За что юный александр пушкин получил свой первый гонорар?

Пушкин и его гонорары

ПодробностиОпубликовано: 12.04.

2013 00:13Просмотров: 2439

Слова Пушкина о «постоянном доходе с тридцати шести букв русского алфавита» цитируют куда реже, чем «не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».

Но именно постоянством литературного заработка отличался поэт от своих российских предшественников. Журнал «Вокруг света» рассказал об Александре Сергеевиче Пушкине не как о поэте, а как о литературном работнике.

Сумароков и Тредиаковский, Херасков и Державин, Жуковский и Шишков, Карамзин и Рылеев — все они получали гонорары (не всегда деньгами — порой и ценными предметами).

Но жили они отнюдь не сочинительством: до 20-х годов XIX века литература рассматривалась в российском обществе как забава, как барская прихоть.

Лишь после войны с Наполеоном в Россию пришли западные представления о том, что литература и журналистика — это профессия, способ прокормиться. На смену литературному аристократу начал приходить «литературный работник».

Обратите внимание

Гонорары поэтов и прозаиков стали стремительно расти. Уже в 1815 году издатель и книготорговец Селивановский заплатил Карамзину неслыханную сумму в 6 тысяч рублей за собрание его сочинений. А через 10 лет А.Ф.

Смирдин купил у Крылова его сочинения за 40 тысяч рублей. Для сравнения: фунт говядины стоил тогда 12 копеек, «французского» хлеба — 16 копеек.

Квартира Пушкина на Галерной обходилась ему в 2500 рублей в год, а на Мойке — 4300 рублей (а цены в столице и тогда были намного выше, чем в провинции).

До «Руслана и Людмилы» Пушкин печатался 47 раз — и не получил за это ни копейки. Первый гонорар принес Пушкину только «Бахчисарайский фонтан», изданный Вяземским в 1824 году. Обрадованный Пушкин писал ему: «Уплачу старые долги и засяду за новую поэму. Благо я не принадлежу к нашим писателям 18-го века: я пишу для себя, а печатаю для денег, а ничуть для улыбки прекрасного пола».

Есть мнение, что первым гонораром Пушкина были совсем не деньги, а золотые часы за оду для императрийцы, посвященную мужу её дочери, наследному нидерландскому принцу Фридриху-Вильгельму Оранскому.

Пушкин стал первым русским профессиональным литератором: «Я богат через мою торговлю стишистую, а не прадедовскими вотчинами». Ведь кроме гонораров Пушкин имел единственный доход в виде жалованья камер-юнкера — 5 тысяч рублей в год, да и то лишь в зрелом возрасте. Во владение имениями он вступил лишь после женитьбы…

По подсчетам исследователей, среднегодовой доход Пушкина в последние годы его жизни составлял не менее 40 тысяч рублей (так, тот же Смирдин заплатил Пушкину 10 тысяч рублей за право переиздания «Руслана и Людмилы», «Кавказского пленника» и «Бахчисарайского фонтана»).

Но поэт нес большие потери от книжного пиратства. Еще в 1824 году петербургский почтовый цензор Евстафий Ольдекоп сумел получить разрешение на выпуск «Кавказского пленника» в переводе на немецкий.

Важно

Однако выпустил он эту книгу с параллельным текстом русского оригинала, ничего не заплатив автору. Книга пользовалась большим спросом — разумеется, только у русскоязычных россиян.

Отец поэта (тогда находившегося в ссылке) Сергей Львович подал прошение в Санкт-Петербургский цензурный комитет с просьбой защитить законные права сына, потерявшего не менее 3 тысяч рублей на срыве переговоров о переиздании поэмы другими издателями.

Но тут выяснилось: Ольдекоп никаких законов не нарушал, поскольку таковые в России отсутствовали. Авторские привилегии, защищавшие от пиратских перепечаток, практиковались в России как разовые, а не как система.

Поэтому в июле 1827 года.

поэт обратился к Бенкендорфу с пространной запиской о необходимости ввести в стране «закон противу перепечатывания книг» и «оградить литературную собственность от покушений хищников».

Такой закон, подготовленный приятелем поэта В.Ф. Одоевским, был одобрен и принят в 1828 году под названием «Положение о правах сочинителя» и утвержден как приложение к новому цензурному уставу.

Генеральный директор издательства «Наше слово»  Андрей Гордиенко в своем блоге привел пример гонораров Александра Сергеевича Пушкина. Указаны они в ассигнационных рублях (1 рубль = 25 копеек серебром). Пересчет проведен по стоимости серебра (в 1 серебряном рубле 18 грамм, сегодня унция стоит 28 долларов, таким образом, ассигнационный рубль равен современным 4,1 доллару).

1824 год. Выход в свет первого издания «Бахчисарайского фонтана» (1200 экземпляров). Гонорар — 3000 рублей (12300 долларов, 369000 российский рублей по курсу 1:30).

1825 год. Первое издание первой главы «Евгения Онегина» (2400 экземпляров). 30 декабря — выход в свет книги «Стихотворения Александра Пушкина» (1200 экземпляров). Гонорар — 8040 рублей (32964 долларов, 988920 рублей).

Совет

1827 год. «Братья-разбойники». Гонорар — 1500 рублей (6150 долларов, 184500 наших рублей).

1828. Выход в свет второго издания «Руслана и Людмилы». Гонорар — 7000 рублей (вместе со вторым изданием «Кавказского пленника») (28700 долларов, 861000 рублей).

1829 год. Выход в свет первой части «Стихотворений Александра Пушкина». Гонорар — 12000 рублей за четыре книги. (49200 долларов, 1476000 рублей)

1830 год. «Борис Годунов». Гонорар — 10000 рублей (41000 долларов,1230000 рублей ).

1831 год. Зачисление Пушкина «высочайшим» приказом на службу в коллегию иностранных дел с жалованьем 5000 рублей в год (20500 долларов, 615000 рублей, в месяц — 51250 наших рублей ).

1832 год. Выход в свет «Евгения Онегина». Гонорар — 12000 рублей.(49200 долларов, 1476000 рублей)

1835 год. Указ Николая I министру финансов о выдаче Пушкину ссуды в 30000 рублей (123000 долларов, 3690000 рублей). Всего же в год Пушкину на жизнь требовалось минимум 30 тысяч тогдашних рублей, в меньшую сумму его семья вписаться не могла.

Годовой доход от Михайловского не превышал 3 тысяч (12300 долларов, 369000 наших рублей). Всего Пушкин владел 200 душами, которые были заложены, доход от одной души не превышал 15 рублей в год (61,5 долларов, 1845 рублей).

Обратите внимание

После гибели поэта остались долги на 80 тысяч рублей (328000 долларов, 9840000 российских рублей) Понятно, что пересчет по стоимость серебра не отражает полной картины, поскольку структуры потребления тогда и сейчас достаточно сильно отличаются.

Чтобы примерно представить себе стоимость ассигнационых рублей, привожу цены в Пскове на 1838 год (в столице все это было дороже): Окуней фунт – 0,25 руб. Щук фунт – 0,20 руб. Говядины Лифляндской фунт – 0,15 руб. Говядины Русской — 0,14 руб. Гусь живой – 1,20 руб. Яиц десяток – 0,23 руб. Курица живая – 0,70 руб.

