горожанам. Аморальное поведение правителя вызвало праведное негодование у добрых католиков, что способствовало снижению былой популярности Сфорца. Герцогиня Беатриче Сфорца умирала и предчувствовала свою судьбу. «Беатриче постоянно посещала Санта Мария делле Грацие, чтобы помолиться на могиле Бьянки Сансеверино*. В последний раз она появилась там второго января 1497 года, и слуги едва смогли увести ее оттуда, так велика была ее скорбь. Возможно, она предчувствовала свою судьбу. В тот вечер в замке было большое веселье и танцы в ее комнатах. Потом она почувствовала недомогание и умерла в половину первого ночи, произведя на свет мертворожденного мальчика» — пишет историк.
* Бьянка Сансеверино — незаконнорожденная дочь герцога Сфорца, умершая в возрасте 14 лет в 1494 году. Беатриче стала мачехой Бьянки, когда дочери герцога было 10 лет. У Беатриче появилось беспокойство, что она уйдет следующей за своей подругой. Предчувствие не обмануло, она ушла из жизни через три года после смерти Бьянки. Людовико Сфорца тяжело переживал утрату, «Стенания его могли растрогать даже камни», — писал один из его современников.Весь Милан оплакивал свою любимую герцогиню. Костабили описывает похороны — «Все родственники покойной были в длинных плащах до самой земли и с траурными уборами на головах… Ее перенесли в Санта Мария делле Грацие, в сопровождении сонма монахов и монахинь с золотыми, серебряными и деревянными крестами, здесь же были дворяне, граждане и простой народ; все они издавали самые жалостливые стенания из тех, что когда-либо доводилось слышать, печалясь о великой утрате, постигшей их город. Зажжено было громадное число свечей из белого воска. Послы, ожидавшие у дверей Санта Мария делле Грацие, приняли тело из рук магистратов и перенесли его к главному алтарю, где сам преподобный кардинал-легат, сидя между двумя епископами, прочел заупокойный чин».
Герцог Сфорца в фильме «Жизнь Леонардо» (В исполнении Альбертини)Союз Людовико и Беатриче продлился 6 лет, молодая принцесса скончалась в возрасте 22 лет. После смерти супруги герцог Людовико Сфорца потерял былую удачу. Уход из жизни молодой Беатриче вызвал народное недоверие к герцогу и сплетни недоброжелателей. Потом очередное повышение налогов, которые устанавливались произвольно по желанию правителя, вызывали возмущение.
Чечиллия Галерани в образе своей святой покровительницы с атрибутами (музыкальными инструментами) После смерти Беатриче ее бывшая соперница Чечиллия Галерани (См. пост «Дама с Горностаем») вернулась ко двору и даже подружилась с новой фавориткой герцога Лукрецией Кривелли. Чечилия вызвалась стать крестной внебрачного сына Лукреции и герцога Сфорца и «с преувеличенной нежностью стала нянчиться с ребёнком, «своим племянничком», как она его называла». Дамы «утешали» страдающего вдовца-герцога по очереди, как писали современники.
Чечиллия Галерани, рисунок Леонардо да Винчи Герцога сгубила любовь к роскоши и развлечениям, которые оплачивались за счет простых подданных. Осенью 1499 года войска французского короля Людовика XII вошли в Милан. Народ, уставший от налогов и придворных растрат не встал на защиту своего герцога, которым когда-то восхищался. Герцогу Сфорца потом удалось на время отвоевать родной Милан, но в 1500 году его армия потерпела разгромное поражение под Наваррой. Людовико Сфорца был захвачен в плен и отправлен под арест в замок Лош, где умер в заточении в 1508 году. В 1525 году Милан был освобожден испанским императором Карлом V, который назначил правителем Милана Франческо Сфорца – законного сына Людовико Сфорца и Беатриче. Герцог Франческо Сфорца умер бездетным, что привело к многолетней войне за наследство.
Изабелла Неаполитанская (Арагонская) после смерти врага — герцога уже не выглядит «Печальной Мадонной».
(Рис. Bernardino Luini)

Источник: https://lenarudenko.livejournal.com/325133.html

Читать «Милан. Путеводитель»

Дорогие читатели! Актуальность и Достоверность Информации – это понятия, которые для нас для нас всегда пишутся с Большой Буквы. Наши корреспонденты постоянно ведут реестры изменений, происходящих в туристической среде, а картографы вносят поправки в карты, адаптируя их к новой ситуации и новым версиям текстов.

