Путешествие в древнюю грецию. вайда: только краситель?

Оттенки синего: Все об индиго и вайде — двух известных благородных красителях

Пожалуй, самый известный в непрофессиональной среде краситель — индиго, когда-то действительно производился из растений. Поэтому и одежда насыщенного синего цвета была тогда далеко не самой доступной.

Сегодня же практически весь объем производимого красителя — синтетический, а «синие джинсы» являются синонимом демократичного массового продукта.

Однако нам интересней тот самый натуральный индиго, который получался из листьев растений индигоферы, а также его младший (по значимости, но никак не по возрасту) брат — краситель, получаемый из растений вайды. Мы расскажем вам о технологиях, истории и противостоянии этих двух древних натуральных красителей.

Индигофера красильная (Indigofera tinctoria) — травянистое растение из семейства бобовых. Кустарники индигоферы достигают двух метров в высоту. Индигофера растет в Индии, Египте, Японии, южных регионах Европы, России и США.

Если немного поразмыслить о названии, вы придете ко вполне правильной догадке — назван этот краситель в честь Индии, в которой произрастали наиболее обширные плантации индигоферы и которая была центром его распространения с незапамятных времен.

Вообще, эксперты называют индиго одним из первых дошедших до нас красителей на Земле — его использовали еще в древних цивилизациях — Египте, Месопотамии, Античной Греции и Риме, не говоря уже собственно об Индии и странах Юго-Восточной Азии. Красили с помощью индиго преимущественно шелк, но не только.

На клинописных глиняных таблицах, которые ученые относят предположительно к VII веку до нашей эры, описывается рецепт покраски с помощью индиго шерсти.

Обратите внимание

Стоит ли говорить, что краситель этот являлся предметом роскоши, а одежда соответствующих цветов — маркером знатности и состоятельности ее владельцев, причем в совершенно разных обществах — от кочевников-туарегов Западной Африки до аристократов Восточной Азии.

Плитки высушенного натурального индигоМоток льняной нити, покрашенной индиго

Собственно, переработка листьев в индиго стала настоящим ремеслом, зачастую единственной пожизненной профессией. Для вымачивания листьев использовались огромные глиняные чаны, в странах с теплым климатом для них попросту вырывалось отверстие в земле, а там, где похолодней, использовались угли для подогрева.

ПРОЦЕСС ПОЛУЧЕНИЯ КРАСИТЕЛЯ ИЗ ИНДИГО

Собственно, основным активным веществом при производстве индиго является индикан — бесцветное растворимое в воде вещество, содержание которого в листьях растений обычно колеблется от 0,2% до 0,8%.

Листья вымачивались в воде и бродили, превращая прозрачный индикан в синий индиготин. Осадок этого раствора смешивался с сильным основанием, таким как щелок, затвердевшая масса спрессовывалась в плитки, а затем ее высушивали и превращали в порошок.

И уже затем этот порошок добавляли в различные растворы, чтобы получать разные оттенки голубого и фиолетового.

Вайда красильная (Ísatis tinctória) — растение семейства капустных. Произрастает в степных и пустынных зонах Кавказа, в Центральной Азии и Восточной Сибири, а также в Северной Африке. В общем, вайда значительно менее прихотлива, чем ее знаменитый конкурент, и поэтому до индиго именно она издревле использовалась в Европе.

От индиго вайда отличается более «пыльным» и «зеленоватым» оттенком

Найденные на территории современных Франции и Германии семена вайды археологи относят еще к неолиту, последнему периоду каменного века. Вайда была одним из первых красителей, которые открыли для себя древние египтяне, использовавшие ее для окраски одеяний, в которые обертывалась мумия.

А воинственные племена пиктов, с которыми сражался Юлий Цезарь, наносили вайдой боевую окраску на лица и тела.

В средневековье французский город Тулуза, в окрестностях которой произрастало огромное количество вайды, буквально расцвел благодаря этому растению – заправилы города экспортировали краситель в огромных количествах и строили величественные особняки, многие из которых сохранились и по сей день.

ПРОЦЕСС ПОЛУЧЕНИЯ СИНЕГО КРАСИТЕЛЯ ИЗ ВАЙДЫ

Листья измельчали с небольшим количеством воды в однообразную массу и оставляли бродить в высоких горшках в течение пятнадцати дней, после чего формовали из нее шары и высушивали.

Эти шары темно-сине-зеленого или желто-зеленого цвета при растирании с водой давали раствор, окрашивающий ткани в синий цвет. Справедливости ради надо сказать, что вайда красильная по сути является технически дешевым заменителем индигоферы.

В ее листьях содержится, как правило, меньше искомого индиготина, да и цвет зачастую получался не таким насыщенным, скорее «пыльным».

Противостояние вайды и индиго

Как это частенько бывает со стратегически важными для национальной экономики продуктами, вайда оказалась в центре настоящих финансово-политических конфликтов, враждуя с завезенным из Индии индиго.

День ото дня богатевшим за счет растения семейства капустных купцам — «отечественным производителям» совершенно не с руки было появление более сильного с технологической точки зрения конкурента, и тут перед нами предстает яркий пример средневекового лоббирования интересов.

В 1609-м уже французский монарх Генрих IV запрещает использование «индийского зелья» под страхом смертной казни.

И вайда, и натуральный индиго умерли (во всяком случае, для широкой публики) на границе XIX и XX веков, когда был получен эффективный способ синтезировать синий краситель.

 Хотя стоит сказать, что в ряде немецких земель некоторые фабрики до сих пор окрашивают свою продукцию с помощью натуральной вайды.

ИНДИГО И ВАЙДА СЕГОДНЯ

Наиболее практичный способ синтезировать индиго был открыт в аккурат под занавес XIX столетия, а XX век окончательно потопил ярлык «синее золото», сделав индиго одним из классических цветов в широком спектре текстильных красителей.

Кстати, сейчас синтетический индиго получают из, на первый взгляд, довольно неожиданных веществ — нефти или угольного дегтя. Ирония судьбы — некогда являвшийся неотъемлемым атрибутом аристократизма и состоятельности, в прошлом столетии индиго перешел на службу к рабочему классу.

Джинсы, рубашки шамбре, даже сам термин «синие воротнички» (blue collars) дает нам понять, какой краситель чаще всего использовался в производстве рабочей одежды.

