Существует ли настоящая любовь? история элоизы и абеляра

Самая красивая и трогательная история любви: Пьер Абеляр и Элоиза Фульбер

Пьер Абеляр и Элоиза Фульбер жили в Париже

История любви умной и очаровательной Элоизы Фульбер и смелого философа Пьера Абеляра достойна внимания. Хотя она весьма печальна, ее трудно забыть и посчитать скучной даже в наши дни. Все события происходят в Париже, который всегда считался городом любви, и вдохновляют на создание новых романтических и проникновенных произведений.

Пьер Абеляр и Элоиза Фульбер до сих пор восхищают своей трогательной историей любви.

Встреча, переменившая жизнь

Элоиза Фульбер родилась в 1101 году в Париже. Она рано осиротела и осталась на попечении у строгого дядюшки Фульбера, старой закалки, который являлся каноником собора Парижской Богоматери. Он позаботился об образовании девушки, отдав ее на обучение в монастырь, где Элоиза проявила свой острый ум и способность к языкам. Она быстро научилась читать и освоила науку.

В 16 лет девушка вернулась в Париж и встретила там прославленного философа, основоположника концептуализма Пьера Абеляра.

Мужчина был старше ее на двадцать лет, считался состоятельным и возглавлял старинную церковную школу. Ему сразу приглянулась хорошенькая Элоиза и он решил ее соблазнить.

Обратите внимание

Под предлогом обучить девушку языкам, Абеляр снял комнату в доме дяди Фульбера, не вызвав у него подозрения.

Пьер Абеляр (1079-1142) – известный философ, основоположник концептуализма

Философ быстро соблазнил девушку красивыми речами, острым умом, но не заметил сам, как тоже влюбился, вопреки своему каноническому сану. Влюбленные наслаждались друг другом тайно, не теряя ни одной драгоценной минуты.

Тайный брак Элоизы и Пьера

Любая тайна когда-нибудь становится явной. Однажды дядюшка застает любовников в постели и узнает, что его племянница беременна. Он сразу разлучает ее с любимым и отправляет на время к родственникам, где на свет появляется сын Астролябия. Фульбер требует от Абеляра жениться на девушке, не смотря на его сан. Тот соглашается, если брак останется для всех тайной.

Тайная и запретная любовь Элоизы и Пьера стала одной из самых ярких в эпоху Возрождения

На удивление всех Элоиза отказалась быть женой, предпочитая роль любовницы. Потребовалось множество уговоров, прежде чем состоялось венчание в маленькой церквушке на окраине, где было минимум приглашенных. После этого Элоиза и Пьер продолжали жить порознь и встречались ночью, как любовники, что очень не нравилось дяде Фульберу.

Вскоре по городу поползли слухи об их тайной связи. Элоиза публично поклялась, что не имеет никакого отношения к Абеляру, чтобы спасти мужа от позора и сохранить его сан. Затем дядя отправил ее в монастырь, пока не утихнут страсти.

С мужем своей племянницы Фульбер поступил очень жестоко. Он подослал к нему разбойников, которые надругались над ним. Как говорил сам Абеляр: «Они отсекли части моего тела, посредством которых я совершил дело, ставшее причиной их огорчения».

На следующий день все в городе знали об этом.

Мучительная разлука до конца дней

Абеляр больше не мог жить как прежде, и ушел в монастырь Сен-Дени. По его просьбе Элоиза тоже подстриглась в монахини, хотя в первую очередь служила мужу, а не Богу. Из нее получилась мудрая, умная аббатиса, возглавлявшая монастырь. Ее праведная жизнь была примером для многих, но никто не знал, что происходит в ее душе.

Элоиза вела праведную жизнь, но в сердце долгие годы пылала любовь к мужу

Элоиза и Пьер не виделись более 10 лет, но продолжали любить друг друга. Абеляр написал книгу воспоминаний. Ее прочла его жена и стала посылать мужу страстные письма с признаниями в любви. Она хотела быть рядом с возлюбленным, но это было невозможно по причине принятого обета.

В 1129 году они встретились, и Абеляр попросил больше не писать ему, а предаться размышлениям о Боге. Супруга сделала, как он просит.

Важно

В 1142 году Пьер Абеляр скончался от болезни, всеми презираемый и гонимый за свое смелое учение. Элоиза жила еще 22 года. Ее похоронили рядом с мужем в том же монастыре. Их останки переносились неоднократно. Теперь они находятся на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Влюбленные похоронены рядом на кладбище Пер-Лашез

Переписка Элоизы и известного философа до сих пор не может оставить равнодушной читателей, являясь настоящим произведением искусства. Каждая строчка полна искренних чувств, безграничной страсти и истинной любви. Два человека оставались верны друг другу до конца жизни, не смотря на все испытания, выпавшие на их долю.

Пьер и Элоиза смогли быть вместе только после смерти, не ожидая осуждения со стороны окружающих.

Источник: https://blog.floraexpress.ru/ru/article/samaya-krasivaya-i-trogatelnaya-istoriya-lyubvi-per-abelyar-i-eloiza-fulber/

История одной любви: Пьер Абеляр и Элоиза

 Париж был крохотным средневековым городком, расположенным посреди Сены на островке Сите. Один мост связывал островок с правым берегом, за которым простирались поля, другой вел на левый берег. В Париже  жили несколько тысяч студентов со всех концов Европы. Город уже в ту пору являлся духовным центром цивилизованного мира. 

 На островке, рядом с римской базиликой Нотр-Дам,  и находилась монашеская школа. Новый  ученик владел искусством вести диспут, красотой слова и обладал неотразимым личным обаянием. Силой логических рассуждений он загонял в угол своего профессоров.

Кончилось тем, что Абеляр школу.  Учеников в  Абеляре привлекало прежде всего рациональное, без начетничества и излишней схоластики преподавание. Некоторыми это воспринималось чуть ли не как сокрушение церковных догм.

Тем больше было желающих прослушать курс теологии у знаменитого учителя.

 Вскоре  Абеляр стал клириком, то есть посвящен в духовный сан. Ему предписано было носить черные церковные одежды. Но пока он небыл возведён в  священники, то мог жениться.  И вот тут возникла для Абеляра дилемма.  Женишься – забудь о карьере. Не женишься – станешь священником, но тогда уж и чувственность молодую придется  скрутить в узел.

 Нужно будет принимать правила  о целибата, то есть безбрачия. Цель запрета была в том, чтобы духовенство не отвлекалось семейными заботами от борьбы за укрепление авторитета церкви.

До некоторых пор Абеляр и не помышлял о женитьбе, хотя женщины его обожали. Он выбрал карьеру. И только  достигнув вершин славы как философ и теолог, он решил вкусить мирские радости.  Не удалось ему избежать искушения любви.

Тираническая власть  тела  одержала триумфальную победу над разумом.