Цыплята (пара) – 0,60 руб. Масла коровьего пуд – 16 руб. Меду свежего пуд – 20 руб. Муки ржаной пуд – 2,20 руб. Масло постное (пуд) – 16 руб. Картофель четверик – 0,50 руб. Мыла Казанского пуд – 16 руб. Свечей сальных пуд – 18 руб. Сена воз – 4-5 руб. Соломы воз – 1 – 1,20 руб.

Для сравнение, сегодня у нас цена пуда сливочного масла в среднем равна 100 долларам.

По материалам СМИ

Источник: http://kuluars.info/novosti/pushkin-i-ego-gonorary.html

Пушкин мог погибнуть ребенком от коня императора Александра I

6 июня 1799 года родился великий русский поэт А.С. Пушкин.

«Солнце русской поэзии» отлично фехтовал, «троллил» друзей и после смерти породнился с императорской семьей.

Александр Сергеевич Пушкин не был первым поэтом в своей семье. Склонность к сочинительству стихов, правда, только на любительском уровне, испытывал и его отец Сергей Львович Пушкин.

Дядя же, Василий Львович Пушкин, был известным поэтом, другом историка Карамзина и министра Сперанского. Именно дядя приобщил юного племянника к поэзии.

Как часто бывает, ученик превзошел учителя – сегодня произведения Василия Пушкина хоть и издаются, но малоизвестны широкому кругу читателей.

В Лицей – по знакомству

Созданный в 1810 году Царскосельский лицей имел своей задачей подготовку государственных чиновников высшего ранга.

Первый набор в лицей составлял 30 человек, и родителям Пушкина, занимавшим достаточно скромное положение в высшем обществе, трудно было рассчитывать на то, что маленький Саша получит столь престижное место.

Помог «блат» – дядя поэта, Василий Пушкин, дружил с министром Михаилом Сперанским, организатором Лицея, и замолвил словечко за племянника.

Далеко не первый ученик

Первый выпуск Царскосельского лицея состоялся в 1817 году. Сегодняшним выпускникам и не снился график, предложенный лицеистам – 15 выпускных экзаменов проводились за 17 дней.

Важно

Александр Пушкин из 29 выпускников показал 26-й результат. Неудивительно, что чиновничья карьера у Пушкина не сложилась. При этом три предмета поэту удались блестяще – российская и французская словесность, а также фехтование.

Лысый гений

От африканских предков Пушкину достались темные кучерявые волосы. Именно с такой шевелюрой канонически изображается поэт. Между тем, такая прическа была у него не всегда. В 1818 году 19-летнего Пушкина после серьезной болезни обрили наголо, и он какое-то время вынужден был носить парик.

Это, правда, Александра Сергеевича никоим образом не смущало – однажды в Большом театре он едва не сорвал спектакль, начав обмахиваться снятым париком, чем вызвал у присутствующих истерический смех.

В конце жизни Пушкин и вовсе стал стремительно лысеть – от прежней роскошной шевелюры мало что осталось.

Клюква вместо пули

Дуэль с Дантесом была 21-й в жизни Александра Сергеевича Пушкина, причем в 15 случаях именно он выступал в качестве инициатора. Из них, правда, состоялись только четыре – остальные заканчивались примирением сторон, обычно стараниями друзей. Впрочем, участниками дуэли с поэтом становились и его друзья.

Однажды Пушкин, что называется, «достал» Вильгельма Кюхельбекера. Василий Андреевич Жуковский не пришел на званый ужин, а в ответ на вопрос о причине пояснил: «Мне нездоровилось, к тому же пришел Кюхельбекер, и я остался дома». Узнавший об этой истории Пушкин написал следующие строки:

Разъяренный Кюхельбекер вызвал поэта на дуэль, но друзья дуэлянтов зарядили пистолеты клюквой, и поединок завершился примирением.

Блестящий стрелок

Бытует представление о том, что поэт Пушкин в дуэли с офицером Дантесом был обречен изначально. Однако это не так – поэт был прекрасным фехтовальщиком и отлично владел пистолетом. На прогулки он специально ходил с тяжелой железной палкой, тренируя твердость руки.

Совет

Отличное владение оружием Пушкина доказывает и тот факт, что тяжелораненый поэт сумел сделать ответный выстрел, пробив Дантесу руку, прикрывавшую грудь. Противник Пушкина должен был неминуемо погибнуть, однако на пути пули якобы встала пуговица. Многие, впрочем, уверены, что на Дантесе была надета кираса.

Царская родня

Про отношения императора Николая I и поэта Александра Пушкина в разное время высказывались различные версии – от полной враждебности до близкой дружбы. По всей видимости, истина лежит где-то посередине. Тем не менее, после смерти поэта император отдал следующее распоряжение:

«1. Заплатить долги.

2. Заложенное имение отца очистить от долга.

3. Вдове пенсион и дочери по замужество.

4. Сыновей в пажи и по 1500 р. на воспитание каждого по вступление на службу.

5. Сочинение издать на казенный счет в пользу вдовы и детей.

6. Единовременно 10 т.»

Но и император не догадывался, что менее чем через полвека род поэта породнится с монаршьей фамилией.

В 1881 году внук царя Николая I Михаил Романов и Софья Меренберг, внучка поэта Александра Пушкина, поженились. Семья Романовых была против этого брака и вынудила Михаила расстаться с государственной службой.

Великий князь с женой покинули Россию и обосновались в Британии, где по сей день проживают потомки семьи.

ДТП с императором

Сам Пушкин рассказывал, что первая встреча с императором, которую он запомнил, произошла в 1803 году.

Няня с 4-летним Сашей вышли на прогулку, и расшалившийся мальчик оказался на дороге, где в этот момент совершал конную прогулку его тезка – император Александр I.

Монарх проявил завидную реакцию, успев вовремя остановить коня, и тем самым спас для всей России будущее «Солнце русской поэзии».

Обратите внимание

Происхождение поэта от обезьяны

Тема расизма в России во времена Пушкина не стояла остро ввиду малого числа чернокожих. Сам поэт своими африканскими корнями даже гордился, хотя умело пресекал тех, кто начинал назойливо его об этом расспрашивать.

Когда Саше было шесть лет, в гости к родителям Пушкина приехал сосед – помещик Дмитриев. «Какой арапчик», – выказал умиление гость, глядя на мальчика. «Зато не рябчик», – тут же получил он ответ от ребенка. Родители юного Пушкина густо покраснели: дело в том, что лицо Дмитриева было обезображено «рябью» из-за перенесенной оспы.

Однажды на светском вечере к уже взрослому Пушкину пристала француженка, которую очень интересовали негритянские корни поэта:

– Кстати, господин Пушкин, вы и сестра ваша имеете в жилах кровь негра?

– Разумеется,- ответил поэт.

– Это ваш дед был негром?

– Нет, он уже им не был.

– Значит, это был ваш прадед?

– Да, мой прадед.

– Так это он был негром… да, да… но в таком случае, кто же был его отец?

– Обезьяна, сударыня, – закончил разговор Пушкин.

Поставленный удар жены

Красавица-жена Пушкина Наталья Гончарова была на десять сантиметров его выше, и поэт не слишком ловко чувствовал себя с ней рядом на балах, стараясь держаться несколько в стороне.

Наталью Николаевну многие считают «светской львицей», едва ли не погубившей поэта, однако жизнь с Пушкиным у красавицы не состояла из одних развлечений – за шесть лет брака с темпераментным Александром Сергеевичем она родила четверых детей.

При этом сам Пушкин порой давал жене повод для ревности, кокетничая с дамами на балах. Порой Натали, которой также было не занимать темперамента, в гневе покидала балы, отправляясь домой.

