Средневековая европа. каким был второй крестовый поход?

Детский крестовый поход средневековой европы

Этот поход, состоявшийся в 1212 году, средневековые историки старались стыдливо обходить стороной, уделяя ему в документах лишь пару строк. Еще бы! Ведь в нем приняли участие почти 100 тысяч человек, и почти никто из них не вернулся домой.

 На самом деле в том кошмарном году детских крестовых походов состоялось сразу два: один из Франции, другой из Германии, просто в дальнейшем историки объединили их в один.

Впрочем, участь маленьких пилигримов была одинаково ужасна: гибель или в лучшем случае рабство.

МОНАХ ПО ИМЕНИ ХРИСТОС

Мальчик Стефан (в некоторых источниках — Этьенн) родился в семье бедного пастуха и до поры до времени ничем не отличался от остальных крестьянских ребят. Разве что был чуть более набожным. Особенно ему нравился «ход черных крестов», церемония, которая в те годы проводилась по всему католическому миру.

Обратите внимание

Каждый год в апреле, выбрав погожий день, монахи обходили храмы, неся в руках деревянные кресты, обитые черной материей, и возносили молитвы за пилигримов, погибших и попавших в рабство во время похода в Святую землю.После очередного «хода черных крестов» Стефан, которому в ту пору едва исполнилось 12 лет, как обычно, пас коров.

Внезапно перед ним появился монах, возвращавшийся из Палестины. Мальчик подал ему кусок хлеба. Насытившись, монах внезапно заявил, что он Иисус Христос, и велел Стефану собрать войско крестоносцев из детей.Причем им не нужно ни оружие, ни броня, ибо их души безгрешны, их сила — в любви к ним Иисуса.

Мусульманские твердыни, устоявшие перед войском взрослых пилигримов, падут, и Гроб Господень будет освобожден из рук неверных. После этих слов монах вручил потрясенному Стефану свиток — якобы письмо для короля, которое пастушок по причине своей неграмотности прочитать не смог, — и растворился в воздухе.

Мальчик прибежал домой, однако его рассказ был встречен насмешками и бранью. В деревне не нашлось ни одного грамотного человека, поэтому текст послания так и остался для всех тайной.

Но Стефан, уверовавший в собственную избранность, собрал нехитрые пожитки и, несмотря на протесты отца, отправился в путь — в аббатство Сен-Дени, сердце католической Франции. Где было вербовать юных крестоносцев, как не там?

ПОД ЗНАМЕНА ПАСТУШКА

По пути мальчик проповедовал в деревушках и городах. Постепенно он научился не теряться перед толпой, его речь лилась гладко и находила дорогу к сердцам слушателей.

Но если взрослые лишь умилялись юному «святому», совсем иной была реакция детей. Они, уверовавшие, что Стефан — посланник Христа, бежали из дома, сбивались в отряды и ждали знака своего кумира для выступления в поход.

Пока же бродили от деревни к деревне и питались подаянием.

Стефан же, дойдя до Сен-Дени, имел там огромный успех. Многие паломники, пришедшие в аббатство, вели с собой детей. Вернувшись домой, те рассказывали о «святом» мальчике-пастушке сверстникам.Число детей и подростков, готовых отправиться в Святую землю, множилось день ото дня.

Важно

Более того, невежественное население всячески поддерживало идею детского крестового похода. А те здравомыслящие люди, кто говорил, что эта затея — безумие, подвергались гонениям.Уже в конце мая Стефан объявил местом сбора Вандом.

И под его знаменами собрались от 30 до 50 тысяч детей и подростков (самым младшим было по шесть лет, среди них находились и девочки). Конечно, к ним прибились и взрослые — бродячие монахи, преступники, распутные женщины.Крестоносцы всегда были окружены подобными личностями.

Нередко взрослые пилигримы брали в поход и детей, однако раньше основу войска, готовившегося к походу на Иерусалим, составляли закаленные в боях рыцари. Теперь же ядром войска стали малолетки, единственным оружием которых было слово Божье.

И РАССТУПИТСЯ МОРЕ…

Король Филипп II Август поначалу одобрил инициативу детей, но потом она стала его пугать. За советом он обратился к ученым недавно созданного Пражского университета. Те были единодушны: детей нужно остановить, ибо этот поход — затея сатаны. Однако вердикту короля о роспуске войска Стефан подчиниться отказался.

Разгонять же детей силой король не решился, опасаясь народных волнений.А юные крестоносцы тем временем двинулись в Марсель. Стефан уверял, что море расступится перед ними, и они без проблем доберутся до Святой земли. К тому времени пастушок передвигался исключительно на повозке, украшенной коврами, в сопровождении телохранителей.

В Марселе, однако, произошло непредвиденное. Море не расступалось!

Каждый день детское войско заходило по пояс в воду и молилось, молилось, молилось… безрезультатно. Жители Марселя стали роптать: им вовсе не улыбалось задаром кормить такую ораву. Крестоносцы падали духом, многие из них уходили из войска и сбивались в шайки, грабившие деревни.

Крестьяне безжалостно убивали их.В конце концов над стремительно таявшим войском «сжалились» два местных купца — Гуго Ферреус и Гийом Поркус. Они выделили Стефану семь кораблей и необходимое количество провианта. На тот момент от огромного войска осталось пять тысяч детей.

Кое-как в сопровождении 400 монахов они разместились на судах.

Увы, освободить Гроб Господень им не довелось. 18 лет о судьбе отплывших ничего не было известно. Лишь в 1230 году в Марселе появился монах — один из тех, кто сопровождал детей-пилигримов. Оказалось, два судна разбились у побережья Сардинии. Пять оставшихся достигли африканского побережья и… тут же были захвачены мусульманами.

Совет

Оказывается, купцы Ферреус и Поркус просто-напросто договорились с алжирцами и продали детей им в рабство. Часть детей раскупили на алжирском базаре, другие были проданы в Александрии. Некоторые действительно оказались на Святой земле — в качестве рабов. Никто из них домой не вернулся. Неизвестна и судьба предводителя этого похода — Стефана.

Кстати, монахов, сопровождавших детей, выкупил султан Сафадин. Этот престарелый правитель увлекся науками и потому засадил христиан за перевод с латыни на арабский. Один из них настолько понравился султану, что 18 лет спустя правитель отпустил его на родину.

Кстати, вольноотпущенник рассказал марсельцам, что на тот момент, по его сведениям, в живых оставались еще около 700 участников крестового похода детей. Но судьба их никого не заинтересовала, и они так и умерли на чужбине.

