Виленское барокко: где его шедевры?

Глубокое. Родина «виленского барокко»

?varandej (varandej) wrote,
2011-01-23 18:42:00varandej
varandej
2011-01-23 18:42:00Categories:

  • путешествия
  • история

Глубокое — городок (18 тыс. жителей) на западе Витебской области, вполне оправдывающий своё название.

В историю белорусской культуры это местечко, бывшее вотчиной дворянских родов Корсаков и Зеновичей, вошло как родина «виленского барокко» 18 века — этот, пожалуй, самый яркий архитектурный стиль Беларуси здесь является примерно тем же, чем «нарышкинское барокко» в России.

От Полоцкого до Глубокого — около 70 километров и всего полтора часа езды. За Полоцком начинается белорусское Поозерье с глухими хвойными лесами, валунами на обочине и мелкими озерами. Пейзажи местами напоминают Карелию.

В некоторых деревнях сохранились неороманские костелы рубежа 19-20 веков, один из которых (не опознал) я видел из окна маршрутки.

Но больше всего поражает безлюдие, достойное Русского Севера. Иногда лес расступается, открываются широкие поля — но в целом Поозерье оставляет впечатление необжитости. На самом деле так было не всегда: в Великую Отечественную войну этот край особенно сильно пострадал от карателей.

Обратите внимание

Одно дело просто побывать в Хатыни или посмотреть фильм «Иди и смотри» — и совсем другое ехать по этим местам, где каждое заросшее кустарником поле может быть сожженной вместе с людьми деревней.

Где-то рядом с Глубоким до 1939 года проходила советско-польская граница: Поозерье оказалось разделено пополам, и Глубокое в составе Польши было пограничным городком.Большая часть Глубокого — частный сектор, и на глаз я бы дал этому городку тысяч 5-7.

По разные стороны оврага два центра: со стороны Полоцка — старый, со стороны Вильнюса — новый. Собственно, новый центр виден на кадре выше — многоэтажный исполком, водонапорная башня и несколько больших магазинов и кафе. От автостанции и начнем прогулку по городу — всё показанное далее автобус из Полоцка проезжает в обратном порядке.

У меня в Глубоком было буквально полтора часа до наступления темноты — но в принципе этого на осмотр центра хватит. Вообще, в светлое время года Полоцк и Глубокое вполне можно осмотреть за один день.

 Вот так выглядит старый центр от нового:Слева — Троицкий костел (1767, автор Иоганн Глаубиц, перестроен в 1902), справа — бывший монастырь кармелитов, а ныне православный Рождественский собор (1639). Его фасад с высокими башнями (1735, автор Иосиф Фонтана III) и считается первым образцом «виленского барокко».

Дорога из нового центра в старый — по архитектуре даже не скажешь, что город был в составе Польши:Овраг — долина ручья, впадающего в Глубокое озеро (оно же Кагальное). Вообще, городок стоит на 6 озерах, из которых я видел только одно. У берега сквер с небольшими военными памятниками — красноармейцами:

И «афганцам» (не заснял). Еще где-то на окраине есть самолет-памятник Су-17 — в Глубоком родился небезызвестный Павел Сухой.

За сквером улица вновь поднимается, и за типичным постсоветским пейзажем становятся все ближе видны башни костелов:Костелы стоят в паре сотен метров друг от друга, по разные стороны овальной площади с транспортным кольцом (здесь же и главный узел городских автобусов).

 Помимо костелов, здесь неплохо сохранилась рядовая застройка:

«Виленское барокко» не спутать ни с чем — изящные двухбашенные храмы с почти готическими силуэтами, почти всегда белые или пастельных тонов. Об истории и особенностях этого стиля можно прочитать у antonsm.

И пожалуй самая яркая черта «виленского барокко» в том, что несмотря на барочную вычурность, эти храмы почти лишены украшений — вся их эффектность достигается исключительно пластикой. 

Важно

Троицкий костел хотя и менее интересный из двух, а всё равно один из самых эффектных храмов Белоруссии.С первого взгляда его фасад кажется типичным образцом «виленского барокко»…Тем удивительнее, что башни были надстроены в 1902 году! Впрочем, пластика кривых линий была одной из главных черт и модерна, так что немудрено.

До этого костел выглядел так:Не менее интересен вид с обратной стороны:За костелом довольно унылая улица, уходящая за край холма (не ходил), перспектива которой с двумя храмами впечатляет:Кресты Троицкого собора.