1. Производство вайды в Тюрингии, иллюстрация 1725 года. 2. Производство красителя из вайды, начало XX века. 3. Раскрашенные красителем из вайды древние бритты. 4. Получение индиго 5. Мэл Гибсон в роли Уильяма Уоллеса в фильме «Храброе сердце». Лицо раскрашено красителем, полученным из вайды. 6. Так выглядят шарики вайды. 7. Бокс-сет для покраски вайдой в домашних условиях.

Стоит сказать, что и в наши дни вайда не стала бесполезным сорняком, а активно используется в совершенно разных областях — ей в целях защиты от вредных химикатов красят стволы деревьях, используют для производства чернил, прежде всего принтерных, содержащийся в вайде глюкобрассицин является компонентом предотвращающих онкологические заболевания лекарств, а в Китае народная медицина и вовсе предлагает лечить с помощью листьев вайды целый спектр неприятных недугов от гриппа и скарлатины до сифилиса.

КАК КРАСЯТ ПРИ ПОМОЩИ ИНДИГО

На одну пару джинсов уходит от трех до двенадцати граммов этого красителя. Для того, чтобы окрасить шелк или шерсть, требуется еще меньше. Существует множество способов окраски, мы же рассмотрим наиболее качественный и часто используемый, пусть и не самый простой — канатный способ окрашивания.

Отдельные нити связываются между собой в так называемые канаты (отсюда и название). Среднестатистический объем на фабричном производстве — 350–400 нитей для одного «каната».
От 12 до 36 канатов наматываются на цилиндры, которые окунают в огромные чаны с красителем. Затем эти цилиндры достают, под воздействием теплого воздуха краситель окисляется и принимает свой окончательный оттенок.
Затем на конвейерной перегонной машине канаты вновь расплетают до отдельных нитей. Остается лишь подогнать их по размеру — и на этом, собственно, все.

Процесс окрашивания при помощи индиго:

Gilded Age

Небольшая кампания, базирующаяся в Нью-Йорке, очень трепетно относится к своей продукции. На сайте полно ценной информации об истории производства денима, о «правильном» хлопке, индиго, и т. д. Собственно джинсы отшивают, конечно же, в Японии

Sugar Cane

Британская компания, интересная в первую очередь тем, что нити для своего денима делают из сахарного тростника. Сразу понятно, что мы имеем дело с фетишистами, так какой же еще индиго они могут использовать, кроме натурального

Naked & Famous

Канадцы, которые стараются выглядеть как японцы и постоянно напоминают о том, что материалы у них-де японские. Несмотря на то, что используют они и синтетический краситель, регулярно присутствуют и вещи, окрашенные вручную натуральным, причем по куда более щадящим, чем японские, ценам

Nudie Jeans

Как и все шведы, Nudie изо всех сил стараются поддерживать имидж eco-friendly компании, использующей максимально натуральные материалы. Почти каждый год в линейке компании появляются несколько моделей, окрашенных натуральным индиго

Pure Blue Japan

Мы старательно пытались обходить японские компании, про которых и так понятно — они используют только натуральные материалы и красители. Не получилось

Вещи, окрашенные с помощью вайды

Не так давно шведская марка Nudie Jeans выпустила лимитированную коллекцию джинсовых вещей, окрашенных красителем из вайды. Помогли им в этом итальянские ремесленники из провинции Марче. В связи с трудоемкостью процесса, который создатели марки тщательно задокументировали, коллекция вышла ограниченным тиражом — всего семьсот вещей. В рамках своей коллекции S/S 2011 марка Denham of Amsterdam выпустила совместную линию c фабрикой Woad Inc., что в Норфолке. Ребята с фабрики, а точнее — с фермы, окрасили вручную 75 пар первосортных селвидж-джинсов, используя исключительно натуральную вайду. В комплекте с каждой парой счастливому обладателю полагался также шелковый шарф (угадайте, какого цвета) и DIY-набор: белая футболка и все ингредиенты для ее собственноручной покраски.

Источник: http://www.furfur.me/furfur/culture/culture/158257-ottenki-sinego

Большую популярность в эллинистический период приобрело украшение внутренних помещений росписью. Отдельные художники по свидетельству некоторых писателей античности (к примеру, Плиний) продолжали пользоваться только четырьмя красками: белой, черной, красной и желтой.

В то же время другие писатели опровергали это утверждение, и это более вероятно после исследований учеными остатков росписей. Феофраст и Витрувий в своих трудах описывали художников, которые были новаторами в области расширения шкалы применяемых в живописи красок.

Сведения о красках и материалах, из которых их изготавливали историки находят в трудах Феофраста, Витрувия, Плиния и Диоскорида. Письменные данные сегодня подтверждены исследованием стенных росписей в Помпеях.

Таким образом, ученым известны естественные и искусственные краски, которые древние греки использовали для фресковой живописи.

Белую краску изготавливали из мела, смешанного с гипсом и толченым белым стеклом. Также использовалась краска паретоний, добываемая в одноименном Египетском прииске. Паретоний состоял из морской пены и тины, сегодня предполагают, что это был гидрат окиси кальция. Он прекрасно подходил для грунтовки и создания фресок.

Желтую краску греки добывали из залежей в самых разных областях античного мира. Чтобы получить желтый цвет на своих картинах эллины использовали, главным образом, охру разных оттенков. Одной из лучших считалась охра добытая в Лаврийских рудниках.

Черная краска почти во всех случаях представляла собой продукты горения: жженые кости, выжженные смолы, виноградные лозы, смолистые щепки.

Угли, оставшиеся от сгоревших материалов остужали и растирали в ступках, смешивали с клеем.

Если требовалось окрасить черным цветом большую площадь фрески, греки применяли следующий прием: необходимая часть стены покрывалась обычной штукатуркой, смешанной предварительно с золой и толченым углем.

Разновидностей красных красок у древних эллинов было много: красный мел, сандарак, киноварь, сандикс, сирийская красная краска, багрец, «кровь дракона». Красный мел был естественным и искусственным материалом. В натуральном виде эта краска добывалась в Каппадокии (Синопская земля), откуда поставлялся на кораблях в Грецию.

