Донской монастырь. какие грустные истории с ним связаны?

Донской монастырь. Какие грустные истории с ним связаны?

Вероятно, в каждой стране есть свои места, впитавшие не просто дух истории, но и отголоски самых разнообразных событий. Что ни камень — то история. Донской монастырь — уникальный памятник культуры: это и действующий мужской монастырь, и музей под открытым небом, и некрополь. Точнее — два кладбища, на которых захоронены крупнейшие деятели отечественной истории. И не только они.

Донской монастырь находится в Москве и напрямую связан с важнейшими историческими событиями. Он и основан был в честь отражения нападения крымского хана Газы II Гирея в 1591 году.

Его основали на месте гуляй-города, то есть полевого передвижного военного сооружения, где уже была своя церковь с Донской иконой Божией Матери (у иконы есть свой праздник — 19 августа). Авторство иконы до конца не уточнено, но есть все основания считать, что ее писал Феофан Грек.

Верующими она всегда почиталась как чудотворная, по преданию, Сергий Радонежский благословил ею московского князя Дмитрия Ивановича (Иоанновича) Донского в канун Куликовской битвы. Эта легенда зафиксирована в камне на уцелевших горельефах прежнего Храма Христа Спасителя (работы скульптора А.В.

Логановского), перевезенных в Донской монастырь.

Монастырь

В Смутное время монастырь был разорен польскими войсками, но вскоре началось его возрождение. Тяжело пережил он и Чумной бунт, когда разъяренная толпа буквально растерзала там архиепископа Авмросия. Пострадал в Отечественную войну 1812 года.

Пережил монастырь и советское время, хотя надолго перестал быть монастырем. В 1922 году там некоторое время содержался под стражей патриарх Московский Тихон. В Донском монастыре его и похоронили.

Место захоронения святителя было утрачено, но возможно, и зафиксировано, более того — тайно почиталось. Не так давно это захоронение было найдено при работах в монастыре.

Теперь рака с мощами Тихона стоит в Большом соборе Донского монастыря.

Обратите внимание

А еще долго на территории монастыря находилась бронетехника, прямо у входа. Сейчас ее отодвинули вглубь, и туда нет прохода. Это — остатки танковой колонны имени Дмитрия Донского, которую сформировали во время Великой Отечественной войны на добровольные пожертвования.

Архитектурный ансамбль Донского монастыря состоит из Большого и Малого собора, надвратной церкви, усыпальницы Голицыных, церквей Иоанна Златоуста, Иоанна Лествичника, Святителя Тихона, Александра Свирского и других. Под лестницей Большого собора Донской иконы Божией Матери находится еще одна, Сретенская церковь, она же — усыпальница грузинских князей.

Некрополь. Старое Донское кладбище

Неиссякаемый интерес представляет Некрополь Донского монастыря. Старое кладбище существует с 1591 года. О нем писал еще Карамзин, а еще не так давно художники прозывали его «Сен-Жерменским предместьем мертвой Москвы».

Камни и имена. Дворянство: Вяземские, Долгорукие, Черкасские, Трубецкие. Писатели и поэты: А. П. Сумароков, М. М. Херасков,, В. Ф. Одоевский, П. Я. Чаадаев, В. И. Майков. Историк В. Ключевский, архитектор О.

Бове, художник Перов, авиатор Н. Е. Жуковский. Деятели Белого движения — кто-то в могиле неизвестных прахов и отдельно — генералы А. И. Деникин и В. О. Каппель. Рядом с ними — философ И.

Ильин, его прах перевезли из Франции.

А в другом ряду — скромная могила А. Солженицына.

Самая необычная, удивительная могила в Некрополе — это захоронение печально известной Салтычихи. На сайте есть статья с ее биографией, добавлю несколько интересных фактов. Помещица-садистка Дарья Салтыкова состояла в родстве с достойными и знаменитыми родами: Мусиными-Пушкиными, Давыдовыми, Строгановыми, Толстыми.

Была очень набожной, что не помешало ей прославиться в роли жестокой убийцы. Городской ее дом стоял там, где ныне располагаются здания ФСБ России. Салтыкова собственноручно мучила своих крепостных, подвергала их пыткам, забивала насмерть. Покушалась и на жизнь деда поэта Тютчева — из ревности.

И ведь прожило это чудовище 71 год, из них — 33 года в тюрьме (в особой камере Ивановского женского монастыря). Отменное здоровье было у Салтычихи!

Важно

А сама могила потрясает. На камне криво вырезана фамилия, прозвище (имя почему-то неправильно) и надпись: «Убийца 147 человек». Могильный камень увешан крестиками (в количество убиенных душ?), стоит икона. Никогда такого не встречала, возможно, таким образом пытаются замолить ее чудовищные грехи?

У Бориса Акунина есть рассказ в недавнем совместном сборнике «Кладбищенские истории». В нем по кладбищу бродит призрак Салтычихи, а герой-милиционер пытается выведать у нее, где же спрятаны ее несметные богатства.

Новое Донское кладбище

Есть и Новое Донское кладбище, у него другой вход и другая история. Появилось оно в конце XIX века, а особую мрачную славу приобрело, когда там был организован первый массовый крематорий (1927 год). Кого только нет — от разведчика Р. Абеля (разведчиков там вообще покоится много) до певицы Майи Кристалинской и актрисы Фаины Раневской.

Но главная страшная достопримечательность — братские могилы. Сюда из тюрьмы Лефортово, из подвалов Лубянки свозились трупы расстрелянных. Здесь они все вместе: К. Блюхер, М. Н. Тухачевский, Михаил Кольцов, Всеволод Мейерхольд, Исаак Бабель… Список огромен. А смысл записей один, страшные три «Р»: «родился…- расстрелян…- реабилитирован».

И есть там еще одна братская могила — умерших в московских госпиталях воинов Великой Отечественной — около 15000 человек…

Кладбища — конечно, не место для праздных прогулок. Но Донской монастырь с его двумя кладбищами — огромная часть истории. Навсегда — нашей общей непростой истории.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/world/articles/40985/

7 интересных фактов о Донском монастыре — Православный журнал «Фома»

Древний некрополь, место обретения мощей патриарха Тихона и усыпальница грузинского царя… Чем еще знаменит Донской монастырь?

1 сентября исполняется 425 лет со времен завершения строительства Донского монастыря. За эти неполные пять столетий обитель прославилась далеко за пределами Москвы. Краткая фото-экскурсия по монастырю в материале “Фомы”.

1. В монастыре находится единственная на территории Русской Православной Церкви действующая мироваренная печь

Фото http://www.patriarchia.ru

Она установлена в Малом соборе в честь Донского образа Богородицы по благословению патриарха Алексия I после Великой Отечественной войны.

Во время Великого поста здесь варится миро (освященные специальным чином благовония на основе оливкового масла и белого вина) для нужд всех приходов и монастырей.

До 1917 года для этих целей использовалась Крестовая палата бывшего Патриаршего дворца в Московском Кремле, известная как Мироваренная, где до сих пор сохранилась сделанная в XIX веке мироваренная печь.