 Вообще, у белорусских храмов кресты часто выглядят необычно, что роднит их с Русским Севером и Уралом:Если не ошибаюсь, сейчас при костеле действует женский монастырь. По соседству — вот такой симпатичный дом с крестом на дверях. Во дворе старая монахиня выгуливала собаку.

Но главный памятник Глубокого — это Рождественский собор бывшего монастыря кармелитов, фасадом выходящий к другой стороне площади:Огромный собор, построенный в 1639 году на средства магната Корсака — безусловно, один из самых величественных в стране:Хорошо видна его уникальная композиция — два двухбашенных фасада:

Изначально оба они выглядели так.

как задний — то ли поздний ренессанс, то ли ранний сарматизм. Композицией собор напоминал православные церкви-крепости. Более того, изначально «задний» фасад был основным. Подойти к нему так, чтоб было хорошо видно, я не успел, ограничившись кадром издалека:

А другой фасад в 1735 году был полностью перестроен архитектором Иосифом Фонтана III.

При этом костел еще и «развернули» на 180 градусов:Спустя пару лет в Великое княжество Литовское приехал уже упомянутый Иоганн Глаубиц из Силезии, впоследствии прославившийся как самый выдающийся мастер «виленского барокко».

Три больших пожара (1737, 1748, 1749) в Вильнюсе привели к тому, что именно там Глаубиц работал особенно много, а стиль получил своё название.

Совет

Обратите внимание на то, как мало здесь деталей (в более поздних храмах этого стиля их могло и вовсе не быть) и как сложно устроен фасад:

В 1885 году собор был передан православным, но почему-то не перестроен, и даже внутреннее убранство внешне напоминает униатское (см., например в «Глобусе Беларуси»). Более того, храм и в советское время почти не пострадал, и всё это вместе почти чудо — очень редко «первые образцы стиля» доходят в почти изначальном виде до наших дней.

Улица от костела ведет наверх, мимо стадиона, переходя за городом в дорогу на Полоцк — именно такой вид открывается при въезде в Глубокое:Понравился деревянный дом:И некогда задние ворота кармелитского монастыря, тянувшего на добрых полкилометра — ныне эта территория вмещает стадион и несколько кварталов частного сектора.

То есть, некогда обитель не уступала крупнейшим монастырями России.Улица приводит к старому католическому кладбищу:Здесь есть часовня на холме, братская могила польских солдат (1920) и Колонна Конституции с аистиным гнездом, поставленная в 1791 году:Речь Посполитая приняла конституцию в 1791 году — за два года до ликвидации.

Номинально эта конституция считается второй в мире — после американской (1787), хотя фактически аналоги конституций существовали под другими названиями и раньше (в том числе и в Речи Посполитой — например, Литовский Статут в нескольких редакциях).

И как мне кажется, конституция 1791 года была чем-то вроде жеста отчаяния: спасти умирающую державу было уже невозможно, Европа еще не созрела тогда для демократии, и всё, что осталось полякам и литвинцам — совершить такой вот бросок сквозь столетия.

В Глубоком находился не только первый образец, но и шедевр «виленского барокко» — Петропавловская церковь в Березвечье:

Читайте также:  Как это было? ленинский зачет и сопутствующие товары

Базилианский (то есть униатский) монастырь был основан, как и кармелитский, Корсаком в середине 17 века, а сто лет спустя перестроен. И вроде бы церковь должна была уцелеть — архитектурный шедевр, да еще и в 1930-е годы в составе Польши, но…

В Белоруссии пик церковных сносов пришёлся не на 1930-е, а на 1960-е годы и в равной степени затронул и восток, и запад. Кажется, ни в одной ССР не было уничтожено столько шедевров, и церковь в Березвечье, снесенная в 1970 (!!!) году — безусловно, в числе важнейших архитектурных утрат ХХ века. В монастырских корпусах ныне тюрьма, а церковь недавно была «воссоздана» в польском Белостоке.

…Виленское барокко стало «лебединой песней» культуры Речи Посполитой.

 В последующие десятилетия были созданы такие шедевры, как Полоцкая София (в нынешнем виде), барочный ансамбль Витебска и многое другое (кое-что было в моих декабрьских постах из Чёрной Руси) — но все эти шедевры создавались не тогда, когда Речь Посполитая была одной из сильнейших держав Европы, а в процессе ее умирания. Последние храмы этого стиля достраивались уже под Россией.