Также были рудники красного мела в Испании, Африке и Лемносе. Искусственно такую краску научились добывать путем обжига желтой охры в глиняных сосудах. Сандарак добывали в шахтах Пафлагонии, что было очень вредно для здоровья рудокопов. Высокая смертность среди рабочих приводила к временному простою шахт из-за недостатка рабочих рук.

Сегодня выдвигаются предположения, что сандарак представлял собой красный мышьяк.

https://www.youtube.com/watch?v=I1wnbpmNNU4

Искусственно создавать художественный материал также научились, обжигая свинцовые белила в глиняных сосудах. Прииски киновари располагались в Испании, Карминии, Эфиопии и Колхиде. Плиний описывал, что при добыче этого материала, рабочие одевали на голову пузыри и защитные маски, чтобы не вдыхать вредные испарения.

Читайте также:  Кого поздравить в сентябре? звездные юбилеи 2012

Феофраст же подробно описывал процесс изготовления искусственной киновари. В качестве основы использовался красный песок. Когда его извлекали из шахт, выделялась ртуть.

Комья киновари бросали в печь, прокаливали, остужали, толкли в ступах, промывали, прокаливали от грязи. Красную краску сандикс добывали в Индии, Армении и Либии.

Важно

Античные писатели указывали, что греки умели искусственно создавать эту краску путем смешивания обожженного сандарака с красным мелом. Сирийскую краску изготавливали смешивая сандикс с синопской землей.

О способе получения багреца писал Плиний: мел определенного сорта опускали в сосуд, где окрашивали шерсть в пурпурный цвет. Мел впитывал в себя пурпур и становился багрецом.

Красную краску, известную в древности под названием «кровь дракона», получали из деревянного сока, который добывали на острове Сокотор в Африке.

Современные исследования красных красок на эллинских фресках показывают, что красная краска — это окись железа, красная железная охра, киноварь, свинцовый сурик, реже — красная охра, смешанная с медной синевой.

Новинки в области художественного оформления красок у античных греков — зеленая и синяя краски. Зеленая краска или хризоколла добывалась из малахита и яри-медянки путем толчения в ступе.

Толченую руду смешивали с водой, растирали в ступе и процеживали. Этот процесс повторяли несколько раз до тех пор, пока масса не становилась чистой. После ее просушивали на солнце.

Также добывали зеленый мел в Смирне и Кирене.

Ярь-медянку использовали для получения зеленой краски следующим образом. Медь добавляли в дрожжи с соскабливали выступающую ржавчину, либо закладывая в бочки виноградные лозы, заливая их уксусом и укрывая сверху медным листом.

Через некоторое время бочки открывали и находили в них готовую ярь-медянку.

Сегодняшние исследования зеленых красок наглядно показывают их состав: ярь-медянка найдена не была, основа состоит из мела, реже — из углекислой окиси меди с примесью зеленых соединений меда и мела.

Синюю краску древние греки называли лазурью. Эллинские специалисты различали три вида лазури: скифскую, египетскую и кипрскую. Кипрская лазурь производилась в Александрии, растирая песок с селитряным цветом, засыпая сверху опилками меди, после скатывая массу в катышки и высушивая. Затем катышки складывали в глиняные сосуды и обжигали в печи.

Совет

Изучив процесс изготовления современные ученые предполагают, что кипрской лазурью была медная синева. Египетскую синеву изготавливали из окрашенного окисью меди синего стекла. Скифская лазурь вероятнее всего соответствовала нашему ультрамарину. Ее производили из добываемого лапис-лазули в Бадахшане. Также древним грекам была известна краска индиго.

Сведения о ней встречаются у Витрувия.

μ@

Источник: http://pantikapei.ru/vidy-krasok-v-drevnej-grecii.html

Читать

© Editions du Seuil, 2006

© Н. Кулиш, пер. с французского, 2015

© ООО «Новое литературное обозрение», 2015

Цвет – не столько природное явление, сколько сложная культурная конструкция, которая сопротивляется любой попытке обобщения, кроме анализа. Тот, кто берется его исследовать, неизбежно сталкивается со множеством трудноразрешимых проблем.

Вероятно, именно поэтому так мало серьезных работ, посвященных цвету, и еще меньше тех, где автор критически и тщательно исследует феномен цвета в исторической перспективе.

Зато много таких, где авторы, произвольно оперируя категориями пространства и времени, предпочитают исследовать сомнительную универсальную или архетипическую истинность цвета. Между тем для историка ее просто не существует. Цвет – прежде всего факт общественной жизни.

Нет транскультурной истинности цвета, как бы ни старались уверить нас в обратном некоторые книги, опирающиеся на превратно понятые положения нейробиологии или – что еще хуже – скатывающиеся в псевдонаучную эзотерическую психологию. К сожалению, библиография по истории цвета катастрофически переполнена подобного рода трудами.

В таком положении дел отчасти виноваты сами историки, поскольку они редко уделяли внимание цвету. Однако у этого невнимания есть свои причины, которые сами обладают ценностью исторического факта. В основном они обусловлены трудностями, возникающими при попытке рассмотреть цвет как полноправный объект исторического исследования. Эти трудности бывают трех типов.

Во-первых, это проблемы идентификации: мы видим цвета, пришедшие из прошлого, такими, какими их сохранило для нас время, а не в их первоначальном состоянии; вдобавок мы видим их при свете, часто не имеющем ничего общего с условиями освещения, которые были известны тогда; и наконец, за долгие десятилетия у нас выработалась привычка изучать изображения и объекты далекого прошлого по черно-белым фотографиям и, несмотря на появление цветной фотографии, наш тип восприятия и осмысления в какой-то мере все еще остается черно-белым.

Далее, существуют трудности методологические: как только речь заходит о цвете, перед историком встает множество самых разных проблем – физических, химических, технических, связанных со свойствами материалов, а также иконографических, идеологических, связанных с эмблематикой и символикой.

