В чем сакральность… полотенца?

В чем сакральность… полотенца?

Сколько предметов окружают жизнь человека, но есть один, который сакрально присутствует с ним в самые важные жизненные моменты. На полотенца принимали нас повивальные бабки, на полотенцах подавали нам хлеб-соль на свадьбы, на полотенцах нас отнесут на погост… Откуда же столько места полотенцу в нашей жизни? Давайте вместе поищем в глубокой давности. Пошли?

Представьте… Чадят факелы. Мерно постукивают ткацкие станы. Ни звука. Снуют уток ткачи, ткут погребальные полотенца, пеленать фараоново тело. Молчи, ткач, молчи. Выронишь слово — утащит тебя душа Фараона за собой. Ткись, полотно. Завтра напитают тебя благовониями и укутают тобой мертвый кокон. И только слышно: тук-тук, тук-тук… (Не оттуда ли все началось?)

И представьте: перед грозой душно в Иерусалиме. Узка дорога на Голгофу. Люд теснит, а крест тяжел, уже непосилен. Пот заливает глаза, терния впились в виски впалые.

Обратите внимание

Кто ты, добрая Вероника, что стражи не убоялась, платом своим лицо мое отерла, как я утирал ноги ученикам своим. Образ твой со мной останется по милости твоей.

И плату твоему оставляю я образ свой… (Не оттуда ли?) Полотном плащаным завернут мое тело во гробе и сброшу его с себя, воскреснув к жизни вечной одесную Отца моего… (Не оттуда ли?)

Красна изба не углами, а пирогами. Нет, и углами красна русская изба. А в красном углу иконка. А над иконой рушник молельный, именной, с молитвой красным шелком по белому вышитой. А как младенца крестить — крестильное полотенце вышивать. А уж как пироги-хлеба из печи таскать, на полотенце каравайное сажать.

А как хлебом-солью молодых величать — то на бранном подносить, с маками по полю. На сговор молодых — рукобитное. (Руки-то не зря били на слове твердом.) А молодым в церкви на венчальное полотенце коленами вставать. То крестами и голубками шили.

А дружкам полотенца на грудь повязать, а дуги в свадебной упряжке, а вожжевые, а чепрачные, что коням на чепраки стелить… эх, веселись, свадьба!

А уж как помер православный — полотенец только напасай, обмывальщикам дай, обвывальщицам дай, копателям дай, а полотенце за окно вывесить, а зеркало завесить… И на полотенцах домовину мою в землю спустят, крест могильный полотенцем повяжут. Лежи теперь, не горюй, новопреставленный! Все по чину справлено, уважено. А то как же.

Полотенца чтили на Руси, от дедов к внукам передавали, из пожаров таскивали, иконку обгорнув. Бывало, годами расшивали рушники. Более 200 строчных швов бабы знали.

Чтоб побыстрей к праздничку, так это одностороннее, а девка к свадьбе хоть и торопится, но двухстороннее вышьет — мужниной родне наспех расшитое негоже. И ни узелка — недобро то, к ссорам. Вышивать садится девка в четверг рано утром, с молитвой и постом, святой водой лицо и руки умыв.

Важно

Важное и большое дело учиняет. От трубы полотна беленого 4 метра полосу рушили мужики (оттуда и рушником полотенце зовется, что рушили целую трубу, поди бабе разорви трубищу).

Каждому рушнику — свой узор, каждому узору — свое значение. Рушник в доме — царь. Не то что утиральник, что на колени едокам на лавках постилали — один на всех.

Или рукотерки, утирки из ветхих утиральников надранные, тьфу, малы как тряпицы, не даром говорили — одним рукотером вытираться — на том свете разодраться. Хоть и малы утирки, а ни одна тряпица в хозяйстве не пропадет.

Лен-то в сапожках ходит! А ткать бабам при лучинке? Не баловство, а работа тяжкая, не царская. Хотя слыхали и у нас байку: Кабы я была царица То на весь бы мир одна

Наткала бы полотна…

Поди ж ты! Царям-то золотом и жемчугом рушники шили. Церковь новую в деревне заложат строить, все бабы деревенские рушники шить садятся — обнове с обновами стоять! И золотой нити, и шелковой не жалко, и жемчужинки с ярмарки, что тятька привез, для божьего дела ради. Господь с себя полотенца не пожалел ученикам ноги утирать.

Говорил: «Если Я Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу». Любовь заповедовал. Любовь.

Любовь Господня, любовь материнская, о которой поется:
Рiдна мати моя, ти ночей не доспала, Ти водила мене у поля край села, I в дорогу далеку ти мене на зорi проводжала,

I рушник вишиваний на щастя, на долю дала…

А всем, кто меня про полотенца слушал, совет да любовь! И от первого полотенца до последнего — на долгие годы.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/9108/

Откуда пришло полотенце?

Вокруг нас много вещей. Ко многим из них мы так сильно привыкли, что часто не придаём им никакого значения, хотя это не всегда оправдано. В первую очередь это относится к полотенцам, которые человек используют постоянно на протяжении всей своей жизни: с младенчества и до самой смерти.

В культуре древних славян полотенце связывалось с культом предков, поэтому было важным элементом родильных, погребальных и свадебных обрядов. На полотенце принимали только что родившегося ребёнка. На полотенцах опускали гроб в могилу, закрывали зеркала в доме, связывали ворота. Маленькое полотенце вкладывали в руку умершего.

Во время свадьбы полотенца использовались особенно часто. Перед венчанием девушка должна была выткать и вышить около ста полотенец, которые были важной частью её приданого. Многие из них она потом дарила своим новым родственникам: жениху, свёкру и свекрови, а также другим участникам свадебного торжества – дружке, поезжанам, сватам.

Славяне верили, что полотенце приносит новой семье счастье, детей и достаток.

Совет

С тех пор прошло немало времени. Сакральный смысл полотенец утратился. Мы уже не задумываемся о роли и значении полотенец, когда вытираем ими руки, ноги или другие части тела. И очень зря, ведь полотенце не утратило той значимости, на которую обращали столь пристальное внимание наши предки.

У полотенца даже праздник свой есть – 25 мая.

В этот весенний день с 2001 года поклонники творчества Дугласа Адамса, автора фантастического романа «Автостопом по галактике», носят с собой полотенце в течение всего дня, ведь оно – невероятно важный элемент для любого галактического путешественника.

Для начала нужно разобраться в многообразии различных видов полотенец, которые можно встретить на рынке и в магазинах. Их делают из самых разных материалов, при этом используются различные методы плетения. Каждый материал обладает своими свойствами, которые могут быть полезны в различных ситуациях.

В первую очередь полотенца можно разделить по их назначению на банные, кухонные, пляжные и массажные.

Банное полотенце – это чаще всего большое полотно из махровой ткани, в которое человек может завернуться после принятия ванны, душа или после бани. В них можно погреться в сауне и дойти до своей комнаты. Полотенце для ванны должно очень хорошо впитывать влагу и при этом быть нежным и мягким на ощупь.

Задача у кухонных полотенец особенная, ведь им приходиться сталкиваться не только с водой, но и различными загрязнителями: маслом, жиром, химическими средствами. Да и используются кухонные полотенца чаще, чем другие.

Именно поэтому многие специалисты рекомендуют для кухни одноразовые бумажные полотенца.

Впрочем, отказываться от полотенец из ткани на кухне тоже не стоит, ведь они могут стать великолепным украшением, оригинальным элементом декора.

Обратите внимание

Для массажа созданы специальные массажные полотенца из хлопка с добавлением льна, уникальная текстура которых помогает телу расслабиться. С их помощью также можно хорошо растереть тело.

Ну, а на пляж мы, конечно же, возьмём пляжное полотенце, на котором можно позагорать на солнышке и вытереться после плавания. Выделяют также специальные полотенца для рук.

Это полотенца небольшого размера, которые вешают в ванной комнате или в туалете около раковины для вытирания рук.

В зависимости от способа плетения полотенца делятся на махровые, вафельные, жаккардовые и велюровые. На махровых полотенцах мы подробно остановимся в конце статьи, а сейчас скажем пару слов о других методах плетения полотенец.