НА БЕРЕГАХ РЕЙНА

Но не только во Франции дети устроили крестовый поход. Слухи о пастушке Стефане разлетались очень быстро, и в Германии нашелся свой святой отрок — некий Николас. Кстати, по некоторым данным, он был дурачком, а все решения за него принимал отец.

10-летний отрок был просто пешкой в руках своего алчного родителя.Почему алчного? Дело в том, что Николас проповедовал, призывая к крестовому походу детей, и одновременно собирал пожертвования. Благочестивые германцы несли богатые дары, которые присваивал отец «святого» отрока.

В Кёльне — религиозном центре Германии — Николас провозгласил себя посланником Божьим и объявил о начале крестового похода. А далее все развивалось по французскому сценарию. К нему стекались тысячи детей и подростков; в том числе девочек (Николас, в отличие от Стефана, принимал всех).

Не стали исключением и отпрыски знатных немецких родов.

В конце июня около 40 тысяч детей выступили из Кёльна. Пилигримы направлялись в Италию, где, как они рассчитывали, море расступится и позволит им пройти в Святую землю. Переход через Альпы стал настоящим кошмаром. Многие дети шли по снегу босыми.

Пилигримы умирали тысячами, их даже не хоронили.А Италия встретила немецких детей, мягко говоря, неласково. Ведь это были потомки тех, кто терзал страну постоянными набегами. Пилигримам не подавали милостыню, не пускали их в города.

Обратите внимание

Отставших от войска итальянцы хватали и обращали в рабство. Девочек беспощадно насиловали.

До Генуи добрались лишь около четырех тысяч пилигримов. Но, несмотря на молитвы, море не расступилось… Они двинулись дальше вдоль побережья. В Пизе жители из жалости оснастили детям два корабля, и несколько сотен из них отправились за море. Судьба их неизвестна, хотя можно предположить, что они попали в рабство к мусульманам.

Кое-как несколько сотен подростков добрались до Рима. И тут — новый ужасный удар. Папа Иннокентий III пожурил их и велел возвращаться домой. Через эти ужасные Альпы? В итоге дети, за редким исключением, предпочли остаться в Италии. Лишь несколько детей вернулись в Германию спустя годы.Участь оставшихся была достаточно печальна.

В Италии в тот год был неурожай, поэтому им пришлось добывать пропитание, прося милостыню. Девочек же определили в матросские притоны. О судьбе Николаса, как и Стефана, ничего неизвестно. Последний раз его видели в Генуе. Остался ли он там или был убит по дороге в Пизу, никто не знает.

Нет, не зря ученые Пражского университета сказали королю Франции, что этот поход благословил сам сатана. Большей глупости якобы от имени Божьего, наверное, история не знает.

Источник: http://chert-poberi.ru/interestnoe/detskij-krestovyj-poxod-srednevekovoj-evropy.html

Ответы@Mail.Ru: Каковы были результаты крестовых походов? В чем состоит их значение для Европы? см. внутри

Крестовые походы обозначают начало конца средневековья. Они стали завершением развития христианской цивилизации. Это был наибольший всплеск средневековой христианской энергии, после которой наступил внутренний кризис христианства. Это конец средневекового универсализма, стремления построить великое христианское государство.

Крестовые походы обнаружили несбыточность этой идеи, ее разложение, крах союза церкви и мира, попытки распространить этот синтез на всю вселенную. Потерпев неудачу, цивилизация расторгает свой союз с церковью. Кроме того, крестоносцы столкнулись с мусульманским миром.

Это было испытание той уверенности, что только христиане являются подлинными людьми, что только христианское западноевропейское устройство мира является естественным, имеет право на существование. Они столкнулись с тем, что вне христианского мира есть нормальные люди, исполненные даже большими добродетелями, чем сами христиане.

Важно
Важно

Это столкновение с культурой и нравственностью мусульманского мира было испытанием для осознания своей исключительности западного мира. Средневековая Европа воспринимала себя как норму, которая должна стать нормой для всего человечества. Обнаружилось, что существует некая иная норма, которая тоже имеет право на существование.

[/su_box]

Крестовые походы способствовали накоплению полупелагианских средневековых представлений о том, что можно выкупить у Бога спасение, избавления от Его гнева, от чистилища добрыми делами — оно получило мощную многовековую общеевропейскую мотивацию. Оно способствовало закреплению уродливых сотериологических представлений западного богословия.

Плодотворным, а с другой стороны, пагубным для Европы стало наводнение всевозможными реликвиями, святыми мощами. Это способствовало магическому восприятию святыни, что отразилось на принятии Таинства как силы, действующей независимо от готовности принять эту святыню, магического представления о христианских Таинствах.

Крестовые походы имели огромное значение для политических изменений в Западной Европе, которые окажутся критическими в разложении средневекового универсализма. Крестовые походы обеспечивали отток феодалов-рыцарей в Святую Землю, добрая половина из которых не вернулась в Европу. Происходил отток носителей феодального сознания из Европы.

Класс феодалов, его могущество в эпоху крестовых походов были значительно уничтожены. Средневековый универсализм был возможен только в условиях феодального общества, так как только в условиях феодальной раздробленности было возможно существование такого общеевропейского сознания.

[/su_quote]

С одной стороны, была общеевропейская церковь, с другой — некое общеевропейское христианское государственное образование. С уничтожением класса феодалов ослабла феодальная раздробленность, появились национальные государства. Объединение национальных государств во имя общего христианского государства было уже менее возможно, чем объединение феодалов.

Формирование национального государства вступило в противоречия с идеей универсализма, так как интересы своего национального государства были более значимы, чем интересы некоего «всемирного государства» . Самым роковым итогом крестовых походов стало ослабление восточного христианства. Падение Константинополя, захват его крестоносцами стало прелюдией взятия его турками.

После удара западных христиан византийцы уже не смогли в полной мере восстановиться. Этот религиозно-политический антагонизм стал уже непримиримым, речи теперь о единении с западными христианами не могло быть. До четвертого крестового похода общение еще было, после него сознание общения уже было невозможно. Важнейшим духовным процессом этого времени является то, что в начале второго тысячелетия западная христианская традиция уже отделилась от восточного христианства, от наследия Вселенской церкви. Происходит становление западного, германского типа религиозного сознания.

Совет

Результатов это никаких не дало. Ни один из них успехом не увинчался. Нужны были золото святыни и исторические артефакты. Которые арабы уничтожали но не отдавали ни одному завоевателю. Короче идея была говно и не к чему не привела.