Но мир путешествий живёт своей, очень бурной и насыщенной событиями, жизнью. Поэтому мы не можем взять на себя ответственность за стопроцентную достоверность данных о часах работы музеев, транспорта, ресторанов, развлекательных учреждений и т. д.

Мы будем рады любой поправке или дополнительной информации, присланной Вами!

Наш адрес: Nelles Verlag, Machtflingerstr. 11, D-81379 München, Germany. Tel. +49 (89) 3571940, Fax +49 (89) 35719430, E-Mail: [email protected], Internet: www.Nelles-Verlag.de. В России и СНГ направляйте, пожалуйста, Ваши замечания в ООО «Дискус Медиа», 192029, С.-Петербург, Общественный пер., 5. Тел./факс (812) 322 9860, Internet www.touristmaps.ru.

Галерея Виктора-Эммануила II.

Собор Санта Мария Нашенте.

V–IV вв. до н. э. Кельтское племя инсубров вытесняет этрусков из долины реки По.

222 год до н. э. Вторжение римлян. На перекрёстке нескольких дорог возникает Mediolanum («Срединный город»).

49 год до н. э. Отныне Медиолан является столицей римской провинции Gallia Cisalpina («Галлия по эту сторону Альп»).

313 год. Миланский «Эдикт терпимости»: император Константин предоставляет христианам свободу вероисповедания.

Читайте также:  Черными или белыми сыграем в этот раз? шахматная жизнь в книге в.в. набокова «защита лужина»

373 год. Епископом Милана становится Амвросий. Город переживает первый период культурного расцвета.

452 год. Гунны под предводительством Аттилы захватывают и опустошают город.

568 год. В Северную Италию вторгаются лангобарды. Их столицей становится город Павия.

774 год. Карл Великий распространяет свою власть на Северную Италию и становится королём Ломбардии (Лангобардии), которая, таким образом, попадает во владение династии Каролингов.

В 774 году Карл Великий стал королём Ломбардии.

800 год. В Риме Папа Римский Лев III венчает Карла Великого на трон римского императора.

888 год. После распада империи Каролингов на итальянский трон восходит маркграф Фриульский.

891 год. Гвидо Сполетский, король Италии, объявляет города Милан, Комо, Павию, Сеприо, Бергамо, Лоди, Кремону, Брешию, Мантую, Пьяченцу, Парму, Реджо и Модену провинцией Ломбардия.

1155 год. В Павии происходит коронация императора Фридриха Барбароссы, принявшего на себя титул короля Италии.

1162 год. Милан берёт на себя руководство Лигой Ломбардских городов (Lega Lombarda), в которую на тот момент входят, кроме него, города Бергамо, Лекко, Кремона, Мантуя и Брешия.

1176 год. Lega Lombarda наголову разбивает рыцарей Фридриха I Барбароссы. В мирном договоре, подписанном в Констанце (1183 г.), император признаёт автономию ломбардских общин.

XII–XIII вв. Для ирригации Ломбардской низменности заложен первый Большой канал, Naviglio Grande.

1277 год. Власть в Милане переходит к династии Висконти.

1386 год. Начало строительства кафедрального собора.

1395 год. Герцогом Ломбардии становится Джан Галеаццо Висконти.

1450 год. Франческо Сфорца, зять последнего Висконти, становится герцогом Миланским. С приходом к власти династии Сфорца, особенно при Людовико Сфорца по прозвищу «Мавр» (il Moro), начинается новая эпоха культурного расцвета. Сфорца приглашает в Милан Леонардо да Винчи и Донато Браманте.

1499–1500 гг. Людовик XII, король Франции, захватывает Милан. Людовико Сфорца изгнан из страны.

1525 год. Император Карл V одерживает победу над Францией. Теперь Милан платит подати Габсбургам.

1560–1631 гг. Контрреформация при епископах Карло и Федерико Борромео.

1714 год. После войны за испанское наследство Милан и вся Ломбардия достаются Австрии, где в это время правит императрица Мария-Терезия.