Читайте также:  Трюизмы о ностальгии. нужна ли она нам?

Как-то после того случая поэт, вернувшись домой, поинтересовался: «Что случилось? Почему ты уехала?» Вместо ответа супруга отвесила Пушкину смачную пощечину.

После этого случая Александр Сергеевич в письме к своему другу Вяземскому заметил, что «у его мадонны рука тяжеленька».

Источник: http://www.stapravda.ru/20140606/pushkin_mog_pogibnut_rebenkom_ot_konya_imperatora_aleksandra_i_77170.html

Куда податься начинающему писателю

Как пробиться на книжный рынок, где опубликовать рукопись, как развивать свое литературное мастерство? О том, где и как заявить о себе начинающему автору, читайте в нашем материале.

Толстые литературные журналы

Сегодня в России насчитывается несколько десятков толстых журналов, которые публикуют на своих страницах произведения неизвестных авторов. По сути, они продолжают традицию тех самых журналов, которые существовали во времена Пушкина, Гоголя и Белинского.

К слову, , в котором 15-летний Пушкин опубликовал свое первое стихотворение, существует и сегодня, и там по-прежнему публикуются произведения молодых авторов. Работают в таких журналах литературные критики, которые выбирают лучшие произведения.

Считается, что публикация в толстом литературном журнале — показатель качественной литературы, поэтому издатели не только охотно берут на рассмотрение рукописи авторов, публиковавшихся в подобных изданиях, но и сами регулярно отслеживают новые имена на страницах толстых журналов.

Важно

Преподаватели литературного мастерства и критики в один голос утверждают: если вы хотите состояться как автор — читайте книги и регулярно просматривайте толстые журналы, чтобы ориентироваться в литературных трендах.

Отслеживать современные толстые журналы можно на сайте . Архив номеров пополняется каждый месяц.

Массовая пресса

Если толстые литературные журналы рассчитаны на узкий круг читателей, то массовая пресса дает автору возможность заявить о себе перед широкой аудиторией и сделать так, чтобы ваше имя было «на слуху».

Публикации на страницах обычных изданий — от газеты «Метро» до журнала Cosmopolitan, по словам эксперта по стратегическому PR Александра Цыпкина, — один из этапов успешной стратегии продвижения своих произведений.

Гонорары за такие публикации, увы, удается получить не всегда, но Цыпкин утверждает: бесплатная публикация на страницах массового издания — хорошая инвестиция в будущее, если вы задумались о писательской карьере.

Литературные школы

Сегодня в Москве работает около полутора десятков школ и литературных мастерских, многие из которых проводят занятия и онлайн-курсы в других городах. У каждой школы свой подход.

Так, если Creative Writing School Майи Кучерской основывается на приемах западных школ, то «Хороший текст» Татьяны Толстой ориентирован на продолжение традиций русской литературы.

Курс в литературной школе — это сжатая до нескольких месяцев или недель программа Литинститута, где студенты под руководством известного автора начинают практику с первого занятия. Для лучших студентов, как правило, предусмотрены бюджетные места и скидки.

По словам Кучерской, средний возраст студента литературной школы — 32 года: чаще сюда приходят люди с опытом, которые хотят отточить мастерство, освоить приемы ремесла и получить оценку опытного мастера.

Мария Голованивская, основавшая вместе с Татьяной Толстой школу «Хороший текст», отмечает: литературные мастерские — это еще и социальный лифт, который дает начинающему автору возможность познакомиться с коллегами по перу и пережить уникальный опыт. По словам редакторов, упоминание одной из подобных школ в резюме неизвестного автора дает ему преимущество при рассмотрении рукописи.

Литературные премии

В России действует более 600 литературных премий. Самой престижной наградой для молодых авторов считается премия «Дебют» (увы, в 2016-2017 годах она не вручалась). Авторы романов, рассказов, стихов и эссе до 35 лет могут отправить свою рукопись на конкурс через онлайн-форму на сайте премии. Многие современные прозаики начинали карьеру именно с литературных премий.

Так, лауреат «Русского Букера — 2015» Александр Снегирев получил свою первую премию в 25 лет. «Получив “Дебют”, я совершенно обалдел и понял, что надо, видимо, этим делом (литературой — прим. ред.) заняться всерьёз, — вспоминает. — “Дебют” и “Липки” (семинар для молодых авторов — прим. ред.), сделали для русской литературы так много, что оценить это смогут лишь потомки».

Также стоит отметить литературную премию «Лицей».

Социальные сети и онлайн-платформы для начинающих авторов

По словам критика Александра Гаврилова, электронная публикация произведения — главный литературный тренд последнего десятилетия.

Сегодня в руках у автора-дебютанта больше ресурсов, чем у издателя: он не обязан встраиваться в традиционные цепочки распространения своих произведений и обивать пороги издательств, поскольку может самостоятельно выйти на широкого читателя и протестировать на нем различные литературные форматы через социальные сети и другие интернет-каналы.

Для сравнения: Джоан Роулинг получила 8 отказов от издательств, прежде чем рукопись первой книги о Гарри Поттере приняли в печать. Между тем, у романа Э.Л. Джеймс «Пятьдесят оттенков серого» истории отказов нет, поскольку автор не нуждался в издателе: книга была опубликована на форуме фанфиков, откуда ее выцепило австралийское издательство электронных книг.

https://www.youtube.com/watch?v=nNuPwtx7cfc

Блогерская проза и фейсбук-байки получили большое распространение в последние годы. Так, Диляра Тасбулатова заключила авторский договор с «Эксмо» после того, как редактор наткнулась на ее Фейсбук.

Александр Цыпкин рассказывает, что свою первую книгу он также издал на основе историй, опубликованных в Фейсбуке.

Александр считает: для продвижения прозы необходимо использовать все возможные каналы Интернета — от персонального сайта до Инстаграм-аккаунта, где под фотографиями могут публиковаться цитаты из книг.

Совет

Эксперты отмечают и обратную сторону интернет-прогресса: с ростом популярности социальных сетей, становится сложнее отследить качественную прозу — иными словами, графоманов становится больше.

Поэтому сегодня успешный писатель — это еще и эффективный пиар-менеджер, задача которого — создать качественный бренд из своего имени и задействовать максимальное количество ресурсов для продажи своего «товара».

Общение напрямую с издателем

То, что редакторы не просматривают почту, на самом деле — стереотип. Чтобы было понятно, кратко опишем механизм, по которому рассматриваются рукописи, поступающие в «Эксмо». После того, как произведение падает на ящик издательства, ему присваивается номер.

Далее рукопись отправляется к внештатному рецензенту, который, не имея никакой информации об авторе, оценивает его по определенным критериям: язык, мастерство в создании сюжета, убедительность и т.д.

Если текст получает высокую оценку, его читает редактор, и в случае положительного решения с автором связываются для заключения авторского договора.

Немаловажную роль при рассмотрении рукописи для издателя играет резюме автора. Так, наличие публикаций — дополнительный бонус. Более того, редакторы обращают внимание на такие, казалось бы, мелочи, как оформление письма.

Игры с шрифтами, опечатки и грамматические ошибки, уничижительные формулировки вроде «я понимаю, как мало у вас времени», «наверное, вы не найдете время для моей скромной персоны» могут просигналить издателю о том, что рукопись выполнена некачественно.

Ознакомиться с полным перечнем требований к оформлению материалов в издательстве «Эксмо» можно здесь.