2. Усыпальница грузинского царя Арчила Багратиони и его сыновей располагается в Сретенском храме, на нижнем этаже Большого собора монастыря

С 1712 году церковь служит усыпальницей для грузинских священнослужителей, политических и культурных деятелей. Попасть в Сретенский храм можно из левой части соборной галереи спустившись по лестнице.

3. Вход в Большой Собор выложен чугунными плитами, которые сохранились с 1752 года

Фото Владимира Ештокина

Их установили на средства купца Кузьмы Антоновича Замятина и они прекрасно сохранились по сей день.

4. В 1992 году во время пожара в Малом соборе монастыря обнаружили мощи патриарха Тихона, которые считались утраченными

Святитель был похоронен в 1925 году на территории Донского монастыря, но точное место было неизвестно. На месте братских огородов в 1997 году был построен храм в честь Тихона, Патриарха Всероссийского.

Фото Владимира Ештокина

5. На внутренней стороне стен монастыря находятся горельефы старого Храма Христа Спасителя созданные скульптором А.В. Логановским 1847-1849 г.г.

В 1931 году советская власть приняла решение взорвать храм. За несколько дней до разрушения удалось вывезти в Донской монастырь мраморные скульптуры (горельефы), которые украшали храм.

Темы композиций – библейские и исторические сюжеты, посвященные военным победам.

В 30-е годы Донской монастырь стал убежищем для культурных ценностей Москвы: сюда свозили фрагменты Сухаревской башни, Триумфальной арки, храмов Успения на Покровке и Николы в Столпах.

Фото Владимира Ештокина

6. На территории обители находится некрополь, который возник в конце XVII века и считался главным кладбищем для купечества и русского дворянства

Фото Владимира Ештокина

Здесь похоронены писатели И. С. Шмелев и А. И. Солженицын, генерал А. И. Деникин и другие выдающиеся люди. Некрополь имеет большую историческую ценность и открыт для свободного посещения, регулярно проводятся экскурсии.

7. При входе в монастырь стоят остатки танковой колонны имени Дмитрия Донского

Ее сформировали во время Великой Отечественной войны на добровольные пожертвования верующих и священнослужителей. Из 40 единиц военной техники остались один танк, пушка и БТРы.

На заставке фото Фото Москвы Moscow-Live.ru

Источник: https://foma.ru/7-interesnyih-faktov-o-donskom-monastyire.html

Немного исторических фактов о Донском монастыре в Москве

Донской монастырь является одним из главных монастырей города Москвы и считается, что он расположен на дороге ведущий из Москвы в Крым. Хотя расстояние до Крыма 1300 км.

Этот монастырь создавался не просто как монашеская святая обитель, а как крепость, которая должна была с юга защищать Московский Кремль, а потому в монастыре видим массивные стены и башни.

Монастырь основан в 1591 году . Создавался монастырь в память о освобождении Москвы от нашествия хана Казы-Герея.

Ранее на этом месте стоял походный лагерь русских войск с переносной полевой церковью Св. Сергия Радонежского.

После Куликовой битвы в этой полевой церкви  некоторое время находилась Донская икона Богородицы, перед которой молились русские воины, а потому и монастырь создавался в честь иконы по молитвам к которой русские воины смогли изгнать от Москвы хана Герея.

Когда монастырь был основан, то в него прибыл сам царь Борис Годунов и собственноручно заложил первый камень собора в честь Донской иконы Богородицы. Это был вначале однокупольный храм, но в 1670е годы к храму пристраивалась трапезная, увеличилось число купалов. Таким он дошёл до нас. В том храме старинный иконостас 1662 года. но этот иконостас изготавливался не для донского монастыря, а попал в монастырь после того как большевиками была снесена одна из старинных церквей Москвы. С 1930 по 1946 год храм был закрыт. Именно в этом храме и был погребён Святой Патриарх Тихон.Этот собор был главным собором Донского монастыря на протяжении 100 лет. Хотя даже внешне под собор он не подходил, а напоминал приходскую церковь. Сегодня этот собор известен, что раз в 4 года Патриарх в этом соборе варит миро..Изначально Донской монастырь был очень бедный, в нём жили несколько монахов. И уже в 1612 году не понадобилось и полного дня чтобы польско-литовский полководец Ходкевич занял этот монастырь.В 1618 году под стенами монастыря произошёл  бой, где русские стрельцы победили украинских казаков Петра Конашевича.В середине 17 века Донской монастырь так обнищал, что уже не мог содержать себя и был объеденён с Андреевским монастырём. Но в 1678 году Донской монастырь вновь получил независимость, стал самостоятельным, а в монастырь потекли очень богатые пожертвования крупнейшей московской знати.В 1683 году монастырём уже правит не игумен, а архимандрит, что говорит о повышении статуса монастыря. Монастырь уже содержит полностью себя сам и получает 20 десятин окрестных пастбищ. За 2-3 года у Донского монастыря появляются аж 4 вспомогательных подсобных монастыря (подворья)…один из них известный Железноборовский.

В 1694 году монастырь стал строить новый собор, который так же был освещён в честь Донской Богородицы.

Этот собор был построен благодаря царевны Софьи Алексеевны Романовой (сестры Петра Первого), которая взяла на себя такой обет . Однако из-за известных исторических событий в царском доме, она не смогла достроить собор и достраивали его на частные пожертвования.Строители собора были украинцы, к тому же ещё и массоны. И это объясняет некоторые необычные особенности этого собора.

Во первых собор был пятикупольный. такие храмы в России ни кто не строил и это была тогда чисто Украинская традиция ставить купол в центре и 4 купала по 4 сторонам света, русским это было чуждо. Старообрядцы при виде этого собора считали себя оскорблёнными, за то, что в Москве появился «Алтарь Антихриста«, иначе они этот собор и не называли.

Иконастас (восьмиярусный) собора делают Кремлёвские мастера. Работа над ним продолжалась 10 лет. Главная икона в иконостасе конечно Донской Богородицы, вторая справа от царских врат. Список середины 16 века с оригинала в то время находящегося в Благовещенском соборе Кремля.
Фрески собора, а так же архитектуру стен монастыря выполняют итальянские мастера.

После работы зарубежных мастеров, стены преобретают красно-белый цвет и сам монастырь стенами и башнями очень стал походить на Новодевичей монастырь.

Было поставлено 8 квадратных и 4 круглые башни, но это уже было не оборонительное сооружение, а чисто духовное, именно монастырь создавался. Оборонительное значение было утрачено.Были возведены колокольня и надвратная церковь Тихвинской иконы Богородицы.

В 1711 году у этих стен был убит московский архиепископ Амвросий. Он приказал снять с ворот Тихвинскую икону. В то время была чума и у ворот собирались больные люди разносящие эпидемию. Когда епископ принял решение снять икону к которой приходят больные, фанатические настроенная толпа растерзала владыку на смерть у стен монастыря. Ныне он погребён в малом соборе монастыря.

В то же время в усыпальнице под большим собором монастыря хоронили представителей царской грузинской династии царей Багратионов.

В 1724 году был закрыт Андреевский монастырь и всё имущество и сами монахи были переданы Донскому монастырю. А потому уже к 1739 году монастырь в своей собственности имел 880 усадьб, 6716 крестьян, 14 мельниц и рыбные производства..