1796 год. После битвы с австрийцами под городом Лоди Милан оккупирует Наполеон. Провозглашается «Цизальпинская республика», включающая Ломбардию, долину Вельтлин, а также Болонью, Феррару, Модену и Реджо. Милан становится её столицей.

1801–1802 гг. Превращение Цизальпинской Республики в Итальянскую Республику, столицей которой остаётся Милан. Наполеон объявляет себя президентом.

1805 год. Наполеон венчается в Милане на королевский трон железной короной Лангобардов.

1814–1815 гг. Крушение наполеоновской империи. Венский конгресс возвращает Ломбардию Австрии.

1815–1831 год. Возникают тайные союзы «Карбонарии» (Carbonari) и «Молодая Италия» (Giovane Italia, под руководством Джузеппе Мадзини). Они борются за свободу и объединение Италии (Рисорджименто, «Обновление»).

1848 год. В ходе Рисорджименто поднимается восстание против австрийской армии под руководством партизана и национального героя Гарибальди.

Джузеппе Гарибальди – борец за объединение Италии под властью Виктора-Эммануила II.

1859 год. Виктор-Эммануил II одерживает победу над Австрией; вскоре Милан оказывается в составе нового государства Италия с конституционно-монархическим строем.

1919 год. Италия насильственно присоединяет Южный Тироль. Муссолини основывает в Милане Фашистскую партию.

1922 год. Будущий дуче Муссолини объявляет «Поход на Рим». 31 октября Эммануил III передаёт Муссолини бразды правления.

1936 год. На Соборной площади Милана Муссолини объявляет о заключении союза с фашистской Германией («ось Рим – Берлин»).

1944 год. Союзная авиация бомбит Милан. Большая часть города разрушена.

1945 год. Партизаны расстреливают Муссолини и выставляют его тело в Милане на всеобщее обозрение.

1946 год. Референдум о провозглашении Итальянской Республики. Король отрекается от престола. Милан вместе с Ломбардией становится экономическим центром Италии.

1955 год. Строительство небоскрёба «Пирелли». Экономический подъём, большой приток мигрантов из Южной Италии.

1968 год. Город потрясают студенческие беспорядки, выступления рабочих и террористические акты.

1977 год. Область Ломбардия получает автономию.

1990 год. Начало расследования дел о коррупции в отношении судей, партий и политических деятелей. Первые аресты в «миланской коррупционной трясине».

1994 год. Миланский предприниматель Сильвио Берлускони основывает партию «Вперёд, Италия!» (Forza Italia) и, вместе с партией «Лига Севера» (Lega Nord), получает правительственное большинство. В декабре после провала коалиции он оставляет пост главы правительства.

Источник: http://litlife.club/br/?b=199340&p=23

Итальянец Франческо Де-Кирико — о том, как россияне научили его любить Италию, и о плюсах петербургской угрюмости

ВОЗРАСТ24 лет

РОД ЗАНЯТИЙпреподаватель

В ПЕТЕРБУРГЕ1 год

Россия научила меня быть искренним, как и люди, с которыми я здесь встретился. Я полюбил плохую погоду, что понял совсем недавно, когда в Петербурге стало по-настоящему холодно. Обычно в Италии я ненавижу такую погоду: как только становится прохладно, я ругаюсь и сыплю проклятиями. Но здесь мне это даже нравится.

Я также научился ценить дружбу. Не то чтобы дома у меня не было друзей, они были и есть. Но в Италии дружба — это скорее про то, как повеселиться вместе и куда-нибудь сходить. В России же дружба — это более близкие и искренние взаимоотношения, помощь, что бы ни случилось. Моя дружба с русскими и с итальянцами совершенно разная.

В России я стал более самостоятельным. Провел некоторое время в Испании, жизнь там была примерно такой же, как и дома. А вот Россия — это что-то совсем другое. Ни в коем случае не хочу описывать свой опыт как «выживание»: Россия совсем не опасная страна, но здесь все настолько другое! И моя жизнь здесь абсолютно иная, что мне по душе.

Еще, как это ни странно, здесь я научился любить свою родную страну. Нигде прежде я не видел, чтобы люди так сильно любили Италию, как ее любят русские.