Вафельные полотенца по внешнему виду очень похожи на вафли (поэтому их и называют вафельными). Они хорошо впитывают влагу (в три раза лучше, чем махровые полотенца), прекрасно массируют, способствуют микроциркуляции крови и лимфы. Их можно использовать как на кухне для вытирания посуды и рук, так и в ванной. Вафельные полотенца оптом закупают хозяйки.

Жаккардовые полотенца – это разновидность дамастовой ткани, для изготовления которой используются механизированные ткацкие станки. Впервые такой станок был изобретён в 1801 году Джозефом Мари Жаккардом, по имени которого и был назван новый способ плетения.

Жаккардовые полотенца – это двусторонние полотенца с петельками небольшого размера из двойной нити. Жаккардовое плетение используется для создания рельефных рисунков наполотенце, которые позволяют сохранить рабочую поверхность полотенца.

Велюровые полотенца сплетены из стриженых петелек, мягких, как вельветовая ткань. Полотенца из велюра ткут из пяти нитей. Четыре нити образуют верхнюю и нижнюю основу ткани (их попарно переплетают друг с другом), а пятая – ворс (чаще всего это бархатистая нить). После завершения плетения ткань разрезают, чтобы отделить верхнюю основу от нижней.

Важно

Кроме того, полотенца различаются по материалу, из которого они сделаны. Безусловно, самым распространенным из них является хлопок, из которого ткут полотенца уже много веков подряд. Хлопковое волокно хорошо впитывает влагу, не разрушается в течение большого числа стирок и устойчиво к трению, которое неизбежно при использовании полотенца.

Так как хлопок любит тепло, его выращивают в южных странах. Самым лучшим является хлопок, произрастающий в Египте и Пакистане. В России полотенца делали из другого растительного материала – льна, который особенно хорошо растёт в наших северных широтах. Лён – самый первый материал, из которого человек научился делать одежду.

Это прочное волокно, которое долго сохраняется и хорошо впитывает влагу, но отличается от хлопка некоторой жестковатостью.

Полотенца также делают из шёлка, бамбука и бумаги. Шёлковые полотенца красивые, нежные и невероятно роскошные, но плохо впитывают влагу и моментально прилипают к телу. Бамбуковые полотенца очень мягкие и нежные. Из бамбука чаще всего ткут пляжные полотенца, т.к.

бамбуковое волокно обладает охлаждающим эффектом. Из бумаги делают одноразовые полотенца для кухни, которые отлично впитывают влагу и эффективно очищают посуду от грязи и остатков пищи.

Используют для изготовления полотенец и другие, современные, материалы, например, модал и гидрохлопок. Модал – это целлюлозное волокно, мягкое и шелковистое. Из него особенно часто шьют постельное бельё.

Гидрохлопок – это усовершенствованное хлопковое волокно, которое подвергается специальной обработке, в результате которой удаётся добиться большей мягкости ткани.

Но самым популярным материалом, безусловно, остаётся стопроцентный хлопок, который особенно рекомендуется для создания махровых полотенец.

Совет

Махровоеполотенце– это самое любимое полотенце, нежное и мягкое, в которое приятно завернуться после принятия душа или ванной. Ткут такие полотенца из махровой ткани, ворс которой получается за счёт свободной подачи петель неплотно натянутой основы.

Махровые полотенца великолепно впитывают влагу, быстро сушатся и долго не изнашиваются. Однако это возможно, если махровое полотенце соткано из натурального хлопка (или другого материала, например, льна или бамбука). Важную роль играет такой показатель, как плотность ткани.

Чем она выше, тем мягче и пушистее полотенце. Оптимальная плотность полотенца – 500 грамм на квадратный метр. Следует также обратить внимание на длину ворса: он не должен быть слишком маленьким и слишком большим.

В противном случае полотенце будет либо недостаточно мягким, либо петельки постоянно будут зацепляться и рваться.

Конечно, всегда можно обойтись одним полотенцем на все случаи жизни, всегда можно купить не очень дорогое полотенце столь же невысокого качества, но, согласитесь, когда речь идёт о таком важном предмете, как полотенце, это неправильно и очень неразумно!

Источник: http://www.bonsk.ru/news.php?id=3637

Роль полотенца-рушника в жизни славянина

Сегодня трудно представить себе значение вышивки в жизни старой русской деревне. Все, что окружало человека в каждодневном его быту, было заботливо украшено трудолюбивыми руками. Особенно нарядными были женские праздничные одежды. А так же вышитыми были и верхняя одежда, пояс, рукавицы, обувь.

Вышитыми тканями украшали крестьянский дом: на стол постилали скатерти-столешники, кровать застилали простыней с нарядным краем или подвешивали широкий подзор. В праздники и дни семейных торжеств самые красивые полотенца-рушники развешивали вдоль стен, вешали на окна, на божницу.

В древности рушник, вышитый соответствующими узорами-символами, был неотъемлемым атрибутом многих обрядов. На протяжении веков ему придавалось важное образно-символическое значение. Важные события в жизни народа никогда не обходились без рушников. Наверно, во всем декоративном искусстве нет другой такой вещи, которая бы концентрировала в себе столько разнообразных символических значений.

Обратите внимание

Что же именно сделало рушник постоянным участником всевозможных традиций? Отчасти это связано с тем, что рушник благодаря своей форме является символом пути, жизненной дороги, из-за чего он неизменно использовался во всех ритуалах, связанных с обрядами перехода – будь то рождение, крестины, свадьба, проводы в дальний путь или ритуалы погребения.

белый цвет,присущий рушнику, всегда ассоциировался с чистотой, очищением, сакральностью, добром, а, следовательно, и защитой от всего дурного. Это придавало рушнику оттенок святости, внушало почтительное и трепетное отношение, делало его оберегом и символом удачи в любом деле. Орнаменты, символы, вышитые на нем, несли особый смысл и глубокое значение.

Не менее сорока вышитых полотенец должна была приготовить каждая девушка себе в приданное. Самое большое и нарядное – жениху в знак согласия невесты и ее родителей на свадьбу. А когда в день свадьбы он приезжал за невестой изукрашенное полотенчико клали жениху в шапку.

Полотенцами одаривала невеста женихову родню, ими украшали свадебный поезд: использовали вместо вожжей, обвивали дуги, укладывали их вдоль спин лошадей. И все, кто участвовал в поездке, также были ими «намечены»: жених и невеста держали полотенца в руках, дружка повязывал крест-накрест на груди, поезжане – на свои головные уборы.

Во время свадебного чина жениха и невесту ставили рядом и связывали полотенцами.

Свою особую роль оно играло в родильных и крестильных обрядах. А когда умирал человек, полотенце повязывали ему на шею и вкладывали в правую руку, покрывали полотенцем гроб и на полотенцах опускали его в могилу.

В течение сорока дней после смерти полотенце выкладывали на подоконник, веря, что в нем «отдыхает» душа умершего. А в дни поминовений вывешивали полотенце за окно, чтобы «пришедшие» умершие родители по нему вошли в дом.

С принятием христианства появилась традиция украшать иконы рушниками, которые имели название божники („набожники”, „наобразники”). Как правило, иконы вешались на покутье, поэтому эти рушники назывались «покутными». Длина их достигала трех метров и более.

На большие праздники – Рождество, Пасху, храмовый праздник, к свадьбе – хаты обвешивали более украшенными рушниками – праздничными, а в пост – „постовыми”, чисто белыми или с украшенными краями, чаще темных цветов.

Важно

http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/slavjanskii-byt/rol-polotenca-rushnika-v-zhizni-slavjanina.html

Источник: https://www.colors.life/post/453346/

День полотенца

Каждый год 25 мая во многих странах мира поклонниками творчества известного британского писателя Дугласа Адамса отмечается День полотенца (Towel Day). В течение целого дня они носят повсюду с собой полотенце, не расставаясь с ним ни на минуту, таким образом отдавая дань памяти своему любимому писателю.

Читайте также:  Вы и ваши эмоции: кто кого?

Английский писатель, драматург и сценарист Дуглас Адамс является автором таких юмористических фантастических произведений, как «Автостопом по галактике» и «Холистическое детективное агентство Дирка Джентли».