Обратите внимание

В следующих частях я покажу Полоцк, Витебск, Оршу, Могилев, Бобруйск — те города, что слагают историческую область Белая Русь.

Источник: https://varandej.livejournal.com/344218.html

12 шедевров барокко, которые нужно знать (+12 ФОТО)

Чем знаменита эпоха барокко в искусстве. Яркие представители эпохи 1600-1700 гг. и мировые шедевры живописи в стиле барокко, которые стоит запомнить.

В самом конце эпохи Возрождения в Венеции Тициан с его свободной манерой и чувством цвета положил начало новому направлению в живописи — барокко.

Начинание Тициана сразу подхватил Тинторетто, о чем свидетельствуют его грандиозные композиции в церквях.

Следующим был Эль Греко, которому также присущи черты барокко (точнее, маньеризма) — яркие цвета и эффекты, связанные с размерами. Но это были лишь предпосылки.

Свое название стиль получил, благодаря движению и эмоциональной наполненности. Художники эпохи барокко развили возникший в период Возрождения натуралистический подход и научились создавать иллюзию реальности.

Объемные, убедительные человеческие фигуры, будто выходили на сцену, где непременно разыгрывалась драма. В работах эпохи барокко обязаны быть резкие контрасты между светом и тенью, чтобы усилить драматический эффект.

Если будет насыщенная палитра и выразительные жесты, это еще лучше!

Важно

Яркими представителями разгара эпохи были римский архитектор Бернини, фламандские художники Рубенс и Ван Дейк, а также испанец Веласкес. Эпоха барокко в живописи растянулась на сотню лет, приблизительно с 1600 по 1700 гг.

В рейтинге представлено 10 шедевров в стиле барокко, которые находятся не только в разных странах, но даже в разных частях света. Чтобы увидеть их воочию придется побывать в Лувре, Метрополитен-музее, Королевской галерее Маурицхёйс, Уффици и т. д. Одна из картин попала в коллекцию Лихтенштейнов, а местонахождение другого из полотен нам так и не удалось установить.

Топ-12 шедевров барокко

1. «Мужчина в платье с синими рукавами», Тициан

Лондонская национальная галерея (около 1510 г.)

Шедевры барокко: «Портрет мужчины в платье с синими рукавами», Тициан

Тициан был самым выдающимся венецианским живописцем XVI в. и одним из величайших художников итальянского Возрождения. В Венеции он получил лучшее для того времени художественное образование, его учителем был Джованни Беллини.

Эта ранняя работа великого Тициана считается портретом итальянского поэта Ариосто, но окончательно изображение так и не было идентифицировано. Картина стала образцом для написания Рембрантом его собственного «Автопортрета в возрасте 34 лет». Обратите внимание, как прорисованы рукава платья!

Источник: https://fountravel.ru/shedevry-zhivopisi-epohi-barokko

К шедеврам виленского барокко. 05.01.2015 г

Поделиться:

Глубокое — районный центр на западе Витебской области, в 90 километрах от Полоцка. До границы с Литвой от Глубокого и того меньше. До Глубокого я добирался из Полоцка на «поезде региональных линий эконом-класса» — аналоге электрички.

Эти поезда курсируют в Беларуси по неэлектрифицированным железнодорожным веткам, стоят копейки, но передвигаются очень медленно, останавливаясь на каждом полустанке.

Глубокое — городок, имеющий всего две достопримечательности. И обе они заслуживают того, чтобы посетить это место.

Именно здесь в 18 веке получило развитие «виленское барокко» — один из самых ярких архитектурных стилей Беларуси и Речи Посполитой. С противоположного берега городского озера уже виден один из шедевров.

По пути к главной площади взгляд назад, на городское озеро.

Главная площадь. Костел св.Троицы, построенный Иоганном Глаубицем в 1767 году.

Две высокие башни были надстроены в 1902 году. Первоначально башни были ниже, без верхних ярусов. Особенностью виленского барокко являлось почти полное отсутсвие лепнины и украшений, все барочное изящество достигалось путем пластичности линий самого здания.

Дворик при костеле.

Мимо костела улица продолжается и уходит за главную площадь.

Вид на костел св.Троицы сзади. А дальше виден еще один храм.

Это сооружение располагается на другой стороне главной площади, всего в несколько сотен метров от Троицкого костела.