В целом, заявка на рассмотрение рукописи должна быть написана в деловом стиле, быть максимально содержательной и не усложнять работу издателя обилием излишней информации и пространных формулировок. И не забывайте: начало книги — пиар всей книги, конец книги — реклама следующей книги.

Источник: https://eksmo.ru/articles/kuda-podatsya-nachinayushchemu-pisatelyu-ID2046163/

Десять фраков за «Героя нашего времени»: какие гонорары получали русские классики

Прожить литературным трудом сложно было во все времена, а уж с распространением Интернета зарабатывать на тиражах писателям и поэтам стало особенно трудно. Хорошо сейчас живут в основном те авторы, которым повезло с подписанием контракта на экранизацию. Впрочем, и русские классики не так уж часто купались в золоте.

Александр Пушкин

Пушкин был и остается самым высокооплачиваемым русским поэтом в истории. Его гонорары за журнальные публикации одно время доходили до рубля золотом за строчку – месячного бюджета крестьянской семьи.

Но жил Александр Сергеевич по дворянским меркам бедно, семья мыкалась по доходным домам, Пушкин был в долгах как в шелках.

Это, кстати, видно и по его творчеству: если читать лирику Пушкина подряд, то между абсолютными шедеврами мы видим массу простеньких, проходных стихотворений, явно написанных с целью получить гонорар здесь и сейчас.

Обратите внимание

Экономить поэт совершено не умел, коммерческой жилки у него тоже не было. Особенно трудно стало после женитьбы: один за другим пошли дети, издательские проекты прибыли не приносили, публике Пушкин приелся, и его поджимали более молодые конкуренты, в частности Владимир Бенедиктов.

За первое полное издание «Евгения Онегина» поэт получил 12 тысяч ассигнациями, но этого не хватило даже на то, чтобы рассчитаться с долгами.

Как ни печально это осознавать, но материальное благополучие пришло в семью благодаря гибели поэта: царь оплатил его долги, назначил вдове пенсию, плюс она осталась обладательницей прав на все многогранное творчество Александра Сергеевича.

Александр Пушкин. Репродукция картины Ирины Воробьевой, 1976 г.

Михаил Лермонтов

Михаил Юрьевич, погибший в неполные 27, в деньгах не нуждался.

Его богатая бабушка Елизавета Алексеевна души не чаяла во внуке, и это не лучшим образом отразилось на характере поэта: избалованный и конфликтный, он постоянно нарывался на неприятности, что и стало причиной его столь ранней и нелепой смерти.

Известно, что за второе издание великолепного романа «Герой нашего времени» Лермонтов получил 1500 рублей – небольшие деньги для молодого человека, на одно только обучение языкам которого тратилось по 4000 в год. Для сравнения, хороший модный фрак стоил в те годы 150 рублей (а, скажем, жирный гусь – 30 копеек).

Михаил Лермонтов. Репродукция картины Бориса Щербакова, 1949 г.

Федор Достоевский

Он имел все шансы стать преуспевающим писателем: его первые опыты были тепло встречены критикой, и, скажем, развивая тему бедности, намеченную в повести «Бедные люди», он вполне мог достичь настоящего богатства.

К сожалению для Федора Михайловича и к счастью для русской литературы, особенности характера не позволили ему пойти по спокойной тропе.

Он начал писать мрачную фантастику в духе Гоголя, затем попал на каторгу, после освобождения подхватил лудоманию – зависимость от азартных игр, в первую очередь рулетки.

https://www.youtube.com/watch?v=1M7ZxNoMcrA

Как результат – постоянные долги, лихорадочная писанина, кабальные договоры с издателями. 7000 рублей за всего «Идиота», аналогичные суммы за «Преступление и наказание» и «Бесов» – лишь к последнему своему роману, «Братьям Карамазовым», Достоевский дорос до 300 рублей за печатный лист в периодике – почти вдвое меньше, чем получал и без того богатый Тургенев.

Всю жизнь Достоевский прятался от кредиторов, без устали зарабатывал деньги и проигрывал их. Удивительно ли, что женился он на собственной стенографистке – скорость и качество ее работы напрямую влияли на доходы Федора Михайловича. Результат: целых четыре романа Достоевского регулярно включаются во всевозможные сотни лучших книг в истории, и другого такого писателя в мире попросту нет.

Федор Достоевский. Репродукция картины Ильи Глазунова, 1962 г.

Иван Тургенев

Неустанный хулитель Достоевского почти никогда не нуждался в деньгах и получал очень высокие гонорары. Его небольшие то ли повести, то ли романы издатели покупали по 4-5 тысяч рублей за каждое издание, аналогичные суммы платили и литературные журналы. Каждое из многочисленных изданий «Записок охотника» давало по 2500 рублей.

Забавно, что сам Тургенев избегал в этом признаваться – в высшем свете получение доходов от литературной деятельности было не совсем комильфо. Однако продавать свои тексты Тургенев умел отменно.

Был, правда, неприятный момент – ссора с матерью, после которой Тургенев перестал получать помощь из дома.

Но после смерти своей не слишком адекватной матушки Иван Сергеевич стал очень богатым помещиком – 20 тысяч рублей дохода в год с одной только земли!

Иван Тургенев. Репродукция рисунка Полины Виардо

Лев Толстой

Став известным писателем, Толстой получал огромные гонорары – более 20 тысяч рублей за каждое издание «Анны Карениной» и «Воскресенья» (к концу XIX века рубль, правда, был уже не тот, что при Пушкине).

Существует забавный подсчет, по которому сумма гонорара Толстого 1899 года за «Воскресенье» составила бы 53,8 млн руб. – если пересчитывать по средней розничной цене свинины.

Довольно циничная методика, если учесть, что к тому времени граф стал убежденным вегетарианцем.

Так или иначе, Толстой был одним из самых высокооплачиваемых авторов в русской истории. При этом в деньгах он никогда не нуждался: род Толстых владел обширными угодьями и изрядными капиталами.

Так что Лев Николаевич вполне мог позволить себе и оттачивать до блеска свои произведения, и заниматься социально-экономическими экспериментами, и писать десятки писем в день, и содержать при этом свое немаленькое семейство.

Лев Толстой. Репродукция картины Ивана Крамского, 1873 г.

Кстати: Ошибочно было бы предполагать, что именно классики являлись самыми высокооплачиваемыми писателями.

Подзабытый ныне автор исторических хроник Михаил Загоскин, например, еще в 1831 году получил 40 тысяч рублей за не слишком удачный роман «Рославлев» (Загоскина прославила предыдущая книга, «Юрий Милославский»).

По тем временам это были невероятные деньги.