Когда я только начинал преподавать итальянский, мои студенты смеялись надо мной: я не был в Неаполе и на Сицилии, не смотрел фильмов Феллини или Росселини.

Благодаря интересу со стороны окружавших меня в Петербурге людей, влюбленных в Италию, я научился понимать и любить свою культуру.

Год назад, когда только приехал в Россию, я был очень критичен по отношению к родине: видел много негативного, считал, что людей в Италии совершенно игнорируют, мечтал переехать.

Совет

А здесь благодаря страсти русских к Италии я понял, как много в моей стране величия и как глупо не ценить этого.

Недавно я приезжал в Италию на каникулы: много путешествовал по стране — никогда прежде не испытывал такого восторга от поездок по Италии.

Когда я приехал в Петербург год назад, никаких конкретных планов у меня не было — просто решил посмотреть, что из этого выйдет. Сама поездка была довольно спонтанной: я отправился к друзьям, которые появились у меня пару лет назад, когда я предоставлял свое жилье в Милане каучсерферам.

Потом я начал учиться на преподавателя, почти сразу нашел работу, появилось еще больше друзей. Все было довольно просто: что бы мне ни понадобилось, всегда рядом оказывались готовые помочь люди. Но больше всего, наверное, мне помогла моя девушка: она русская, поэтому многое мне объясняет и всегда поддерживает. Много помощи и поддержки я получаю и от своего босса.

Первое, что мне приходит в голову, — еда. Но это связано скорее исключительно с моей страстью к кулинарии. Я перенес бы несколько хороших итальянских ресторанов, но не могу сказать, что без них здесь совсем не могу. И не сказал бы, что хочу, чтобы здесь было теплее: меня петербургский климат вполне устраивает.

Что я действительно хотел бы перенести, так это ощущение дома: не сам дом, а это ощущение. Ну и еще — хорошие продукты в супермаркетах. Извините, конечно, но итальянские и русские магазины слишком отличаются качеством товаров. Не знаю, связано это с санкциями или с чем-то еще, но мне страшно не хватает хороших продуктов.

Источник: https://paperpaper.ru/francesco/

История династии Сфорца

Леси Коллинсон-Морлей

История династии Сфорца

Предисловие к русскому изданию

Книга английского историка Л. Коллинсон-Морлей посвящена истории династии Сфорца, чьи представители в XV в. прошли путь от наемных солдат, кондотьеров, до правителей богатого герцогства Миланского в Северной Италии.

Сфорца всегда привлекали внимание историков — они чуть более чем за 50 лет сделали головокружительную карьеру и претерпели не менее головокружительное падение.

Во многом история семьи Сфорца отражала и основные этапы политической и культурной истории Италии в XV в.

Обратите внимание

В XV в. Италия была раздроблена на множество мелких государств. Все они, как большие, так и малые, постоянно вели между собой борьбу за власть и влияние, спорные земли и права. С XIV в.

власти стали активно нанимать для военных действий «отряды удачи», состоявшие из наемников. Командиры этих отрядов заключали с нанимавшим их лицом договор — «кондотту» — и поэтому их звали кондотьерами.

Постепенно кондотьеры стали неотъемлемой частью военной и политической жизни Италии. У опытных военачальников, стоявших во главе отрядов кондотьеров, появились свои амбиции и претензии. Большинство из них мечтало захватить город и стать там независимым правителем.

Однако далеко не всем удавалось добиться своей цели. Династия Сфорца смогла стать герцогами Миланскими, превзойдя остальных своих соратников.

Сфорца как никто лучше подходили на роль государей Возрождения — прекрасные воины, умевшие увлечь за собой солдат, ловкие интриганы, прекрасно ориентировавшиеся в хитросплетениях итальянской политики.

Известный исследователь эпохи Возрождения Яков Бурхард посвятил одному из Сфорца слова, которые с равной степенью можно было бы отнести ко всей династии: «Несмотря на совершенную безнравственность используемых им средств, он применял их с величайшей изобретательностью; вероятно, он более чем кто-либо был бы изумлен, узнав, что человек несет моральную ответственность за выбранные им средства, точно так же, как и за результат своих действий».