Тут же, на площади скульптурная группа, а вот что символизирует — не знаю.

Рождественский собор раньше относился к монастырю кармелитов. Грандиозный храм построен в 1639 году. Главный фасад появился в 1735 году во время перестройки собора архитектором Иосифом Фонтана. Как раз он считается одним из первых образцов виленского барокко.

Ныне собор переоборудован под православный. Это одна из особенностей Беларуси — использовать католические церкви в качестве православных с минимумом изменений.

В соборе полным ходом шла подготовка к празднованию Рождества.

Совет

С 1738 года в Вильнюсе начал работу мастер барокко Иоганн Глаубиц, и это как раз дало название новому подстилю европейского барокко.

Улица близ Рождественского собора.

Почти век, с 1639 года до момента перестройки, задний фасад Рождественского собора был главным.

Далее несколько кадров центра Глубокого.

До 1939 года в этих краях проходила российско-польская граница. В это время Глубокое было в составе Польши небольшим пограничным городком.

Случайно я набрел на какой-то двор около ресторана и гостиницы. Вид на два памятника эпохи виленского барокко.

Местами рядовая городская застройка сохранилась довольно хорошо.

Вид на новый центр Глубокого 20 века.

Район уже ближе к вокзалу.

Частный сектор, составляющий значительную часть Глубокого.

Источник: http://FotoTerra.ru/Belarus/Glubokoe/Darthol-12482.html

Виленское барокко

После революции старые российские города, даже те, что входят в туристическое Золотое кольцо, лишились важных исторических построек — церквей. Разгар воинствующего коммунистического атеизма пришелся на 20-е — начало 30-х годов. С точки зрения сохранности зданий, больше всего повезло тем советским территориям, которые вошли в состав СССР в 1939 и 1940 годах.

Читайте также:  Герцогиня нортумберленд. кто она была для королевы виктории?

В то время партийное руководство уже не стремилось ломать культовые сооружения, да и лишний раз раздражать население новых земель — разве это разумно?Поэтому старые города прибалтийских республик, Западных Белоруссии и Украины сохранились неплохо, конечно, если в них не велись боевые действия с участием артиллерии и танков.

Про город множества храмов я и расскажу сегодня.

Исторический центр Вильнюса

Объект ЮНЕСКО №541. Включен во Всемирное наследие в 1994 г.
Литва, город Вильнюс.
В 1900 году литовцы составляли лишь 2% населения Вильны (так город именовался официально). Половина жителей была евреями, а оставшаяся половина примерно поровну делилась на поляков и восточных славян (русские, белорусы, украинцы). Первой столицей независимой Литвы был не Вильнюс, а Каунас. При этом Вильнюс всегда рассматривался как центр литовской национальной идеи: именно здесь, в городе и вокруг него, располагались резиденции Великих князей Литовских. Башня Гедимина, возвышающаяся на горе над городом — главный политический символ литовского Вильнюса:Но светские постройки Старого города не так интересны, как религиозные. На улицах Вильнюса представлены многие христианские деноминации. Даже кафедральных соборов тут два. Во-первых, перестроенный в классическом стиле католический собор Св. Станислава, который занимает самую большую площадь в литовской столице:Во-вторых, православный Пречистенский собор. Основанный в XIV веке, он неоднократно перестраивался полностью, последний раз — в середине XIX века. На углу открыта старая готическая кладка:Православных церквей в городе немногим меньше, чем католических. Вильно часто менял хозяев, и, в зависимости от господствующей религии (католичество в Великом княжестве Литовском и Польше, православие в России), дискриминации подвергались то католики, то православные. Возрождение и постройка новых православных церквей шла в Вильнюсе в XIX веке, на этом особенно настаивали царские власти после нескольких общепольских восстаний. Вот пример типичной православной постройки, восстановленной во второй половине XIX века — Никольская церковь:С точки зрения путеводителей, самое красивое здание Вильнюса — маленькая готическая церковь Св. Анны, возведенная из красного кирпича в начале XVI века:Но главный архитектурный стиль города — не готика, а барокко, настолько своеобразное, что искусствоведы выделяют отдельное направление — «виленское барокко». Старейший представитель этого стиля — костёл Св. Казимира начала XVII века:Виленское барокко — это архитектура XVII-XVIII веков. В это время город принадлежал Речи Посполитой и в нем процветали католические ордена. Костёл Всех Святых при монастыре босоногих кармелиток:В архитектуре костёла Св. Екатерины женского бенедектинского монастыря прослеживается более вычурный стиль рококо:Интерьеры церквей также впечатляют. Пожалуй, по убранству польско-литовские костёлы могут поспорить с самыми богатыми католическими храмами Италии. Алтарь в церкви Св. Терезы:Интересно, что православные барочные постройки не уступают католическим в пышности. Интерьер церкви в монастыре Св. Духа, единственном действующем православном монастыре Литвы:К сожалению, не все образцы виленского барокко находятся в хорошем состоянии. Нет паствы — нет и реставрации. В отличие от римско-католических и православных храмов, униатский храм Св. Троицы пребывает в плачевном положении:Паломники в Вильнюсе устремляются не к большим костёлам, а к единственным сохранившимся воротам города — Остробрамским. В маленькой надвратной церкви выставлены чудотворные образы:

Когда-то в городе, помимо христианских храмов, было много синагог и молельных домов. После нацистов не уцелело практически ни одного. Вильнюс во Всемирном наследии: http://whc.unesco.org/en/list/541

Вильнюс запомнится мне как город десятков церквей и неповторимого барокко. Он очень отличается от других прибалтийских столиц.

Источник: https://pegasoff.livejournal.com/180523.html

Шедевр эпохи барокко

В веронской церкви Св. Стефана находится шедевр стиля барокко — Капелла Невинных.

Статья из газеты «Арена», серия «Досье. Неизвестная Верона»

Фрагмент фрески из церкви Св. Стефана в Вероне

13/10/2008    Реставрация, законченная в 2007 году, вернула  первоначальную красоту Капелле Невинных в церкви Св. Стефана, жемчужине живописи и архитектуры периода барокко в Вероне. Стиля, который нечасто встречается в Вероне (в церкви Сан Доменико и Сан Николо).

КАПЕЛЛА Капелла Невинных, первая справа от входа в церковь, построена между 1619 и 1621 годами по воле мосиньора Джулио Варалли. Он заплатил за строительство более трёх тысяч скудо, заработанных преподаванием музыки и литературы.

Капелла возведена для хранения мощей пяти веронских епископов, реликвий сорока христианских мучеников, которые прежде покоились в крипте церкви, и ,согласно легенде,  реликвий четырёх невинных младенцев, убиенных Иродом. Имена пяти епископов мы узнали из надписи на мраморной плите, которую поместили в капелле: речь идёт о Св. Петронии (450г.), Св.

Обратите внимание

Сенаторе (450 г.), Св. Пробо (VI век), Св. Андроникусе  (VI век) и  Св. Гауденции (V век).

Капелла возведена в форме параллелепипеда, на котором  возвышается  восьмиугольный тамбур и полусфера купола. Сверху падает свет, выступающий карниз из купидонов идёт вдоль всего свода.

Внизу проходит  высокий цоколь из красного мрамора Вальполичеллы, украшенный вкраплениями чёрного мрамора.

Вся Капелла декорирована  изящной лепниной, предпологается, что это работа Давида Рети.

БАРОККО  Здесь собраны лучшие веронские произведения живописи эпохи барокко начала семнадцатого века. Купол расписан фресками Паскуале Оттино (1578 – 1630), на угловых панелях Св. Франциск, Архангел Гавриил, Мадонна и  Св. Карло Борромео.

Над окнами тамбура восемь Аллегорий Добродетели и библейские сцены его же работы, на самом верху в маленьком куполе – сцена Вознесения.

На алтарях с мощами епископов мы видим три великолепных полотна: Избиение младенцев работы Оттино, Сорок мучеников Алессандро Турки и Пять веронских епископов  Маркантонио Бассетти (1588 – 1630).

(Обратили внимание на даты смерти Оттино и Бассетти ? – 1630 г. страшная эпидемия чумы в Италии) Именно произведение Бассетти справа от главного алтаря  является признанным шедевром Капеллы Невинных.

Маркантонио Бассетти – выдающийся живописец в культуре Венето первой половины семнадцатого века, автор монументальных произведений с персонажами святых, написанных очень реалистично, но вместе с тем элегантно.

ГЕНИЙ БАССЕТТИ  Историк искусств Клаудио Ридольфи напоминает нам, что полотно было написано в Риме в 1619 году, Бассетти прислал его в Верону монсиньору Варалли для Капеллы Невинных в церкви Св. Стефана.