Совет

В 1747 году власти хотели передать монастырю на содержание Славяно-греческо-латинскую Академию, но монастырь согласился содержать и выплачивать заработную плату только профессорско-преподовательскому составу.

Читайте также:  Чьё имя пишут с маленькой буквы?
В 1812 году монастырь разграбили войска Наполеона, однако главные ценности ещё до их прихода удалось вывести  в Вологду.

В год революции, в 1917 году в монастыре жило 48 монахов и 2 послушника.

После революции монастырь был закрыт. С 1922 по 1925 год в монастыре под домашним арестом содержался Святейший Патриарх Тихон.

После освобождения он изволил остаться жить в этом монастыре, тем самым монастырь сделался как бы главной Патриаршей резиденцией Московского Патриарха.В 1989 Св.Тихон был канонизирован в лике святителя-исповедника.

В 1924 году некоторые  строения на территории монастыря были переданы для создании колонии для несовершеннолетних.

В 1934 году территория монастыря отдаётся под музей архитектуры. Благодаря чему в Донской монастырь свозятся останки многих разрушенных монастырей и соборов.

В 1982 году Советское правительство заговорило не только о передачи монастыря Церкви, но решался вопрос, чтобы Донской монастырь был официальной резиденцией Московского Патриарха и тем самым монастырь стал бы главным монастырём России. Но что-то не сложилось и резиденцией Патриарха стал Данилов монастырь.

Особое внимание уделяется монастырскому некрополю. В Донском монастыре похоронена высшая знать старой Москвы. При этом, некоторые семьи на территории монастыря строили храмы которые служили им фамильными склепами для захоронения рода. 

Источник: https://filaretuos.livejournal.com/337146.html

Донской мужской монастырь – 10 деталей, о которых вы не знали

Донской мужской монастырь таит свои секреты! Из этой статьи Вы узнаете 10 интересных фактов об этом малоизвестном паломническом центре вблизи Кремля.

Донской мужской монастырь

Церковь Михаила Архангела. Усыпальница Голицыных

Первый храм на месте нынешней Архангельской церкви возник ещё в XVIII веке. Был он больничным и посвящённым святому Евфимию Великому.

К началу XIX столетия церковь пришла в ветхость, так что встал вопрос, что и братии находиться в примыкающем к ней лазарете опасно.

Тогда деньги на его перестройку пожертвовала Анна Александровна Голицына с двумя условиями: церковь переосвятят в честь небесного покровителя её почившего супруга, и впредь она станет семейной усыпальницей.

Сейчас Архангельский храм используется как братский; для простых прихожан он закрыт. Но несколько лет назад, пока шёл ремонт в Большом соборе, ранние воскресные литургии служили именно здесь, и попутно на храм можно было полюбоваться. А посмотреть в нём есть на что.

Во-первых, здесь много надгробий. Надо сказать, Голицыны, да и не только они, нередко не ограничивались установкой в память о почившем простой плиты в полу. Иногда на могилу заказывался горельеф или целая скульптурная композиция.

Удивительно, но мраморные хрупкие памятники относительно благополучно пережили времена советского разорения. Ещё более удивительно, но при всей в целом нехарактерности скульптуры для православных храмов, здесь они никого не смущают.

Единственная деталь – мастера XIX века знали, для какого интерьера предназначались статуи, поэтому выполнили их в основном не в греческой, а в римской традиции. Так что все печальные матроны здесь довольно плотно задрапированы.

Так и застыли, почти не обращая внимания на происходящее вокруг.

Ещё один – поучительный – момент заключается в том, кто же именно здесь похоронен. Как-то после службы, когда народ из храма разошёлся и полы были хорошо видны, я внимательно рассмотрела цифры, обозначающие годы жизни.

Современники Петра (до перестройки евфимиевский храм был усыпальницей Дурново) соседствовали здесь с «золотым веком Екатерины», современники войны 1812 года – с поколением, на которое «печально» взирал Михаил Юрьевич Лермонтов; ближе к выходу начинался серебряный век.

В то, что при жизни люди, равно собравшиеся здесь, ссорились и подкалывали друг друга фразами вроде: «А судьи кто?», – верилось как-то с трудом.

Малый Донской собор

Древнейший храм монастыря. Был сооружён в XVI веке, но уже в XVII – серьёзно перестроен. При перестройке перед архитекторами стояла нелёгкая задача: нужно было объединить с поздними пристройками пространство первоначального очень камерного здания, сохранив при этом несущие стены. Поэтому забавно: храм не имеет ни одного симметрично растёсанного проёма.

Но вообще-то мы сюда на минуточку, пройдя мимо многих достойных внимания подробностей, хочу обратить ваше внимание всего на одну плиту, которая, пожалуй, будет особенно интересна литературоведам.

В полу трапезной, ближе к проходу в алтарную часть храма, чуть справа погребён Николай Николаевич Бантыш-Каменский – человек, который в своё время подготовил первое издание «Слова о полку Игореве».

Большой Донской собор

Не все знают, но в подклете Большого собора есть ещё один храм – Сретенский.

Сретенский храм. Вид с солеи

Недавно он был восстановлен, теперь ранние воскресные литургии служат и там. Найти вход в это «потайное» место постороннему человеку крайне непросто. Подсказываю – обратите внимание на лестницу, уходящую вниз из левой части соборной галереи.

Внешне Сретенский храм с его белёными стенами кажется ничем не примечательным. Однако в XVIII столетии он был основан как усыпальница грузинских царей. Увы, пожертвованных грузинской знатью икон в богатых окладах теперь здесь нет, а вот надписи незнакомой вязью можно найти до сих пор – даже несмотря на годы, которые в храме жительствовал музей.

Входим в верхний храм. Перешагивая порог, обратите внимание на полы – других таких нет нигде. Чугунные плиты с изображением знака солнца появились в соборе ещё в XVIII столетии. Пару лет назад их подняли и перебрали, снабдив системой отопления (печная, устроенная в храме изначально, восстановлению, к сожалению, не подлежала) – так что пол здесь теперь тёплый.

Обратите внимание

Посмотрите на росписи. Сюжетные картины, расположенные по стенам в несколько ярусов, иллюстрируют отдельные фрагменты Писания (каждая из них тщательно подписана соответствующей цитатой). Есть сведения, что программа росписи собора была составлена Василием Ивановичем Баженовым. Но среди запечатлённых сюжетов почему-то преобладает Ветхий Завет.

Долгое время я вообще была убеждена, что евангельских сцен в росписях собора нет, пока однажды случайно не увидела их…на западной стене.

Но, конечно же, главное украшение собора – это семиярусный барочный резной иконостас, над которым в своё время трудились мастера Посольского приказа и Оружейной палаты.

Честно говоря, стиль живописи, в которой выполнены большинство здешних икон, требует некоторой привычки. Это не аскетичное и отчасти условное «греческое письмо» Древней Руси, и не реалистичный позднейший классицизм, а самое настоящее барокко!

Видно, что мастера иногда ещё не слишком уверенно чувствуют себя, изображая человеческие фигуры – их ощутимую телесность и не всегда верные пропорции. Иногда заметно, что лики писал мастер, тогда как детали явно доделывали подмастерья.