гонораринтересные историиписатель

Источник: https://teleprogramma.pro/afisha/books/275237/

Заметки, навеянные чтением. Пушкин и гонорары

Заметки, навеянные чтением. Пушкин и гонорары. [Jan. 23rd, 2005|03:28 am]Alika
Первыми пиратами были в России издатели. Пока не было, как класса, русского романа, было очень удобно таскать романы французские и английские. Затрат практически никаких. Купил за границей одну книгу, перенабрал ее в своем издательстве — и знай печатай! Образованные круги знали язык свободно. И уж точно не нужно платить гонорар автору. Еще лучше обстояло дело с переводами. Тут даже теоретически поймать сложно — кто же из авторов поймет в русском варианте, что это за история о доблестном рыцаре Ивангое?За перевод платили копейки, практически принимая работу на вес. А издавали много. И покупали много. Издательское дело было очень прибыльным.И как всегда Пушкин был первым и тут. Он первым стал требовать и получать гонорары. Гонорары ему платились по самой высокой ставке, даже в молодости.24 года. «Бахчисарайский фонтан» — 3000 руб26 лет. Книга «Стихотворения Александра Пушкина» — 8040 руб.28 лет. Второе издание «Руслана и Людмилы» — 7000Почти 30. За первую часть книги стихотворений получил 12 00033 года. За выход полного «Евгения Онегина» тоже 12 000.Жалование мелкого чиновника было 30-40 руб в год. Крепостной стоил 100-300 руб. Ночь в плохонькой гостинице 2 руб. Пуд меда 12 руб:)Интересно, сколько книги стоили в те времена?
Comments:
From: prometa2005-01-23 11:43 am (UTC) (Link)

Пушкин — первый профессиональный литератор. После него большой коммерческий прорыв соверишл Лев Толстой, который, кроме обычного гонорара, начал требовать долю от продаж тиража. Издатели считали его сущим людоедом.Точные расценки на книги в те времена я не знаю. Наверное, ориентиром нам может послужить фргамент из повести Л.Н. Толстого «Детство». Гувернер барчуков составил записку-смету, в которой расписал все траты на детей:

Для детьей два удочка — 70 копек. Цветной бумага, золотой коемочка, клестир и болван длякоробочка, в подарках — 6 р 55 к. Книга и лук, подарка детьям — 8 р. 16 к. Панталоны Николаю — 4 рубли. Обещаны Петром Алексантровичь из Москву в 18… годузолотые часы в 140 рублей. Итого следует получить Карлу Мауеру кроме жалованию — 159

рублей 79 копек.

Получается, что книжка стоила рублей пять-семь.

From: rikki_t_tavi2005-01-23 12:22 pm (UTC) (Link)

О, спасибо!:) Да, похоже на то, что ваши оценки верны. Да — после Пушкина практически никому не платили много. Зато мы имеем Достоевского, который исписывал километры бумаги по очень низкой цене, чтобы прокормить родных и проиграть в карты.

Чехов, говорят, Марксу продал собрание сочинений за 75 тысяч — и Маркс потом многажды на этом наварил.

From: ex_ex_ex_ma2005-01-23 11:56 am (UTC) (Link)

Ну возьмем того же Пушкина.История пугачевского бунта — 20 руб. (22 — с пересвлкой). Напечатали 3 000 экз., тираж при жизни пушкина так и не разошелся. А это было особенно плохо, ибо его он издавал за свой счет, заняв в казне 20 000 тыс. рублей.

Евгений Онегин издавался поначалу по главам. Полный комплект стоил 40 рублей. Но в 1837 году вышло полное издание ЕО в одной книжке, миниатюрного формата в мягкой обложке (покетбук, в общем %)). Эта книга стоила 5 рублей.

From: rikki_t_tavi2005-01-23 12:30 pm (UTC) (Link)

О, этот последний Онегин разошелся мигом. При обычных тиражах для Пушкина в 1200 экземпляров, у этого 2000 разошлись в первые три дня!А история пугачевского бунта не массовое чтение, конечно:( Он переоценил желание каждого образованного человека иметь книгу по отечественной истории дома.

Ему и в упрек-то ставили потерю легкости и пугающую серьезность в последние годы…

From: ex_ex_ex_ma2005-01-23 12:41 pm (UTC) (Link)

ага.И Пушкин стал нам скучен,И Пушкин надоел:И стих его не звучен,И гений охладел.»Бориса Годунова»Он выпустил в народ: Убогая обна —

Увы! на новый год!

From: rikki_t_tavi2005-01-23 12:48 pm (UTC) (Link)

Застеснялась, что не знала этой эпиграммы, полезла искать — нашла опять кучу интересного:)
Я так никогда делом не займусь!

From: aksik2005-01-23 12:06 pm (UTC) (Link)

с книжками по-разному обстояло дело. Были такие издатели, которые ориентировались на народ, который якобы готов тащить с рынка Гоголя. Так эти издания были совсем копеечными, в буквальном смысле. Видела собрание сочинений того же Гоголя за 12 копеек. Одна книжка могла стоить полушку. А были издатели вроде роскошного Вольфа, которые ниже двух рублей за одну книгу не опускались.

From: ex_ex_ex_ma2005-01-23 12:57 pm (UTC) (Link)

ну это скорее всего имеется я виду собрание сочинений в одном томе. у меня такое гоголевское есть 1930-х годов.

From: aksik2005-01-23 03:51 pm (UTC) (Link)

на поприще копеечных изданий особенно преуспел Сытин — в большей степени от того, что использовал чужие тексты и готовые клише 🙂

From: ex_ex_ex_ma2005-01-23 12:06 pm (UTC) (Link)

еще из письма плетнева пушкину выясняем, что 2 и з главы онегина сотили 4 р. 50 коп.сборник стихотворений столько же.сборник поэм 13 руб.

это в 1825 году.

From: rikki_t_tavi2005-01-23 12:33 pm (UTC) (Link)

Спасибо!Все время мне было интересно, сколько же стоили все те массы книг, которые Онегин, например, выписывал.

Да и позже — когда Ленин в Шушенское ящиками книги получал, сколько брали за ящик:)

From: ex_ex_ex_ma2005-01-23 12:45 pm (UTC) (Link)

ну сколько стоили массы книг Онегина можно примерно выяснить на примере Пушкина.
после его смерти казна взялась выплатить все его долги и составила список удовлетворенных кредиторов. Из всей суммы на книги было потрачено больше пяти тысяч рублей. и это только те книги, за которые пушкин не успел заплатить.

From: ex_ex_ex_ma2005-01-23 12:56 pm (UTC) (Link)

у меня просто нужные книги под рукой %)
не знаю, можно ли это у вас достать, но всю информаию, приведенную в этом треде, я брала из двухтомника «Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками» и книги «Последний год жизни Пушкина». И то и другое составил В.В. Кунин.

Там в хронологическом порядке собраны воспоминания, дневниковые записи, письма и так далее. Очень интересно, если мне вдруг скучно и нечего читать, я сразу за одну из этих книжек хватаюсь. Если вдруг попадется — очень рекомендую.

А если мне, в свою очередь попадется еще один экземпляр в каком-нибудь букинисте, то могу прислатьв подарок.

From: rikki_t_tavi2005-01-23 01:08 pm (UTC) (Link)

Про подарок сразу скажу — это было бы очень здорово!:)

Я книг много взять не смогла и пока в кочевой жизни покупка их тоже ограничивается. Так что из Пушкина у меня с собой толстый двухтомник, тыняновский «Пушкин» и «Рисунки Пушкина» отдельный томик ( очень люблю!) И дома, кажется еще остался «Пушкин в жизни» Вересаева. Но это я плохо помню уже.

From: korolana2005-01-23 03:08 pm (UTC) (Link)

(сидит-горюет) И у меня та же беда с эмиграциями… А дома остались как раз и «Последний год жизни Пушкина», и «Рисунки Пушкина» Цявловской…Эх…Вот поеду к родным этим летом и ничего покупать не буду, только посылок с книгами пошлю сколько смогу.

Источник: https://rikki-t-tavi.livejournal.com/165029.html

Первое большое путешествие пушкина

Долго ль мне гулять на свете То в коляске, то верхом, То в кибитке, то в карете,

То в телеге, то пешком?