Изначально крестоносци были элитными воисками государств Европы. И всё что они делали было за бога и веру. в средние века воины разгорались с пол пинка и везде участвовали крестоносци . они были очень опытными и даже часто состав был из богатых и обедневших или многодетных дворян, графов или лордов.

Читайте также:  Почему вельзевул - «повелитель мух»?

смотря в каком государстве. Для лучшей доходчивости посмотри интересные и современные фильмы Игра престолов, Индиана Джонс — кубок. или Черная смерть. Очень много фильмов о них снято. И результаты их походов ты видишь и сейчас — Европа процветает. Конечно в с. в.

— было много болезней но политика живёт и сейчас та что установлена в те века.

С крестоносцев началось об, единение Европы….

ИТОГИ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ Хотя крестовые походы не достигли поставленной цели и, начатые при всеобщем воодушевлении, завершились крушениями и разочарованием, они составили целую эпоху в европейской истории и оказали серьезное влияние на многие стороны европейской жизни. Византийская империя.

Возможно, крестовые походы действительно отсрочили турецкое завоевание Византии, однако они не смогли предотвратить падение Константинополя в 1453. Византийская империя длительное время находилась в состоянии упадка. Ее окончательная гибель означала появление турок на европейской политической сцене.

Разорение Константинополя крестоносцами в 1204 и венецианская торговая монополия нанесли империи смертельный удар, от которого она не смогла оправиться даже после своего возрождения в 1261. Торговля. Самую большую выгоду из крестовых походов извлекли купцы и ремесленники итальянских городов, которые обеспечивали армии крестоносцев снаряжением, провиантом и транспортом.

Кроме того, итальянские города, прежде всего Генуя, Пиза и Венеция, обогащались за счет торговой монополии в странах Средиземноморья. Итальянские купцы установили торговые связи с Ближним Востоком, откуда вывозили в Западную Европу различные предметы роскоши — шелка, пряности, жемчуг и т. п.

Спрос на эти товары приносил сверхприбыли и стимулировал поиски новых, более коротких и безопасных путей на Восток. В конечном счете эти поиски привели к открытию Америки. Крестовые походы сыграли также чрезвычайно важную роль в зарождении финансовой аристократии и способствовали развитию капиталистических отношений в итальянских городах. Феодализм и церковь.

Обратите внимание

В крестовых походах погибли тысячи крупных феодалов, кроме того, множество знатных родов разорилось под бременем долгов. Все эти потери в конечном счете способствовали централизации власти в западноевропейских странах и ослаблению системы феодальных отношений. Влияние крестовых походов на авторитет церкви оказалось противоречивым.

Если первые походы способствовали укреплению авторитета римского папы, взявшего на себя роль духовного лидера в священной войне против мусульман, то 4-й крестовый поход дискредитировал власть папы даже в лице такого ее выдающегося представителя, как Иннокентий III.

Деловые интересы нередко оказывались выше религиозных соображений, заставляя крестоносцев пренебрегать папскими запретами и вступать в деловые и даже дружеские контакты с мусульманами. Культура. Когда-то было принято считать, что именно крестовые походы подвели Европу к Возрождению, однако сейчас такая оценка представляется большинству историков завышенной.

Что они несомненно дали человеку Средневековья, так это более широкий взгляд на мир и лучшее понимание его многообразия. Крестовые походы получили широкое отражение в литературе. О подвигах крестоносцев в Средние века было сложено несчетное количество поэтических произведений, большей частью на старофранцузском языке.

Среди них встречаются подлинно великие произведения, как, например, История священной войны (Estoire de la guerre sainte), описывающая подвиги Ричарда Львиное Сердце, или предположительно сложенная в Сирии Песнь об Антиохии (Le chanson d'Antioche), посвященная 1-му крестовому походу.

Новый художественный материал, рожденный крестовыми походами, проникал и в древние легенды. Так, получили продолжение раннесредневековые циклы о Карле Великом и короле Артуре. Крестовые походы стимулировали также развитие историографии. Завоевание Константинополя Виллардуэна остается самым авторитетным источником для изучения 4-го крестового похода. Лучшим средневековым произведением в жанре биографии многие считают жизнеописание короля Людовика IX, созданное Жаном де Жуанвилем. Одной из самых значительных средневековых хроник стала написанная по-латыни книга архиепископа Вильгельма Тирского История

Крестовые походы обозначают начало конца средневековья. Они стали завершением развития христианской цивилизации. Это был наибольший всплеск средневековой христианской энергии, после которой наступил внутренний кризис христианства. Это конец средневекового универсализма, стремления построить великое христианское государство.

Крестовые походы обнаружили несбыточность этой идеи, ее разложение, крах союза церкви и мира, попытки распространить этот синтез на всю вселенную. Потерпев неудачу, цивилизация расторгает свой союз с церковью. Кроме того, крестоносцы столкнулись с мусульманским миром.

Это было испытание той уверенности, что только христиане являются подлинными людьми, что только христианское западноевропейское устройство мира является естественным, имеет право на существование. Они столкнулись с тем, что вне христианского мира есть нормальные люди, исполненные даже большими добродетелями, чем сами христиане.

Важно
Важно

Это столкновение с культурой и нравственностью мусульманского мира было испытанием для осознания своей исключительности западного мира. Средневековая Европа воспринимала себя как норму, которая должна стать нормой для всего человечества. Обнаружилось, что существует некая иная норма, которая тоже имеет право на существование.

[/su_box]

Крестовые походы способствовали накоплению полупелагианских средневековых представлений о том, что можно выкупить у Бога спасение, избавления от Его гнева, от чистилища добрыми делами — оно получило мощную многовековую общеевропейскую мотивацию. Оно способствовало закреплению уродливых сотериологических представлений западного богословия.

Плодотворным, а с другой стороны, пагубным для Европы стало наводнение всевозможными реликвиями, святыми мощами. Это способствовало магическому восприятию святыни, что отразилось на принятии Таинства как силы, действующей независимо от готовности принять эту святыню, магического представления о христианских Таинствах.

Крестовые походы имели огромное значение для политических изменений в Западной Европе, которые окажутся критическими в разложении средневекового универсализма. Крестовые походы обеспечивали отток феодалов-рыцарей в Святую Землю, добрая половина из которых не вернулась в Европу. Происходил отток носителей феодального сознания из Европы.

Класс феодалов, его могущество в эпоху крестовых походов были значительно уничтожены. Средневековый универсализм был возможен только в условиях феодального общества, так как только в условиях феодальной раздробленности было возможно существование такого общеевропейского сознания.