Троица

Но зато как передано буйство красок, пышная фактура парчовых облачений (особенно это видно в иконах местного чина). Гирлянды фруктов иногда словно бы перетекают с резных деревянных колонн прямо на иконные доски.

Впрочем, чем выше, тем строже становится иконостас. Тем более что венчает его совершенно необычный ряд – Пассия. Такое бывает в барочных храмах.

Увы, верхние ряды здешнего высокого иконостаса не слишком хорошо видно зимой, а потому, пока не наступило тёмное время года – зайдите в Большой собор Донского монастыря и присмотритесь, вот они, эти сюжеты: Христос и стража, Христос у первосвященников, Христос на суде Пилата.

Тем более иконостас недавно отреставрировали, и он теперь виден во всей яркости красок.

Источник: https://www.pravmir.ru/donskoy-monastyir-detali/

Донской монастырь — символ земной и духовной победы над врагом. Часть 1

Всего 50 фотоДонской монастырь является не только одним из древнейших монастырей-крепостей Москвы, но и духовным символом победы над лютым и беспощадным врагом нашего народа. Давно я собирался написать о Донском монастыре, но только сейчас, после публикации материала об Андреевском, меня, наконец, «пробило», тем более их исторические судьбы связаны непосредственно.

Кроме того, моем архиве уже были фотографии, снятые в Донском монастыре еще пару лет назад… Наверное, трудно рассказывать о подобных, очень популярных и известных памятниках истории и архитектуры, поскольку очень многие делают подобные попытки.

Очевидно, я и не хотел писать о Донском монастыре поначалу, как и, к примеру, и о Царицыно, поскольку все уже о подобных объектах истории Москвы не раз написано, не раз рассказано и не раз показано. Так чем будет отличаться этот рассказ? Здесь я попробую передать свои ощущения пребывания на святой земле, где нашли свой последний приют многие славные сыны России.

Как это часто бывает — ощущения перерастают в мысли, а раз есть мысли – есть и размышления. Вот мы немного и поразмышляем.

Некрополь Донского монастыря, как принято говорить, «уцелел», в отличие от подавляющего большинства своих собратьев.

«Отеческих гробов» вообще осталось так мало, что захотелось проверить, что же происходит с Донским монастырем сейчас, и в каком состоянии его некрополь? – и именно сейчас, когда монастырь не так давно передан Московской патриархии, — что происходит здесь? Тем более, я бывал не раз в Донском монастыре еще в середине 70-х годов и хорошо помню свои первые впечатления.

Важно

Мы прогуляемся по территории монастыря, погрузимся в его историю. Я попробую бережно смешать контекст исторических событий и свои вольные впечатления о монастыре с визуальным рядом. Все фото расположены в хронологическом порядке, как я и осматривал территорию обители. Ну, пожалуй, приступим.

Донской монастырь был основан царем Феодором Иоанновичем в честь Донской иконы Божией Матери в благодарность за избавление Москвы от крупного нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591 году.

Монастырь возник как раз на том месте, где находился стан русских воинов, готовившихся вступить в бой с татарскими полчищами.

Сам монастырь внешне производит сильное впечатление и сейчас выглядит как неприступная крепость.

02.Посреди стана была размещена походная церковь преподобного Сергия Радонежского, где находилась чтимая икона Божией Матери, прозванная Донской, та самая, которой Сергий Радонежский благословил великого князя Дмитрия Ивановича и его воинов на Куликовскую битву, что произошла близ берега Дона. С тех пор каждый раз, когда Москву осаждали вражеские полчища, перед ней всегда молились о победе.03.04.

Красные монастырские стены, с красивыми и величавыми башнями, очень похожи на стены Новодевичьего монастыря, возводились с 1686 по 1711 год на средства Якова Кириллова, сына думного дьяка Аверкия Кириллова, владевшего знаменитыми палатами на Берсеневской набережной с домовой Никольской церковью.

05.06.В 1936 году в Донской монастырь привезли разобранные Триумфальные Ворота, стоявшие на площади Брестского (Белорусского) вокзала. Только через тридцать лет их вновь собрали и установили на Кутузовском проспекте в 1967 году.

Продолжение во второй части

Источники:Сайт pravoslavie.ruОфициальный сайт Донского монастыря donskoi.orgВикипедия о Крымском походе на Москву Казы-Гирея в 1591 году.© Vladimir d’Ar

Часть вторая

Источник: https://vladimirdar.livejournal.com/70029.html

Донской монастырь

Previous Entry | Next Entry

raven_yellow«…во всем нашем красивом и таинственном городе
нет места более красивого и более таинственного…
Москва, которую я люблю, похоронена там.
Похоронена, но не мертва».
(Борис Акунин, «Кладбищенские истории»)

Донской монастырь на московской земле был основан в далеком 1591 году русским царем Федором Иоанновичем в ознаменование победы над напавшим на Москву войском крымского хана Казы-Гирея.

Свое название монастырь получил в честь Донской иконы Божией Матери, чудесным образом избавившей Москву от войска хана Казы-Гирея. Как гласит старинное предание, некогда этой иконой Сергий Радонежский благословил войско великого князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

Благодаря заступничеству Пресвятой Богородицы орды Казы-Гирея были с позором изгнаны за стены города, а крымские татары более никогда не нападали на Москву.Мы входим через длинную арку под западными воротами, построенную по проекту Доменико Трезини. Арка расписана фресками.