Именно в своём получившем всемирную известность романе «Автостопом по галактике» он описал полотенце как незаменимую для автостопщика вещь, будь то путешествия по земным дорогам или межгалактическим пространствам.

По мнению писателя, самое обычное полотенце – один из самых важных предметов в обиходе туриста. Во многом его ценность определяется практическим применением, вариантов которого величайшее множество.

Так, опять же по мнению автора, в полотенце можно завернуться, когда холодно; им можно накрыться, как одеялом, ночуя под звёздами; на нём удобно лежать на песчаных пляжах, наслаждаясь пьянящими ароматами моря; им можно размахивать, подавая сигналы бедствия; обмотать им голову, чтобы не вдыхать ядовитые газы, или завязать глаза, чтобы не ослепнуть при виде космических пиратов или ярчайших звезд. Также его удобно использовать в качестве плотика, а можно применить и как оружие в рукопашной схватке, предварительно намочив. Ну и, конечно же, полотенце можно использовать и по прямому его назначению – в гигиенических целях – вытираться им.

Надо также отметить, что в романе уникальным свойствам полотенца посвящена целая глава, причем помимо важного практического значения данного предмета, по мнению автора, психологическое значение этого аксессуара вообще трудно переоценить, и заинтересованный читатель может лично убедиться в этом, прочитав данное произведение.

Сам же праздник – День полотенца – возник в Британии в 2001 году. Буквально через 3 дня после смерти Дугласа Адамса 14 мая 2001 года на открытом форуме поклонники творчества писателя выложили сообщение следующего содержания:

«Дугласа Адамса будет не хватать всем его поклонникам по всему миру. Чтобы все поклонники могли отдать дань его гению, предлагаю отмечать день спустя две недели после его смерти (25 мая 2001 г.) как «День полотенца».

Всем поклонниками Дугласа Адамса предлагается в этот день носить с собой полотенце.

Совет

Пусть полотенце будет на виду (убедитесь, что полотенце бросается в глаза) – используйте его как тему для разговора, чтобы даже те, кто никогда не читал «Автостопом по галактике», пошли и нашли себе экземпляр…».

Так было положено начало празднику, который с тех пор отмечается ежегодно 25 мая, охватывая всё большее количество стран и людей, которые повсюду нося с собой в этот день полотенце.

«Полотенец много не бывает» и «красивые полотенца должны быть в каждом доме»! С этими постулатами согласится каждая хозяйка. Вытирание тканью ставит финальную точку в водных процедурах.

После душа в начале рабочего дня полезен микромассаж вафельным полотном, а после вечерней ванны приятно закутаться в уютное махровое полотенце. Даже мытье рук станет радостнее, если вытереть лишнюю влагу мягкой салфеткой из микрофибры.

Нарядные полотенца на кухне дополняют интерьер и создают настроение в доме.

Маме приятней вытираться шелковистой бамбуковой тканью, папа оценит махровую простыню, а дети обрадуются ярким и красивым полотенцам из микрофибры. Нужно разобраться во всем многообразии домашнего текстиля, чтобы угодить каждому члену семьи. А ведь красивые полотенца работа не только современных дизайнеров. Первые украшенные рушники появились много веков назад.

У славян полотенца были скорее обрядовыми предметами, чем полотнами для вытирания рук. Вышитые рушники сопровождали русичей всю жизнь.

Первое полотенце с орнаментом дарили младенцам на крестины. В красном углу на иконостасе висел молельный рушник, на котором красной нитью была вышита молитва.

На свадьбу надо было готовить несколько красивых полотенец: для каравая, венчальное, рукобитное. Невеста старательно расшивала рушники в подарок новым родственникам. И для каждого случая был свой узор. Славянские женщины знали более двухсот швов и узоров. Ручная вышивка используется на полотенцах и сегодня.

Обратите внимание

Подарочные полотенца с вышитыми монограммами – модный подарок. Такой презент не бывает формальным. В одном стиле с полотенцем можно оформить халат или банную шапочку.

Даже если даритель не выкладывает стежки самостоятельно, а заказывает вышивку монограмм мастерицам, то это всегда делается с душой. Впрочем, текстильные изделия могут выручить, когда нужно срочно пойти в гости не с пустыми руками.

На подарочном полотенце может быть оригинальный рисунок. Перед праздниками в продаже появляется тематический текстиль, например, с символом наступающего года. Полотенца с надписями «папа» или «дедушка» можно подарить своим домочадцам. Есть вариации и с именами.

Красиво вручить можно даже самое просто белое полотенце, если красиво его оформить. Текстиль не просто красиво складывают и перевязывают бантиком. Если подойти к делу с душой и с фантазией, то из простейших полотенец можно сложить куски торта, букеты и даже игрушки.

Получить красивое полотенце в подарок – хорошая примета. Значит, скоро предстоит приятная поездка, путешествие.

Фигуры из полотенец на кроватях могут выкладывать не только горничные в заграничных отелях. Красиво скрученные полотенца может оформлять любая хозяйка.

Сначала полотенце надо дважды сложить пополам: поперек и вдоль. После этого остается скрутить изделие в валик. Именно таким способом складывают полотенца в американских отелях. Времени на такую упаковку уходит немного, а выглядят полотенца-валики очень уютно и опрятно. В ванных комнатах их можно хранить на полочке или в корзине.

Скрутить лебедя из материи просто. Полотенце надо разложить на ровной поверхности и скрутить в жгуты к центру с обеих длинных сторон. У узких концов полотенца жгут должен быть более тугим. Так получаются клюв и хвост. Красивый изгиб шеи лебедя можно закрепить заколкой-невидимкой.

Важно

Комбинируя несколько полотенец разного размера можно сложить слона, зайца и других забавных зверят. Для фигурного скручивания лучше всего подходят махровые полотенца. Но такой текстиль хорош не только своей декоративностью.

Лучшие полотенца – из хлопка, сделанного в Иране и Пакистане.

Средняя длина ворса 3,5-8 мм. Короткие ворсинки хуже впитывают, а длинные быстрее вытираются.

Полотенца станут мягче, если стирать их в подсоленной воде и сушить на свежем воздухе.

Махровые изделия нельзя кипятить и гладить.

Чтобы такой текстиль дольше служил и оставался «как новый» его нужно полоскать с большим количеством воды, а в стиральную машину, как и при стирке пуховиков, можно положить теннисный мяч.

По типу окраски махровые полотенца делятся на гладкокрашеные, однотонные и пестротканые жаккардовые.

Альтернатива хлопковому текстилю — бамбуковое полотно. Этот материал в три раза лучше впитывает влагу, а изделия из него не теряют форму даже после большого количества стирок. Бамбуковые полотенца можно прокрутить в машинке сотни раз, и они будут выглядеть как новые. Правда, после первой стирки изделия возможна усадка на 10%.

Бамбук не вызывает аллергии и обладает бактерицидными свойствами. На бамбуковых волокнах в течение суток погибает три четверти бактерий.

Ткань может полностью состоять из бамбукового полотна. Такие изделия обладают приятным блеском. Используется и смесь бамбука с хлопком.

Совет

Народная примета гласит, что если муж с женой вытираются одним рушником, значит, скоро поссорятся. Собственные полотенца должны быть у каждого члена семьи. Делятся изделия и по своему функционалу:

Банные полотенца. Ими вытираются после ванной или душа. Средний размер 70х140 см.

Полотенца для лица, рук и ног. Обычно они меньшего размера.

Кухонные полотенца и салфетки. Лучше всего для этого подходит «вафельная» ткань.

Пляжные полотенца.

Отдельно можно выделить махровые простыни, в которых удобно ходить в сауну и прорезиненные с одной стороны полотенца для ног, которые стелятся на полу в ванной.

У хорошей хозяйки всегда есть несколько смен для каждого члена семьи и для гостей. А для бытовых нужд найдутся комплекты красивых кухонных полотенец и салфеток. Такой декоративный текстиль легко сменить и изменить этим настроение в доме.

Источник: http://ttbox.ru/1836-den-polotenca.html

Как выбрать полотенце: полный гид по покупке

Полотенце — незаменимый предмет в каждом доме. Вопрос о том, как выбрать полотенце, рано или поздно возникает перед каждым человеком. Что ж, казалось бы, ничего сложного: «Пришел, увидел, победил», то есть выбрал. Но в действительности ситуация куда более сложная.