Как классифицировать все эти проблемы? В какой очередности задавать главные вопросы? Какую систему оценок принять для изучения цветных изображений и предметов? Ни один исследователь, ни один научный коллектив, ни одна методика до сих пор не справились с этими трудностями: все они склонны выбирать из многообразия фактов и проблем, относящихся к цвету, только то, что необходимо для подтверждения выдвигаемой ими теории, и игнорировать все то, что заставляет в ней усомниться. Такой подход нельзя не назвать порочным. Тем более что, когда мы имеем дело с целыми историческими эпохами, часто возникает соблазн механически перенести на предметы и изображения информацию, которую мы черпаем из текстовых источников, хотя – по крайней мере на начальном этапе исследования – правильнее было бы действовать по примеру исследователей первобытного общества (которые, не располагая никакими текстами, должны анализировать наскальные рисунки): отыскать в самих этих изображениях и предметах присущие им смысл, логику, систему, изучая, например, какие элементы повторяются в них чаще, какие – реже, как они располагаются, как группируются, каково пропорциональное соотношение между верхом и низом, правой и левой частями, передним планом и фоном, центром и периферией. То есть провести внутренний структурный анализ, с которого должно было бы начинаться изучение изображения или предмета в цветовом аспекте (но из сказанного не следует, что процесс изучения должен на этом закончиться).

Обратите внимание

Третий тип трудностей – гносеологического порядка. Мы не можем применять к изображениям, памятникам и предметам, созданным в прошедшие века, наши современные определения, концепции и классификации цвета. У обществ прошлого эти критерии были иными (а у будущих обществ, возможно, появятся свои…).

Исследуя артефакт, историк (а историк искусства, возможно, чаще других) постоянно рискует допустить анахронизм. Но когда речь идет о цвете, о его определениях и классификациях, этот риск значительно возрастает.

Вспомним, например, что долгое время черный и белый считались хроматическими цветами; что до XVII века люди не знали о существовании цветового спектра и спектрального порядка цветов; что только тогда, в XVII веке, возникло и начало закрепляться разделение цветов на основные и дополнительные, а окончательно оно было признано лишь в XIX веке; что противопоставление холодных и теплых оттенков – чистая условность, которая менялась от эпохи к эпохе (например, в Средние века синий считался теплым цветом) и от общества к обществу. Спектр, цветовой круг, концепция основных цветов, закон одновременного контраста, палочки и колбочки в светочувствительном слое сетчатки – не вечные истины, а всего лишь этапы непрерывно развивающейся истории познания. Поэтому не следует обращаться с ними бесцеремонно и своевольно.

https://www.youtube.com/watch?v=srfCIf9KRsw

В моих предыдущих работах я не раз останавливался на этих гносеологических, методологических и идентификационных проблемах, а потому мне не хотелось бы уделять им здесь слишком много внимания[1]. Пусть в этой работе по необходимости и затрагиваются некоторые из них, все же наша главная тема – другая.

И это не место изображений или произведений искусства в истории цветов, которую во многом еще только предстоит написать.

Однако мы часто будем опираться на разнообразные документальные материалы, чтобы рассмотреть историю цветов во всех ее аспектах и наглядно доказать, что она отнюдь не ограничивается сферой искусства. История цветов не дублирует историю искусства, это нечто иное, нечто гораздо более масштабное.

И напрасно авторы большинства работ по историческим проблемам цвета ограничивали область исследования живописью, искусством или, в редких случаях, наукой[2]. На самом деле надо было обратиться к совершенно другой области.

Потому что история цвета – это всегда история общества. В самом деле, для историка, так же как, впрочем, для социолога и антрополога, цвет – явление прежде всего социальное. Именно общество «производит» цвет, дает ему определение и наделяет смыслом, вырабатывает для него коды и ценности, регламентирует его применение и его задачи.

Именно общество, а вовсе не художник и не ученый, и уж тем более не система органов человека и не созерцаемая нами картина природы. Проблемы цвета – прежде всего социальные, ибо человек живет не обособленно, а внутри общества.

Если мы не признаем это, то можем легко скатиться к примитивной нейробиологии или опасному сциентизму, и тогда все наши старания создать историю цветов неминуемо потерпят крах.

Чтобы выполнить свою миссию, историк цвета должен проделать двойную работу.

Важно

С одной стороны, ему нужно смоделировать то, что могло быть миром цвета для различных обществ, предшествовавших нашему, включая все составляющие этого мира – лексику и подбор названий, химию красок и разнообразную технику окрашивания, регламентацию ношения одежды и коды, которые лежат в ее основе, место, отводимое цвету в повседневной жизни и в материальной культуре, декреты правителей, нравоучения духовных лиц, теории ученых, творения художников. Областей для сбора и анализа данных очень много, и всюду возникают самые разнообразные вопросы. С другой стороны, погрузившись в прошлое и замкнувшись в пределах одной-единственной культуры, историк должен изучить ее обычаи, коды и системы, выяснить причины изменений и исчезновений, исследовать инновации или взаимопроникновения, которые имели место во всех аспектах существования цвета, доступных исторической науке. И, как ни странно, вторая задача, быть может, труднее первой.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=135685&p=4

Подборка материала на тему «Путешествие в Грецию»

Автор подборки: Давыдова Светлана Алексеевна.

Цели:

Познакомить детей с Грецией (географическое положение, культура, история, мифология, Олимпийские игры). Совершенствовать изобразительные умения и навыки.

Развивать любознательность, мелкую и общую моторику.

Оборудование:

Карта мира. Картинки: флаг Греции, олива и оливки, гора Олимп, Зевс, греческий театр, мифические существа. Раскраски «Греки», «Олимпийские кольца». Стаканчики с водой, варенье, ложечки.

Картон, пластилин, палочки. Ракушка, выкрашенная с одной стороны черной краской. Маски. Разрезанные на чисти силуэтные изображения кувшина, клей, листы бумаги.

Ножницы, заготовки для вырезания факела, степлер, салфетки красного цвета. Мячи.

Аудиозаписи: А. Усачев «Греция», «Сиртаки», гимн Олимпийских игр.

Ход:

Сегодня мы отправимся в путешествие в Древнюю Грецию.

Существует на нашей земле древнейшая страна, страна, где всё напоминает сказку, легенду, миф. Это страна Греция, земля тёмных скал, голубых морей, побеленных домов, древних руин, развалин старинных церквей. Самый главный город Греции – Афины. 
Как и в каждой стране, в Греции есть свой флаг (показать на карте страну Грецию и флаг). 