Мудрость уступила чувству. Его выбор пал на племянницу знакомого ему каноника Фульбера. Девушку звали Элоиза,. Элоизе  было ей семнадцать лет, Абеляру под сорок.

Элоиза была прекрасно образована, знала латинский, греческий и древнееврейский языки, римских классиков. Как и Абеляр, особенно почитала Овидия, его «Искусство любви» и «Метаморфозы».

Она  обладала удивительной красотой, несравненной статью и соблазнительными формами, тоже сыграло не последнюю роль в этом выборе.

Совет

 Вы думаете, что он предложил Луизе руку сердце? Ничего подобного.  Недавний духовный наставник страждущих и верующих решил  проникнуть в дом каноника и соблазнить его племянницу. И скоро он уже  жил  у него в доме, бесплатно питался, а взамен занимался образованием и воспитанием чувств  Элоизы.

  А клирику Фульберу предложение показалось не только лестным, но и выгодным. Не стала возражать и девушка… Элоиза  с радостью согласилась брать уроки у столь знаменитого и красивого  преподавателя. Доволен был и дядюшка Фульбер, отдав племянницу на попечение человека, известного своей целомудренной репутацией.

А по сути доверил  нежную овечку голодному волку.  Даже сам Абеляр поразился.  Что было дальше, не трудно представить. Книги лежали раскрытыми на столе, а руки блуждали по груди, глаза отражали любовь. Охваченный сладострастием, Абеляр ни о чем другом не мог думать, как об Элоизе.  Учёный ритор растворился в любви.

  Говорили чувства. Учёные трактаты заменили стихи  и музыка.

Жан Виньо. «Каноник Фульбер застает врасплох Абеляра и Элоизу»

А Фульбер оставался в неведении. Но днажды он застал любовников врасплох, как говорят французы «en flagrant de'lit», то есть на месте преступления. Они лежали в кровати, обнявшись, словно Венера и Марс. Какое страдание для дядюшки! Какой стыд для влюбленных! Соблазнитель был изгнан. Элоиза осталась беременной.  

Однажды ночью, когда Фульбер отсутствовал, Абеляр пробрался в комнату Элоизы, заставил ее нарядиться в мужской костюм и отвез ее в таком виде к своей сестре в Бретань. Здесь она и родила сына, которого назвали Астролябием. Любовник жениться не собирался и  как ни в чем не бывало продолжал учить студентов .

И только тогда, когда Фульбер решил всё это придать огласке и отомстить, Абеляр умолял каноника о прощении, сетовал на женщин,  которые  со дня творения мира увлекали самых великих людей. Наконец, чтобы полностью успокоить Фульбера, согласился  взять в жены Элоизу с  условием, что  брак будет сохранен в тайне.

А. Кауфман.

«Прощание Абеляра и Элоизы»

Кажется, всё уладилось. Не тут-то было.  Браку  воспротивилась Элоиза.  Она убеждала Абеляра, что брак закроет ему дорогу к публичным выступлениям. Она напомнила слова апостола Павла о том, что супруги подчиняются терзаниям плоти и брак превращается в конце концов в позорное ярмо.

Абеляра не убедили ее доводы. Тогда она напомнила ему слова Цицерона. Когда легат Гирций обратился к нему с просьбой о женитьбе, тот ответил отказом, объясняя это тем, что Гирций не сможет в равной степени совмещать заботы о супруге с занятиями философией.

Но и тут Абеляр остался при своем мнении.

Обратите внимание

Невыносимй была мысль, что его Элоиза может принадлежать кому-нибудь другому. Единственным средством навсегда удержать ее был брак. Женившись, он хотел сохранить репутацию и удержать возле себя Элоизу.

И  Элоиза подчинилась желанию Абеляра. Они оба возвратились из Бретани в Париж и тайно обвенчались, а Фульбер рассуждал: тайная жена — та же любовница и растрезвонил о браке племянницы с Абеляром. Абеляр отправил Элоизу на время в женский монастырь.Здесь они продолжали встречаться и однажды, сгорая от желания, отдались друг другу прямо на полу в трапезной.

Исчезновение Элоизы еще больше разозлило Фульбера. Он решил, что этот сластолюбец задумал избавиться от Элоизы. У Фульбера  родился дьявольский план.

Вот как об этом рассказал сам Абеляр: «Однажды ночью, когда я спал в одной из комнат в глубине дома, подкупленный слуга впустил злоумышленников, и те предали меня мести, самой варварской и самой постыдной: они отрезали мне те части моего тела, которыми я совершил то, что они так оплакивали. Затем они бежали из дома».

Двое злоумышленников были схвачены, в том числе и тот самый продажный слуга. Его ослепили и кастрировали — кара, соответствующая преступлению. Был арестован и Фульбер, его осудили, конфисковали имущество, однако довольно скоро освободили.

«Невозможно описать всеобщее удивление и потрясение, — писал Абеляр, — слезы, плач, стенания, которые меня просто убивали. Мои ученики измучили меня своими причитаниями и рыданиями. Их сострадание ко мне было для меня куда более жестоким, чем моя несчастная рана. Я больше страдал от конфуза, чем от боли…»

Стыд и смятение заставили Абеляра постричься в монахи. Ту же участь он уготовил и Элоизе, заставив и ее принять монашеский обет, принудив, в сущности, на добровольное заточение. Она безропотно согласилась. С тех пор на протяжении целых десяти лет разлученные злым роком влюбленные не виделись и  не переписывались.

Абеляр даже не упомянул Элоизу в своей книге «История моих бедствий».

Со временем Абеляр пришел в себя от физической и моральной раны, нанесенной ему, стал даже гордиться этой историей,  вернулся к занятиям философией, читал лекции студентам и принял решение стать «философом Божиим», как прежде он был философом «светским».

 На этом история не кончается.

Многие годы Абеляр провел в монашестве. Сожгли  его  написанный богословский трактат. Его заточают в монастырь за теологические взгляды. Подобие тюрьмы.

Абеляр писал: «Дьявол обрушил на меня такое гонение, что я не нахожу себе места, где бы я мог успокоиться или даже просто жить; подобно проклятому Каину, я скитаюсь повсюду как беглец и бродяга… Злоба моих врагов, вероятно, не пощадила бы и самого Христа!» .

Не раз его пытались накормить отравленной едой, подбрасывали записки с угрозами, оскорбляли, подстерегали в темноте.

Но вернемся к любви Абеляра и Элоизы. Сохранилась ли любовь?

Важно

Чувственные желания и любовь  умерли в искалеченном теле и ожесточенной душе Абеляра. Он просит Элоизу не тревожить его воспоминаниями о минувшем счастье. Он написал  книгу «История моих бедствий», которая разошлась в рукописных копиях.

Прочитав эту книгу, Элоиза  написала Абеляру письмо — истинное эхо большой любви,  крика души, который вот уже более восьми веков волнует и восхищает потомков.