Автор показал не только политическую, но и культурную деятельность миланских правителей из династии Сфорца. Восхождение династии Сфорца ко власти совпало по времени с культурным расцветом, известным под названием Возрождения.

Как показал автор, Сфорца охотно принимали при своем дворе интеллектуальную элиту и показали себя настоящими покровителями искусства. Не случайно именно в правление Сфорца в Милане с наибольшей силой расцветает талант великого итальянского художника Леонардо да Винчи.

Важно

Покровительствуя деятелям искусства, Сфорца работали на укрепление собственной власти и политического престижа. Именно в этих целях герцог Миланский Людовико Моро и заказал Леонардо да Винчи создать конную статую своего отца, великого кондотьера и первого герцога, Франческо Сфорца.

Двор Сфорца был одним из самых ярких в Европе позднего Средневековья. Автор книги рисует нам картину яркой придворной жизни, повседневных занятий и развлечений Сфорца и их приближенных, быт и нравы итальянской аристократии XV — начала XVI в.

Большинство людей, услышав имя Сфорца, вспоминают о герцогском дворе Людовико Сфорца по прозвищу Моро, одном из самых выдающихся правящих дворов итальянского Ренессанса в годы, предшествовавшие французскому вторжению.

В те годы верховным божеством двора Людовика Моро была Беатриче д'Эсте, и его осенял гений Леонардо да Винчи и Браманте. Но не менее интересна и другая сторона истории династии Сфорца. Аттендоло и Франческо были лучшими воинами своего времени, а Франческо добился наивысшего положения, которое когда-либо занимал кондотьер.

С их именами связана история большинства сражений в Италии конца XIV и начала XV века — великой эпохи наемных армий.

Долгое противостояние Франческо Сфорца и герцога Филиппо Мария, последнего представителя династии Висконти, последовательное восхождение Сфорца к власти и, наконец, захват им герцогства Милана — главная цель его жизни, к которой он шел так долго, не только интересны сами по себе, но и позволяют по-новому взглянуть на этот период европейской истории.

В свет постоянно выходят новые документы, особенно на страницах Исторического архива Ломбардии (Archivio Storico Lombardo), этого неисчерпаемого источника информации. Так, например, статья синьора Дина поведала нам многое об отношении Людовико к собственному племяннику, которое его поклонники прежде полагали безупречным. Теперь их доводы выглядят неубедительными.

Я был бы рад воспользоваться возможностью высказать свою признательность за все, чем я обязан монументальному труду графа Малагуцци-Валери о Людовико Моро, с его обилием бесценных иллюстраций: подробное перечисление представляется мне непосильной задачей.

Читайте также:  Какая веселая поэтесса любила приютить на диване длинного чуковского?

Глава I

Муцио Аттендоло, великий Сфорца

Родовым гнездом Сфорца была Котиньола, древнее селение, располагавшееся немного севернее Фаенцы в самом сердце лежавшей вдоль Адриатического побережья беспокойной Романьи, где папский престол уже давно достиг более чем формальной власти.

Совет

Здесь 28 мая 1369 года родился Муцио Аттендоло, которому суждено было оставить своим потомкам прозвище Сфорца. Хотя эта семья не принадлежала к знати, она все же занимала видное положение и была довольно состоятельной для тех диких мест.

При этом семья Аттендоло благодаря числу и силе своих сыновей была вполне способна твердо отстаивать свои интересы.

Своим успехом и достигнутым ими могуществом, намного превосходящим достижения любого из их соперников в те славные дни кондотьеров, Аттендоло обязаны, по-видимому, не столько их отцу, Джованни, который, надо сказать, тоже был человеком отнюдь не из робкого десятка, сколько матери, Элизе деи Петрасцини.

Петрасцини даже в Романье слыли семьей исключительно агрессивной и неуживчивой. В этой области, во многом похожей на разбойничье гнездо, где междоусобные распри практически не прекращались, а память о них сохранялась долго, любой семье, чтобы выжить, требовалось как можно больше крепких сыновей.

Элиза являла собой блестящий образец вираго, позднее идеализированный Ариосто и Тассо. В случае необходимости она могла сражаться наравне с мужчинами, а одна из ее наследниц, Катарина Сфорца, снискала славу одной из самых знаменитых воительниц эпохи Возрождения.