[/su_quote]

С одной стороны, была общеевропейская церковь, с другой — некое общеевропейское христианское государственное образование. С уничтожением класса феодалов ослабла феодальная раздробленность, появились национальные государства. Объединение национальных государств во имя общего христианского государства было уже менее возможно, чем объединение феодалов.

Формирование национального государства вступило в противоречия с идеей универсализма, так как интересы своего национального государства были более значимы, чем интересы некоего «всемирного государства» . Самым роковым итогом крестовых походов стало ослабление восточного христианства. Падение Константинополя, захват его крестоносцами стало прелюдией взятия его турками.

После удара западных христиан византийцы уже не смогли в полной мере восстановиться. Этот религиозно-политический антагонизм стал уже непримиримым, речи теперь о единении с западными христианами не могло быть. До четвертого крестового похода общение еще было, после него сознание общения уже было невозможно. Важнейшим духовным процессом этого времени является то, что в начале второго тысячелетия западная христианская традиция уже отделилась от восточного христианства, от наследия Вселенской церкви. Происходит становление западного, г

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/84880276

Крестовые походы

Крестовые походы стали неотъемлемой частью истории Средневековья. В XI-XV веках европейцы предприняли серию военных походов против мусульман. Главной целью было вернуть христианам Святую землю, Иерусалим с Гробом Господним. Сегодня эта тема все еще актуальна.

Крестоносцами называют себя и религиозные фанатики, и откровенные фашисты.А одна из групп исламских террористов прямо так и именует себя — «Бригада Салах-ад-Дина», в честь знаменитого полководца мусульман. В Европе рыцарей-крестоносцев принято идеализировать.

На самом деле история Крестовых походов полна загадок, да и просто мифов. Она далеко не такая, какой мы ее знаем из кинофильмов и приключенческих романов.

Совет

Крестовые походы являлись нападением на мусульман. Стоит воспринимать походы не агрессией, а попыткой защитить Европу от мусульман. Но удачным мероприятие назвать нельзя. Если смотреть масштабно на все войны, которые вспыхивали в Средиземноморье еще с VII века, то окажется, что сражения и не стихали, а просто велись на разных фронтах.

Восток воевал с Западом на Пиренеях и Апеннинах, на юге Франции и севере Африки, на Балканах, в Малой и Передней Азии, да и в самом Средиземном море. Практически всегда наступал Арабский халифат, его союзники и наследники. Да и в средние века люди думали именно так.

На западном фронте в XI веке ситуация стабилизировалась, а вот на востоке, в Византии, после сражения при Манцикерте в 1071 году, наметилась катастрофа. Тогда в ходе масштабной битвы сельджукский султан Алп-Арслан разбил войско Восточной Римской империи. Через семь лет пала Никея, которая стала столицей султаната.

В конце XI века передовые части сельджуков стали появляться в окрестностях Константинополя. Тогда византийский император, Алексей I Комнин, талантливый правитель и полководец, попросил Папу Римского о помощи. Константинополь нуждался в небольшом профессиональном войске для защиты.

Император и не полагал, что христианский Запад ответит так масштабно. Дальнейшего никто предвидеть не мог. Именно так и начались Крестовые походы.

Святая Земля являлась западной колонией. Этот вопрос сразу же отпадает, если узнать, кто спонсировал государства крестоносцев на Востоке. Финансы поступали из Европы.

Крестоносцы не могли выкачивать ресурсы с захваченных территорий, о колонизации Ближнего Востока и речи не велось.

Это является принципиальным отличием Крестовых походов на Востоке от того, что происходило с духовно-рыцарскими орденами в Прибалтике.

Обратите внимание

Люди шли в Крестовые походы из-за перенаселения и ради денег. В те годы Европа действительно казалась перенаселенной. Но отток людей в XI-XIII веках на восток Средиземноморья никак демографическое напряжение не снял.

В Латино-Иерусалимском и других созданных крестоносцами странах число франков было невелико. Они концентрировались в опорных крепостях, вокруг все так же жили иудеи, мусульмане и местные восточные христиане. В конце XI века в Западной Европе начался экономический рост.

Именно благодаря ему и нашлись средства на организацию многочисленных военных походов. Средневековые историки говорили правду. Мотивацией для Крестовых походов было: помочь братьям по вере, остановить продвижение ислама и вернуть истинно христианские земли.

И эти поводы тесно связаны, не имея отношения к перенаселению или обогащению.

В Крестовых походах рождалась борьба между европейцами. Этот миф появился, благодаря знаменитому историческому противостоянию королей Ричарда Львиное Сердце и Филиппа II Августа. Действительно, многие внутренние политические конфликты переносились европейцами и на Святую землю.

Например, противостояли друг другу гвельфы и гиббелины, итальянские купеческие и феодальные группировки. Но Восток становился всего лишь новой ареной для противников. А два монарха, француз и англичанин, являлись непримиримыми соперниками еще до начала Третьего крестового похода.

Просто на это время «горячая» фаза войны сменилась «холодной». Каких-то национальных противоречий не было. Тогда христиане являлись во многом космополитами, воспринимая себя и других, как жителей территорий, а не государств. Того же Ричарда Львиное Сердце именовали «пуатевинец», то есть обитатель графства Пуатье.

Французами же в те годы называли обитателей земли Иль-де-Франс, принадлежавшей Капетингам.

Под видом походов просто обирались подданные. Денег на Крестовые походы постоянно не хватало. Рим постоянно вводил новые налоги, начал продавать индульгенции. Короли, отправляющие в поход, при подготовке буквально опустошали свои владения. Перед Третьим Крестовым походом во Франции и Англии ввели новый налог — «саладинову десятину».

Важно

Ричард Львиное Сердце выжал все соки из Анжуйского графства, за деньги снизил уровень дани от Шотландии, продал ей же несколько замков. Король распродал все возможные церковные и светские должности. Людовик IX Святой при организации Седьмого Крестового похода умудрился потратить 12 своих годовых доходов.

Он даже построил отдельную гавань на Средиземном море, чтобы никак не зависеть от итальянского флота. В 1291 году пала столица Иерусалимского королевства, Акра. Мамлюки не только разрушили город, но и вырезали почти все население. Город восстановили только через полстолетия. Однако государство-оплот крестоносцев было уничтожено.

Европейские мыслители долго еще обсуждали возможность новых крестовых походов, подсчитывались суммы. Однако они оказались настолько астрономическими, что проекты быстро угасли.