Важно

Все три веронца, Бассетти, Оттино и Турки, работают в то время в Риме, в Королевском Зале Дворца Квиринале. Биографы Бассетти сообщают о его причастности к одному из конфликтов, которые были обычными для художников в городе Римских Пап.

В биографии Караваджо тоже описана атмосфера ссор и конфликтов в артистической среде того времени.В 1926 веке критик истории итсльянского искусства Роберто Лонги восхищался необычным реализмом этого полотна с прекрасными фигурами епископов и определяет его как «шедевр несомненной силы в стиле Караваджо».

Хвалебные отзывы главного историка искусства Венето второй половины двадцатого века Родольфо Паллукини отметили новшества в синтезе света и цветовой гаммы, внесённые  Бассетти.

На алтаре напротив, полотно Паскуале Оттино Избиение младенцев, а на главном алтаре — Сорок святых мучеников Алессандро Турки. Произведение Оттино выполнено в духе маньеризма, эффективно подчёркнута драмматичность момента и  жестокость убийц.

Читайте также:  Венгерская кухня. откуда родом это чудо?

Современники не слишком оценили «изящное телосложение» персонажей, которые предвещают будущую живопись рококо. Произведение Турки получало последующие хвалебные отзывы в течении нескольких столетий, оно приближено к барокко: композиция расположена на двух различных планах с многочисленными фигурами, реальными и динамичными.

Дискусии развернулись по поводу исторического периода картины Сорок святых мучеников: некоторые считают, что события произошли  во времена преследований за веру при Диоклециане, а некоторые, как например, историк восемнадцатого века Джан Джакомо Дионизи, относят их  к периоду 522 – 526 гг.

при императоре Теодорике, во времена противоречий между христианами и арианами.

Капелла Невинных в церкви Св. Стефана

Сорок мучеников Алессандро Турки

Избиение младенцев Паскуале Оттино

Фрагмент Избиения младенцев Паскуале Оттино

Пять святых епископов Маркантонио Бассетти

Источник: http://www.veronavisita.it/?p=1152

Западноевропейское барокко

В последние десятилетия развития Ренессанса постепенно складывается новый архитектурный стиль — барокко. Барочными называли жемчужины неправильной формы. Так и архитектурные сооружения, в эпоху XVII века, лишенные идеального облика и благородных пропорций, получили название барочных. От кривого жемчуга избавлялись, а барочные сооружения превратились в шедевры архитектурного искусства.

Барокко — жемчужина с изъяном

В разные периоды развития искусства и архитектуры в понятие «барокко» вкладывалось разное содержание. Поначалу термин носил даже несколько оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд.

Существует версия, что само слово происходит от португальского, означающего жемчужину неправильной формы.

В настоящее время этим термином именуется стиль, который царил в европейском искусстве приблизительно с конца XVI до начала XVIII столетия.

Совет

От периода, когда работал Брунеллески, архитектура барокко унаследовала основательность и пышность. От Микеланджело в будущий XVII век перешли динамичность и глубокая эмоциональность. Черты классицизма и барокко гармонично слились в единое целое. Возникла неповторимая по своей красоте архитектура, впитавшая в себя лучшие достижения предыдущих поколений зодчих.

Палаццо Кариньяно. Турин. Италия. XVII в. Архитектор Г. Гварини

Наступивший XVII век поставил новые задачи перед зодчеством. Ведущее место в развитии архитектурного строительства принадлежало Риму. Виллы и палаццо итальянской знати и духовенства, рассчитанные на пышные, театрализованные приемы и праздники, стали проектироваться как единые ансамбли, которые, в свою очередь, умело вписывались в городские дворцово-парковые ансамбли.

Лоренцо Бернини. Законодатель стиля

Преобразование Рима было начато папами еще в период Ренессанса. Перестраивались старые и прокладывались новые магистрали улиц, которые заканчивались у церквей. Такая идея должна была направлять движение многочисленных паломников. Но самым крупным и важным заказом продолжало оставаться строительство собора Святого Петра в Риме. Он так и не был завершен в предыдущем столетии.

Архитектор Карло Мадерно, изменив план Микеланджело, пристроил к собору Святого Петра огромный центральный корабль вместе с боковыми нефами. Главный фасад зодчий оформил большим ордером, показав тем самым, что он наследник ренессансных традиций.