Судя по дошедшим до нас свидетельствам, Элиза, обладавшая мужским характером и крутым нравом, была при этом женщиной весьма добродетельной и плодовитой: она дала жизнь двадцати одному ребенку. Все ее сыновья оказались прирожденными воинами, и Муцио был не единственным из них, кто прославился как кондотьер.

Не менее пятнадцати мужчин из этого клана сделали военное ремесло своей профессией, и женщины в случае необходимости вели себя как истинные дочери своей матери.

Их воспитание соответствовало тем условиям, в которых им предстояло жить. Их научили презирать изящные одежды, нежную пищу и мягкие постели. В деревне, где большинство строений были деревянными, их каменный дом более напоминал разбойничью пещеру, нежели мирное жилище провинциального

Источник: http://booksonline.com.ua/view.php?book=108621

Федериго да Монтефельтро с супругой

?Categories:
Пьеро делла Франческо. «Урбинский диптих: Портрет Федериго да Монтефельтро и его жены Баттисты Сфорца», 1465-72. УффициЗапоминающаяся форма носа герцога — результат работы хирургов, правда, не пластических, а военных: переносицу ему удалили после ранения.

Также в бою этот успешный и жестокий кондотьер потерял один глаз, поэтому его изображают всегда в профиль. Напротив изображена его жена, чрезвычайно бледная — возможно, уже покойная.

Избирая диптих в качестве уместной формы для портрета, художник адаптирует традиционное средство формирования ощущения общности, использование которого можно проследить вплоть до античности.

  Римские консулы часто могли преподносить двойные портреты на скрепленных пластинах дерева, металла или слоновой кости (т.н. «консульские диптихи») в качестве дара императорам, сенаторам или влиятельным друзьям[52].

Диптих Ареобиндуса, 506 год н.э.

Данная картина тоже могла быть подарком, но на самом деле о ее ранней истории ничего не известно. Картина впервые задокументирована в 1631 году, когда Урбинское герцогство, вместе с имуществом правящего дома делла Ровере, было аннексировано Ватиканом. В этот период картину отвезли во Флоренцию, где она нашла свою дорогу в Уффици[53].

Обратите внимание

Формально говоря, работа представляет собой портрет мужчины и его жены. Однако, ее предмет, в отличие от «Портрета четы Арнольфини» ван Эйка 1434 года (илл. с. 32), не вмещается на одной доске. Картина не является и документацией важного эпизода из жизни пары – например, обручения или свадьбы.

Партнеры позируют раздельно, взирая друг на друга намеренно архаичным манером: герцог с правой стороны, неким образом отзеркаленный своей супругой.  Оба показаны в жестко оконтуренном профильном бюсте – типе портрета, являющимся реминисценцией к медалям Пизанелло.

Пизанелло. Медаль Лодовико III Малатеста, 1447; медаль Чечилии Гонзага

Портрет избегает контакта взглядов между моделями и зрителем. Несмотря на свое соседство, Федериго да Монтефельтро и его жена Баттиста Сфорца кажутся отдаленными друг от друга, их взаимоотношения непонятны. Их одеяния демонстрируют достоинство и достаток.

Красная цилиндрическая biretta герцога с ее слегка выдающимся донышком и сочетающаяся с ней простая верхняя одежда подчеркивают его властное присутствие, его могущество и величие. Его суровая простота предвосхищает идеал, сформулированный четвертью века позднее Бальдассаре Кастильоне (илл. с. 80), также урбинцем, в его книге об gentiluomo, то есть придворном кавалере.

Жена Федериго да Монтефельтро, бледная лицом, носит белое покрывало, искусно вплетенное в закрученные «в улитку» косы. Ее дорогие жемчуга и прекрасно ограненные драгоценности демонстрируют ее значительное богатство.

Однако, ее жемчуга также являются аллюзией на добродетели Богоматери.

В эту эпоху Деву часто писали украшенной богатым жемчужным убором, чтобы проиллюстрировать ее статус как regina coeli(Царица небесная) – ван Эйк, например, в «Гентском алтаре».