Крестоносцами двигала жажда наживы. Для желающего разбогатеть в те годы Крестовый поход был невыгодным вариантом. Действительно возвращались домой с сокровищами единицы. Большинство же приезжали ни с чем, потеряв даже то, что было. О крестьянах и говорить нечего.

Святая земля плодородная, но многие ли до нее добрались и получили там наделы? Отправлявшимся в Крестовый поход феодалам приходилось закладывать свои владения, для снаряжения и сборов брать деньги в долг. Рыцари оставляли свои семьи без обеспечения, вверяя их Богу, церкви и сюзерену.

Читайте также:  Ганс селье. что такое стресс?

Из лидеров первого похода только у Боэмунда Тарентского и его племянника Танкреда были определенные военно-политические интересы на Востоке. Оба никак не могли добиться власти в южной Италии. Для этих вождей поход был поводом создать собственное восточное королевство.

Для Боэмунда попытка оказалась не последней, всю свою жизнь он пытался в противостоянии Сицилийского королевства и Византии урвать возможность стать значимой фигурой. Четыре крупнейших феодала Европы, граф Тулузский, граф Фландрский, герцог Лотарингский и герцог Нормандский превосходили своими владениями даже короля Франции. Однако на Востоке они получили скромные наделы.

Доказательством невыгодности похода стало то, что практически все воины по окончании миссии вернулись обратно. У Готфрида Бульонского, возглавившего самое крупное государство в святой Земле — Латино-Иерусалимское царство, осталось всего двести рыцарей. Видимо, сокровищ нажить тут возможностей не было.

Совет

В Крестовых походах кровь лилась рекой. Военная наука оперирует откровенным термином «побочный ущерб», с этим ничего не поделать. В те времена войска не могли существовать без сопутствующих грабежей, война сама себя кормила. Военачальники видели, как ведут себя солдаты, но мирились с этим. Других воинов не было, дело тут вовсе не в дисциплине.

Да и резня являлась частью победы, это было традиционно для того времени. Мертвые не мешают грабить. Солдаты убивали и пытали, надеясь узнать местоположение ценностей. Вполне вероятно, что пролитие крови «неверных» считалось ритуалом очищения, причем не только у христиан, но и у мусульман.

Самая знаменитая резня состоялась в 1099 году, когда после взятия Иерусалима крестоносцы устроили настоящую кровавую реку. Говорили, что было уничтожено все население города. Но это кажется преувеличением. Современники пишут, что убивали выборочно, многих пощадили, рассуждая разумно.

Смысла убивать всех жителей не было — крестоносцам нужны были слуги. Да и что делать в пустом городе? Та резня диктовалась местью. Три года лишений пришлось пережить крестоносцам, до конечной цели добрались не все. Потери жителей оказались огромными. Численность погибших в ходе той резни колеблется в разных источниках от 10 до 70 тысяч.

Массовые расправы над пленниками происходили по прямому указанию полководцев. В 1187 году Салах-ад-Дин приказал казнить 240 тамплиеров. Убить их было выгоднее, чем обменять. Казнь рыцарей стала актом устрашения. А в 1191 году под Акрой аналогичный поступок совершил Ричард Львиное Сердце.

Он пытался договориться с Салах-ад-Дином об обмене пленных, но султан тянул время. Поход оказался под угрозой срыва, а ведь мусульман надо было еще и кормить, охранять. Военный совет решил казнить пленников. Тогда европейцы убили около 2600 сарацин. Насилие не было отличительной чертой Крестовых походов.

И во времена викингов, и ранее, пленных казнили массово прямо на поле боя. В те годы война стала даже гуманнее — людей часто отпускали за выкуп. Пленных предпочитали продавать в рабство, нежели убивать. В этом был их шанс на бегство и спасение.

Для крестоносцев Спасение было не главным. В любой армии есть и авантюристы, и циники. Но также немало и тех, кто идет служить высоким целям. Именно такие люди и воодушевляли собратьев, давая им силы побеждать «неверных». Средневековое общество было пропитано идеями религии. В соответствии с ними наши предки и поступали.

Для многих европейцев участие в Крестовом походе было единственной возможностью искупить свои грехи перед Богом. Опровергают миф истории некоторых знаменитых участников походов. Так, Стефан II, граф де Блуа был богатым и влиятельным дворянином. Его женой была дочь самого Вильгельма Завоевателя, в семье росло много детей. Стефан отправился в поход явно не за сокровищами.

Обратите внимание

Но из-за тягот и лишений он бросил свою затею и вернулся домой. Супруга стала упрекать рыцаря в трусости, в отказе от своего долга. Тогда граф в 1001 году снова отправился в поход. Через год в битве при Рамле он погиб. Граф де ла Марш убил любовника своей жены, а сам отправился искупать грехи в Святую землю. И ехал он не в рамках Крестового похода, а как паломник.

Вернувшись обратно, граф отдал свои земли английскому королю, а сам ушел в монастырь. Такие нравы были в те времена.

Крестовые походы скрывали геноцид евреев. Крестоносцев часто обвиняют в геноциде евреев. Если это и происходило, то вопреки пожеланиям вождей, духовных и военных. Однако повторение истории говорило не о злом умысле, а просто о слабости элиты. Евреев начинали громить не в Иерусалиме, а еще в Европе.

Подобная история случилась в Лондоне, еще при подготовке к Третьему походу. Власти запретили евреям покидать свои дома, во избежание драк. Но те решили устроить на улицах праздник. Закончилось все избиениями и грабежами. В тех гонениях с радостью принимали участие местные, которые видели в евреях представителей народа, распявшего их Бога.

Были и экономические причины — убирались конкуренты и ростовщики, можно было под религиозным предлогом грабить. Прославился своими погромами «Народный» крестовый поход. Тогда в Святую Землю отправилось до 300 тысяч человек, в том числе женщины с детьми. Но бандам озлобленных и вооруженных маргиналов повсюду давали отпор светские и церковные власти.

Так, в Майнце епископ прятал евреев у себя в подворье. Но это им не помогло. А вот в Венгрии погромов вообще удалось избежать. Просто местный король Каломан перекрыл границу, не пустив озлобленные толпы на свои земли. Насилие над евреями явно критиковалось идеологами крестоносного движения.

Святой Бернар Клервосский, вдохновитель Второго крестового похода и автор устава тамплиеров говорил, что евреи являются живыми словами Писания, терпящими рабство со стороны христианских князей.

Христиане жестоко притесняли мусульман. В своей «Книге Назидания» Усама-ибн-Мункыз описывает любезность тамплиеров, которые даже разрешали мусульманам молиться в захваченных мечетях. Сами же приверженцы ислама терпели у себя неверных, считая, что те должны платить за опеку государства.