«Ты знаешь, мой возлюбленный, и знают все, что, теряя тебя, я утратила все… Только ты один можешь заставить меня не грустить, только ты можешь доставить мне радость и облегчение страданий. Ты единственный человек на свете, перед которым я чувствую настойчиво меня зовущий долг: ведь все твои желания я смиренно исполнила. Я не противоречила никогда ни единому твоему слову.

Читайте также:  Рушить ли стену? история создания песни pink floyd «another brick in the wall»

Но во мне достало сил, чтобы не утратить и саму себя. Я сделала даже больше этого. Как удивительно! Моя любовь превратилась в истинный восторг. По твоему велению… я выбрала иной наряд и изменила сердце. Я показала тебе, что ты был единственным владыкой как моего сердца, так и плоти.

Никогда в жизни, и Богу это известно, я не искала ничего иного в тебе, кроме тебя самого; я желала иметь только тебя, а не то, что принадлежит тебе. Звание супруги всегда считалось более сильным и более святым, но мне всегда было более по сердцу называться любовницей и даже, если тебя это не шокирует, сожительницей или просто девкой.

Я думаю, что чем больше я проявляю к тебе покорства, тем сильнее будет для тебя благодать Божия, тем менее я запятнаю твою несравненную репутацию…»

Далее Элоиза предается сладостным воспоминаниям. «Какая королева, какая принцесса не позавидовала бы тем моим радостям, которые я испытала с тобой в постели?!…

 Вспомни о том, что я сделала, на что решилась, не убоявшись проклятия Божьего: пошла в монастырь не из-за любви к Богу, а из-за любви к тебе, Абеляру, знала, что от Бога не дождешься и толики вознаграждения… Если уж я лишена возможности лично видеть тебя, то по крайней мере подари мне сладость твоего образа в твоих высказываниях, которых у тебя такое изобилие… Тогда за любовь ты отплатишь любовью и пусть немногим вознаградишь за многое, хотя бы словами за дела… Я не сохранила ничего, кроме желания быть по-прежнему целиком твоей».

Прочитав письмо Элоизы, Абеляр понял, что монашеская ряса не убила ее земные чувства. Богу она служит лишь по формальной обязанности, а от него, Абеляра, ждет искреннего разговора. Но сам он менее всего расположен вести откровенную беседу.

Совет

Свой ответ Абеляр начинает словами: «Элоизе, дорогой сестре во Иисусе Христе; Абеляр, ее брат в Иисусе Христе… Вы можете и в моей смерти сохранить ту пылкую любовь, которую вы испытываете к живому…». Абеляр  рассуждал о Боге, о пользе молений, цитировал Библию.

И снова ответ Элоизы: «Тогда, когда мы предавались прелюбодеянию, жестокость неба нас помиловала, и вот когда мы узаконили эту незаконную любовь и покрыли свадебной фатой грех прелюбодеяния, гнев Господний обрушился на нас двоих с огромной силой …  И не есть ли все это проделки дьявола, который попытался «через их брак достичь того, что не смог добиться чрез их прелюбодеяние… Говорят, что я целомудренна. Это только потому, что не замечают, насколько я лицемерна. Люди принимают за добродетель чистоту телесную, тогда как добродетель — свойство не тела, а души. Бог, который читает в сердцах и познает чресла, который зрит и во тьме, он понимает все лучше, видит сокровенное».

Абеляр был потрясен. Он хотел видеть аббатису, а узнал в ней  прежнюю Элоизу.  

Что пишет Абеляр? Спасает её душу.

Считает, что его кастрация — акт божественной милости. Напоминает ей, как она отдалась ему прямо на полу трапезной — этом столь уважаемом месте.

Бог, проявляя свою мудрость и милосердие, воспользовался в лице Фульбера самим злом, чтобы покарать тот орган, который единственный нес ответственность за все, очистив таким образом тело и возвысив дух, исцеляя одновременно обе души.

Теперь, благодаря Богу, заразу плотских непристойностей и ярмо похоти удалось преодолеть с помощью милосердия и сострадания. Бог повредил тело, чтобы спасти  душу.

Это было ее последнее послание.

Абеляр читал лекции  студентам, искал рациональные пути понимания Бога. А церковники обвинили его в том, что он проповедует ересь. Был даже составлен список его прегрешений и издан «Трактат против некоторых заблуждений Пьера Абеляра».

Папе Иннокентию II предложили  осудить ереси Абеляра и отлучить его от церкви.

Больной, разбитый, в шестьдесят лет превратившийся в немощного старика, Абеляр отправился в Рим, чтобы лично оспорить решение собора. По дороге он узнал, что папа формально осудил его на «вечное молчание» и что книги его сожжены на площади Св. Петра. В пути 12 апреля 1142 года Абеляр встретил свою смерть. Похоронив Абеляра, Элоиза  прожила еще двадцать один год.

Снискала славу  «одной из самых великих аббатис Церкви». Все эти годы она; ухаживала за могилой Абеляра и, как и он, скончалась в шестьдесят три года. Случилось это в 1163 или 1164 году. Ее похоронили рядом с супругом. Но потом останки их не раз переносили в разные места, пока не доставили в Париж, на кладбище Пер-Лашез. Здесь и спят вечным сном герои нашей истории.

Источник: https://alindomik.livejournal.com/87516.html

Бедствия философа Абеляра или история средневековых нравов

?Кот Ученый (lenarudenko) wrote,
2016-01-23 18:04:00Кот Ученый
lenarudenko
2016-01-23 18:04:00История средневекового философа Абеляра и его ученицы Элоизы пользовалась популярностью во Франции, вдохновляя писателей на романы о любви знатной дамы и ее бедного учителя.

Замечаю, что логика героев старины непонятна современному человеку.Абеляр и Элоиза в фильме «Похищенный рай» (Stealing Heaven). В роли Элоизы — Ким Томсон. В роли Абеляра — Дерек де Линт (известный нам по сериалу 90-х «Полтергейст») Нам эта история может показаться не романтичной, а жутковатой. Абеляр тоже не похож на добропорядочного героя.

Часто «благородные» герои старины вызывают у нас восклицание как у «тупого американца» из старой юморески «Это герой? Его судить надо!». А ведь не поспоришь. Элоиза тоже странна дама, не понимает, чего желает сама.

Обратите внимание

Понять в этой истории можно только Фульбера — дядюшку Элоизы, хотя его метод мести Абеляру вызывает шок у современного человека своей «средневековой дикостью». Вся эта «романтическая» история без прикрас рассказана в мемуарах самого Абеляра «История моих бедствий».

В своей автобиографии философ любуется собой, не особо сожалея о содеянном, и обвиняет окружающих в своих невзгодах.Элоиза на гравюре 19 века

«Жила тогда в том же самом городе Париже некая юная девица по имени Элоиза» — начинает Абеляр повествование в своем романе.