Раньше, во времена общего дефицита, люди брали то, что было, а сейчас — вы пойдете в магазин и обнаружите, что чего там только нет: короткий и длинный ворс, разный размер, разное назначение, и даже ткани совершенно разные. Вы можете запутаться в этом выборе. Что следует учитывать при выборе полотенца, чтобы оно стало мягким и верным другом для вас на протяжении многих лет, а не источником вечного недовольства и разочарования?

Ну, конечно, в первую очередь, его нужно потрогать — оно должно быть мягким на ощупь, чтобы вы чувствовали себя комфортно, прикасаясь к нему. Давайте выясним, на что еще обратить внимание при выборе полотенца…

  • Способность впитывать влагу — это основная характеристика, она зависит от типа пряжи, способа переплетения нитей. Чтобы проверить продукт на гигроскопичность, необходимо вылить на него немного воды: если она быстро впитывается, то материал, из которого изготовлено полотенце, натуральный. Если материал синтетический, вода будет стекать каплями вниз. Обтираться этим полотенцем будет неудобно.

Важно! Конечно, далеко не каждый продавец даст вам возможность смочить свою продукцию. Именно поэтому, чтобы понять свойства материала, обратите внимание на этикетку. Она имеет обозначения, используемые для тканей.

  • Плотность полотенца — плотность определяется количеством волокон, используемых для изготовления одного квадратного сантиметра материала, измеряемого в граммах на один квадратный метр. Индекс плотности также зависит от типа пряжи, которая используется для изготовления материала.

Как выбрать плотность полотенец? Как правило, этот показатель указан на этикетке. Чем выше это значение, тем лучше продукт впитывает воду. В среднем значение показателя колеблется в пределах 350-750 г / м2.

Важно! Материалы с низкой плотностью поглощают влагу, но сохнут быстрее. Слишком высокая плотность приведет к тому, что полотенце будет сохнуть очень долго.

  • Длина ворса — средняя длина ворса составляет 3,5-8,5 мм. Короткий ворс плохо впитывает влагу, а слишком длинный быстро изнашивается и приходит в негодность. Самое оптимальное значение — 5 мм.
  • Степень жесткости — если полотенце слишком мягкое, значит, в состав входят синтетические волокна, которые снижают гигроскопичность изделия. Такие полотенца подойдут людям с чувствительной кожей, детям и пожилым людям.

Важно! Некоторые изделия украшены вышивкой или аппликацией. Украшения должны быть надежно закреплены и не доставлять дискомфорта при вытирании. Нити на вышивке должны быть мягкими и хорошо затянутыми в ткань.

Материалы для изготовления полотенец

Для производства полотенец используются натуральные и синтетические материалы. Рассмотрим некоторые из них, чтобы понять, какое лучше выбрать полотенце.

Хлопок

Хлопок прекрасно впитывает влагу, является гипоаллергенным материалом, обладает мягкой текстурой. Он отлично подходит для детей и их родителей. Хлопковые ткани обладают высокой плотностью плетения, поэтому они будут служить вам добросовестно долгое время. Это экологически чистый материал, который безопасен для повседневного использования, кроме того, он является доступным.

Важно! Среди недостатков можно выделить то, что он медленно сохнет, может сесть после первой стирки и склонен к сминанию.

Лен

Это натуральный материал, который обладает высокой гипоаллергенностью, хорошо впитывает влагу, но изделия из него немного грубоватые. Такие полотенца обладают массажным эффектом.

Велюр

Такие изделия чаще используются для декора, чем для прямого использования по назначению. Они красивые, но очень плохо впитывают влагу. Их также можно использовать для согревания тела.

Вафельные полотенца

Одна из разновидностей хлопковых полотенец, у которых отсутствует ворс. Они подходят для кухни и очень редко используются для ванны.

Махра

Для производства махровых полотенец используются такие материалы, как хлопок, лен, бамбук, иногда с примесями синтетических волокон. В результате получается мягкая, пушистая ткань, поверхность которой оформлена длинными мягкими петлями. Этот материал гигроскопичный, гипоаллергенный и прочный, выдерживает большое количество стирок, сохраняя первоначальный внешний вид.

Важно! К минусам материала можно отнести следующие моменты — махра долго сохнет и неустойчива к механическим воздействиям.

Бамбук

Это новый современный материал, который производится по уникальной технологии и обладает высокими бактерицидными свойствами. Бамбуковая ткань имеет среднюю плотность, поэтому весят такие изделия очень много, но они хорошо впитывают влагу. Кроме того, ткань не впитывает запахи, долговечна и не подвержена воздействию плесени и грибков.

Важно! Из минусов можно отметить высокую стоимость и сложность ухода.

Модал

Древесина бука, сосны или эвкалипта используется как сырье для этого уникального материала. Изделия из этого материала практичны, легки, долговечны и износостойки. Плюс, они обладают особой мягкостью благодаря специальному плетению нитей. Но этот материал может вызвать аллергию.

Тенсел

Натуральный материал, изготовленный из эвкалиптового волокна целлюлозы. Изделия из этого материала подходят для людей с разными типами кожи и не рекомендуются для маленьких детей и аллергиков. Материал гигроскопичный, обладает высокой прочностью ткачества, не вызывает аллергии, не электризуется, не теряет свой внешний вид в течение длительного периода.

Полиамид

Для производства этого материала используются синтетические волокна, полученные из переработки нефтепродуктов.

Но несмотря на то, что материал полностью синтетический, он востребован для изготовления полотенец и других изделий текстильной промышленности.

Он долговечен, быстро высыхает, не увядает, устойчив к деформациям и повреждениям. Но в то же время он плохо впитывает влагу и сильно электризуются.

Полиэфир

Этот популярный материал также синтетический и изготовлен из отходов нефтеперерабатывающего завода. Полиэфир имеет ряд положительных характеристик: он легкий, практичный, устойчивый к деформациям и дешевый.

Важно! Из минусов можно указать низкую гигроскопичность.

Микроволокно

Полотенца из микрофибры практичны и износостойки, быстро высыхают и не требуют утюжки, а также они не вызывают аллергических реакций. Но они быстро теряют привлекательный внешний вид.

Виды полотенец

В зависимости от назначения полотенца делятся на следующие категории.

Банное полотенце

Это самые большие полотенца, в них приятно завернуться после душа или принятия ванны. Как выбрать банное полотенце? Самое главное, оно должно отлично впитывать влагу, быть мягким и нежным на ощупь. Чаще всего эти изделия махровые.

Кухонное полотенце

Им протирают руки, посуду, всевозможные пролитые жидкости, поэтому для кухни выбирают полотенца без ворса — вафельные или льняные.

Для умывания

Полотенца для умывания находятся в контакте с нежной и чувствительной кожей, поэтому их следует выбирать очень тщательно. Для этого лучше всего подходят бамбуковые изделия.

Для рук и ног

Полотенца для рук и ног отличаются небольшими размерами, здесь главными требованиями являются хорошая впитывающая способность и приятный внешний вид.

Для самых маленьких членов семьи необходимо выбирать специальные полотенца. Обычно в продаже присутствуют специальные мягкие изделия, которые имеют двухстороннее плетение нитей и яркий узор. Такие полотенца часто оснащены капюшоном.

Пляжное полотенце

Такие изделия должны успешно справляться с двумя функциями: они должны прекрасно подходить для принятия солнечных ванн на пляже и для того, чтобы вытираться ими после купания. Особенно ценится хорошая впитывающая способность, легкость и большой размер.

Свадебное полотенце

Такие полотенца изготавливаются изо льна, обычно они украшены ручной вышивкой в виде голубей, лебедей или жаворонков.

Массажное полотенце

Массажные полотенца более жесткие, они разработаны специально для успокоения и расслабления организма. Это достигается за счет строго рассчитанного сочетания хлопка и льна.

Читайте также:  «медитация» как подзарядка: для чего она нужна и как её проводить?