Площадь Святого Петра. Рим. Италия. XVII в. По проекту Д. Л. Бернини

Но архитектор и скульптор Лоренцо Бернини, ставший преемником Мадерно по строительству, организовал интерьер и огромную площадь перед собором согласно новым, барочным принципам. Собор выглядел очень торжественно. Стены храма были покрыты полихромными украшениями из мрамора, лепнины, бронзы и золота. А пространство церкви Бернини заполнил огромными статуями.

Но и у гениев случаются ошибки. Когда было решено установить две колокольни на церковь Святого Петра, то выбор пал на Бернини как на самого значительного римского архитектора.

Сначала хотели создать маленькие колокольни, но амбициозный Бернини решил сделать башни большими. Это было очень рискованно: он не учел, что церковь стояла на болотистой почве. К тому же из-за сложного характера у мастера не было опытных помощников.

Единственным, кто мог бы ему помочь, был Борромини. Но архитекторы просто ненавидели друг друга.

Через два месяца после возведения башен появились трещины, которые стали резко увеличиваться. Папа Иннокентий X провел расследование причин ошибки Бернини, а не менее талантливый Борромини представил все улики против архитектора.

Обратите внимание

Папа принял решение разрушить башни. Этот процесс занял 11 месяцев. Нет ничего драматичнее уничтожения на глазах творца его детища. Но на гениальность Бернини эта история не повлияла.

Об этом свидетельствует его грандиозный проект площади перед собором Святого Петра.

Сама площадь перед храмом — величайший архитектурный шедевр эпохи барокко! Архитектор внес новые черты в традиционный план, придав площади форму овала и окружив ее колоннадой. Форма овала, излюбленная зодчими барокко, создавала ощущение динамичности, подвижности. Бернини остался в истории архитектуры как самый яркий представитель барокко.

Барокко в Европе. Королевская роскошь!

Барочные идеи распространились по всей Европе. Во Франции развитие стиля связано со временем правления Людовика XIII.

Это вполне объяснимо: барокко — пышный, помпезный и торжественный стиль, а это поистине королевские черты! Но под влиянием традиций итальянского ренессанса французское барокко имело более спокойный характер.

В отличие от Рима, здесь в архитектуре дворцов и городских особняков строгость стиля всегда преобладала над художественной фантазией.

Церковь Иль Джезу. Главный фасад. Рим. Италия. XVI в. Архитекторы: Д. Б. да Виньола, Д. дела Порта

XVII век в Париже начался с радикальных изменений в планировке города. Осваивались новые монументальные пространства. Появились ставшие впоследствии очень популярными в Европе и даже России квадратные площади со скульптурой или фонтаном в центре. Самыми первыми из них стали Вандомская площадь и площадь Вогезов.

В церковной архитектуре французы ориентировались на римские, прежде всего центричные по своей композиции, типы построек. Но возводили их уже с элементами нового стиля.

Например, в соборе Инвалидов в Париже архитектора Ж. А. Мансара основная часть здания с использованием большого ордера была решена в стиле классицизма.

Важно

А в силуэте купола и в пластических элементах его убранства можно увидеть барочные черты.

Людовик XIV всячески поощрял размах архитектурных ансамблей, отдельных общественных и частных зданий.

Но в эту эпоху фасады большинства крупных дворцовых построек решались уже в духе нового стиля — классицизма, а барокко сохранялось главным образом в интерьерах. Примером могут послужить Большой королевский дворец в Версале Л. Лево и Ж. А.

Мансара или восточный фасад Лувра К. Перро. Противопоставление классических экстерьеров и барочных интерьеров — специфическая черта французской архитектуры того времени.

Фраунекирхе (церковь Богородицы). Дрезден. Германия. XVIII в.

В целом сооружения, построенные в эпоху барокко в Европе, не имеют соперников по красоте, пышности и торжественности. Может быть, в них нет благородства и ясности античных храмов. Но это настоящий триумф развития каменного зодчества.

Лучшие представители архитектуры барокко

  • Карло Мадерно
  • Лоренцо Бернини
  • Франческо Борромини
  • Гварино Гварини
  • Жак Лемерсье

Поделиться ссылкой

Источник: https://SiteKid.ru/kultura_i_iskusstvo/arhitektura/zapadnoevropejskoe_barokko.html

Ссылка на основную публикацию