А. С. Пушкин. Дорожные жалобы

Наука и жизнь // Иллюстрации

«А. С. Пушкин с дочерьми генерала Н. Н. Раевского на берегу моря у Кучук-Ламбата». Художник И. Айвазовский.

Николай Николаевич Раевский-старший. Художник П. Соколов. 1826 год.

Мария Николаевна Раевская. Неизвестный художник. 1821 год.

Михайловское. Дом А. С. Пушкина со стороны парка.

«Пушкин на берегу моря». Художник Л. Пастернак. 1896 год.

«Крым. Гурзуф». Художник К. Кюгельген. 1824 год.

«Прощание А. С. Пушкина с морем». Художник И. Айвазовский. 1887 год.

Известно, что Пушкин много путешествовал. Число и протяжённость его маршрутов составили бы честь готовому «к перемене мест» нашему современнику. Правда, не все поездки совершались по воле Александра Сергеевича. Так, первое большое и весьма значимое в его жизни путешествие было… в ссылку.

Сначала вспомним о самых первых путешествиях поэта, когда, собственно, не он ездил, а его возили. Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 года, а уже в сентябре того же года его на два месяца увезли в «сельцо Михайловское Опочицкого уезда Псковской губернии» — родовое имение отца, Сергея Львовича Пушкина.

В  1800 году (весной или летом) семья уехала примерно на полгода из Москвы в Петербург. Более точных свидетельств и документов не сохранилось. Достоверно известны только сами факты этих двух поездок. Когда Пушкины вернулись в Москву (очевидно, осенью 1800 года), Александру было полтора года, сестре Ольге — три, а в марте 1801 года родился брат Николай.

Важно

И в наше время не всякая семья решится на такие переезды с совсем маленькими детьми, притом что условия и длительность путешествий не идут ни в какое сравнение с прежними.

Если же учесть ещё частые переезды родителей Пушкина с одной квартиры на другую, то надо признать, что были они люди беспокойные, или безалаберные, или легкие на подъём, или всё вместе, и Александр просто унаследовал эти их качества.

Детские годы, вплоть до отъезда в Петербург для поступления в лицей, Пушкин с семьёй жил в Москве. Правда, в 1805—1809 годах каждое лето, с мая по сентябрь, семья проводила в селе Захарове, купленном бабушкой в 1804 году.

(Сейчас эта подмосковная усадьба вместе с домом и другими постройками воссоздана заново, там проходят в пушкинские дни многолюдные праздники.) Надо думать, поездки в деревню укрепили здоровье детей, и это позволило выжить и Александру, и его старшей сестре Ольге, и младшему брату Льву.

Ещё четверых детей Сергея Львовича и Надежды Осиповны деревня не спасла. Брат Николай умер в шестилетнем возрасте (Пушкин его упоминал в автобиографических записках), брат Платон — в двухлетнем, сестра Софья прожила чуть больше года, а брат Павел — всего пять месяцев.

Только трое детей из семи смогли перешагнуть порог детской смертности, обычный для России XIX века: половина детей и в дворянских семьях, и в крестьянских умирала в возрасте до десяти лет. Страшно представить себе, что Пушкин мог оказаться в их числе!

… В июле 1811 года юный Александр в сопровождении дяди Василия Львовича и его гражданской жены А. Н. Ворожейкиной едет в Петербург. Три месяца уходят на хлопоты и ожидание, и наконец Пушкин — лицеист. 19 октября состоялось торжественное открытие лицея.

В Москве перед отъездом тётка и бабушка подарили Александру «на орехи» 100 рублей, но Василий Львович взял их у него «взаймы», а вот отдал ли — неизвестно.

Кажется, это был единственный случай, когда задолжали Пушкину, — большую часть своей сознательной жизни он сам был в долгах…

Режим в лицее был достаточно жёстким, можно сказать полувоенным. О путешествиях или выездах за пределы Царского Села не могло быть и речи. Лицеисты оставались там даже на летние каникулы. Это был всего один месяц — июль, уже первого августа занятия возобновлялись.

Совет

Только однажды летом воспитанников возили по окрестностям — в Павловск, Колпино, Орани-енбаум, и только раз небольшая часть лицеистов, имевших родных в Петербурге, провела рождественскую неделю в столице. Родители Пушкина к тому времени жили в Петербурге, и на рождественской неделе Александр был дома.

Единственный раз за шесть лет.

9  июня 1817 года в лицее состоялся выпуск. Через два дня Пушкин покидает Царское Село. Последующие три года он живёт в Петербурге с родителями « в Коломне на Фонтанке, близ Калинкина моста». В числе семи выпускников Пушкина определили в Коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря (десятый класс из 14 в табели о рангах) с жалованьем 800 рублей в год.

3 июля 1817 года Пушкин подаёт прошение об отпуске и через неделю уезжает с родителями, сестрой и братом в Михайловское, бывает также в Тригорском и Петровском. Через два года Пушкин снова берёт отпуск в Коллегии и уезжает в Михайловское на месяц. Выходит, он трижды побывал там ещё до большой ссылки.

Вернёмся к 1817 году. С последних чисел августа Пушкин снова в Петербурге и счи -тается на службе, но, судя по письму директора лицея Е. А. Энгельгардта, «ничего не делает в Коллегии, он даже там не показывается».

Так или иначе, три года продолжалась его бурная петербургская жизнь. Стихи, опубликованные, неопубликованные и приписываемые Пушкину, передавались из уст в уста.

Они буквально взорвали петербургское общество, и, наконец, терпение правительства и императора лопнуло.

«Пушкин наводнил Россию возмутительными стихами», — заявил Александр I. После этих слов поэта ждала ссылка. Однако благодаря усилиям старших друзей, включая Жуковского, северная ссылка была заменена южной «полуссылкой».

В мае 1820 года Пушкин отправился в распоряжение генерала И. Н. Инзова в Екатеринослав (ныне Краснодар).

Обратите внимание

Перед дорогой ему выдали 1000 рублей — это было довольно щедро, так как непосредственно «на проезд» требовалось около половины, а годовое жалованье Пушкина составляло 800 рублей.

Статус его был не ссыльного, а курьера. Пушкин вёз Инзову императорский рескрипт о назначении генерала наместником Бессарабии.

Это было первое большое путешествие поэта из многих, ещё предстоявших. До этого, как уже упоминалось, он совершил 11 переездов, преодолев в общей сложности около 5 тысяч километров.

Получается, что за 21 год жизни, ещё до южной ссылки, Пушкин провёл в Москве и Захарове одиннадцать лет, в Петербурге и Царском Селе — девять с половиной лет, в Михайловском — четыре месяца и в дороге два месяца.

Итак, в мае 1820 года Пушкин в сопровождении своего постоянного «дядьки» Никиты Козлова выехал из Петербурга.

Через 12 дней, преодолев 1600 вёрст (верста на 67 м больше километра), он был в Екатеринославе, где провёл девять дней, поскольку заболел «лихорадкой» после купания в Днепре. 28 мая Пушкин с согласия Инзова присоединился к семейству Раевских.

Дальше они ехали вместе на Кавказ, потом морем в Крым и уже сухопутным путём, через Симферополь и Одессу, — в Кишинёв, в постоянную резиденцию генерала.

Четыре с половиной месяца (с 6 мая по 21 сентября) заняло это первое большое путешествие поэта. Оно исключительно благотворно повлияло на его творчество. Опальный, поднадзорный, ожидающий ссылки, Пушкин перестал писать стихи ещё в Петербурге. Пауза длилась практически полгода, и только к концу путешествия на Кавказ к нему вернулись поэтический дар и жажда его воплощения.