Важно

Такой же налог мусульмане и иудеи платили не только в государствах крестоносцев на Святой Земле, но и в Испании, и на Сицилии. Если бы христиане действительно жестоко угнетали местное население, то они не смогли бы продержаться в регионе двести лет.

Арабский путешественник Ибн Джубайра рассказал, что в XII веке на Пиренеях мусульмане под властью франков жили лучше, чем при единоверцах — налоги вполне разумные, а на имущество никто не покушается. Ответное отношение не всегда было таким же толерантным.

Если Салах-ад-Дин и его потомки относились к христианам относительно спокойно, то мамлюки и султаны из Египта жестко преследовали «неверных».

Крестоносцы хотели обратить мусульман в христианство. Современники в своих работах называли мусульман «язычниками». Но массово и тем более насильственно обращать их в свою веру никто не хотел. Исламский мир воспринимался, как великая культура, сопоставимая по масштабам с христианской.

Это далеко не Прибалтика, где перед войском шли священники. Есть мнение, что идеи массового обращения мусульман были у Людовика IX Святого в Восьмом крестовом походе в 1270 году. Но ту деятельность энтузиастов-миссионеров стоит считать исключением.

Правда, в истории остались святые, которые десятками и сотнями переводили в свою веру бывших мусульман.

Из-за крестовых походов разгорелся исламский джихад. Священная война против неверных началась не из-за Крестовых походов, а намного раньше, еще в VI веке. Да и продолжается джихад до сих пор.

Великий арабский историк ибн-Хальдуна писал, что священная война является религиозным долгом каждого мусульманина, надо убеждением или силой обратить всех в ислам. Более того, в средние века джихад даже не разгорелся с новой силой, хотя повод был.

Совет

Просто на Ближнем Востоке начали бороться друг с другом роды, началась смена династий. Сперва регион принадлежал арабам, их сменили турки-сельджуки и курды. В XI веке Сирию и Палестину пытались захватить египтяне. Не все поняли, что христиане начали свою священную войну за веру.

Пока Ближний Восток не был един, эмиры, халифы и атабеки воевали друг с другом, а не за свою веру. Это и позволило крестоносцам добиться временных успехов.

Крестоносцы были сбродом, не умевшим воевать. Другой миф гласит, что мусульмане в плане развития военного дела ушли намного дальше европейцев-христиан. Но исследования показали, что у сарацин не было явного технического превосходства.

А крепости и укрепления крестоносцев были намного совершеннее, чем у их противников. Историки проанализировали главные сражения, оказалось, что зачастую ход битвы определялся ситуацией или полководческими талантами отдельных людей.

А причина угасания движения крестоносцев к концу XIII столетия лежит вовсе не в военном отставании, а в политике и экономике. Европе недоставало ресурсов и людей. Святая Земля лежала далеко, а христианские государства на Востоке были разрознены.

Наиболее горячие головы или простились с жизнью, или получили свой надел, оставшись в Святой Земле.

На Востоке долго еще боялись крестоносцев. Для Европы Крестовые походы стали важной частью истории, а вот для мусульман до конца XIX века те события роли не играли. Куда страшнее для них было нашествие монголов. Ибн-аль-Атхир, современник событий, с ужасом вспоминал пришедших с востока татар.

И хотя он упоминает франков и поражение от них, гораздо важнее для мусульманского мира была именно восточная угроза. Триумф монголов стал настоящей катастрофой для ислама. Многие регионы изменили свой культурный облик. А Крестовые походы казались временным местным конфликтом.

Обратите внимание

Вспомнилось об этом лишь недавно, когда зародился арабский национализм. И помогли в этом европейский историки. Все самые передовые мусульмане еще сто лет назад считали себя победителями франков, не придавая особого значения деятельности крестоносцев.

Представители ислама искренне недоумевают в ответ на претензии европейцев, которые своими священными походами так на Востоке ничего и не завоевали.

Источник: https://www.molomo.ru/myth/crusades.html

Крестовые походы детей: Трагедия средневековой Европы

В религиозном средневековом европейском обществе, крестовые походы были не редкостью. Существовали различные ордены, которые обучали молодых парней, а  после собирали войско и шли на мусульманские города, считая их жителей отступниками и неверными.

Но есть в средневековой истории и ужасающие случаи крестовых походов детей. Историки того времени, записывая происходящие события или стыдливо умалчивали факт этих походов или же писали о них всего пару слов.

В принципе это и понятно, учитывая, что в нем принимали участия более 100 тысяч детей  и практически никто из них не вернулся.

Этот поход произошел в 1212 году во Франции, но если немного углубиться в историю, то можно выяснить, что в реальности таких детских крестовых походов было два.

Один прошел во Франции, а второй в Германии.

Французский детский крестовый поход.

Во Франции жил мальчик, который носил имя Стефан, в иных источниках его называют Этьенн, но сути  это не меняет.

Этот мальчик родился в бедной семье пастуха и в принципе ничем не отличался от обычных детей, кроме, наверное, большей набожностью.

  Особенно Стефана завораживал ритуал «ход черных крестов», который проходил каждый год в апреле. Монахи обходили все храмы с деревянными крестами обтянутыми черной тканью.

Священники во время шествия молились за души погибших пилигримов, которые несли слово Божие в Святую землю.

Важно

После очередного такого своеобразного развлечения мальчик, которому уже исполнилось 12 лет как всегда пас скот.  Сидя под кустом, мальчик увидел подле себя монаха, который по его словам возвращался из Палестины. Пастушок дал ему кусок хлеба и наевшись досыта монах назвал себя Иисусом Христом  и приказал мальчугану собрать войско из детей и отправиться в крестовый поход.

При этом монах сказал, что детям не нужно оружие, поскольку их души чисты и с ними Иисус.

По словам священника, мусульманский мир, который устоял перед великими мужами крестоносцами,  падет нитс перед детьми и Гроб Господень будет освобожден от рук неверных.

После этих наставлений старик исчез, оставив  мальчику свиток, якобы письмо королю. Но в силу необразованности никто в его деревне не смог его прочитать.

Когда мальчик пришел домой и рассказал родителям про свое открытие, его попросту обсмеяли и наругали, что он разговаривает с незнакомцами.

Но даже несмотря на негативную реакцию родителей, мальчик, посчитавший себя избранным, собрал вещи и отправился в аббатство Сен-Дени, как известно именно оно  являлось в те времена центром католической Франции. Именно поэтому мальчуган решил заняться вербовкой именно там.