Девица с юных лет проявила интерес к наукам. Родители Элоизы одобрили ее старания и отправили учиться в Париж к дядюшке Фульберу, канонику собора Нотр-Дам. Фульбер был братом матери Элоизы.На месте этого здания 19 века раньше стоял дом, где жила Элоиза.Памятная табличка на доме, что в 1118 году здесь жили Элоиза и Абеляр.

Дом перестроен в 1849 году«Науки» в эпоху средневековья представляли собой изучение — грамматики и родной словесности, греческого и латинского языков, богословской философии. Богословская философия стала наиглавнейшей наукой эпохи. Книги в основном были религиозного содержания. Усердие Элоизы в науках радовало дядюшку, и он приглашал к ней лучших учителей Парижа.

Знаменитый философ-богослов Абеляр, у которого уже была своя школа в Париже, стал частым гостем в доме дядюшки Фульбера.

Абеляр самовлюбленно описывает себя: «репутация моя тогда была такова, и я был наделен тогда такими прелестями молодости и красоты, что полагал, будто могу не опасаться отказа, какую бы женщину я ни удостоил своей любовью».

Слава оказала на философа свое пагубное влияние. «Меня пожирала лихорадка гордыни и сладострастия» — признавался он в своих мемуарах.

Философ-богослов, рассуждавший о добродетели на школьной трибуне днем, вечерами играл роль дамского соблазнителя. Он продумывал свою систему соблазнения, размышляя, чего угодно дамам от поклонника.

«Моя длань не ищет мою указку, и я с грозным видом не вопрошаю, к какой части речи относится то или иное слово; пусть ученики мои забросят подальше свои таблички, лучше попытаемся понять, как следует играть с женским родом вне зависимости от того, к какому из склонений, к первому или третьему, относится слово.

Проспрягаем в настоящем времени глагол первого спряжения: я люблю, ты любишь, он любит; почаще будем повторять урок; устроим школу под сенью дерева и будем в ней учиться. Книга — это лицо девушки, и нам надо прочитать эту книгу, еще совсем свежую, нетронутую».

Абеляр желал связей с куртизанками, и любовь простых горожанок ему была неинтересна. Философа привлекали только знатные особы. «Я намеревался вступить с ней в связь, и я удостоверился в том, что мне будет легко достичь в сем деле успеха».

Элоиза должна была стать одной из побед философа.Абеляра в живописи обычно изображают молодым Предположительно, когда Абеляр познакомился с Элоизой, ей было 17 лет, философ — старше ее на 20 лет. По тем временам уже почтенный солидный господин. Думаю, Абеляр был не намного моложе дядюшки Фульбера.

«Я завязал знакомство с дядей девушки при содействии некоторых из его друзей. Они предложили ему взять меня к себе в дом нахлебником за цену, которую он сам назначит, ведь дом его находился неподалеку от моей школы.

Важно

Причину моего желания поселиться у него я объяснял тем, что заботы о домашнем хозяйстве вредили моим научным занятиям и были для меня слишком обременительны. А Фульбер любил деньги, то есть был жаден до них.

Присовокупите к этому еще и то, что он страстно желал предоставить своей племяннице возможность дальнейшего совершенствования в изучении наук. Потворствуя двум этим его страстям, я без труда добился его согласия и достиг желаемого».

Фульбер, не заподозрив опасности, полностью доверил племянницу этому проходимцу.

«Он всецело препоручил племянницу моему руководству, он предложил мне посвящать ее образованию все свободное время, что будет оставаться у меня после занятий в школе, как днем, так и ночью, а также разрешил мне наказывать ее, ничего не опасаясь, если я сочту, что она в чем-то провинилась» — вспоминал Абеляр.

В мемуарах философ любуется собой, как ловко он обманул дядюшку и легко соблазнил его племянницу. Великой любви и вообще чувств в этих строках не просматривается.Отдавшись страсти, развратный педагог едва не позабыл о работе в своей парижской школе. Бессонные ночи давали о себе знать.

Таковы нравы средневековья, днем – богословие, ночью – страсть.

«По мере того как страсть к удовольствиям все более и более завладевала мной, я все менее и менее думал о занятиях и о моей школе. Я испытывал огромную досаду оттого, что мне надобно было туда ходить и там оставаться.

Я также испытывал чувство усталости, ибо ночи мои были отданы любви, а дни — работе».

Эта история выглядела бы романтично и не вызывала бы неприязни, если бы эмоции Абеляра оказались искренни, но в его мемуарах читается только самолюбование и расчетливость.

Также философ писал любовные стихи, но они пусты, в этой поэзии нет чувств.

«Да будет угодно Господу, чтобы ночь никогда не кончалась, чтобы нам с моею подругой никогда не ведать разлуки, чтобы ночной дозорный не увидел никогда ни зари, ни дня…

О, Боже, увы! Как рано приходит рассвет»

Уроки Абеляра была далеки от науки, особенно от богословия:

Свои уроки с Элоизой философ описывает в мемуарах: «Итак, под предлогом учения мы всецело предавались любви, и усердие в занятиях доставляло нам тайное уединение. И над раскрытыми книгами больше звучали слова о любви, чем об учении; больше было поцелуев, чем мудрых изречений; руки чаще тянулись к груди, чем к книгам, а глаза чаще отражали любовь, чем следили за написанным».

Абеляр иногда любовно колотил свою подругу.

«Чтобы возбуждать меньше подозрений, я наносил Элоизе удары, но не в гневе, а с любовью, не в раздражении, а с нежностью, и эти удары были приятней любого бальзама».

Философ разнообразил «подачу материала»:

«Что дальше? Охваченные страстью, мы не упустили ни одной из любовных ласк с добавлением и всего того необычного, что могла придумать любовь. И чем меньше этих наслаждений мы испытали в прошлом, тем пламенней предавались им и тем не менее пресыщения они у нас не вызывали».

В фильме «Похищенный рай» показана история искренней любви, которая далека от реальной биографии Абеляра. Влюбленные хотят быть вместе, а злой дядюшка не разрешает.Дядюшка, как обычно бывает, обо всем узнал последним.

«Мы всегда последними узнаем о язвах, поражающих наши семейства, мы пребываем в неведении относительно пороков наших детей и наших жен, когда они уже стали всеобщим посмешищем», — цитирует Абеляр текст Святого Иеронима.

Однажды тайное стало явным, Фульбер застал любовников. «Итак, с нами случилось то же самое, что с застигнутыми врасплох Марсом и Венерой, о чем рассказывает поэтическая басня» — пишет Абеляр.

Постепенно Абеляр и Элоиза привыкли к своему позору:

«Уже переживши свой позор, мы стали нечувствительны к нему; притом чем более естественным представлялся нам наш поступок, тем слабее становилось в нас чувство стыда».