В Древней Греции и мужчины и женщины носили хитоны. Эта одежда состоит из двух квадратных кусков ткани, которые скреплялись застежками на плечах, а на талии подвязывались поясом.

Раскрась хитоны

Дети раскрашивают рисунок хитона цветными карандашами.

Греция — гостеприимная страна. Каждый год её посещают миллионы туристов. Туристам нравится красивая природа, залитые солнцем пляжи и богатая история Греции.

Слушание отрывка «Греция» А. Усачева из цикла «Занимательная география»

Как же приветствуют греки гостей и друг друга? Калимера — добрый день (утро) до 12 часов.  Калиспера — добрый день (вечер) после 12 часов.  Как бы вы приветствовали сейчас, в это время дня?

Читайте также:  Добрые дела вершатся в… голливуде? спонтанно и анонимно

Ясас — здравствуйте (в полном смысле этого слова).

Сделай напиток из варенья

По греческой традиции гостю сначала подают немного варенья на блюдце и стакан холодной воды. И только затем угощают кофе и пирожными.

(Детям предлагается добавить в воду варенье, размешать и попробовать).

Совсем неудивительно, что в такой гостеприимной стране много праздников.
Кроме вкусной еды, на праздниках много танцев. По традиции греки танцуют, встав в круг и взявшись за руки.

Танец «Сиртаки»

Дети танцуют в кругу, взявшись за руки по показу взрослого.

В древней Греции в школу ходили только мальчики. Девочки иногда учились писать и читать дома. В школе мальчики учились играть на музыкальных инструментах, читать, считать и писать. Писали они острыми палочками на деревянных дощечках, покрытых воском.

Творчество

Кусочек картона покрывается слоем пластилина, а затем палочкой нацарапать рисунок или буквы.

Поиграем в те игры, в которые и раньше, и сейчас играют дети в Греции.

Греческая игра «Остракинда» – аналог современной игры «Орел или решка». Брали ракушку, с одной стороны красили ее черной краской – это была «ночь». Неокрашенная сторона была «День». Дети делились на две команды – на «День» и «Ночь». Затем ракушку подбрасывали, и команда, чей цвет выпадал, устраивала погоню за другой командой.

Игра «Морра»

Один из игроков прятал руки за спиной, а второй должен был угадать, сколько пальцев показывает за спиной первый игрок. Побеждал тот, кто угадывал больше раз.

В древней Греции в театре ставили трагедии и комедии. Все роли, даже женские, исполняли мужчины. Актеры выступали в масках. Греки смотрели спектакли в огромных театрах под открытым небом. Скамьи для зрителей поднимались рядами по склону холма, а сцена находилась внизу.

Драматизация «Надень маску и изобрази свой персонаж»

Дети надевают маски и дополняют свой образ жестами, движениями, звуками.

Бедные почвы Греции годились лишь для выпаса скота и совсем не подходили для выращивания зерна. Зато на щедро освещенных солнцем горных склонах хорошо созревали виноград и оливки. Оливки пользуются большой популярностью. Греки даже издали закон, повелевающий казнить каждого, кто срубит оливковое дерево.

Под жарким солнцем греки получали большие урожаи винограда. Собранные плоды подавали к столу или готовили из них вино, ссыпав виноград в огромные деревянные чаны и давя их ногами.
На судах — триарах греки возили на продажу вино, оливковое масло, зерно. Эти товары перевозились в больших сосудах — амфорах.

(Показ).

Греки были искусными гончарами. Они расписывали разнообразные сосуды из керамики — вазы, кувшины, чаши, горшки. Эти росписи, как картинки в книжках, многое могут рассказать о жизни древних греков.

Игра «Склей разбитый кувшин»

Из бумажных кусочков-пазлов дети собирают и затем наклеивают на чистый лист бумаги кувшин.

Древние греки заботились о свое здоровье. Они посещали гимнастические залы и занимались спортом. Греческие врачи для лечения больных часто использовали лекарственные растения. Гиппократ, которого называют отцом медицины, был знаменитым древнегреческим врачом. Он придумал клятву, которую врачи произносят и в наши дни, обязуясь помогать всем больным.

Родиной Олимпийских игр является Древняя Греция, а именно почитаемое древними греками святилище Олимпия, расположенное в западной части Пелопоннесского полуострова. Здесь до сих пор зажигается огонь современных игр.

Ручной труд «Факел с олимпийским огнем»

Дети вырезают заготовку, из которой сворачивают «кулёчик»-факел. Затем берут салфетку красного цвета, сминают ее и вкладывают в «факел» — «зажигают огонь».

Олимпийские игры были самыми древними и главными соревнованиями. Игры продолжались пять дней.

В первый день проходили состязания по всем видам бега, во второй — в пятиборье, а в третий — в борьбе, кулачном бое. Запрещало выцарапывать противнику глаза и кусаться.

Противники просто дрались и боролись — без разделения на весовые категории, без раундов. За нарушение правил судья бил нарушителя палкой.

Четвёртый день полностью отдавали в распоряжение детям. Дистанции бега для них были в два раза короче, чем для взрослых.

На пятый день устраивались гонки на колесницах, запряжённых четвёркой лошадей, и скачки на лошадях по кругу. Спортсмены выступали обнаженными, совсем без одежды. Победителей не награждали медалями.

Им надевали на голову венок из оливковых листьев и вручали кувшин с оливковым маслом.

Совет

В год игр по Греции и её колониям проходили гонцы, объявляя о дне начала игр. Все войны прекращались на время игр. В Олимпии было построено несколько грандиозных сооружений, спортивных площадок, храмов. 

Женщины не могли участвовать в Олимпийских играх, они даже не появлялись около Олимпии во время игр. Для них устраивался отдельный праздник – Герайя.

Он проводился каждые четыре года в честь богини Геры и состоял из состязания в беге для девочек. Победительница получала оливковый венок и съестные припасы, в частности, мясо.

Победителям вручали венки из дикой оливы, пальмовые ветви, украшенные шерстяными лентами. 

Олимпиады проводятся и в наши дни. Только теперь соревнуются не одни греки, а спортсмены со всего мира Эти пять разноцветных колец — олимпийская эмблема. Переплетенные кольца символизируют объединение в олимпийское движение всех пяти континентов. Европа – это синий цвет, Америка – красный, Африка – черный, Австралия – зеленый, а Азия – желтый.