Чтобы выбрать полотенце хорошего качества, обратите внимание на следующие параметры:

  • Очень важно обратить внимание на края изделия. Швы должны быть четкими и равномерными, а все нити должны быть отрезаны. В основном, края обрабатываются оверлоком или швом. Второй вариант предпочтительнее.
  • Равномерное и прочное окрашивание. Плохое качество краски можно обнаружить даже в магазине. Вам просто нужно приложить к изделию влажную белую тряпочку. Если ткань покрашена, то такой продукт не выдержит и нескольких стирок, но покрасит все на своем пути
  • Если вы выбираете банное полотенце, то приложите его к коже, оно должно быть мягким на ощупь.

Важно! В идеале, в доме у каждой хозяйки должно быть несколько видов полотенец для разных случаев. Особенно это касается продуктов, предназначенных для кухни:

  • Дорогие качественные льняные полотенца послужат отличным украшением праздничного стола.
  • Синтетические полотенца хороши для уборки на кухне или в ванной, их легко чистить от пыли или грязи, они не оставят пятен на окнах или зеркалах.
  • Вафельные полотенца идеально подходят для рук и посуды, они не так дороги, как льняные полотенца, и являются гораздо более прочными, чем синтетические аналоги.

Теперь вы готовы отправиться в магазин за покупкой текстиля для вашего дома. Заранее подумайте, сколько именно и какие предметы вам понадобятся. Таким образом, вы сэкономите много времени и нервов.

Источник: https://tekstilprofi.com/domashniy-tekstil/kak-vybrat-polotentse-polnyj-gid-po-pokupke/

Полотешко

История полотенец насчитывает тысячи лет. Согласно историческим свидетельствам, первые упоминания о небольших тканевых кусках, предназначенных для обтирания лица, рук и ног есть в Библии.

Однако еще более ранние доказательства того, что люди начали пользоваться подобными изделиями для личной гигиены, учеными были обнаружены при раскопках поселений каменного века.

Конечно, то, чем пользовались наши предки сложно назвать полотенцами с современной точки зрения. В глубокой древности это были кусочки вычиненных шкур, позднее – ветошь или небольшие отрезы тканевого полотна. Изначально их не разделяли по назначению.

Только спустя много лет формирование более определенных понятий о чистоте и гигиене привело к появлению полотенец, предназначенных для использования в различных целях.

Наши предки – славяне делали их из домотканых льняных тканей, используя для украшения кружево, различные техники вышивки, в том числе лентами или узкими полосками из пестрого ситца. Такие текстильные изделия уже в те давние времена выполняли не только практическую функцию, но также служили украшением и даже несли глубокий сакральный смысл.

Полотенце в современном представлении – то, которым в наши дни так приятно вытереться после душа, появилось на Востоке. Внимательно посмотрев на махровые изделия можно увидеть, что их структура во многом схожа с ковровым плетением. Действительно, махровое полотно является ближайшим родственником ковров, и технология их изготовления во многом схожа.


Первое махровое полотенце появилось в Турции

История «ворсистых» полотенец уходит корнями в турецкую банную традицию. Хамам играл очень важную роль в жизни турок. Можно сказать, что процесс омовения они возвели в ранг культа. Поэтому и отношение ко всему, что с ним связано было очень трепетным.

Именно турки сделали из обычного предмета личной гигиены роскошный предмет обихода. В его производство они привнесли не только ткацкие навыки, приобретенные благодаря многовековому опыту создания ковров, но также талант, свойственный этой творческой нации и неподражаемый стиль.

Обратите внимание

Известные во всем мире вафельные полотенца, достаточно распространенные и в наши дни, впервые были сотканы в турецком городе Бурса в XVIII веке. Полностью ручное производство позволяло тогдашним мастерам изготавливать их в количестве не более 4 штук в день.
 

Полотенца в Европе и Америке

Современный внешний вид махровые полотенца приобрели в конце XVIII века. В это время появилась единая технология их производства. Однако длительное время они были очень дорогими и не доступными для людей среднего сословия.

Более широкое распространение полотенца получили в XIX веке. Тогда они начали появляться домах простых горожан. Их вешали за умывальником или клали под кувшин с водой.

Процесс изготовления по-прежнему был полностью ручным, а размер готовых изделий делал их больше похожими на современные салфетки. Использование ограничивалось вытиранием рук и лица.

В особом почете были полотенца, сотканные на жаккардовом станке, покрашенные в белый или красный цвет.

Мягкие текстильные изделия из махры пришли на смену льняных, более распространенных, образцов только к 1890 году. В Европе и Америке возможность покупать не только готовые полотенца, но и материал для их изготовления (метражом) появилась только с механизацией хлопковой промышлености.
 

К концу XIX века в Новом Свете наладилось промышленное производство махровой хлопковой ткани. Благодаря этому отпала необходимость в покупке более дорогих и часто менее качественных полотенец за границей.

Процесс производства махрового полотенца довольно длительный и трудоемкий. Когда заходит речь о выпуске новой коллекции изделий, к работе сначала приступают дизайнеры. Они создают модели с учетом потребительских запросов и модных тенденций.

Важно

Отдельные линии разрабатываются для праздников, например, Нового года или 8 марта. При этом во внимание берутся малейшие детали будущего готового изделия: длина и плотность махры, состав сырья, способ отделки, красители, которые будут применяться.

Только когда все нюансы учтены и согласованы в цехах приступают к производству. И хотя в наши дни процесс автоматизирован, без участия людей красивое изделие создать невозможно. Опытные специалисты контролируют все этапы.

Для производства полотенец, представленных в каталогах интернет магазина Poloteshko.ru, используется только лучшее сырье: хлопок, бамбук. Чтобы они долго сохраняли первоначальный цвет берутся современные, безопасные и при этом очень стойкие красители. Даже после многократных стирок изделия остаются такими же привлекательными, как и в день покупки.

Необходимая плотность махры достигается благодаря использованию нитей различной кручености. При этом полотенца отличного качества всегда гарантируют высокую впитываемость, износостойкость и устойчивость к истиранию.

Современные технологии позволяют создавать полотенца практически с любыми техническими и эстетическими характеристиками. Они могут быть украшены различными видами отделки: велюром, вышивкой, бордюрами, отделочной аппликацией, бахромой.

Прежде чем отправиться в магазины полотенца проходят строгий контроль качества. Брак недопустим, когда речь идет о продукции высокого качества. Поэтому на финальной проверке изделия, не соответствующие заданным критериям, отбраковываются. Перейти в каталог махровых полотенец

Источник: https://poloteshko.ru/istorija-i-sozdanie-polotenets/

Статьи

 С такими изделиями текстильной промышленности, как махровые полотенца, каждый человек сталкивается ежедневно. Однако подумайте, сможете ли вы ответить на вопрос о том, как отличить добротное махровое полотенце от низкокачественного? На какие показатели должны опираться покупатели махровых изделий, делая выбор в пользу того или иного бренда? 

В этой статье мы постараемся в краткой форме дать общую информацию о строении, основных характеристиках и типах махровых полотенец.  Начнем с характеристик. Два основных свойства махровой ткани, принципиальных для конечного пользователя — это, конечно, плотность и высота ворса махровых полотенец.

Плотность измеряется в граммах на квадратный метр и для махровых изделий колеблется в диапазоне от 300 до 800 г/кв. м.

Именно от плотности и количества ворсинок на единицу площади напрямую зависит способность махровой ткани впитывать влагу.

Совет

Полотенца с низкой плотностью будут лишь размазывать жидкость по поверхности, не впитывая ее, а слишком плотные будут чрезвычайно тяжелыми и неудобными в эксплуатации

Второй показатель, высота ворса, определяется длиной петель, образующих ткань. Оптимальным для полотенец считается ворс, высота которого примерно равна 5 мм. Полотенца с махровыми петлями слишком большой длины потеряют форму под собственной тяжестью после первой же стирки, а слишком короткие ворсинки практически не впитывают влагу.

Еще одним важным показателем, определяющим качество махровых полотенец, является тип пряжи, из которой они были сотканы. Если предыдущие характеристики при определенном умении можно определить на глаз и на ощупь, то использованный при изготовлении полотенца тип пряжи уже не так очевиден для неискушенных покупателей.