Разоблачение Абеляра и Элоизы. (Художница — Ангелика Кауфман. Ее романтические картины нравились Екатерине Великой). В Париже одна новость быстро сменяла другую, рассказами о согрешивших девицах и священниках городскую публику удивить сложно.

Постепенно об этом случае начали бы забывать, но Элоиза забеременела, о чем сообщила Абеляру.Философ принял решение похитить ученицу и увезти в Бретань к родственникам. Поначалу может показаться, что он наконец-то совершает правильный благородный поступок и готов нести ответ за поступок и признать ребенка.

Совет

Элоиза родила сына, которого назвали Астролябием.Разоблачение, гравюра 19 века. Дядюшка еще рано вошел. Однако, оказывается, философ просто обезопасил себя от мести родственников Элоизы.

«Ее дядя после ее бегства чуть не сошел с ума; никто, кроме испытавших то же горе, не мог бы понять силу его отчаяния и стыда.

Но что ему сделать со мной и какие козни против меня устроить, этого он не знал. Он больше всего опасался, что если бы он убил или как-нибудь изувечил меня, то возлюбленнейшая его племянница поплатилась бы за это у меня на родине.

Он не мог ни захватить, ни куда-нибудь силою заточить меня, так как я принял против этого все меры предосторожности, не сомневаясь, что он нападет на меня, как только сможет или посмеет это сделать».

Портрет Элоизы на фасаде дома в ПарижеПортрет Абеляра рядом

Элоиза просто стала заложницей семьи Абеляра. Если бы ее семья решила мстить философу, то его семейство нанесло бы ответный удар, Элоиза могла погибнуть. Подлый философ об этом пишет не смущаясь «я принял против этого все меры предосторожности».

Однако репутация Абеляра оказалась под угрозой. Подобная слава закрывала двери в лучшие дома Парижа. Абеляр решился пойти с повинной к дядюшке.

Он рассказал ему о своей любви, напомнил Фульберу о его молодости (дядюшка сам был небезгрешен) и попросил позволения жениться на Элоизе. Дядюшка согласие дал, но не простил вероломного учителя.

«Он на это согласился, скрепив соглашение поцелуем и честным словом, данным как им самим, так и его близкими, однако лишь для того, чтобы тем легче предать меня».

Элоиза вернулась в Париж к дяде, но отказалась от замужества. По мнению ученицы, брак помешал бы философу в работе. «Она решительно отказывалась от этого брака, заявляя, что он явится для меня во всех отношениях постыдным и тягостным».

Ради семьи Элоиза согласилась обвенчаться с Абеляром, но попросила, чтобы брак оставался в тайне, дабы не мешать богословской карьере Абеляра. Нравы средневековья, законный брак закрывал многие возможности, а наличие любовницы никого не смущало. Ребенок Абеляра и Элоизы остался на воспитании в семье сестры философа.

О его судьбе никто из «влюбленных», судя по записям Абеляра, не задумывается. Некоторые исследователи видят в поступке Элоизы стремление к независимости и свободной любви. Свободная дама, которая не желает следовать правилам общества, она поступает, как ей угодно.Прощание Абеляра и Элоизы. На картине Ангелики Кауфман философ изображен молодым.

Обратите внимание

Дядя отказался сохранить брак племянницы в тайне. Дабы прекратить городскую болтовню он объявил, что Абеляр и Элоиза — законные супруги. Элоиза публично назвала слова дядюшки ложью, семейный скандал продолжился.Абеляр увез супругу в монастырь и сам нарядил ее в монашеский наряд. Он регулярно навещал Элоизу ночами. Они отдавались любовным утехам в монашеской келье.

Слухи об этом святотатстве быстро распространились по Парижу. Дядюшка также забеспокоился, что Абеляр заставит Элоизу принять монашеский постриг, чтобы от нее избавиться.Двери дома Абеляра и Элоизы украшены красивой решеткой.Сложно понять, Элоиза желала свободы для себя и Абеляра, не хотела мешать его богословской карьере. Но при этом она следует его уговорам укрыться в монастыре.

Какая свобода для нее в монастыре? Какая карьера сложится у Абеляра, если он ночами шастает по женским монастырям? Кто будет слушать богословские доводы святотатца? Абеляр снова прекрасен. Замуровал любимую в монастыре и окончательно опозорил своими визитами.Влюбленные загадывают желания у дома Абеляра и Элоизы. Зная историю этой пары, традиция кажется странной.

Дядюшка Фульбер решил перейти к самым радикальным мерам ради спасения честь семьи. Он давал Абеляру шанс несколько раз, но его великодушие не было оценено. Фульбер и родственники подкупили слуг Абеляра и наняли плача, который изуродовал философу «то, чем он грешил».

«…однажды ночью, когда я спокойно спал в отдаленном покое моего жилища, они с помощью моего слуги, подкупленного ими, отомстили мне самым жестоким и позорным способом, вызвавшим всеобщее изумление: они изуродовали те части моего тела, которыми я свершил то, на что они жаловались».

На следующий день все горожане обсуждали злоключения Абеляра, спешили к нему на встречу, дабы выразить сочувствие. Эта унизительная жалость, как вспоминал сам философ, стала больнее физической боли.

За углом дома — Нотр-Дам

«С наступлением утра ко мне сбежался весь город; трудно и даже невозможно выразить, как были все изумлены, как все меня жалели, как удручали меня своими восклицаниями и расстраивали плачем.

Особенно терзали меня своими жалобами и рыданиями клирики и прежде всего мои ученики, так что я более страдал от их сострадания, чем от своей раны, сильнее чувствовал стыд, чем нанесенные удары, и мучился больше от срама, чем от физической Боли».

Абеляр вскоре ощутил себя изгоем.

«С каким лицом я покажусь публично? Ведь все будут указывать на меня пальцами и всячески злословить обо мне, для всех я буду чудовищным зрелищем».

Дядюшка поступил «по понятиям» своего времени, дабы защитить честь семьи. Он держал ответ перед родителями Элоизы, которые доверили ему свое дитя. Его поступок жесток, но вполне логичен и понятен.

Месть Фульбера сказалась и на карьере Абеляра.

«По закону церкви евнух не может войти в храм.

Немало меня смущало также и то, что, согласно суровой букве закона, евнухи настолько отвержены перед господом, что людям, оскопленным полностью или частично, воспрещается входить во храм, как зловонным и нечистым».

Важно

Абеляр смог найти приют в монастыре Сен-Дени. Элоиза тоже приняла постриг. Она погрузилась в богословие и науки, и благодаря усердию стала настоятельницей монастыря. Ее таланты высоко оценили современники.Философская карьера Абеляра продолжилась успешно, но не без скандалов.