Творчество «Олимпийские кольца»

Дети раскрашивают олимпийские кольца. А затем делают флажок, прикрепив на коктейльную соломинку раскрашенный лист.

Греческие дети обожали играть с мячом в различные игры. А знаешь из чего делали мячи в Древней Греции? Из мочевого пузыря свиней! Его надували, затем придавали ему форму, держа над огнем. Иногда такие мячики разрисовывали для красоты.

Эстафеты с мячами

(Проводятся под звучание олимпийского гимна).

1. «Забрось мяч в корзину» (метание). 2. «Передай мяч» (координация движений). 3. «Прыгай с мячом» (прыжки). 4. «Беги за мячом» (бег).

5. «Лови, кидай, упасть на давай» (бросание и ловля).

В Древней Греции были сложены различные предания о прекрасных и могучих богах и богинях, отважных и мудрых героях, фантастических чудовищах. 

Слыша, как в грозовых тучах сердито ворчит и грохочет летний гром, древние греки пугались этих звуков и, чтобы объяснить себе, откуда они берутся, как вы думаете, что они себе воображали? А воображали они себе огромное, могучее, суровое, но всё-таки похожее на человека существо, которое, наверное, свирепствует там, за облаками. Но мы то знаем с вами, откуда берутся эти звуки. Можете рассказать? (Ответы детей).

Обратите внимание

Видя, как каждый день восходит на востоке и садится на западе солнце, — иногда такое тёплое и ласковое, иногда иссушающее и жестокое, они тоже кого-то представляли себе.

Как вы думаете, кого они представляли вместо солнца? Они представляли себе человекообразное существо, бога, разъезжающего по небу в ослепительно яркой колеснице (показ).

Одну за другой мешая правду и вымысел, придумывали они и рассказывали друг другу удивительные истории. Эти истории мы называем греческим словом «мифы».

Греки верили, что их боги и богини обитают на вершине горы Олимп. А царит на светлом Олимпе могучий Зевс, окружённый другими богами. Зевса считали властителем неба и солнца (предложить подойти к горе Олимп). Рядом с Зевсом на небе властвует его супруга Гера, также богиня неба. Множество здесь и других богов.

На Олимпе нет ни дождя, ни снега; вечно там светлое, радостное лето. Царь Зевс сидит на высоком золотом троне.
С Олимпа рассылает людям Зевс свои дары и утверждает на земле порядок и законы. Два больших сосуда стоят у врат дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом – зла. Зевс черпает в них добро и зло и посылает людям.

Физминутка

На Олимпе живут боги. Руки вверх, пошире ноги. Зевс среди них самый главный. Делаем наклоны плавно. Все там под присмотром Зевса. Руки вниз, а ноги вместе. Встали на носки, на пятку

И закончили зарядку.

В греческих мифах героям приходятся сражаться с удивительными существами:

Минотавр — полубык-получеловек — жил в лабиринте и пожирал людей. Сфинкс — крылатое существо с головой женщины и телом льва. Он загадывал прохожим трудную загадку и, если те не могли отгадать — пожирал их.  Горгоны — крылатые женщины со змеями вместо волос, своим взглядом превращали в камень все живое.

Когда-то они были прекрасными женщинами, но расстроили богиню Афину, которая и превратила их в ужасных чудовищ. Кентавры — полюди-полукони, живущие в лесу и горах. Одни кентавры помогали героям, другие были враждебны. Цербер — трехглавый пес со змеиным хвостом — охранял вход в подземное царство. Он не кусал тех, кто туда входил.

Его задачей было следить за тем, чтобы никто не вышел обратно.

Пегас — крылатый конь — он помогал героям.

«Шестой подвиг Геракла: Авгиевы конюшни»

Коварный царь придумывал для Геракла задания такие, чтобы погубить его. А получалось наоборот. С каждым подвигом слава героя и любовь к нему людей росла. Ведь каждая победа избавляла людей от какой-либо из напастей, делавшей жизнь тяжелой и опасной. И Эврисфей придумал для Геракла задание, выполнение которого должно было опозорить героя.

…У царя Авгия были неисчислимые стада, которые он держал в огромном загоне. Там было триста строптивых коней, белых как снег, двести красных, как пурпур, двенадцать белых, как лебеди.

А один бык, самый красивый, сиял подобно звезде. Только с каждым годом все труднее было разобраться, какой бык какого цвета.

Дело в том, что никогда со скотного двора не убирал навоз! И все прекрасные животные казались одной масти — грязной…

Важно

Эврисфей велел герою расчистить авгиевы конюшни. Геракл пришел к Авгию и сказал: — Я вычищу все за день. Но за это ты должен отдать мне десятую часть скота.

Авгий расхохотался и согласился. Он-то знал, что в его конюшне и скотном дворе и за год не управиться.

А Геракл своею палицей взломал с двух противоположных сторон каменную ограду загонов. Затем он завалил камнями русла двух рек. Вода хлынула в загоны, за несколько часов унесла всю грязь, омыла животных. Несчетные быки, коровы, кони предстали во всей своей красе! А Геракл при этом даже рук не замарал навозом! Он пришел к Авгию и сказал:

— Я выполнил свою работу, теперь расплачивайся, о Авгий!
А царь выгнал Геракла. И он ни с чем вернулся домой.

Скачать подборку материала по ознакомлению детей старшего возраста с окружающим миром на тему «Путешествие в Грецию»

Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/mir/greciya.html

История красочных пигментов. Рецепты старых мастеров

Египет

         Самый известный пигмент – египетский синий, впервые был изобретен в 3тыс. до н.э, он также стал первым синтетическим пигментом изобретенным человеком. Это синее стекло, изготовленное из песка и меди, перемолотое в порошок.

         В 16 столетии этот пигмент был заменен смальтой, а в 19 – кобальтом.

         Египтяне также использовали малахит, азурит и киноварь путем измельчения и промывания каждого минерала.

         Киноварь стала первым ярким красным пигментом.

         Растительные красители также были изобретены в Египте.

Китай

         Вермильон был изобретен в Китае около 2 тыс. лет до того, как римляне начали его использовать.