Для изготовления махровых изделий используется три основных вида пряжи, отличающихся длиной и качеством волокон хлопка, используемого в производстве:

“Open end” (OE, или аппаратная пряжа) — вырабатывается из коротковолокнистого хлопка. Полотно, сотканное из такой нити, получается достаточно жестким на ощупь, зато дешево для производства и, в конечном итоге, для покупателя.

Кардная пряжа (“ринг“) — изготовлена из средневолокнистого хлопка. Полотно получается более мягким и гладким на ощупь.

Гребенная пряжа (“пенье”) — вырабатывается из лучших сортов длинноволокнистого хлопка. Полотно получается очень мягким и шелковистым. Ткань, сотканная из такой пряжи, ценится больше всего, но и стоит соответственно.

Для изготовления махровых полотенец эконом-класса чаще всего используется аппаратная пряжа. Однако, в отличие от трикотажных или джинсовых изделий, двухкомпонентная структура махровых полотенец позволяет использовать различные типы пряжи в производстве нитей основы и ворса.

К примеру, нередко можно встретить махровые полотенца основа которых, обычно не контактирующая с кожей при использовании, сплетена из более грубой аппаратной пряжи, а ворс — из более качественной и мягкой кардной.

Такая структура позволяет сделать полотенца дешевле, практически не теряя в качестве.

Типы махровых полотенец

Полотенца гладкокрашеные (см. рис.1)
Одноцветные, без рисунка. Плетутся из неокрашенных нитей, после чего красятся целиком. Производятся на рапирных ткацких станках.

Полотенца жаккардовые однотонные (см. рис.2)
Одноцветные, с рисунком. Рисуноксоздается за счет чередованияучастков с ворсом и без него,создающихся путем настройкиткацкого оборудования. Плетутся изнеокрашеных нитей, после чего, опятьже, красятся целиком. Производятсяна рапирных ткацких станках сжаккардовой установкой.

Полотенца жаккардовые пестротканые (см. рис.3)
Многоцветные, с рисунком. Рисунок создается за счет использования при плетении уже окрашенных нитей и более сложной настройки ткацкого оборудования (создание необходимых электронных программ).

Полотенце жаккардовое пестротканое с выбитым рисунком(см. рис.4)
Многоцветное, с рисунком. Рисунок создается путем чередования участков с ворсом и без него, а также за счет использования уже окрашенной пряжи разных цветов.

Рис.1 — Гладкокрашеное полотенце

Рис.2 — Однотонное жаккардовое полотенце

Рис.3 — Пестротканое жаккардовое полотенце

Рис.4 — Пестротканое жаккардовое полотенце с вибитым рисунком

Заметим, что существует множество других, в целом менее значимых характеристик махровых полотенец. Таких, к примеру, как способ переплетения полотна, состав ниток, степень их кручения и т.д. Эти параметры представляют интерес в основном для производителей и экспортеров, занимающихся оптовыми продажами и закупками полотенец. Розничные покупатели редко вдаются в подобные детали.

При использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Источник: http://www.ituma.ru/articles/9.htm

Что нужно знать о полотенцах?

Главная → Полезное → Что нужно знать о полотенцах?

Все-таки приятно после душа, ванной, бани или других водных процедур закутаться в мягкое махровое полотенце. Но порой после пары-тройки стирок они становятся жесткими. Но если знать некоторые тонкости, то и полотенце можно купить такое, что им будет приятно пользоваться не один год. 

Для этого надо знать основные характеристики, на которые необходимо обращать внимание. Это гидроскопичность, плотность, ворс и мягкость.

Внимательно прочтите состав изделия, практически всегда там пишут — хлопок -, но не всегда указывают страну — производителя.

Обратите внимание

Наиболее качественным и подходящим для изготовления махры считается хлопок из Египта и Пакистана. Что касается типа пряжи, она бывает двойная, крученная, зачесанная и единичная.

Одной из лучших считается зачесанная пряжа, так как она обеспечивает хорошую впитываемость влаги.

Если при изготовлении полотенца использовался качественный текстиль, оно может прослужить более трех лет. Срок службы напрямую зависит от плотности полотенца. Если плотность маленькая, полотенце быстро истреплется, на нем появятся дыры. Плотность в 500 г/кв.м. и выше считается оптимальной. Такие полотенца прослужат долго.

Выбирая махровые полотенца, стоит оценить длину ворса. Его оптимальная длина — 5 мм. Если ворс длиннее, полотенца быстро теряют товарный вид. Если короче – плохо впитывают воду. Ну и конечно, качественные махровые полотенца не содержат в себе синтетики. Синтетические материалы придают полотенцам зачастую красивый внешний вид, однако ухудшают впитываемость воды.

Не всегда мягкость полотенца говорит о хорошем качестве махры. Многие производители добавляют в хлопок вискозу (синтетику), что дает ощущение мягкости, но плохо влияет на качество впитываемости воды. Если вы видите, что на маркировке указано – 100% хлопок (ПК), то знайте — это тоже синтетика.

Теперь вы с полной уверенностью можете отправляться в магазин за махровыми полотенцами, а с ними уже в ванну, баню и на пляж. Главное помнить, что качественное махровое полотенце — это 100% хлопок без добавления синтетики, изготовленное из зачесанной пряжи с длинною ворса 5 мм, плотностью не менее 500 г/кв.м. 

Всего полотенец по окраске бывает три вида: белые, пестротканые и гладкокрашеные.

Про белые полотенца сказать нечего. С ними ни забот, ни хлопот.

А вот пестротканые и гладкокрашеные полотенца отличаются друг от друга технологией окраски изделия. Пестротканое полотно изготавливается из уже окрашенной пряжи, а гладкокрашеное – из серых нитей, которые потом покрываются краской. Причем в процессе производства пряжа и пестротканые полотенца обязательно проходят так называемый «мокрый этап», когда смывается вся лишняя краска.

Ткани для постельного белья и их различия

Традиционные материалы для постельного белья — хлопок, лен и шелк. Начиная с семидесятых годов, производители начинают использовать и искусственные материи. Но, хотя они более практичны, их легче стирать и гладить, удобств для спящего они предоставляют немного.

Важно

Сатин — плотная ткань, которая изготавливается из крученой хлопковой нити двойного плетения. Своим блеском, воздушной легкостью, а также на ощупь сатин напоминает шелк. Одно из преимуществ материала в том, что он практически не мнется. Так что если днем Вы не застилаете кровать покрывалом, выбирайте сатиновое постельное белье, и тогда Ваша спальня всегда будет аккуратной и нарядной.

Как отличить поддельное постельное белье

  1. Рисунок на постельном белье известных марок яркий, четкий, красивый. На предприятиях тщательно отслеживают качество печати, поэтому никаких смещений, наплывов краски быть не должно.
  2. Стойкость красителя – один из четких показателей подделок. Крупные производители, используют дорогие качественные импортные красители. Стойкость печати можно определить очень простым способом: потереть ткань белым платочком. Если при сухом трении осталось немного краски, ничего страшного – это в пределах допустимого. Если же на белом платке появилось яркое пятно, то можно быть уверенным: перед вами контрафакт, который вылиняет при первой же стирке.
  3. Качество материалов. Уважающие себя производители не печатают на разреженных тканях. 

Источник: http://www.uraltextile.ru/useful/chto-nuzhno-znat-o-polotencah.html

Сакральный смысл орнаментов древних славян в матрице Мироздания


Рассмотрим ритуальное полотенце – рушник древних славян с орнаментом, который показан на рисунке 1. Далее мы будем совмещать изображение макета рушника с матрицей Мироздания.

Рис. 1. Фрагмент вышивки северорусского полотенца – рушник, как считается, изображает богинь плодородия и магический орнамент , символизирующий плодородие. Такие полотенца использовались в ритуальных целях. «Рушни́к — расшитое декоративное полотенце из домотканого холста. Предмет народной культуры и народного творчества восточных славян.

Издревле на Руси рушник имел не только эстетическое предназначение, но и ритуально-обрядовое. Узоры, вышитые на рушнике, служат не только украшением повседневного быта, но и являются символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с его родом, предками.