Гентский алтарь (фрагмент)

Герцог и герцогиня так далеко отставлены от фона картины, что работают как предметы, направляющие движение взгляда зрителя (как repoussoir) далеко вдоль бесконечного, холмистого ландшафта с редкими сосенками. Панорамный вид является реминисценцией на пейзажи долины Арно кисти Антонио Поллайоло; он показывает местность вокруг урбинского двора, в 20 милях от Адриатического побережья между Лорето и Римини.

Антонио Полайоло. «Геркулес и Гидра». Ок. 1475. Отдельных пейзажей его работы я что-то не нашла, но здесь на фоне он виден.

Апеннинские предгорья едва видны на фоне, колеблющемся в сфумато.

Укрепления и корабли вдоль побережья предназначены для демонстрации военной доблести этого командира наемников, чья армия сражалась под стягами Неаполя, Милана и Ватикана.

Важно

Укрепления – вереница крепостей, сверкающих на солнце – также заметны в пейзаже позади Баттисты Сфорца.

Пейзажный мотив повторен на реверсе досок, только здесь он переведен на язык мифологической аллегории.

Пара белых коней и пара гнедых единорогов изображены запряженными в триумфальные колесницы, влекущие Добродетели, герцога и герцогиню через каменистое плато – символ супружеской верности.

Федериго написан одетым в рыцарский доспех, коронуемый Славой и окруженный т.н. «кардинальными добродетелями»  – Правосудием, Мудростью, Мужеством и Умеренностью.

Баттиста, читающая молитвенник, сопровождается тремя т.н. «теологическими добродетелями» – Верой, Надеждой и Любовью, а также Целомудрием. Амуры (символы супружеской любви) держат вожжи, стоя на облучках в виде рогов изобилия перед оглоблями каждой из колесниц.

Высокопарные латинские надписи на парапетах-архитравах в под пейзажами, помпезно превозносят славу этого «прославленного суверена», который, как государь и держатель скипетра очевидно является ровней величайших из королей. Достоинства его дамы, в свою очередь, восхваляются как заслуга ее мужа.

Тот славен едет в блестящем триумфе, кого,равного высоким князьям, прославляет достойновечная слава как держащего добродетелей скипетр Та, которая в счастье придерживалась правилвеликого супруга, на устах всех людей,украшенная славой подвигов

Иконографически мотивы связаны с «Триумфами» Петрарки, которые были написаны около 1352 года и появились в Венеции в 1470[54], всего лишь несколькими годами спустя после создания Пьеро делла Франческо этих портретов.
Франческо Песелино. «Триумфы Любви, Целомудрия и Смерти», ок. 1450.

Дидактические аллегории Петрарки, экземпляром которых возможно, владел Федериго, собиратель редких изданий и манускриптов, чью знаменитую коллекцию позже приобрела Ватиканская библиотека, описывают триумф шести аллегорических фигур. В их число входит Triumphus pudicitiae (целомудрия), здесь ассоциируемый с Баттистой Сфорца, и Triumphus famae (славы), изображенный на реверсе портрета Федериго.

«Триумф Целомудрия» (15 век)
«Сила (мужество)» — карта т.н. «Таро Карла VI» (15 век). Одна из аллегорических фигур, сопровождающих герцога, узнаваемая по сломанной колонне, вполне фрейдистскому, как мне подсказывают, символу.

Несмотря на маленький формат, панели являются впечатляющим свидетельством жажды славы герцога, который самоуверенно изобразил себя в качестве fortis sapiensque, «доблестным и мудрым», экспертом сразу и в войне, и в науке – качества, требуемые от идеального правителя средневековым и ренессансным «кодексом государя»[55].

Сандро Боттичелли. «Федериго да Монтефельтро и Кристофоро Ландино». Ок. 1450.  Герцог держит книгу и беседует с известным гуманистом.

Возможно, что портреты были написаны лишь после 1474 года, когда Федериго, ранее просто Синьор да Урбино, был коронован герцогом. Акцентация на скипетре как на знаке новоприобретенного ранга кажется доводом в пользу этого. В то же время, это может означать, что портрет Баттисты был выполнен посмертно, поскольку известно, что она скончалась в 1472 году.