«Потому что среди слухов пустых

Есть Арбат и есть Донской монастырь.» (А.Розенбаум)Какое-то время я думал, что Розенбаум назвал Донской просто в ритм песни, или потому, что не видел других монастырей Москвы. Ну в самом деле — Новодевичий роскошней, Данилов значимее, Высоко-Петровский уютнее. Но потом уже я почувствовал, что только Донской обладает всем тем, чем должен обладать настоящий монастырь, и плюс какая-то необычная энергетика этого места. По моему скромному мнению, Донской не сможет войти в пятёрку самых главных монастырей России. Но в Москве он, пожалуй, самый любимый москвичами монастырь.С конца XVIII по начало XX века в разных частях монастырского некрополя было воздвигнуто несколько часовен, или небольших церквей, призванных служить родовыми усыпальницами. Вот например Церковь Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского.За церковью мы видим высокое сооружение наподобие колокольни. Это надвратная церковь Тихвинской Иконы Богоматери, которая возвышается над северными (святыми) воротами монастыря. Она находится на закрытой от посетителей части монастыря, и подойти к ней можно только снаружи.Церковь Иоанна Златоуста и св. великомученицы Екатерины построена в 1888-91 гг. на средства купцов Первушиных.Церковь св. благоверного князя Александра Невского, которая изначально планировалась как мемориал национального примирения.А вот братские кельи (времён Петра I), где живут монахи. Подойти к ним тоже нельзя.Главная церковная постройка монастыря — пятиглавый в стиле нарышкинского барокко Большой Собор в честь иконы Донской Божией Матери, окончательно отстроенный и освященный в 1698 году. Многие столетия в Большом соборе хранилась чудотворная Донская икона Божией Матери, но в советское время она была реквизирована и помещена в Третьяковскую галерею. Раз в год, 1 сентября, власти разрешают переносить образ из музея в монастырь для совершения торжественного праздничного богослужения. И на этом, как говорится, спасибо.Фотография выше сделана несколько лет назад. Если сравнить ее с самой первой, которая сделана на днях, мы увидим, что деревья вокруг собора теперь вырублены. Сделано это уже при новом наместнике, по рассказам работников монастыря, «в целях безопасности».Изображения черепа и костей на старых саркофагах Донского монастыря — символ бренности всего живущего!В 1919 году были закрыты для захоронений кладбища монастырей: Новоспасского (занят концлагерем), Спасо-Андроникова (занят концлагерем для политзаключенных), Симонова (квартиры для рабочих), Скорбященского (артиллерийский гарнизон), а также Алексеевского, Покровского, Данилова, где были устроены общежития для рабочих. Донскому монастырю повезло — его новая власть объявила музеем. Сюда стали стаскивать и свозить надгробия с уничтожаемых кладбищ.Монастырь с самого начала строился и как оборонительное сооружение. Поэтому возле Малого собора мы видим старинные пушки XVIII века.«Кладбище надгробий» — вот такое определение просится на язык, хотя звучит оно очень странно.Малый собор Донской Богоматери — первое по времени постройки здание обители (1593 г.) Здесь хранится святыня — Мощи святителя патриарха Тихона. В начале 1992 года в Малом соборе был совершен поджог, в результате чего выгорела практически вся трапезная часть храма. При восстановительных работах после пожара практически случайно были обнаружены мощи святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, похороненного здесь в 1925 году. Такая вот «случайность».После ремона Малый собор выглядит вот так (весна 2016-го года).Осмотрим кладбище. Вот, пожалуй, самая главная могила монастыря. Сюда едут, как и в Покровский монастырь к матушке Матроне, к местному благочестивому старцу, бывшему до 2006 года самым старым насельником Донского монастыря архимандриту Даниилу (в миру Сарычеву).Говорят, что батюшка Даниил помогает всем, кто приходит к нему. Причем утешение получают все и в такой форме, которая наиболее нужна самому просящему, часто даже и не знающему, что же на самом деле ему нужно.А это «возвращенцы». Генерал Антон Иванович Деникин с женой, философ Иван Ильин с женой и генерал Владимир Каппель.Антон Иванович Деникин — один из основных руководителей Белого движения в годы Гражданской войны, его лидер на Юге России (1918—1920). Добился наибольших военных и политических результатов среди всех руководителей Белого движения. 3 октября 2005 года прах генерала Антона Ивановича Деникина и его жены Ксении Васильевны вместе с останками русского философа Ивана Александровича Ильина и его супруги был перевезён в Москву для захоронения в Донском монастыре.На этой могиле мы видим очень странный крест. Кто-то говорит масонский, а кто-то трактует этот вид памятника, как количество рано умерших детей у покойного, по числу обрубленных ветвей.После 1917 года, а вернее в середине 30-х годов и позднее, Донской монастырь стал своего рода хранилищем кладбищенской архитектуры: сюда свозили памятники и надгробия со всех монастырей Москвы и Подмосковья.Старый Донской монастырь вошел в иерархию мировых некрополей, как место, где находили упокоение лучшие представители российских знатных дворянских фамилий, а позднее и купеческих.Если сравнивать с Петербургом, то некрополь Донского монастыря равнозначен кладбищу Александро-Невской Лавры. Это единственный в Москве некрополь, переживший без существенных потерь советское время.На памятниках можно найти такие громкие фамилии, как Вяземские, Голицыны, Долгорукие, Трубецкие, Черкасские. На территории в 2 га погребены и выдающиеся люди России — писатели, поэты, архитекторы, ученые: А. П. Сумароков, М. М. Херасков, В. Л. Пушкин, П. Я. Чаадаев, В. Ф. Одоевский, В. И. Майков, О. И. Бове, Н. Н. и Д. Н. Бантыш-Каменские, В. О. Ключевский, В. Г. Перов, Н. Е. Жуковский.Николай Егорович Жуковский — русский механик, создатель аэродинамики как науки, отец русской авиации.«Сен-Жерменское предместье мертвой Москвы» — именно так в девятнадцатом столетии называли москвичи прилегающее к монастырю Донское кладбище.Старую Москву охраняли по три монастыря с каждой опасной стороны. Донской монастырь дополнил собой южный оборонительный пояс Москвы, создаваемый Новодевичьим и Даниловым монастырями.Любопытно, что в стенах Донского монастыря все еще варят миро. На Страстной седмице, три дня. Вот почему в Малом Донском соборе такое благоухание.Одно из широко известных и трагичных событий XVIII века произошло в монастыре в 1771 году во время Чумного бунта. Беснующаяся толпа наводнила монастырь и убила скрывавшегося в его стенах архиепископа Авмросия, который приказал убрать от Варварских ворот чудотворную икону, к которой прикладывались как больные (в надежде выздороветь), так и здоровые (в надежде уберечься от заразы). Темная толпа усмотрела в изъятии крамолу и растерзала архиерея, однако зачинщики беспорядков были выявлены и повешены на Красной площади по приказу Екатерины II.Церковь преподобного Александра Свирского — жёлтый круглый храм-усыпальница рода Зубовых, построенный на их личные средства c 1796 по 1798 годы.Все эти «церкви» и «часовни» — не совсем церкви, а усыпальницы. Службы в них, естественно, не происходят.Церковь преподобного Иоанна Лествичника построена в 1898 году на средства генерала Терещенко и является родовой усыпальницей.А рядом находится особо почитаемая народом святыня. Про неё стоит рассказать поподробней.Часовня-мавзолей семьи фабриканта Левченко построена по проекту архитектора Р. И. Клейна и украшена мозаикой, выполненной по рисункам художника В. М. Васнецова. Мозаичная икона Николая Чудотворца в левом крыле усыпальницы со следами пуль пользуется особым почитанием у верующих.Когда в 1918 в Донском монастыре солдаты стреляли в мозаичный образ святителя Николая в часовне Левченко, пуля срикошетила, и попала стрелявшему в грудь. Он упал и больше не поднялся. Стрелял сам в себя… свою душу давно изрешетил. Следы от пуль и выбитые кусочки стеклянной смальты хорошо видны на золотом фоне вокруг головы святителя.Говорят, что все матери, которые приходили сюда, когда советские солдаты бились с немцами в Отечественную, дождались своих сыновей. С тех пор золотофонного васнецовского Николу в Донском монастыре почитают чудотворным. У него в часовне всегда лежат живые цветы…Все, кто приходит в Донской монастырь, одну свечку обязательно ставят в этой часовне.XVII — XVIII столетиях на территории Донского монастыря появились различные хозяйственные здания. В этот же период были построены монастырские стены с расположенными на них двенадцатью башнями, а также с двумя проездными большими воротами.После прихода к власти большевиков Донскую обитель закрыли, а храмы во имя Анны Кашинской и Серафима Саровского в 1927 году превратили в первый в городе крематорий. В 1982 году готовилось решение о передаче Донского монастыря Патриархии для создания в нём официальной резиденции Московского Патриарха. Однако в итоге церкви был передан не Донской, а Данилов монастырь. И несмотря на то, что»патриаршим» считается Свято-Данилов монастырь, все главные праздничные службы происходят в Донском.В восточной стене монастыря (западная – это там, где мы вошли) расположены грандиозные горельефы, спасенные в 30-е годы из Храма Христа Спасителя перед взрывом. О горельефах будет следующий пост.В 2008 г. за алтарём храма Иоанна Лествичника был похоронен писатель Александр Исаевич Солженицын. Удивительно, но факт: люди приходят и целуют крест на его могиле. Замирают на несколько минут, прижавшись к кресту, и видимо что-то просят.И ещё одно надгробье, которое я разыскал с большим трудом. Помещица Дарья Салтыкова, «Салтычиха», женщина-упырь, зверски замучившая до смерти 139 человек. Немного странно, что эта нелюдь похоронена в Донском монастыре, но здесь же похоронены её многочисленные родственники.Хотя знающие люди говорят, что могилу выше просто «назначили» могилой Салтычихи, а на самом деле похоронена она вот здесь (левое надгробие). Касаться рукой камня я не стал.Я разыскал в Инете две фотографии её «назначенной» могилы в прежние времена. Слева — гирлянда крестиков по числу загубленных ею людей. Справа надпись «Убийца», которая периодически то появляется, то исчезает.Чтобы изменить свой негатив после Салтычихи на позитив, я зашёл на могилу обожаемой мною Фаины Георгиевны Раневской, которая покоится рядом, на Новом Донском кладбище. Для тех, кто соберётся к ней, главный ориентир — белая лавочка.Донские казаки считают этот монастырь своим. 1 сентября, в день Донской иконы Божьей Матери, они обязательно приходят сюда на службу. Фото не моё.Кому-то может быть пригодится этот список.Ну а кому-то может понадобиться карта монастыря.