Читайте также:  В чём величие пьес уильяма шекспира? идеальный правитель и образцовый оппозиционер

Рушник изготовляется из льняного или конопляного полотна шириной 30-40 сантиметров и от 3 и более метров длиной. Для украшения рушника употребляют вышивку, кружево, бранное ткачество, ленты. В вышивке на рушниках использовалась различная символика.

Вышивались орнаменты зооморфные – символические петухи, куры, лебеди,утки, орлы, олени, львы, кони и др.; растительные – дуб, хмель, калина, мак, лилия, роза, виноград и др.

; геометрические – ромбы, круги, свастики, зигзагообразные линии и прочие узоры; а также бытовые, антропоморфные и культовые в разных сочетаниях.

До XVIII-XIX века каждый вышитый узор имел свой сакральный смысл, ритуальное предназначение. После петровских реформ в вышивке на рушниках стали появляться бытовые мотивы, не несущие обрядовой смысловой нагрузки, а к концу XIX века вышивка практически полностью утратила своё ритуальное значение».

В словаре Даля о ряде назначений полотенца – «рушника, ширинки» в славянских обычаях сказано следующее:

«Рушник – полотенце – Рукомытие – размывание рук, обряд между родильницей и бабкой (повитухой). На 9-ый день после рождения ребенка обе моют вместе руки, и вторая (повитуха) получает ширинку (полотенце) от роженицы.

Ширинка — низанная жемчугом. Фата, плат (платок полотенце), т.е. не косыня не разрезанная или два нерезаных платка вместе, долгий плат. «Молодую всю покрывают ширинкою, везут к венцу под ширинкой. Волшебною ширинкой машешь и производишь все чудеса!»».

Славяне знали что тот, кто принимал роды ребенка, должен быть «развязан» с «судьбой» этого ребенка. И это не суеверие – это сакральные знания древних. Более того, плацента, в которой рос ребенок в матке матери должна быть «похоронена» и ни в коем случае не должна быть употреблена для изготовления «лекарств».

Совет

Например, собаки при рождении щенят поедают это место, а место откусанной пуповины на теле щенка зализывают. Они делают это инстинктивно, но это «знание» дает возможность потомству быть здоровым.

Современное безбожное общество с помощью невежд модельеров раздело молодых девушек и женщин, выставив «напоказ» демоническим силам все детородные «области» последних. О каком здоровом потомстве нации может идти после этого речь. Эти невежды, мнящие из себя неизвестно что, просто убийцы нации и не только у нас в стране.

Славянские женщины даже в простом варианте поверх рубах носили фартуки с «защитным» орнаментом. Наши предки были умнее современных «мудрецов моды», можете не сомневаться в этом. И я не ханжа.

На рисунке 2 показан результат совмещения макета рушника с северорусской вышивкой на его концах с матрицей Мироздания.

Рис. 2. На рисунке показана модель ритуального полотенца, совмещенная с матрицей Мироздания. Ключом для совмещения макета ритуального полотенца с матрицей было горизонтальное «основание орнамента» и характерный узор орнамента как показано на рисунке. Изменив характер рисунка на боковых частях орнамента на модели полотенца, я сохранил количество ветвей орнамента в его центре.

Модель идентична оригиналу, который показан на рисунке 2.

1. Уровень Верхнего и Нижнего мира матрицы, с которым совмещен орнамент на полотенце.

2. – соответственно 15-ый уровень двух миров матрицы.

3. – 9-ый уровень матрицы. Руки больших «Богинь» расположились на 17-ом уровне, а их головы касаются 18-го уровня матрицы. Руки малой «богини» расположились на 16 уровне матрицы, а основание на 15-ом уровне.

А – место перехода между Верхним и Нижним миром матрицы, где показаны два священных Тетрактиса и «звезда Давида». Характерный орнамент покрывает 7 уровней (вертикальная дуговая скобка) Верхнего и Нижнего мира матрицы.

Из рисунка видно, что Характерный «крючочный» орнамент, большие и малые «богини» и основание орнамента с чередующимися малыми вертикальными «метками» точно совместились с матрицей, и последняя была шаблоном или каноном для построения орнамента славянской вышивки. Обычно рушники имели размер в поперечнике равный 30-и сантиметрам и длину до 3-х метров и более – «Рушник изготовляется из льняного или конопляного полотна шириной 30-40 сантиметров и от 3 и более метров длиной.».

Обратите внимание

Поперечный размер орнамента, как видно из рисунка равен 9-и уровням. Тогда соответственно 9 уровням матрицы, например, соответствуют 30 см, а трем метрам в сантиметрах – (300см/30см) = будут соответствовать 100 уровням матрицы Мироздания.

С учетом размера Нижнего мира матрицы Мироздания в 36 уровней (Одна из тайн Брахма-Самхиты о размерах Духовного и Материального мира в матрице Мироздания) в Духовном мире матрицы Мироздания верхний край орнамента ритуального полотенца достигнет – 100 уровней – 36 уровней = 64 уровня Духовного мира матрицы.

До обители Верховного Господа остается – 108 уровней– 64 уровня = 44 уровня матрицы Мироздания. Тогда длина рушника должна быть увеличена на – (30см/9уровней)=3.34 х 44 уровня = 147 см.

И ритуальное полотенце при ширине 30 см и длиной 447 см будет «простираться» от Божьего «дна Мироздания» в Материальном мире матрицы до «обители» Верховного Господа на 108-ом уровне Духовного мира матрицы. При этом оно «покроет» 144 уровня матрицы Мироздания!

И это не пустые вычисления. Они нас приводят к пониманию сакрального смысла ритуального полотенца славян. Очевидно «вытираться» после мытья полотенцем длиной в 4,5 метра, по меньшей мере, не удобно.

На следующем рисунке с реконструкцией традиционного убранства украинской хаты мы увидим практически стилизованное изображение матрицы Мироздания на рушниках с орнаментами.

Рушник составной.

Нижние его части прикреплялись к основной полосками фабричной кисеи, которая буквально рассыпалась в прах, и мне пришлось заменить её современным кружевом.

Верхняя основная часть рушника украшена рядами фигур и знаков. Если принять условно два ряда птиц, составляющих смысловое единство, за первый ряд, то мы насчитаем семь рядов. Каждый ряд отличается от других рядов количеством, формой и величиной изображений.

Начнём попытку чтения узоров с верхнего ряда. Давно замечено, что петушки, птицы в верхних ярусах русских вышивок означают небо.

Важно

Но не просто небо, а Небо с большой буквы, рай, ирий, из которого они прилетают на землю. Седьмое Небо — синонимом слова «рай», а наши петушки занимают как раз седьмой, верхний ряд вышивки.

Следовательно, можно предположить, что ниже на рушнике изображены все остальные небеса.

Шестой ряд украшен мелкими четырёх лучевыми «снежинками». Их малая величина и большое количество (по сравнению с другими фигурами) говорит о том, что это изображение «частых звёзд». В одной русской народной песне есть слова о том, что девица вышивала «…красно солнце, ясен месяц, часты звёзды». Наш рушник являет собой иллюстрацию к этому фольклорному тексту.

Пятый ряд занимают три огромные распластанные фигуры на фоне «частых звёзд». Как уже отмечалось выше, учёные-этнографы называют подобные изображения то «женщиной-вазоном», то «змееногой богиней», то «рожаницей».

Обратим внимание на то, что исследователи сходятся в одном — это женские фигуры. Их тройственность и равновеликий масштаб напомнили мне отражённое в фольклоре представление о неких трёх матерях.

Например, в величании Масленницы в числе прочих определений упоминается загадочная фраза «трёх матерей дочка». Расшифровку этому дает полуязыческая «Голубиная книга»:

«Первая мать — Пресвятая Богородица, Вторая мать — сыра Земля,

Третья мать — кая скорбь приняла.

(Гол. Кн.220)» .

Опираясь на эти широко распространённые в народе представления, можно предположить, что на рушнике изображены три Матери, средняя из которых Мать — сыра Земля в её божественной, небесной ипостаси.

Третья мать по тексту — это мама каждого отдельного человека. Но родная мама это собственно жена родного папы, его супруга. В древнерусском языке супругу означает слово «лада». Небесная богиня Лада была покровительницей жён, рождающих детей. Именно её, матушку Ладу, а не просто земную женщину-мать, логично поместить рядом с грандиозной Матерью — Землёй.