В монастырь Сен-Дени он попытался пронести «свой устав», а в «чужой монастырь со своим уставом не ходят». Он был вынужден покинуть монастырь. Абеляр прожил бурную жизнь достигал высот, получая должности, ссорился с властями, терял все и приговаривался к заточению.

Только благодаря покровителям неугомонному философу удавалось избежать тюрьмы и обвинений инквизиции.Мятежный философ мечтал не только о любви, но и о надежной дружбе.

«Истинный друг превосходит все дары Господа Среди всех богатств предпочтение следует отдать другу.

Человек, обладающий таким сокровищем, уже не беден.

Сокровище же это тем более драгоценно, что является большой редкостью».

Предположительно, Абеляр и Элоиза вели переписку в годы разлуки. Достоверность найденных писем пока не подтверждена. Абеляр скончался в возрасте 62 лет. Элоиза пережила Абеляра на 22 года, ее похоронили рядом с ним. В 19 веке останки Абеляра и Элоизы перезахоронили на кладбище Пер-Лашез.

Надгробие Абеляра и Элоизы на Пер-Лашез в 19 веке. Чтобы привлечь внимание к новому кладбищу, власти Парижа перенесли тела Абеляра и Элоизы. Романтические гравюры влюбленных пар у могилы философа стали своеобразной рекламой нового кладбища. Об этом я писала в посте Пер-Лашез — кладбище желаний.Визит на могилу Абеляра и Элоизы.

Автобиография Абеляра написана в форме своеобразной «исповеди», подобной формой потом пользовались Жан-Жак Руссо и Лев Толстой. Автор вроде бы и рассказывает читателю о своих подлостях, но при этом любуется собой и будто ждет одобрения.Рекомендую фильм «Похищенный рай».

Да, фильм не достоверен исторически, просто хорошее костюмированное кино.

Оглавление блога

Источник: https://lenarudenko.livejournal.com/297543.html

Елена Арсеньева — История в назидание влюбленным (Элоиза и Абеляр, Франция)

Елена Арсеньева

История в назидание влюбленным

(Элоиза и Абеляр, Франция)

В Париже, на Цветочной набережной, сразу за собором Нотр-Дам-де-Пари, стоит маленький домик, в котором когда-то жили служители собора. На одном из них можно увидеть надпись: «Здесь жили Элоиза с Абеляром. Искренние возлюбленные. Драгоценные образцы для подражания. Год 1118».

Хотелось бы знать, в чем увидел автор надписи «драгоценный образец для подражания»? В мучительной любви, которую некогда испытывали друг к другу эти двое? В той мести, жертвами которой стали они оба — да, оба, потому что неведомо, чьи страдания были горше: изувеченного Абеляра или покинутой Элоизы, к которой он совершенно охладел?

Впрочем, начнем сначала…

Двадцатилетний красавец Пьер Абеляр прибыл в 1108 году в Париж, чтобы покорить его «силой своего разума».

Совет

Самый разгар знаменитых крестовых походов, куда так и ринулась за Божьей славой — и вполне мирской, конечно! — вся тогдашняя молодежь, как происхождения самого благородного, так и не вполне.

Однако военная стезя не влекла Абеляра, свое бешеное честолюбие он намеревался утолить другим путем.

Собственно, из Нанта он явился в столицу Французского королевства уже известным богословом. Всю свою жизнь провел, переходя из одних школ и монастырей в другие, почему и был прозван «Палатинским перипатетиком»,[1] странствующим ученым-богословом.

У него были великие учителя логики и диалектики — Росцелин из Лоше (представитель номинализма) и Гильом из Шампо (представитель реализма), который возглавлял школу при соборе Нотр-Дам в Париже.

Но у Абеляра был свой метод, впоследствии доведенный до совершенства в сочинении «Да и Нет» («Sic et Non») и дававший ему огромное преимущество в спорах, поэтому он был не столько учеником своих учителей, сколько их соперником.[2] Так что, когда он появился в Париже, у него уже было имя.

Вообще-то он мечтал занять место учителя, возглавив соборную школу Нотр-Дам, однако для начала пришлось удовольствоваться преподаванием в собственной школе на горе Св.

Женевьевы (к слову сказать, вокруг именно этой его школы впоследствии сформировался Парижский университет).

Абеляр стал знаменитым в Париже теологом, хотя, как говорили мудрые, а не только ученые, люди, неосмотрительность и дерзость некоторых его формулировок восстановили против него церковные круги и сделали его уязвимым для обвинений в ереси.

Но пока дела шли удачно. В 1113 году он добился, чего хотел, и все же возглавил соборную школу Нотр-Дам, хотя и не имел еще священнического сана.

Париж в ту пору был крохотным городком, расположенным посреди Сены, на острове Сите. Один мост связывал островок с правым берегом, за которым простирались поля, другой вел на левый берег.

Тут тянулся квартал, где главенствовал латинский язык и проживало несколько тысяч студентов со всех концов Европы, город уже в ту пору являлся духовным центром цивилизованного мира.

А место позднее так и назовут — Латинский квартал.

Обратите внимание

В небольшом городе все были на виду, все знали друг друга, точно в большой деревне. Слава Абеляра вышла за пределы его школы, его приходили послушать не только студиозусы, но и горожане, а также и жены.

Многие женщины, между прочим, тянулись к знаниям, а посмотреть на молодого, красивого священника, послушать его высокоученые речи — такое наслаждение для взоров и слуха.

И не одна из дам и девиц, являвшихся послушать Абеляра, думала тогда: ну какая жалость, что он — священник, для которого закрыт доступ в мир радостей земных.

Но уж таковы были законы жизни! Принимать духовный сан (и, следовательно, целибат — обет безбрачия) были обязаны все преподаватели средневековых университетов. Согрешивших лишали сана, и на том заканчивалась их карьера.

К слову сказать, обязательный духовный сан для университетского профессора был обычным явлением вплоть до начала ХХ века. Таким «духовным профессором» был Чарльз Додсон (Льюис Кэрролл).

В основу его сказок об Алисе в Стране Чудес и Зазеркалье легла неразделенная любовь автора к реально существовавшей девушке по имени Алиса.

Профессор не мог связать с Алисой свою судьбу (не позволял духовный сан), однако их дружба продлилась до самой смерти писателя.

Но вернемся в Париж XII века.

Элоиза потом так напишет об этом времени:

«Когда ты выступал публично, разве не все бежали сломя голову послушать твою речь, не вытягивали шею, стараясь хоть краешком глаза увидеть тебя, и разве не все восторженно провожали тебя глазами? Каждая девица и замужняя дама мечтала о тебе, и сердце их пылало от страсти, когда ты проходил рядом; королевы и герцогини желали разделить с тобой ложе…»

Абеляр не слишком-то обращал на свою популярность внимание и был совершенно поглощен делами школы. Он получал хорошие деньги и стал богат. Красивый, богатый, знаменитый, он был чрезвычайно доволен собой. Ко всему прочему миру, особенно к женщинам, он относился весьма высокомерно и полагал, что только слабые духом клирики могут испытывать нужду в них, легкомысленных созданиях.