         Вермильон изготавливали путем нагревания ртути и серы, в результате чего получали чрезвычайно темный, насыщенный красный пигмент. В 18 веке он практически полностью заменил киноварь. Но уже к концу 20 века, вермильон был заменен кадмием, который стал более устойчивым.

Греция и Рим

         Греки изобрели свинцовые белила, первую матовую белую краску.

         В закрытое пространство складывались пластинки свинца, и в течении длительного времени они перекисали с уксусом и животными экскрементами.

Читайте также:  Зачем нам наши страхи? пятнадцать фактов о страхах и фобиях

         Этим методом (с некоторыми уточнениями) пользовались до 1960-х годов, и производили, вероятно, самый лучший красочный пигмент из палитры художников. При соединении с маслом краска приобретала эластичность и устойчивость.

         В Греции также был изобретен свинцовый сурик.

         Греки изобрели одну из самых важных, а также дорогих красок –тирийский пурпур, ярко красную краску, получаемую из морских моллюсков двух сортов.

Совет

         Из одной раковины можно было получить только пару граммов красителя. По этой причине производство тирийского пурпура повело за собой истребление 4 миллионов моллюсков.

         Пурпурный цвет мог быть и синеватым, и красноватым, все зависело от технологии, и соотношения количества раковин каждого сорта.

         Тирийский пурпур ценился выше золота, и поэтому считался цветом царей и императоров.

         Благодаря высокой цене ее использовали для окрашивания тоги Римских императоров. Сенаторы же имели право только на одну широкую пурпурную полосу на тоге.

Эпоха возрождения

         В Италии был изобретен ряд земляных пигментов, путем обжигания умбры и сиены, в результате чего возникли: глубокий и насыщенный красный – сиена жженная, а также насыщенный коричневый – умбра жженная.

        Неаполитанская желтая и ультрамарин также благодарны своим появлением итальянцам.

         Ляпис лазурь (природный ультрамарин) – яркий, глубокий синий пигмент, обладающий высокой светостойкостью.

         Это самый ценный и дорогой пигмент, из которого изготовляли ультрамариновую краску. Его доставляли в Европу из Афганистана Большим Караванным Путем.

Обратите внимание

         После измельчения, порошок приобретает серый цвет, и только арабы владели технологией измельчения лазурита, так чтобы он сохранял свой природный синий цвет.

         Владея единственным известным в то время месторождением лазурита, а также технологией получения синего пигмента, арабы монополизировали этот рынок, и европейцы, вынуждены были согласится с высокой ценой на пигмент.

         Благодаря высокой ценности пигмента, Мадонна облачена именно в синее.

         Лазоревый камень можно было обменять на золото 1:1.  После обработки, из 100 грамм камня получали лишь 3 грамма красочного пигмента.

         Словом ультрамарин был настолько дорогим, что художники использовали его только в тех картинах, которые выполняли на заказ, и лишь в том случае если заказчик соглашался заплатить за пигмент заранее.

         Менее дорогим, но и также менее красивым был голубой пигмент, получаемый из медной руды.

         После того, как в 15 века начали применять масляные растворители, возникли проблемы. Дело в том, что при соединении с маслом ультрамарин (лазурит) тускнеет.

         После этого, художники перешли на краску, получаемую из медной руды, добавляя свинцовые белила, и таким образом частично решили проблему.

         Такое событие положило начало переходу от средневековых красок к современным.

Немецкий ультрамарин

Важно

         Основным компонентом было растение вайда, его еще называют немецким индиго. Рецепт изготовления возник в 8 веке в Тюрингии.

         Конечно это растение было не наилучшим вариантом, ведь в отличии от индигоноски, произрастающей в Индии, Америке и Египте, вайда содержала в 30 раз меньше индиго.

         Тем не менее, вплоть до 15 века, вайда оставалась практически единственным источником синей краски для большей части ремесленников Европы.

         Вайда – дикое растение, произрастающее по всей Европе, культивируемое в Тюрингии.

         Еще раньше, кельты использовали это растение для боевой раскраски.

         Рецепт: Листья и стебли вайды измельчают, заливают мочой и добавляют спирт. Причем моча использовалась, только пьяного человека.

         Краску готовили в воскресенье, и все красильщики напивались до бессознательного состояния.

         С тех пор и появились выражения: «быть синим» – напиться, «синий понедельник» – выход из пьяного состояния.

         После того, как Васко да Гама, в 1498 году, привез индийскую  синюю краску из растения индиго, дело ремесленников Европы оказалось под угрозой.

         По этой причине, в 1654 году, король Германии запретил использовать индиго, а тому, кто нарушит закон – полагалась смертная казнь.

Совет

         Но Индийский индиго был красивее, ярче, французская знать носила платья окрашенные индиго, в то время, как обычный синий (вайда) был цветом прислуги.

         В конечном счете, краску легализовали.

         На Руси, к примеру, для получения синей краски, лазурит в течении 3-4 дней выдерживали в кислых щах, а для того, чтобы получить золотую краску смешивали шафран с щучьей желчью.

         Подобные рецепты хранились в строжайшей тайне, и передавали их только из поколения в поколение.

         В 1500-х годах испанцы привезли ярко малиновую краску в Европу из Мексики.

        Карминовый красный (кошениль) добывался Ацтеками из самок карминоносных червецов.

         Фунт такого экстракта, который растворялся в воде, требовал около миллиона насекомых.

         Насекомые кошениль обитали на колючих грушеобразных кактусах. В Мексике эти кактусы специально культивировали ради насекомых кошениль.

         Мундиры гвардейцев, охраняющих Букингемский дворец, все еще окрашиваются в американский кошениль.

Обратите внимание

         Зеленая краска делалась из ягод крушины, а коричневая сепия из высушенных чернил кальмара.

Рецепты натуральных красок из Инсбрукского Манускрипта (14 век)

         Синяя краска: пигмент ляпис лазури довести до кипения с квасцами (купоросной глиной) и камедью. Получится светлый синий цвет. Чтобы получить темный – нужно добавить черную краску и васильки (цветы), смешать с квасцами и вскипятить в моче.

         Черная краска: зеленые орехи растираются в кашу, гниют в каменном горшке 7 дней, и таким образом получается черная краска.

         Коричневая краска: железная стружка, железо ржавое и мягкая смола варятся вместе длительное время, и таким образом получается красивый коричневый.