Читайте также:  Можно ли продать луну? продаются марс, венера и прочие планеты по сходной цене

Во время пути в аббатство Стефан проповедовал. Сначала он боялся выступать на публику и постоянно запинался, ну а спустя какое-то время стал великолепным оратором, благодаря чему и нашел своих слушателей.

  Если взрослые лишь смеялись с него, то дети, выращенные в порой чересчур религиозном обществе, стали верить, что Стефан действительно посланник Божий.

Совет

Они стали сбиваться в кучки и ждать знака от своего идола, а пока его не было, они скитались по деревням и жили на милостыню.

Когда мальчик пришел в Сен-Дени, то его ожидал ошеломительный успех. Многие паломники приходили в аббатство с детьми, а те, вернувшись домой, рассказывали всем о  святом мальчике-пастушке.

С каждым днем желающих детей пойти вместе со Стефаном в Святую Землю увеличивалось, и та большая часть необразованного населения горячо поддерживали эту идею. А вот те умные люди, которых были единицы, высказывались против и говорили, что это полное безумие. После таких речей они  были изгнаны.  Посмотрев на ту ситуацию, можно увидеть ее и сегодня.

К концу мая Стефан назначил место сбора, им стал Вандом. В состав его крестоносной армии вошли от 30-50 тысяч детей разного возраста. Самым маленьким было по  шесть лет. С детьми также отправились и монахи, паломники, а также преступники и распутные женщины.

Но если мы обратимся в историю, то увидим, что такая компания практически постоянно окружала крестоносцев.

Также в истории есть случаи, когда взрослые борцы за веру брали в поход детей, но при этом основу войска всегда составляли закалённые  войной мужи, а в этом случаи ею были дети, у которых не было ничего, кроме слова Божьего.

Правившему в тот период Францией Филиппу II Августу понравилась эта идея, но спустя некоторое время она стала его пугать. Он решил обратиться за советом к ученым из только что созданного Пражского университета.  Мыслители, выслушав правителя, сказали категорическое  нет, назвав этот  поход – затеей сатаны.

После этого Филипп дал приказ распустить детское войско, но Стефан не стал подчиняться монарху. Сам же король  побоялся разгонять детей, поскольку это могло вызвать народные волнения.

Обратите внимание

В это время Стефан повел свое многотысячное войско в Марсель, он всех заверял, что море расступится перед ними, и они смогут добраться до Святой земли. В это время мальчик уже ехал на повозке устланной коврами с личным телохранителем. Но в Марселе произошло непредвиденное, море не захотело расступаться.

Но эта неудача не остановила юных крестоносцев, они каждый день заходили в воду по пояс и молились по нескольку часов в ожидании чуда. Многие из них  разуверились и ушли, некоторые сбились в шайки и грабили деревни. Но деревенские жители не жалели их и  массово убивали.

В итоге наблюдая за этим жалким зрелищем два местных купца Гуго Ферреус и Гийом Поркус выделили оставшимся  5-ти тысячам войска, семь кораблей и необходимое количество провизии.

В сопровождении 400-ста монахов дети отправились в путь.

Но освободить Гроб Господень им было не суждено. В течение 18 лет об этих детях ничего не было известно. Но прибывший в порт марселя монах рассказал людям, что произошло с «армией».

Он оказался одним их сопровождающих 400-ста монахов, по его словам 2 корабля разбились и потонули в пути, а остальные пять причалили возле берегов  Африки и их захватили мусульмане. Одни были проданы на алжирских рынках, другие сразу же отобраны в слуги султанам, а девочек продали в гаремы.  Судьба самого предводителя этого похода до сих пор неизвестна.

Как стало известно купцы, сжалившиеся над детьми, просто продали их. Поэтому и снабдили кораблями. Сколько им заплатили, неизвестно.

Всех монахов, которые сопровождали детей выкупил султан Сафадин . Этот старый правитель увлекся наукой и посадил всех монахов за перевод книг с латыни на арабский. Один из них понравился ему и через 18 лет он отпустил его домой. Именно этот монах и рассказал, что в живых  остались около 700-та детей, но большинство не интересовала  их судьба.

Немецкий  детский крестовый поход.

Как уже писалось выше, не только во Франции прошел такой крестовый поход, этой болезни подверглась и Германия.

Важно

Слава о святом мальчике Стефане очень быстро разнеслась по всей Европе, и поэтому в немецкой провинции появился свой пророк, которого звали Николас.

Но беда этого мальчика в том, что он был умственно отсталым и все решения за него принимал отец.  Пользуясь ребенком, тот собирал пожертвования которые единолично тратил.  А мальчик действительно призывал пойти в крестовый поход.

В религиозном центре Германии городе Кельне , Николас назвал себя посланником Божьим и объявил начало крестового похода. Все остальное происходило по французскому сценарию.

Дети выступили из Кельна и направились в Италию. Но к их удивлению встреча была недобродушной, никто из местных не подавал им дары, поскольку в памяти еще остались те захватчики, которые долгие годы мучали их.

Когда море не расступилось, дети направились вдоль побережья. Часть из них на двух кораблях направилась к цели, но их судьба неизвестна по сей день. Можно предположить, что они попали в рабство к мусульманам.

Другие смогли добраться в Рим, но к их удивлению папа Римский отругал их и отправил домой. Одни вернулись в Германию, другие не захотели преодолевать такой долгий путь и остались в Риме.

Судьба предводителя также неизвестна.

Многие говорят, что умные люди самые опасные для государства и общества, но исходя из этой истории, можно сделать вывод, что это убеждение неверно. Необразованность общества того времени привела к трагедии, которая унесла жизни более 100 тысяч детей.

Источник: https://pohnews.org/13679-krestovye-pohody-detei-tragediya-srednevekovoi-evropy

Сколько всего было крестовых походов и каковы были их итоги?

Сколько всего было крестовых походов? Ну все зависит от того, как их считать.

Чаще всего под крестовыми походами понимают во-первых военные походы, совершенные в период с 1095 по 1270 гг, европейскими рыцарями в Палестину с целью освободить Иерусалим и Гроб Господень от мусульман, во-вторых другие военные походы, совершенные также по призывам пап, но уже против или язычников, или еретиков, или отдельных народов.

Так же существуют кроме походов рыцарей, походы совершенные беднотой, крестьянами и детьми. Если говорить про крестовые походы, совершенные на Восток западноевропейскими рыцарями, с целью освобождения Гроба Господня, то этих походов было 8: Первый крестовый поход был организован папой Урбаном II, когда он в 1095 году в г.