Важно

Однако Господь наш любит испытывать самонадеянных детей своих… Абеляру было тридцать восемь лет, когда он влюбился в одно из таких легкомысленных созданий.

Потом, много позднее, ввергнутый в пучины отчаяния и всеми силами пытаясь излечить исстрадавшееся самолюбие, он станет уверять, будто сам, собственной волею, решил отведать радостей мирской жизни.

Все люди должны заплатить дань любви, ну, заплатит дань и он… Но тот, кто добровольно идет своим путем, волен в любую минуту свернуть с него. Абеляр же был невольником судьбы — он не только не смог свернуть с выбранного пути, но и окончательно заблудился в дремучей чаще чувств.

Разум не помог ему устоять и спастись от безумной — да, поистине безумной! — страсти к Элоизе, семнадцатилетней воспитаннице и приемной дочери каноника Фульбера.

Она была красавица. Правда, сам Абеляр в свои печальные последующие года даст ей весьма скупую характеристику: «С физической стороны она была неплохо сложена», — но вряд ли столь избалованный и самовлюбленный мужчина потерял бы голову от всего лишь «неплохо сложенной» девицы.

Между прочим, ходили слухи, будто Элоиза — родная, а вовсе не приемная дочь Фульбера, которую родила ему некая знатная дама, умершая, производя на свет прелестную девочку. Поэтому он не мог бросить ребенка, но не мог и дать ей своего имени.

Внешние приличия, впрочем, были соблюдены, девушка росла под присмотром почтенного человека и благодаря соседству с богословом была начитанной, образованной — знала латинский, греческий и древнееврейский языки, римских классиков, особенно почитала Овидия, его «Искусство любви» и «Метаморфозы», — и не по летам (и не по полу, как скажут некоторые ворчливые женофобы!) умной и разумной.

Конец ознакомительного отрывка
Вы можете купить книгу и

Прочитать полностью

Хотите узнать цену?
ДА, ХОЧУ

Источник: https://libking.ru/books/love-/love-history/130988-elena-arseneva-istoriya-v-nazidanie-vlyublennym-eloiza-i-abelyar-frantsiya.html

Элоиза и Абеляр (Пьер Абеляр и Элоиза Фульбер)

   На заре XII века в южной Франции, в Провансе, возникла и постепенно вошла в обиход так называемая куртуазная любовь.

Когда — неслыханная прежде вещь — мужчине, чтобы добиться благосклонности женщины, благородной дамы, приходилось долго за ней ухаживать, оказывать всяческие знаки особо пристрастного внимания.

То была первая победа, настоящий триумф, одержанный слабым полом в мрачном средневековье. Однако первая пара возлюбленных, пошедших на такой неслыханный риск, поплатилась за это, о чем на разные лады трубят вот уже восемь столетий.

Их звали Пьер Абеляр и Элоиза Фульбер.

Пьер дю Палле, известный во всем мире как Абеляр, родился в 1079 году в небольшом городке в Бретани. Родители старались дать ему хорошее воспитание. И вот, с благословения отца, Абеляр отправился в Париж, который уже в ту пору считался неоспоримым духовным центром Франции.

Абеляр поселился в знаменитом Латинском квартале, который получил такое название потому, что приезжавшие со всех стран Европы студенты разговаривали между собой на одном, понятном им всем языке — латинском.

Все они посещали монашескую школу, расположенную рядом с первой, построенной еще древними римлянами, базиликой Нотр-Дам, куда записался и Абеляр, а очень скоро и возглавил ее.

Совет

Абеляр открыто, не стесняясь, называл себя «единственным стоящим чего-то на земле философом». Им восхищались мужчины, его обожали женщины. Но и змей-искуситель уже подстерегал его, беда караулила в доме, расположенном в двухстах шагах от того класса, где Абеляр читал студентам нравоучения.

В это время в Париже жила милая девушка по имени Элоиза. Родилась она, вероятно, в 1100 году. Ее родители умерли, когда девочка была еще совсем маленькой, и ее взял на воспитание дядя — каноник Фульбер.

Они жили в одном из домиков для священнослужителей на территории храма, на котором до сих пор сохранилась надпись: «Здесь жили Элоиза с Абелом. Искренние возлюбленные. Драгоценные образцы для подражания.

Год 1118″.

Дядюшка отдал Элоизу на воспитание в женский монастырь Святой Марии. Монастырь славился тем, что там жили несколько монахинь, обладавших поистине великой эрудицией. И Элоиза к четырнадцати годам не только читала, но и свободно говорила на латинском, греческом и еще на древнееврейском, что, по словам Абеляра, «уже никак не укладывалось в голове».

Слава о невероятных познаниях девочки достигла Нотр-Дама, вызывая восхищение у студентов. А непредсказуемая Судьба уже готовила почву для неизбежной встречи Абеляра с Элоизой. И такая роковая для обоих встреча состоялась.

Однажды каноник Фульбер пригласил Абеляра к себе домой, дабы продемонстрировать дорогому гостю два своих бесценных сокровища: обширную библиотеку и умницу племянницу. За столом, под звон бокалов, Абеляр словно невзначай осведомился, не сдадут ли ему внаем какую-нибудь спаленку. За что обещал неплохо заплатить и к тому же бесплатно стать домашним учителем племянницы.

«Вначале нас соединила общая крыша, а потом уж жаркие сердца! — признавался Пьер.

— Под предлогом занятий мы целиком отдавались любви; уроки для нас стали лишь теми минутами, когда нас влекла друг к другу таинственная, непреоборимая сила; в наших беседах сухие ученые слова вытеснялись нежными и любовными, объяснения трудных мест в текстах откладывались из-за страстных поцелуев…» А Элоиза вторила ему в своих письмах: «Есть ли на всем свете хоть одна королева или принцесса, которая не завидовала мне?»

Абеляр был для Элоизы знаменитым ученым, великим мыслителем, мудрым, красивым, обаятельным человеком — как же не подчиниться его малейшему капризу? Да, она его любила. И Абеляр очень скоро понял, что влюблен так же глубоко и страстно, как и она, его Элоиза. Капкан любви захлопнулся, и оба оказались его пленниками на всю жизнь.

Все вокруг уже открыто называли Элоизу «любовницей» Абеляра, но она, как ни странно, этим только гордилась. А какая женщина на ее месте не испытывала бы гордости за связь с таким великим человеком? Она была счастлива оттого, что именно ей, круглой сироте, Абеляр отдал предпочтение перед всеми знатными, красивыми женщинами.