Это было в Гурзуфе, куда рано утром 18 августа пришёл из Тамани с остановкой в Керчи военный бриг. На борту были семья Раевских и А. С. Пушкин. Он впервые плыл по морю, впервые увидел с воды крымский берег и горы.

Важно

Здесь, в Крыму, он окончательно ожил и оттаял в окружении прекрасной южной природы и милого его сердцу семейства Раевских. В Гурзуфе же после довольно долгого молчания была написана первая крымская элегия, переписанная потом набело в Кишинёве:

Погасло дневное светило; На море синее вечерний пал туман, Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной угрюмый океан. Я вижу берег отдалённый, Земли полуденной волшебные края; С волненьем и тоской туда стремлюся я,

Воспоминаньем упоённый…

Раевские и Пушкин жили в большом доме герцога Ришелье, с открытой террасой, видом на море и на татарскую деревню. Этот дом сохранился, и там давно уже музей Пушкина.

Кавказские и крымские впечатления в последующем много раз будут появляться в его сочинениях. «Прекрасны вы, брега Тавриды», — напишет он в «Евгении Онегине». Пушкин впервые задумал свой знаменитый роман в Гурзуфе. Тому есть письменное признание самого поэта в письме к Вяземскому.

Когда биографы Пушкина пишут: «Ехал вместе с Раевскими», это означает, что ехали две кареты и коляска.

В них размещались Раевский-старший — генерал Николай Николаевич, Раевский-младший — сын Николай, дочери Мария и Софья, гувернантка, компаньонка Марии и крестница Н. Н. Раевского Анна Гирей, француз Фурье и врач Е. П.

Рудыковский, а в Гурзуфе их ждали уже жена генерала Софья Алексеевна с дочерьми Екатериной и Еленой. Пушкин ехал в открытой коляске с Раевским-младшим, иногда он пересаживался в карету к генералу.

В таком окружении Пушкин не мог не влюбиться. Не секрет, что влюблён он был в самую младшую дочь генерала — пятнадцатилетнюю Марию. Она знала это, но относилась к Пушкину спокойно, даже с иронией. «Как поэт, он считал своим долгом быть влюблённым во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми встречался…

В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал всё, что видел», — писала через много лет Мария Николаевна. А Пушкин не оставлял без внимания и старшую сестру Марии — Екатерину, и компаньонку Анну Гирей. Но именно Марии Раевской, в замужестве Волконской, посвятил он несколько стихотворений, ставших поэтическими шедеврами.

Совет

И хотя напрямую имя её в стихах не упоминается (Пушкин специально об этом заботился), она незримо присутствует в его второй крымской элегии «Редеет облаков летучая гряда», в стихотворении «На холмах Грузии лежит ночная мгла», в посвящении в «Полтаве».

А XXXIII строфа в главе I «Евгения Онегина» — это воспоминание об остановке на берегу моря перед Таганрогом, когда путешественники вышли из кареты и любовались морем, а Пушкин смотрел, как Мария Николаевна бегала по берегу, играя с волнами.

Я помню море пред грозою: Как я завидовал волнам, Бегущим бурной чередою С любовью лечь к её ногам! Как я желал тогда с волнами

Коснуться милых ног устами!

В это время в Петербурге вышло из печати первое крупное произведение Пушкина — поэма «Руслан и Людмила». Серьёзный гонорар за неё — 1000 рублей — догнал его уже в Кишинёве. Туда же пришло предписание о взыскании с Пушкина 2000 рублей по заёмному письму. Увы, долги поэта росли быстрее его доходов.

В Гурзуфе Пушкин прогуливался по окрестностям, купался в море, знакомился с бытом татарской деревни. Так прошли три недели. Верхом со старшим и младшим Раевскими он ездил в Никитский сад, Ялту, Бахчисарай — до Симферополя.

Выезд из Крыма и дальнейший путь до Кишинёва был уже на почтовых. Как чиновнику 10-го класса, ему полагалась тройка лошадей с предъявлением подорожной и оплатой прогонов наличными на каждой станции.

На почтовых проезжали обычно 130—170 вёрст в день.

Всего от Петербурга до Кишинёва набирается под 3,5 тыс. км, а вместе с последующей через четыре года настоящей ссылкой в Михайловское — под 5 тыс. км. Путь от Одессы до Пскова ему приказано было совершить без остановок, и он преодолел 1620 вёрст за восемь дней — по 230 км в день — неплохо даже по нашим временам.

Итак, к 24 годам у Пушкина за плечами было 10 тыс. км дорог (или бездорожья, это как считать). Однако впереди были новые путешествия: многократно из Москвы в Петербург и обратно, в Болдино, в Оренбург.

Самое большое путешествие поэта состоялось в 1829 году, когда он самовольно взял подорожную до Тифлиса, а потом двинулся дальше и с действующей армией дошёл до турецкого Арзрума, то есть побывал всё-таки «за границей», будучи в глазах царской власти «невыездным».

Это путешествие заняло полгода, за которые Пушкин преодолел 7 тыс. км.

О возвращении домой он написал в стихотворении «Дорожные жалобы»:

То ли дело рюмка рома, Ночью сон, поутру чай; То ли дело, братцы, дома!..

Ну, пошёл же, погоняй!..

Источник: https://www.nkj.ru/archive/articles/14143/

Александр ПУШКИН. Гениально и дорого

Александр Сергеевич Пушкин стал в истории российской литературы первым, кто получал гонорары на постоянной основе.

До Пушкина литература была для дворян (кроме них долгое время сочинительством и не занимался никто) скорее движением души и призванием, чем источником доходов. Хотя известны случаи, когда Гавриилу Державину или Михайле Ломоносову самодержцы всероссийские выдавали своего рода премию, но регулярные поступления финансов у них были от государевой службы.

К слову, Александр Сергеевич тоже числился на службе в Коллегии иностранных дел, имел придворный чин камер-юнкера.

Обратите внимание

Некоторые считают его недостойным великого поэта, но тогдашняя властная пирамида имела свою логику, и к чинам и званиям никакие великие свершения на ином поприще отношения не имели. Кстати, Пушкин часто выполнял личные поручения государя-императора.

В частности, собирал материалы по истории Пугачевского восстания, изъездив для этого пол-России. А вот это уже в неофициальной иерархии значило очень многое.

Болдинская осень

Этот период в жизни Пушкина начался с приезда в Болдино 3 сентября 1830 года. Исследователи творчества поэта считают это время самым плодотворным.

Так совпало, что в Болдине Пушкин задержался из-за холерного карантина, хотя ему было нужно готовиться к свадьбе с Натальей Гончаровой. Имение было подарено отцом к свадьбе, и Пушкин отправился вступать во владение.

В итоге хозяйственная поездка вылилась в творческий подъем.

Стоит отметить, что именно в Болдине Пушкин закончил “Евгения Онегина”, где, в частности, есть такие строки: “Ругал Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита…”. Поклонники творчества поэта недооценивают смысл строк.

Дело в том, что тогда Адам Смит был самым фронтиром экономической мысли (его, кстати, считают отцом экономики как науки), и читал его в России, да и в Европе, мало кто.

И близкое знакомство с трудами экономиста поэта, которого привычно изображают чуть ли не повесой, дорогого стоит.

Болдино и земли, прилегающие к нему, на протяжении веков принадлежали роду Пушкиных. В качестве поместья — с 1585 года.