Читайте также:  Анна смирнова-марли и её гитара: как песня на русском языке стала вторым официальным гимном франции?

Fais se que dois adviegne que peut.

Другие монастыри:

Богородице-Рождественский монастырь

Источник: https://raven-yellow.livejournal.com/40331.html

История

В 1591 году, когда Казы-Гирей был уже недалеко от Москвы, царь Федор Иоаннович велел совершить с Донской иконой Богородицы крестный ход вокруг стен города, а затем поместить ее в походную церковь, в стане русского войска.

Во время бессонной ночи, которую провел царь перед иконой, ему было видение, подтверждающее правильность его действий. Когда отряды неприятеля подступили к русскому стану, произошло несколько локальных стычек, но бой так и не начался.

Войско Казы-Гирея простояло около суток и внезапно в панике обратились в бегство, бросая раненых, оружие и весь свой походный скарб.

Донской монастырь был заложен на так называемом «дикое поле» — том месте, где стояли русские воины перед битвой с татарскими отрядами. Посреди стана была установлена походная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского с Донской иконой Божией Матери. По этой причине в старое время москвичи именовали Донской монастырь обителью Богородицы «что в обозе».

Иконой Богородицы благословлял преподобный Сергий Радонежский святого благоверного князя Дмитрия Иоанновича на Куликовскую битву в 1380 году. После этого икона была поставлена в Успенском соборе города Коломны. Радением вдовы князя великой княгини Евдокии Дмитриевны, в 1393 году с исконны был сделан список известным иконописцем Феофаном Греком.

Икона была поставлена в московском храме в честь Рождества Богородицы «на сенях», а позднее перенесена в великокняжеский Благовещенский собор московского Кремля. С этого времени за образом Богородицы закрепилось название как «Донская». Каждый раз, когда Москве угрожал неприятель, принято было молиться перед этой иконой о помощи.

Именно перед этим образом молился царь Федор Иоаннович, и ее прислал в русский стан для укрепления ратников.

Вместе с основанием обители был заложен каменный собор в честь Донской иконы Пресвятой Богородицы, впоследствии названный трапезным, а поле возведения большого собора стал именоваться — Малым.

Возможно, что этот храм строил московский мастер Федор Конь, который также возводил стены Белого города. Таким образом, Донской монастырь стал последней обителью, вошедшей в оборонительное полукольцо московских монастырей-крепостей, призванных охранять Москву от неприятеля.

«Донская крепость» была задумана как форпост на наименее защищенной в то время Калужской дороге.

В период смуты в начале XVII века, Донской монастырь захватили и разграбили поляки под предводительством гетмана Ходкевича. После разорения обитель пребывала в запустении и была приписана к Андроникову монастырю.

Совет

Возрождается обитель в 20-х годах XVII века радениями царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Монастырь становится «богомольем царе»: суда из Москвы совершались крестные ходы, в которых принимали участие государи.

Обширное каменное строительство начинается в монастыре с 1684 года со строительства Нового собора в честь Донской иконы Богородицы, позднее названым — Большим. В это же время с 1686 по 1711 годы возводятся монастырские стены с башнями, которые имеют много общего в архитектурном облике со стенами Новодевичьего монастыря.

В 1705 году по повелению Петра I настоятелем Донского монастыря стал видный иерарх Имеритинской Церкви архимандрит Лаврентий (Габашвили).

С этого времени Донской монастырь становится центром российско-грузинских дипломатических и культурных связей.

В стенах Донского монастыря нашли вечное упокоение около 150 представителей грузинских царских, княжеских фамилий и их потомков, породнившихся с представителями родовитых российских семей.

В 1745 году указом императрицы Елизаветы Петровны обитель получает статус ставропигиального монастыря. Сюда планировалось перевести в 1747 году из Заиконоспасского монастыря Славяно-греко-латинскую академию, но по разным причинам это не произошло.

Поле эпидемии чумы 1771 года, когда было запрещено производить захоронения на кладбищах в черте города, начинает расти монастырское кладбище, где обрели последнее пристанище представители московского дворянства. К концу XVIII века Донской монастырь становится одним из самых почитаемых в Москве, где велась обширная духовно-просветительская работа.

В 1812 году Донской монастырь был в разорен и разграблен армией Наполеона, при этом все его строения уцелели от пожара. После ухода неприятеля монастырь восстанавливается. На протяжении всего XIX века продолжается формироваться архитектурный ансамбль монастыря.

Обратите внимание

В 1834 году в монастыре открывается духовное училище, в котором готовили воспитанников для поступления в семинарию. Детей из бедных семей здесь обучали бесплатно.

Донской монастырь в Москве известен тем, что здесь провел большую часть своего заключения святитель Тихон (Белавин), Патриарх Всероссийский, подвергшийся травле советской власти после Октябрьской революции 1917 года.

Почти до самой своей смерти последовавшей 7 апреля 1925 года находился Патриарх в Донском монастыре, порой почти в полной изоляции от своей паствы.

В Большом соборе монастыря в сослужении 60 архиереев было совершено отпевание Патриарха Тихона и погребение его в южной трапезной части Малого собора монастыря.

В 1926 году монастырь был закрыт, но до конца 20-х годов в его стенах еще оставались некоторые престарелые насельники монастыря. К концу 1929 года все монастырские постройки перешли советской власти, богослужения не совершались, а братия монастыря была разогнана и репрессирована.