Обратите внимание

В Париже теперь все знали, что происходит в доме каноника Фульбера, кроме самого хозяина. Прошло несколько месяцев, когда наконец у него открылись глаза на то, чем на самом деле занимаются в его доме ученый постоялец и племянница. Однажды ночью Фульбер застал их и, потрясенный увиденным, указал совратителю на дверь.

После громкого скандала их ожидала долгая разлука. Теперь, лишившись возможности встречаться, возлюбленные тайно обменивались любовными письмами. Вскоре Элоиза поняла, что скоро станет матерью. Она с восторгом сообщила об этом Абеляру, спрашивая, как следует ей поступить. Будущий отец, конечно, понимал, что произойдет с Элоизой, если обо всем узнает ее опекун.

Однажды ночью Абеляр тайно проник в дом к своей возлюбленной и увез ее с собой в Бретань. Там вскоре родился сын, которого тут же отдали на воспитание дальним родственникам, и ни мать, ни отец больше никогда не увидели своего ребенка.

Угрызения совести, однако, не давали Абеляру покоя. Ведь, по существу, только он один был виноват в несчастии старика и нравственном падении его племянницы.

Он долго размышлял над тем, как избавиться от тяжкого греха, покуда, укротив гордость, полгода спустя после рождения сына решил пойти к несчастному, убитому горем канонику и просить прощения за содеянное.

Призвав на помощь все свое красноречие, Абеляр выразил готовность жениться на Элоизе. Но лишь при одном условии: их брак будет сохранен в тайне.

Каково же было его изумление, когда Элоиза наотрез отказалась идти с ним под венец, хоть тайно, хоть явно! Наверное, никогда еще ни одна женщина с такой холодной рассудочностью не выступала против ритуала, который все женщины на свете считают венцом всех своих желаний.

Какую славу принесет она своему мужу, запальчиво возражала Элоиза, если тем самым покроет его бесчестием и унизит как великого ученого? Элоиза живо нарисовала малопривлекательную картину скучной, повседневной супружеской жизни: грязные, орущие младенцы, вонючие пеленки, постоянные заботы об их пропитании. Разве приземленные домашние хлопоты приличествуют такому великому философу, каким является ее любимый?

Важно

Выдвинутые Элоизой в споре с Абеляром убедительные аргументы будут на протяжении столетий подхвачены многими выдающимися личностями, видевшими в браке лишь тяжкие оковы. Однако ни один из приводимых Элоизой аргументов в пользу отказа от брака не мог заставить Абеляра отказаться от женитьбы на ней.

Чувствуя, что Абеляр неумолим, Элоиза смирилась с его твердым решением и, разрыдавшись, произнесла весьма пророческую фразу: «Нам ничего другого не остается, но подстерегающий впереди Рок принесет нам такие страдания, которые по своей мучительности могут сравниться только с пережитой нами страстной любовью»…

И вот однажды, рано утром Элоиза с Абеляром обвенчались в присутствии нескольких близких друзей, давших торжественную клятву не разглашать тайну новобрачных. Сразу же после брачной церемонии они расстались. Абеляр возобновил курс лекций в университете, а Элоиза поселилась в монастыре Святой Марии. Абеляру было уже под сорок, Элоизе даже не исполнилось восемнадцати.

Хотя слухи о двух «великих грешниках» и их странном «тайном браке» немного поутихли, каноник Фульбер не смирился с похищением племянницы. Однажды ночью, когда Абеляр спал, его подкупленный слуга открыл дверь на условный стук.

На пороге стоял Фульбер и врач с медицинским сундучком. Набросившись на спящего Абеляра, они привязали его толстыми веревками к кровати и задрали ночную рубашку. В руках хирурга сверкнул острый скальпель.

В ту же минуту острейшая боль в паху пронзила Абеляра…

Это преступление радикальным образом изменило жизнь влюбленных. Абеляр решил стать монахом и отослал несчастной, разбитой горем Элоизе письмо, в котором потребовал, чтобы и она постриглась в монахини в Аржентейе. «Да будет на то воля твоя!» — смиренно ответила Элоиза.

На этом кончается история любви — всеохватывающей, земной, физической и краткой, любви, которая длилась от силы два года… Но там, где она внезапно обрывается, начинается другая любовь — духовная, ибо и Абеляр, и Элоиза умели любить друг друга и на расстоянии. Здесь мы сталкиваемся с совершенно иной ипостасью любви, которая многим не только недоступна, но и непонятна.

Элоизе исполнилось всего девятнадцать, когда она по требованию Абеляра постриглась в монахини. Всего каких-то жалких восемнадцать месяцев ей было отпущено судьбой, чтобы почувствовать себя настоящей женщиной, вкусить от радостей жизни.

Совет

Она стала аббатисой монастыря Аржентей. Конечно, Элоиза была обязана подавать во всем пример своим монахиням и не любить никого, кроме Бога. Но… Ни утомительные молитвы, ни насильственное умерщвление плоти не могли утолить ее любви к мужу.

Его любовь постепенно преодолевала отчуждение, и его визиты в монастырь участились. Увы, но и эти встречи с любимой вызывали у окружающих подлое подозрение.

Абеляру приходилось горестно сокрушаться: «Ненависть моих врагов такова, что, вероятно, не пощадила бы и самого Христа!». Он не раз признавался Элоизе, что опасается за свою жизнь.

Давление на него со стороны Церкви усиливалось, и ему не оставалось ничего другого, как сдаться.

В 1141 году больной, разбитый, немощный шестидесятилетний калека, Абеляр пешком отправился в Рим, чтобы лично предстать перед папой Иннокентием II. По дороге он останавливался в монастырях, чтобы немного отдохнуть и набраться сил.

Но истерзанному, измученному жизнью и великой любовью к Элоизе старику уже ничто не могло помочь. 12 апреля 1142 года смерть наконец обрекла его на «вечное молчание».

Наконец Абеляр обрел покой, которого никогда не имел здесь, на грешной земле…

Скорбная весть о смерти ее возлюбленного мужа сразила Элоизу. Тело Абеляра привезли для захоронения в ее монастырь. Элоиза ухаживала за его могилой, покуда не присоединилась к нему. Она тоже прожила 63 года. Их останки в 1814 году перенесли в Париж и предали земле в одной могиле на кладбище Пер-Лашез.

Сохранилась прекрасная легенда об этой замечательной паре вечно влюбленных. Говорят, в тот момент, когда в могилу к супругу опускали тело Элоизы, Абеляр простер к ней руки, чтобы обнять ее. А может, сама Элоиза раскрыла свои объятия, чтобы навсегда принять в них любимого Абеляра. Это мог сделать каждый из них. Кто рискнет измерить на весах истории, чья любовь была сильнее?

Светлана Иль

Источник: https://www.passion.ru/people/pisateli/eloiza-i-abelyar-abelyar-i-eloiza-fulber-29065.htm

Ссылка на основную публикацию