В 1612 году Иван Федорович Пушкин, участник Нижегородского ополчения, получил в вотчинное владение деревню Болдино Арзамасского уезда.

Важно

После смерти бездетного Ивана Федоровича Болдино царем Михаилом было пожаловано в вотчину его брату Федору Федоровичу за особые заслуги при обороне Москвы от войск польского королевича Владислава.

С начала ХVIII века болдинской родовой вотчиной владели прямые предки поэта: прапрадед, прадед, дед, а сначала XIX века отец поэта — Сергей Львович Пушкин.

Совет министров Российской империи 24 марта 1911 года принял постановление за подписью Столыпина “О приобретении в собственность государства за 30 тыс. рублей принадлежавшего дворянам Пушкиным родового имения при селе Болдино Нижегородской губернии мерою в 48 десятин земли с усадьбою, домом, флигелем, в котором жил А. С.

Пушкин, портретами поэта и родных”.

А 18 апреля 1918 года на сельском сходе болдинские крестьяне приняли решение: “Мы имеем полное желание эту усадьбу, на ней дом с флигелем и другими постройками и фруктовым садом, взять на учет своего Совета, соблюсти, сохранить под своим надзором и на месте сим желательно увековечить память великого поэта (нашего помещика) А. С. Пушкина”.

Первый музей Пушкина был создан в Вотчиной конторе в 1944 году. Музей был открыт для посещения 18 июня 1949 года к 150-летию со дня рождения поэта. К 200-летнему юбилею в Болдине был создан историко-архитектурный и литературно-мемориальный комплекс, посвященный пребыванию, творчеству великого поэта в родовом имении 1830-х годов и деятельности его предков.

Литература как источник дохода

Женитьба на Наталье Гончаровой заставила поэта пересмотреть подходы к творчеству. Пушкин постоянно повторял, что он “пишет для себя”, а “печатается для денег”. Он был не только писателем и поэтом, но еще и книгоиздателем и боролся с тогдашними литературными пиратами.

Не все проекты Александра Сергеевича были успешными, например, тираж “Истории пугачевского бунта” не был распродан. Впрочем, на его печать Пушкин получил из казны 20 000 рублей ассигнациями.

Другие литературные проекты были более успешными. Первый настоящий гонорар Пушкин получил за “Руслана и Людмилу” — 1500 рублей. В 1824 году книгопродавец Смирдин купил за 3000 рублей ассигнациями все издание “Бахчисарайского фонтана”, напечатанное князем Вяземским.

Совет

Пушкин получает известие в Одессе, что поэма его уже читается в рукописях всем Петербургом, и крайне раздосадован этим.

Многие стихотворения Пушкина еще до появления их в печати ходили по рукам в многочисленных рукописях, за что поэт сетовал на своих друзей, которые преждевременным распространением произведений нарушали его денежную выгоду.

Пушкина угнетало его материальное положение.

В письме Льву Пушкину от 28 июля 1825 года он пишет: “Словом, мне нужны деньги, или удавиться…” И в письме Плетневу от 13 января 1830 года тот же мотив: “Деньги, деньги: вот главное…” В своих письмах Александр Сергеевич писал: “Ох! Кабы у меня было 100 000! Как бы я все это уладил…” “Чтобы уплатить все мои долги и иметь возможность жить, устроить дела моей семьи и наконец без помех и хлопот предаться своим историческим работам и своим занятиям, мне было бы достаточно получить взаймы 100 000 рублей. Но в России это невозможно”.

Доходы и расходы

В 1825 году за право вторичного издания трех ранее вышедших поэм Селивановский предлагает 12 000 рублей, но сделка не состоялась, и право издания перешло к Смирдину. Первое издание “Евгения Онегина” куплено было за 12 000 рублей ассигнациями плюс доходы от издания отдельных глав вдвое выше этой суммы.

В 1836 году Пушкин уступил Глазунову право на издание “Онегина” за 3000 рублей в числе 5000 экземпляров в миниатюрном формате. В 1828 году сам Пушкин писал из Петербурга: “Здесь мне дают (a la lettre) по 10 рублей за стих”.

В год Пушкину нужно было порядка 30 000 рублей ассигнациями, а Михайловское давало в лучшем случае 3000 рублей в год, еще доходы от заложенных 200 душ — по 15 рублей с души в год.

Камер-юнкерство и Коллегия иностранных дел тоже несильно обогатили поэта — 5000 в год. Так что литераторство было едва ли не единственным серьезным источником денег.

При этом Пушкин был отчаянный игрок в карты, долги его покрывал лично император Николай I. Он же погасил посмертные долги Пушкина в 80 000 рублей, включая закладные на Болдино.

Для понимания масштабов: фунт говядины стоил 14—15 копеек, воз сена — от 4 до 5 рублей, сливочного масла пуд (16 кг) — примерно 16 рублей.

Кстати, в 1835 году император распорядился выдать из казны Пушкину ссуду в 30 000 рублей. За 17 лет Александр Сергеевич заработал 255 180 рублей ассигнациями. По подсчетам экспертов, по современным масштабам Пушкин получал бы порядка $38 тысяч в год при нынешнем курсе.

В своих произведениях Пушкин не раз обращается к теме денег. Например, знаменитая “Пиковая дама” посвящена истории попытки обогащения через карточную игру путем узнавания некоего секрета. Там и в светской беседе игроков упоминаются миллионы, выигранные и проигранные.

Обратите внимание

Германн в погоне за секретом трех карт становится невольным виновником смерти графини. Тем не менее ее призрак раскрыл секрет, и Германн в первой же игре против Чекалинского поставил на тройку 47 000 и выиграл.

На следующий день Германн поставил на семерку весь свой предыдущий выигрыш и, когда выпала его карта, получил 94 000. В третий вечер Германн снова поставил на кон все деньги, но как оказалось, не на туза, а на пиковую даму. Проиграв огромную сумму, молодой человек сошел с ума.

А его возлюбленная Лиза вышла замуж за любезного молодого человека с порядочным состоянием, сына управляющего старой графини.

Если уж приглядеться к иным произведениям Пушкина, там тоже есть тема денег и богатства. Например, в “Сказке о золотой рыбке”. Пусть тема идет фоном, но и рыбка — золотая, а исходные активы у старика и старухи нулевые — разбитое корыто.

И старуха слишком зарвалась, повышая требования и не просчитав риски, отчего и осталась опять-таки у разбитого корыта.

А “Маленькие трагедии” с их Скупым рыцарем, что, подобно Кащею, над златом чахнет? Кстати, и сам Кащей упоминается в “Руслане и Людмиле”.

Конечно, сводить все многообразие тем и сюжетов творчества Пушкина только к теме денег, доходов, благосостояния неверно, но игнорировать ее постоянное присутствие как минимум неправильно.

Завершая тему “Пушкин и деньги”, упомянем юбилейный рубль с поэтом, выпущенный в 1999 году, к 200-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина тиражом 10 млн. Монета чеканилась как Московским монетным двором, так и Санкт-Петербургским.

Важно

Ныне монета стала редкостью и пользуется спросом у нумизматов. За монету номиналом в 1 рубль можно выручить от 100 до 200 рублей. По крайней мере, именно такие цены фигурируют на интернет-аукционах.

Естественно, речь идет о монете в превосходном состоянии.

Источник: http://kursn.ru/rubrics/kaleidoskop/aleksandr-pushkin-genialno-i-dorogo.html

Ссылка на основную публикацию