Монастырские постройки были заняты под антирелигиозный музей который начал свою работу еще в 1920 -е годы, интернат, фабрику, молочную ферму.

Читайте также:  Переименование столиц: кому это надо? азия и африка

В 1935 году на территории Донского монастыря был открыт музей русской архитектуры, относившийся к Академии архитектуры СССР учрежденной в 1934 году.

На монастырскую территорию стали свозить фрагменты памятников московского зодчества, которые были подготовлены к уничтожению.

На территорию монастыря были перенесены шесть горельефов храма Христа Спасителя, наличники Сухаревской башни, а также фрагменты белокаменного декора церкви Успения Богоматери на Покровке и прочие малые архитектурные формы с упраздненных московских кладбищ.

В 1936 году в Донской монастырь привезли основные фрагменты бронзового декора Триумфальной арки, находившиеся на Брестском (Белорусском) вокзале. Лишь в 1967 году арку восстановили на Кутузовском проспекте, и большая часть архитектурных фрагментов ее вернулась на новое сооружение.

Важно

На восточной стене монастыря и сейчас сохранились два бронзовых горельефа с Триумфальной арки. В монастырской церкви Архангела Михаила, являвшейся усыпальницей Голицыных, был устроен музей мемориальной скульптуры.

В 1948 году власти возвратили Московской патриархии Малый собор Донского монастыря. Собор получил статус приходского храма и был приписной церковью храма Ризоположения на Донской улице. В соборе была оборудована мироваренная печь.

В 1982 году поднимается вопрос о передаче Донского монастыря Московской Патриархии, но далее формальных дискуссий дело не пошло. Фактически монастырь был возвращен Московской Патриархии только в 1990 году.

В юбилейный год четырехсотлетия основания монастыря, обитель была возращена Московской Патриархии. Первым наместником обители был назначен насельник Троице Сергиевой Лавры архимандрит Агафадор (Маркевич).

С момента возвращения обители Церкви и по настоящее время в монастыре идут кропотливые реставрационные работы. Вместе с этим, на территории бывших монастырских огородов были построены три небольших новых храма.

На сегодняшний день на территории Донского монастыря находится Синодальный отдел по взаимодействию с казачеством, работает реставрационная мастерская, научно-учебный центр лицевого шитья, молодежный клуб «Донской», функционирует Воскресная школа для детей, Богословские курсы и курсы повышения квалификации преподавателей Основ Православной культуры.

Источник: http://donskoi.org/about-monastery/history

В донском монастыре

О Донском монастыре я впервые узнала из произведений моего любимого писателя Ивана Шмелева, из его воспоминаний о детстве, о Москве, о Замоскворечье.

Поездка в Москву, после длительного перерыва моего общения со столицей не могла ни коснуться памятных мест, связанных с жизнью этого писателя.

Впрочем, сначала нужно рассказать о самом писателе, ведь в стране Советов его имя так долго было под запретом, что далеко не все читатели сегодня могут признаться в хорошем знании его творчества.

Первая книга Шмелева, которую я прочитала, была повесть «Солнце мертвых».

Совет

Когда-то работая в Эстонии, зашла в книжный магазин и увидела большую стопу уцененных книг, в скромной мягкой обложке, из серии «Русское Зарубежье». Это была незнакомая мне повесть, которая продавалась по унизительной цене в 20 копеек.

В «каталожке» было написано, что это одна из вершин в творчестве писателя. Что повесть воссоздает трагедию русских людей, переживших гражданскую войну в Крыму. Приводились слова писателя-эмигранта Амфитеатрова о том, что никогда еще не было в русской литературе книги, с которой так необходимо ознакомить весь культурный мир, как с этою. Ибо более страшной книги не написано на русском языке…

Кажется, я тогда скупила весь уцененный тираж и в России подарила замечательные книги многим и многим.

Удивительно, но книга мне тогда не показалась безысходной, наоборот, в ней был удивительный свет.

Люди, которые были поставлены в нечеловеческие условия голода, беспредела «железной метлы», сметающей сотни и тысячи жизней своих соплеменников, эти люди не теряли чувства человеческого достоинства, иногда делились последней горстью сухого гороха, коркой хлеба, спрятанных на черный день, были даже способны прощать жестоких обидчиков, если те мучимые совестью, желали покаяться перед смертью и приходили за этим прощением.

Но зачем рассказывать о книге, ее надо читать!

Тогда же, листая страницы повести, я еще не знала, что в то самое время, когда писатель жестоко голодал, он переживал и страшную личную трагедию — его единственный сын был расстрелян.

Впоследствии я прочитала совсем другие повести и рассказы Ивана Шмелева — светлые, доверчивые, детские.

Обратите внимание

Его романы «Лето Господне», «Богомолье», написанные уже в эмиграции, в Париже, в тридцатые годы, родились из рассказов по утраченной России, которую он всегда любил и которой был верен, родились из рассказов-воспоминаний. Он дарил свои воспоминания о замоскворецком детстве маленькому племяннику — Иву Жантийому — мальчику Ивушке.

И сегодня, когда я чувствую себя душевно усталой, когда мир за окном кажется слишком печальным, я открываю эти книги, как лекарство для души. И это всегда помогает.

Я знала, что прах писателя не так давно, в 2000 году, все же удалось перевезти с кладбища Сент-Женевьев-де-Буа, в родную ему Москву, что он, хоть и через много лет, но нашел место своего окончательного упокоения на родной земле, как ему желалось, и как было указано в его завещании.

Мне же в мой июньский прошлогодний приезд в Москву очень хотелось побывать в Донском монастыре, где ныне похоронен писатель.

В один из пяти дней, после такого запоминающегося посещения Третьяковки, после общения с Троицей Рублева, иконой Донской Богоматери, я сидела на скамеечке перед каким-то странным памятником, который издали мне совсем не приглянулся.

Муж, по моей просьбе, сходил, прочитал надпись и, возвратясь, улыбнулся:

— И как ты думаешь — чей это памятник!

— Чей же?

— Шмелева!

Я подошла. Надо же было сесть отдыхать именно напротив этого скромного, простого памятника, о котором ничего не знала, присесть на скамейку как раз с мыслью, что назавтра надо бы пойти в Донской…

Памятник-бюст русского писателя Ивана Сергеевича Шмелева был открыт 29 мая в сквере на перекрестке Большого Толмачевского и Лаврушенского переулков, напротив здания научной педагогической библиотеки, где ранее была 6-я Московская гимназия, которую и окончил Иван Сергеевич. Писатель очень любил Замоскворечье, не раз с любовью писал о нем.

Скульптурный портрет писателя был сделан еще при его жизни, то есть до 1950 года, известной в русской парижской эмиграции Лидией Лузановской, прекрасным скульптором.

На следующий день мы пошли в Донской монастырь.

Могилу нашли почти сразу, так как есть указатели.

Очень люблю милую книжку «Старый Валаам», где писатель рассказывает о своем путешествии на святой остров, вместе с молодой женой Ольгой.

(Моя личная книга была утрачена. Я очень хотела приобрести такую же вновь, но не удавалось. И вот в той московской поездке, в свечной лавке, в Храме Христа Спасителя увидела желаемое. Купила последний экземпляр с витрины. Такая радость!)