         Красная краска: Берутся морские крабы, кипятятся, потом очищаются от внутренностей, оставив только панцири. Панцири снова кипятятся, затем растираются в ступке, и процеживаются через ткань. Затем смешиваются с квасцами, пока цвет не станет красным.

         Не всегда художники могли похвастаться разнообразием красочных пигментов. Старые мастера создавали шедевры, имея всего несколько цветов.

         К примеру, в картинах голландского живописца Франса Халса (17 век), эксперты обнаружили более 40 оттенков одного только черного цвета, и это притом, что черный считается самым сложным цветом для художников.

Зарождение современных пигментов

         18 век ознаменовался не только все возрастающей торговлей между континентами, но и развитием современной химии.

Важно

         В 1704 году, создатель красителей из Германии, по имени Дисбах, работал над изготовлением ярко красного пигмента – краплака.

         Красный он так и не получил, но в ходе многочисленных экспериментов был получен первый синтетический пигмент – прусский синий.

         Прусский синий до сих пор один из самых популярных пигментов, а все благодаря его удивительной способности тускнеть при ярком освещении, и становится ярким при слабом.

Начало 19 века

         С индустриальной революцией появились новые пигменты: кобальт зеленый, кобальт синий, кобальт фиолетовый, кобальт желтый, лазурно голубой.

         При соединении окиси кобальта  с алюминием, фосфором, оловом, цинком, а также многими другими металлами, создавались разнообразные краски.

         Кобальтовые пигменты всегда были очень дорогими, и поэтому поиски более дешевых темно синих пигментов велись на разных уровнях, даже государственных.

         В 1820 году, французским правительством было предложено вознаграждение в размере 6 тыс. франков любому, кто найдет метод изготовления ультрамарина по цене менее чем 300 франков за килограмм.

         В получении денежного приза соревновались и Франция, и Германия, но лишь в 1828 году был создан такой пигмент, его творцом стал Жан Баптист Гимет.

Совет

         Химические свойства искусственного ультрамарина идентичны с природным, но физические гораздо лучше, без примесей породы.

         Единственным недостатком искусственных красок было то, что они часто становились причиной аллергии, а также ухудшения здоровья.

         Обнаружение залежей цинка дало толчок в развитии цинковых белил, которые получили превосходство перед свинцовыми белилами, поскольку оказались менее токсичными.

         Одна из самых интересных красок на палитре художника, индийская желтая, обладает прозрачностью и удивительной светостойкостью.

         Также, не менее удивителен процесс ее изготовления, суть которого в использовании мочи коров, которых кормят исключительно листьями манго.

         Еще в 17 веке художники (Рембрандт, Вермеер, Караваджо и другие) стали привозить из Индии шарики желтого цвета. Они давали прекрасный желтый цвет, но и отвратительный запах мочи.

        Благодаря такому амбре, люди перестали покупать картины, где использовалась эта краска, и ее переставали привозить.

         В дальнейшем, эксплуатация коров, таким образом, была запрещена, и в начале 20 века от этого метода отказались.

Обратите внимание

         С тех пор для изготовления индийской желтой использовали различные пигменты, но лишь в 1990 был найден нужный, для получения той светостойкости, которой обладала оригинальная краска.

         Приблизительно в это время, в Италии начали изготавливать желтую краску, получаемую из породы, которую добывали на склонах вулкана Везувий.

         Полностью удовлетворить потребность художников в желтой краске удалось лишь в 19 веке. Краску научились получать из соли хромовой кислоты.

        Обнаруженные в 1820 году залежи хрома, в США, облегчили процесс изготовления желтого хрома. Несмотря на то, что хромовые краски имеют свойство темнеть, они не теряли свою популярность вплоть до 1990 – х годов, и все благодаря низкой цене.

         Ван Гог в своем знаменитом полотне «Подсолнухи», использовал именно эту желтую.

         Поскольку Ван Гог нашел своим картинам «достойное» применение – в качестве загородок в курятнике, «Подсолнухи» не только поблекли, но и частично разрушились под влиянием куриного помета.

         Изумрудно зеленая впервые была получена в 1822 году, но она оказалась очень токсичной, ведь в ее состав входили уксус, окись меди и мышьяк. Свою печальную известность краска приобрела, когда было обнаружено, что она способна вызвать летальный исход.

         Эту симпатичную краску также обвиняют в смерти Наполеона. Дело в том, что изумрудно зеленая была очень популярна, особенно ее любили использовать для окрашивания обоев.К сожалению, именно такие обои  были поклеены в доме на острове Св. Елены, где Наполеон отбывал наказание.

Важно

         Мышьяк, входивший в состав краски, имеет свойство выделятся во влажных условиях, и тропические условия острова особенно этому способствовали .

Современные пигменты

         В 1856 году молодой химик Вильям Генри Перкин в попытках синтезировать хинин получил багрянистую краску, так и родилась первая органическая краска – анилиновый пурпур.

         Анилиновый пурпур стал самым популярным цветом среди модниц Викторианской эпохи.

         Одним из самых важных органических пигментов 19 века стал ализарин малиновый, который вскоре занял центральное место на палитре художников.

         Также в 19 веке появились марсовые краски: коричневые, красные, желтые и черные.

Импрессионизм

         Новые яркие краски в удобных, устойчивых тюбиках, а также возможность путешествовать благодаря развитию железной дороги, ознаменовало рождение самого известного периода в живописи – импрессионизма.

20 век

         В начале века были изобретены: лимонная желтая, кадмий красный и титановые белила.

         С развитием автомобильной промышленности, ученые начали разрабатывать краски устойчивые к переменным погодным условиям.

Совет

         Благодаря этому, художники получили более сотни новых красок, среди них разнообразие красных, желтых и розовых.

         Следует помнить, что краски это всего лишь инструмент, а вовсе не главный  атрибут художника.

         Старые мастера создавали гениальные полотна, имея в своем распоряжении, зачастую не больше десяти красок, а то и меньше.

Тициан говорил, что для того, что бы стать хорошим живописцем, достаточно иметь всего три краски: белую, красную и черную.

Источник: http://zhivopis-maslom.com/ru/stati/132-istorija-krasochnyh-pigmentov-recepty-staryh-masterov

Ссылка на основную публикацию