Пьеро делла Франческо. «Алтарь Монтефельтро». 1472. Картина была посвящена Мадонне в знак благодарности за наконец родившегося наследника и в знак скорби по умершей в родах Баттисте Сфорца.Герцог здесь изображен в полном доспехе, также, как и на реверсе портретного диптиха, где он восседает в колеснице.

Совершенное время (

tenuit) в надписи под аллегорией Баттисты поэтому возможно используется в мемориальном значении. В этом случае ее лицо не стоит воспринимать в качестве аутентичного изображения с натуры, а как копию с раннего портрета.Педро Берругете. «Портрет Федериго да Монтефельтро с сыном Гвидобальдо».

Федериго, с другой стороны, кажется примерно того же возраста, как в его изображении работы Педро Берругете, написанном в 1477 году, где он изображается читающим ценный кодекс.

Источник: Norbert Schneider. The Art of the Portrait: Masterpieces of European Portrait-painting, 1420—1670. Taschen 2002. P. 48-51
Перевод: shakko.

См. также
http://ru.wikipedia.org/wiki/Урбинский_диптих

Источник: https://shakko-kitsune.livejournal.com/566898.html

Выставка Караваджо. Юноша с корзиной фруктов

Главная » Зарубежные художники » Выставка Караваджо » Караваджо — Юноша с корзиной фруктов

Здравствуйте, дорогие гости! В этом году исполняется 100 лет Государственному музею изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.

В честь этой знаменательной даты, а также в рамках Года итальянской культуры и итальянского языка в России в ГМИИ открыта выставка итальянского художника Караваджо.

Совет

Несмотря на сильный мороз, который держится в Москве, я отстояла очередь перед входом в музей и посмотрела 11 картин живописца, привезенных из музеев и храмов Италии и Ватикана. Это самая значительная выставка Караваджо, организованная за рубежом.

Караваджо испытал влияние таких великих мастеров Возрождения как Микеланджело, Тициан, Веронезе, Себастьяно дель Пьомбо. При этом его искусство достигло такого мастерства, что теперь его называют первооткрывателем современной живописи.

В России находится лишь одна картина Караваджо «Лютнист», хранящаяся в собрании Эрмитажа. Она была приобретена императором Александром Первым в 1808 году.

Несмотря на то, что она не входит в представляемую итальянскую коллекцию, я о ней тоже расскажу отдельно.

Микеланджело Меризи, которого стали называть Караваджо по имени небольшого города, из которого происходило его семейство, родился в Милане в 1571 году. В семье было еще трое детей после него. Его отец работал мастером-каменщиком, а мать была дочерью финансового чиновника.

Город Караваджо являлся центральным владением маркизов Франческо Сфорцы и Констанцы Колонны, маркиза часто помогала живописцу на протяжении всей его бурной жизни.

Микеланджело с раннего детства стремился заниматься живописью, но это было тяжело осуществить из-за смерти  отца в 1577 году.

Самая ранняя картина из представленных на выставке «Юноша с корзиной фруктов», написанная в 1594 или 1597 году. В то время художник был настолько беден, что не мог оплачивать натурщика и рисовал картину, смотря на себя в зеркало. Эта его привычка сохранилась и в дальнейшем.

В наше время было отвергнуто предположение о том, что картина является автопортретом художника, и появилась другая гипотеза – полотно изображает «Осень» и вместе с другими работами этого периода составляет аллегорический цикл «Пять чувств», показывая «Вкус».

Обратите внимание

В 1971 году появилось предположение, что юноша предлагает себя зрителю, а корзина с фруктами является метафорой лакомого эротического блюда. В том же году о картине «Юноша с корзиной фруктов» стали говорить как о выражении Христовой любви, спасающей и дарующей жизнь вечную.

Известна трактовка полотна как изображение реальности, лишенное символических вымыслов.

Рим, Галерея Боргезе

До следующей встречи, дорогие друзья! Или до следующей картины Караваджо!

Дорогие друзья! Предлагаю вам почитать 2 увлекательные книги известной писательницы Дины Рубиной:

1. Синдикат (роман-комикс)
2. Во вратах твоих

Источник: https://valentina-site.ru/zarubejnie-hudojniki/vistavka-karavadjzo/karavadzho-yunosha-s-korzinoy-fruktov

Ссылка на основную публикацию