Важно

На Донское кладбище Иван Шмелев был перезахоронен вместе с женой Ольгой. Могила была устроена аккуратно, но было ощущение некоторой покинутости: засохли цветы, от дождей загрязнился мрамор надгробия, запылился крест.

На Донском кладбище похоронены многие выдающиеся люди нашего отечества.

Здесь покоятся историк В. О. Ключевский, философ П. Я. Чаадаев, Писатель В. Ф. Одоевский, писатель В. А. Соллогуб, композитор С. И. Танеев, «отец русской авиации» Н. Е.

Жуковский, многие представители московского дворянства: князья Голицыны, Волконские, Вяземские, Долгоруковы, Оболенские… Здесь похоронен дед А. С.

Пушкина Лев Александрович Пушкин, бабушка Ольга Васильевна и другие родственники поэта.

Многие, посещающие сегодня Некрополь спешат отдать дань писателю А. И. Солженицыну.

Уже в наше время на Донское кладбище были перезахоронены останки генерала А. И. Деникина, философа И. А. Ильина.

Все могилы на кладбище находятся в хорошем состоянии — за ними следят, но, все же, увидев могилу Ивана Шмелева, у меня возникло грустное чувство.

Знаете? Когда родные люди долго не приходят…

А если никого родных и нет… Только мы, его читатели.

Сходили в трапезную, выпросили ведро, тряпку, вернулись помыть, прибрать.

Среди памятников бродили две девушки, что-то спросили, разговорились.

Рассказали, что они в Москве в командировке, на курсах повышения квалификации, вот вышли в обеденный перерыв.

— А чья это могила?- спросила одна из них — Юлия.

— Писатель Шмелев. Знаете? Любите?

— Еще бы! — Восхищенно выдохнула собеседница.

реакция была столь искренней, что я как-то неожиданно предложила:

— Тогда можете помочь. Если хотите!

— А можно? — Юля, в белоснежном брючном костюме и ее спутница начали стирать пыль с креста…

Совет

Потом мы с мужем пошли на другое, новое кладбище, чтобы купить цветы, заменить старые. Шли, опаляемые необыкновенно знойным солнцем, вдоль монастырской стены, потом так же возвращались.

Кое-что я знала о монастыре от самого Ивана Сергеевича Шмелева, что-то узнавалось здесь и сейчас.

Московский Донской монастырь был основан в 1591–1593 годах царем Федором Иоанновичем — сыном Ивана Грозного.

Здесь между Тульской и Калужской дорогами долгое время находился главный стан русского войска.

Стены монастыря напоминали крепостные, были настоящей защитой.

Когда орда хана Казы-Гирея пошла на Москву, нашими воинами был совершен Крестный ход с Донской иконой, а Федор Иоаннович всю ночь молился перед Образом, после чего, на утро, без всякой видимой причины, хан отступил без боя, и Москва была спасена.

В благодарность за услышанную молитву, царь Федор Иоаннович поставил первый храм, освященный во имя Пречистыя Богородицы. Потом храм стали называть Трапезным, затем, после постройки главного большого храма в честь Донской иконы Божьей Матери, его стали называть просто Малым. Он был построен на месте походного полотняного, временного, освященного в честь преподобного Сергия Радонежского.

Вон золотая луковка этого храма!

Большой собор в честь Донской иконы Божьей Матери, строили четыре года и освятили в 1698 году.

В 1812 году этот собор и весь монастырь были разорены войсками армии Наполеона, но после освобождения, русские люди тотчас взялись за восстановление своих поруганных святынь.

Обратите внимание

В 1935 году в помещении храма была размещена экспозиция Музея архитектуры и только в 1991 году все здания монастыря были вновь возвращены Патриархии.

Вот это Проездные ворота монастыря с колокольнией и надвратной церковью в честь праведных Захария и Елизаветы.

А это больничная церковь Архангела Михаила.

Это Храм-усыпальница в честь преподобного Александра Свирского, который был построен в XVIII веке над могилой графа А. Н. Зубова, в честь его небесного покровителя.

А это храм в честь преподобного Иоанна Лествичника, который был возведен уже в XIX веке на средства генерал-майор И. Ф. Терещенко. Сначала это была часовня-усыпальница для его семьи, а потом часовня была переоборудована в церковь.

В Некрополе находятся и старинные храмы и совсем молодые. Вон та небольшая церковь в честь Святого Благоверного князя Александра Невского была заложена по благословению Святейшего патриарха Алексия II и освещена в 2006 году — совсем недавно.

Во время нашего посещения шли спорые ремонтные работы. Для фотографирования это было некстати, а для восстановления храма и Некрополя — очень даже радовательно.

Главной святыней собора и сегодня является образ Донской Богородицы, написанный в XVII веке.

А вот та икона XIV века, которую предположительно писал Феофан Грек, перед которой когда-то и молился царь Федор Иоаннович, сегодня находится в Третьяковской галерее.

Важно

Однако, 1 сентября, в праздник Донской иконы Богородицы, его торжественно переносят в Большой храм монастыря для поклонения, потом увозят вновь…

Но я то видела ее в Третьяковке только вчера! Сфотографировала, хотя еще и не ведала об этой истории. Надо же как все словно складывается!

В цокольном этаже Большого храма раньше был устроен Сретенский храм, который в большой степени связан с достойными грузинскими фамилиями.

В 1711 году здесь был погребен царевич Александр, сын грузинского царя Арчила Багратиони (сподвижника Петра I). Здесь же похоронены и другие два его сына, и он сам.

После разорения собора в 1812 году, иконостас этого собора был вновь восстановлен через 20 лет на средства княгини А. И. Багратион.

Говорят, что по художественной ценности, и количеству надгробий и усыпальниц Донской Некрополь занимает в Москве главное место. Памятники, колонны, скульптуры — работы известных мастеров И. П. Витали, Г. Т. Замараева, Ф. Г. Гордеева, И. П. Мартоса…

К слову сказать, посещение Некрополя Донского монастыря бесплатное, в то время как в Некрополь Александро-Невской Лавры в Петербурге нужно покупать билет.

Мы прибирали могилу писателя, которая находится недалеко от Восточной стены и глаз, постоянно наталкивался на какие-то горельефы.

Совет

Подошли ближе и увидели шесть горельефов — чудом сохранившихся от разрушенного Храма Христа Спасителя.

«Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву»…

Под открытым небом располагались и другие сохранившиеся фрагменты от разрушенных храмов Москвы, которые сегодня представляют собою не только художественную ценность, но и свидетельствуют о подвиге людей, которые в страшное время богоборчества, спасали культурную память своей Родины.

Донской монастырь — обитель патриаршая — здесь находятся мощи Патриарха-мученика Святителя Тихона…

Здесь хорошо думается и вспоминается.

Мы уходили из Донского монастыря просветленные. Молитва в Большом храме за покоящихся в этой древней обители, посильная уборка могилы, ласковые встречи и беседы с людьми-соотечественниками, которые были так близки по духу, утешали и тепло ласкали сердце.

Источник: https://www.tourister.ru/responses/id_15356

Ссылка на основную публикацию