В официальном древнерусском языческом пантеоне, установленном князем Владимиром, мы найдём имя богини, по масштабу не уступающей двум вышеназванным: это Макошь — мать урожая, счастливого жребия, судьбы и прочая.

Итак, три Великих Матери: Макошь, Мать — сыра Земля и матушка Лада находятся в верхней части небес, которая отделяется от четырёх «низших» небес чёткой границей-линией.

На 4 небе мы видим три крупные розетки. Уже давно установлено, что подобные фигуры являются изображением солнца . Его тройственность означает утро, день и вечер, иначе говоря, утреннюю Зарю, Полдень и вечернюю Зарю.

На 3 небе находятся четыре четырёх лепестковые розетки как бы перечёркнутые крест на крест «на все четыре стороны». Это настойчивое повторение «четвёрки» и более мелкой масштаб по сравнению с солярными знаками, наводят на мысль о 4-х фазах луны.

Совет

Мне могут возразить, что полная и новая луны отличаются от растущего и ущербного месяца, а на рушнике все четыре розетки выглядят одинаково.

Я считаю, что вышивальщица могла не ставить своей задачей изображение каждой фазы луны, а отметить только то, что они есть и их четыре, показав этим своё представление о цикличности времени.

На втором небе водят хоровод похожие на цветы или деревья женские фигуры. Они значительно меньше аналогичных «растительных» богинь с 5 неба. Их множественность, «приземлённость» и «мажорный настрой» позволяет предположить, что это берегини.

Первое небо представляет собой две параллельные черты, между которыми изображены зигзагообразные линии. Всё вместе выглядит весьма капитально, это поистине «твердь небесная» с запасами небесной влаги.

К незыблемому Небу полоской воздушного кружева подвешена Земля. Она показана не в своей божественной ипостаси, но весьма конкретно, той землёй, по которой мы ходим ногами. В отличие от некоторой зашифрованности верхних небесных знаков, изображения на земле легко читаются.

На ней мы видим 2 мужские фигуры, чередующиеся с цветочными розетками. Первое что бросается в глаза в розетках, это гвоздики или васильки, торчащие опять-таки «на все четыре стороны».

Меж цветами вышиты непомерно пышные колосья, и всё это берёт начало в перекрещенных ромбиках с точкой по середине, сгруппированных в косые кресты. Центр розетки, несомненно, означает вспаханное и засеянное поле , колосья — некую злаковую культуру.

Известно, что в пшеничных полях растёт преимущественно дикий мак, а во рожи — васильки. Цветы на нашем рушнике никак не маки, и, как выяснилось, не гвоздика, а известный полевой сорняк василёк, следовательно, колосья изображают рожь .

Интересно, что с древнейших времён возделывание ржи являлось отличительной особенностью славянских племён от, например, германских племён, которые рожь не культивировали.

Вся композиция в целом представляет собой стройную систему мироздания, языческую Вселенную. В ней имеются семь Небес, разделённых на верхние и нижние. На верхних, звёздных небесах находятся богини Матери и рай, на нижних, отделённых от земли твердью с запасами воды, светила и благожелательные духи. На земле человек занимается земледелием, причём исконно славянским.

Не могу не отметить некоторую феминистическую направленность этой Вселенной. Если на земле царят мужчины, то на небесах изображены только женщины.

Обратите внимание

Нас не должно смущать то, что Вселенная, изображённая на этом рушнике, не во всём совпадает с вселенными, выявленными другими исследователями русской традиции на основе устного фольклора, резьбы по дереву или росписи прялок.

Дело в том, что в отличие от христианства, представляющего собой «достаточно цельную, устойчивую, структурно единообразную, закрытую систему догматов и религиозных символов, славянское язычество являлось неоднородной открытой системой, в которой новое уживалось со старым, постоянно дополняло его, образуя целый ряд напластований.» .

Наша вышивальщица или её предшественницы, у которых она училась, имели полное право видеть мир так, а не иначе. Главное то, что это видение полностью укладывается в некие не очень жёсткие, но всё-таки имеющие границы этнические рамки, отличающие славянскую систему мировоззрений от систем мировоззрений соседних этносов .

Следующий рушник, на первый взгляд, имеет маловыразительный узор и не привлекает внимания. Я даже сомневалась, стоит ли приобретать его. Но всё-таки купила, присмотрелась более внимательно и поняла, что он удивительный!

Чёткая полоса разделяет узор горизонтально. Всё что под ней, вышито вверх ногами. Это известный приём изображения подземного «иного» мира, «того света». Что же помещает туда воображение вышивальщицы? Там, так же, как и наверху, пышно цветут деревья и травы, текут подземные воды (зигзагообразная линия, змейка), то есть ничего общего с христианским адом!

Верхняя часть, «белый свет», имеет традиционную трехчастную композицию. Однако центральная и боковые фигуры резко контрастируют друг с другом.

В середине стройное геометрическое изображение «столба» с восьмилепистковой розеткой. В ее центре изображен ромб с косым крестом — древнейший знак земли, почвы, обработанной для посева.

Фигура увенчана дубовым листком — символом Перуна. Связь громовержца (в христианской традиции Илья) с земледелием можно проследить по русским заклинательным песням. Например:

А святой Илья По межам ходил, По межам ходил,

Житушко родил

.

Вокруг и по сторонам центрального изображения изгибаются и как бы склоняются перед ним растения (розы?). Этот контраст позволяет предположить антитезу: живое — неживое, природное — рукотворное, а именно: капище Перуна среди леса.

Рыбаков упоминает в своем исследовании русских вышивок, что «идолы изображались иногда … среди деревьев, что можно считать выражением идеи священной рощи» . Однако не иллюстрирует свое сообщение.

Похоже, что рассматриваемый рушник и изображает такую священную рощу с идолом.

Центральная розетка имеет в каждом из своих восьми лепестков по крупной красной точке и напоминает археологический памятник Новгорода в урочище Перынь. Вот его описание:

«В результате… раскопок выявилась круглая площадка,… в центре которой находилась круглая яма со следами дерева в ней. Исследователь справедливо считает яму основанием деревянного идола Перуна. Вокруг площадки-капища был вырыт неглубокий ров с восемью расширениями по сторонам света, в каждом расширении на дне рва обнаружены следы кострища. Капище освещалось восемью кострами».

В целом вышивку можно расшифровать так: прямая дорога среди леса, ведущая к восьми кострам, окружающим священный дуб, у подножия которого изображен знак вспаханного поля, предмет основной заботы крестьянства на протяжении не одного тысячелетия .

Важно

Если расшифровка верна, то, учитывая Ильинские песни, можно сделать вывод о достаточно широком распространении культа Перуна среди крестьянства, вопреки расхожему мнению о том, что это было божество только военной аристократии.

Я показывала этот рушник многим заинтересованным лицам. Кто-то был со мной согласен относительно прочтения узоров, кто-то нет. Основным аргументом не согласных было то, что цветы и розетка оказались вместе случайно и ничего не означают. На это я приведу следующие возражения.

Русская вышивка являет собой образец выдержанности стиля.

На рушнике же смешение геометрического и растительного геометризированного изображения бросается в глаза, тревожит своим дисбалансом, заставляет внимательней всмотреться и вдуматься в сюжет.

Давно замечено, что в вышивках нет ничего случайного. «Каждый отдельный орнаментальный мотив на полотенцах — сам по себе законченный символ, но и все вместе они представляют художественное и смысловое единство» .

Дополнение

Волнистая линия – знак Воды. Дождь изображается вертикальными линиями, реки, подземные воды – горизонтальными, «хляби небесные» — горизонтальными.

Символ солнца можно встретить чаще всего на наличниках домов. А вот он в вышивке:

Часто встречаются в вышивке различные животные, например, лоси.

Ну и роженица, конечно же, как символ плодородия:Источник

В Мой Мир

Источник: http://rodobozhie.ru/publ/knigi/nasledie_predkov/sakralnyj_smysl_ornamentov_drevnikh_slavjan_v_matrice_mirozdanija/62-1-0-9044

Ссылка на основную публикацию