Клермоне в своей знаменитой речи, призвал идти на Восток освобождать от рук «неверных» (турок-сельджуков) Святую землю, которую Христос завещал своим последователям, по-мочь «братьям христианам», ну и самое главное это прощение грехов участникам похода. Ну а толпа, внимающая папе римскому, одобрительно кричала «Так хочет Бог» и некоторые тут же нашивали красные кресты на свою одежду (отсюда и название крестоносцы).

Первый Крестовый поход 1096-1099 гг. начали бедняки, крестьяне и нищета.

Совет

В результате неорганизованности, плохой вооруженности и без боевого опыта, в начале похода сильно потрепанные в боях с болгарами и венграми, после того как их византийский император переправил через Босфор, были разгромлены турками. Так бесславно и безрезультатно закончился поход бедноты.

Другое дело поход рыцарей осенью 1096 года. Французские, итальянские и германские рыцари, хорошо вооруженные и обеспеченны двинулись на Восток, переправившись в Малую Азию, они разгромили турок-сельджуков, а затем продолжили поход на Иерусалим, по ходу захватывая города.

В июне крестоносцы достигли Иерусалима, а почти через месяц 15 июля Иерусалим пал под натиском крестоносцев, которые устроили там резню среди мусульман. Итогом Первого крестового похода было образование на территория Сирии и Палестины государств крестоносцев во главе с Иерусалимским королевством.

Второй крестовый поход в 1147—1149 гг. Крестоносцы пришли на Восток как типичные завоеватели, принесли свои феодальные порядки, уничтожая и эксплуатируя местное население.

В итоге недовольства среди местного населения выливалось в восстания против крестоносцев. Мусульманам удалось даже отвоевать часть территорий (Эдесское княжество).

В результате этого французский король Людовик VII и германский король Конрад III отправляются в очередной крестовый поход, который закончился бесславно – разгромом и полным крахом его участников.

Третий крестовый поход 1189-1192 гг. Поход начался в 1189 году из-за активных действий египетского султана Саладина, который в сражениях разгромил крестоносцев и взял в плен иерусалимского короля Ги и множество рыцарей, а в октябре 1187 года взял Иерусалим.

В этом походе участвовали германские рыцари во главе с Фридрихом I Барбаросса, французские рыцари во главе с Филиппом II Августом и английские рыцари во главе с Ричардом III Львиное Сердце.

Во время похода Фридрих I Барбаросса утонул в реке и часть немцев вернулась домой; Филипп II поссорившись с англичанами, вернулся во Францию.

Ричардом III Львиное Сердце, хотевший «превзойти славой» всех остальных, трижды пытался взять Иерусалим, но не добившись успеха, вынужден был вернуться в Англию (по пути домой попал в плен к германскому императору). В итоге этот крестовый поход закончился так же неудачно. Во время этого похода был образован знаменитый Тевтонский орден.

Четвертый крестовый поход в 1202-1204 гг., организованный папой Иннокентием III. В этом крестовом походе крестоносцы выступили как обыкновенные наемники, которых использовали венецианские купцы с целью убрать своего главного конкурента – Византию.

В 1204 году крестоносцы штурмом взяли Константинополь.

Обратите внимание

В результате Византия была частично завоевана крестоносцами, а на ее территории образовались новые государственные образования: Латинская империя, герцогство Афинское, княжество Ахейское, Наксосское герцогство и королевство Фессалоники.

Пятый крестовый поход 1217—1221 гг. Крестоносцы хотели завоевать Египет, но их попытки ничем не увенчались, кроме заключенного мира с аль-Камилем.

Шестой крестовый поход 1228—1229 гг. первоначально возглавил Фридрих II Гогенштауфен, которому удалось вернуть Иерусалим, Назарет, Вифлеем и другие города.

Но после того, как Фридрих II перестал участвовать в походе, крестоносцы действовали не согласовано и потерпели ряд поражений.

А в 1244 году мусульмане захватили Иерусалим, который уже никогда не будет возвращен крестоносцам.

Седьмой крестовый поход 1248—1254 гг. возглавил французский король Людовик IX, который высадился со своим войском в Египте. Действия французов не привели к положительным результатам, мусульмане разгромили крестоносцев, а Людовик IX попал в плен (был освобожден за огромную сумму) и часть крестоносцев вернулась домой.

Восьмой крестовый поход 1270 года возглавил все тот же Людовик IX. Этот крестовый поход был последней попыткой рыцарей вернут утраченное могущество и земли.

Французы пытались завоевать Тунис, но из-за болезней умер король Людовик IX и его сын, и только сицилийскому королю Карлу Анжуйскому удалось обязать Тунис платить дань.

Сын английского короля Эдуард так же сделал попытку вернуть Палестину, но так же безрезультатно А вскоре мусульмане изгнали всех христиан из Святой земли.

Кроме 8 крестовых походов рыцарей в Святую землю, были и другие походы.

Например, Крестовый поход детей в 1212 году, когда немецкие и французские дети и подростки, воодушевленные речами «проповедника» Стефана отправились в поход в Святую землю, надеясь на то, что «непорочность» и «святость» юных душ, их вера не дадут нанести им вред оружием и они достигнут Святой земли. Но как свидетельствуют источники поход закончился тем, что многие погибли во время похода, а некоторых просто продали в рабство (по мнению некоторых этот поход и был организован с целью продажи участников похода в рабство мусульманам).

Были еще крестовые походы пастушков 1251 и 1320 гг., где эти самые «пастушки» не вышли даже за пределы Франции, и т.к. занимались в основном грабежом, то были разгромлены официальными властями с благословения папы римского.

Были крестовые походы, направленные против еретиков. Например Альбигойский крестовый поход 1209—1229 гг. против катаров,

Крестовые походы против гуситов 1420—1434 гг. (было пять крестовых походов), Северные крестовые походы:Ливонский крестовый поход (1193—1230 гг.); **Прусский крестовый поход (1222-1274 гг.

с перерывами); Шведские крестовые походы; Ливонский поход 1240-1242 гг. на Новгородские и Псковские земли, закончившийся разгромом рыцарей в 1240 г. На Неве и в 1242 г. На Чудском озере.

Важно

Также были совершены крестовые походы против османов: Крестовый поход на Смирну в 1343—1348 гг.; Крестовый поход против османов 1396 г.; Крестовый поход на Варну 1443—1444 гг.

Крестовые походы имели большое значение для Европы

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1027936-skolko-vsego-bylo-krestovyh-pohodov-i-kakovy-byli-ih-itogi.html

Ссылка на основную публикацию