Почему в. а. закруткина называют достойным сыном донских степей?

Константиновская районная библиотека

18.04.2018

⁠«Мы говорим здоровью  – да!⁠»          

   В детской библиотеке прошла Неделя здоровья.  Сотрудники библиотеки оформили стенд «Хочешь быть здоровым – будь! Это правильный путь!», книжную  выставку «Со здоровьем по пути».

   Информационный час  «Мы говорим здоровью  – да!»  был проведен для   учащихся 2-в и 3-г классов.

Используя слайд-презентацию «Со здоровьем не шути, его с детства береги»,  библиотекарь читального зала  рассказала детям о правилах здорового образа жизни.

Обратите внимание

   Ребята  активно участвовали в играх:  «Кто быстрее надует воздушный шарик или мыльные пузыри», «Рифмы», «Антирифмы»,  «Что полезно и что вредно для нашего организма»,  дружно отгадывали  загадки.

  А для  воспитанников  старшей группы д/сада «Родничок   библиотекарь провела   урок здоровья «Здоровым быть,  в радости жить".   Она рассказала ребятам  о том, как важно с раннего детства заботиться о своем здоровье,  об основных правилах здоровой жизни.    



18.04.2018

«Библионочь 2018: Магия книги.⁠»  

   «Добрый вечер друзья, мы рады встрече с вами!» — так приветствовали гостей в библиотеке. А поводом для встречи послужила очередная битва интеллектуалов в игре «Умная птица», прошедшая в рамках Всероссийской акции «Библионочь 2018».

 Участниками игры стали команды отделения полиции, пожарной части № 59, педагоги и тренеры ДЮСШ, преподаватели Амурского казачьего колледжа.

 Игра состояла из четырех туров, в каждом из них игрокам предстояло помериться интеллектом, эрудицией и способностью мыслить логически. 

   Силы команд были практически равны, и, бесспорно, каждая из них была достойна победы. Но, тем не менее, команда «Юный друг пожарного» в последнем туре заработала большое количество баллов, этим и решив исход игры, получив право назваться победителем.  

 Непринужденную, веселую атмосферу игры дополнили организаторы музыкальным сопровождением, игрой на саксофоне и танцевальным номером коллектива «Айсель».  

   Мероприятия такого рода не только позволяют лишний раз проверить свои знания в той или иной области, но и расширяют круг общения. А интеллектуальные игры — хороший старт для такого общения! 



22.04.2018

Джек Лондон «Белый клык».

  Трогательная повесть о вечном-добре, благодарности, любви и преданности. Описание чувств, обычаев, природы, дружбы, предательства, всё очень тонко передал автор.

Важно

   В этой повести заложен глубокий смысл, хотя казалось бы она о животном. Нет, не совсем так. Она про нас-людей, про наше отношение к себе и другим-людям, животным, про наши пороки и все то, что в нас скрыто-хорошее и плохое.

  Никто и представить не мог, что озлобленный столь безжалостными поступками людей, молодой детеныш потомок волчицы и пса, так яро нуждается в человеческой любви, заботе и ласке. Получит ли он то, что так необходимо собственному сердцу или же вновь останется в стороне? 

   Это та повесть, которую стоит прочитать непременно.

26.04.2018

«Вокруг света»

   С момента создания и по сегодняшний день, журнал «Вокруг Света» — источник познавательного и увлекательного чтения для самой широкой аудитории.

  «Вокруг Света» пишет не только о путешествиях, открытиях и познании окружающего мира, но и популярным языком рассказывает о современной науке — этнографии, экологии, экономике, медицине, астрономии, физике, коммуникациях, транспорте и многом-многом другом.

   Хотите узнать на что способен человеческий разум и как он работает? А кто такие оранжевые люди, и почему они плавают в бассейне в одежде и в обуви? И чем в Исландии отапливают дома, стадионы, улицы? Если Вам это интересно, прочитайте 4-й номер журнала «Вокруг света».

27.04.2018

«Сохраним мир, в котором живем» 

   Природа имеет  огромное    значение  в жизни  каждого человека: ведь  кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно.  Солнце,  воздух, вода, ягоды, грибы, пчела, рыба – все это природа. Человек живет в природе, от природы зависит его жизнь. 

  В отделе библиотечного обслуживания детей  завершилась  Неделя экологии. Для дошкольников трех подготовительных групп д/сада «Родничок» и учащихся 1-а класса были проведены уроки экологии «На свете все нужны: и мошки, и слоны»,  «Тайны зеленого мира», «Волшебная вода», «Воздух-невидимка».

  Ребята узнали много полезного и  интересного  для себя, активно участвовали в конкурсах, играх, отгадывали загадки.  Прослушав  экологические рассказы и сказки,  приняли участие в обсуждении, вспомнили правила поведения на природе.

  С удовольствием посмотрели они  мультфильмы «На лесной тропе»,  «Экологическая коровка». 

   Для учащихся 3-в, 4-б, 4-в классов  библиотекари провели устный журнал «Природа и мы».  Из первой страницы  журнала  «Крылатый символ Амура» ребята узнали, что 2018 год объявлен Всемирным фондом дикой природы годом Дальневосточного аиста,  что   аист  занесен в Красную книгу России  и находится на грани исчезновения.    

Совет

 Вторая страница журнала — «Путешествие по заповедникам Амурской области». Ребята узнали,  где  заповедники находятся, чем славятся. Библиотекарь   познакомила читателей  с  книгой Л.С. Мерзляковой  «Песня о Норском заповеднике».   

   И вот, наконец-то, третья, долгожданная страница журнала — «Стихами славлю я природу», где ребятам предстояло знакомство с амурской писательницей и художницей Л.С. Мерзляковой.

  Ребята встретили ее дружными аплодисментами.  Людмила Семеновна познакомила ребят со своими книгами, иллюстрациями  к  ним, прочла свои стихи.

 В исполнении ребят прозвучали стихи из книг автора «Живая азбука», «Большие лесные новости».    

    В память о встрече писательница подарила ребятам свои книги. 



03.05.2018

«Они ушли недолюбив…»

    …Сороковые, роковые, свинцовые, пороховые! Война гуляет по России, а мы такие молодые! 

 «Такие молодые» встретили грудью врага. Вчерашние школьники, они мечтали учиться, творить, любить, смеяться, рожать детей! но…им была приготовлена другая печальная участь.

 Сколько их замерзло в снегах, сколько утонуло в гнилых болотах, сколько умерло от ран, сколько похоронило своих друзей, сколько заживо сгорело в танках… 18 летние, 20 летние, сколько их не вернулось с войны! …

  А память о них сохранилась лишь в бронзовых ваяньях, в столбцах газет, в набросках на холсте… «Они ушли недолюбив…»- эта тема красной нитью прошла в театрализованной музыкальной композиции для учащихся казачьего колледжа в библиотеке накануне Дня Победы.

 Фоновым сопровождением стал театр теней с романтической историей трагической любви. Бурю эмоций, чувство патриотизма и любви к своей Родине вызвали музыкальные номера. 

   Песни прозвучали как призывной набат и даже клятва.  



04.05.2018

«Своих Героев нужно знать в лицо»

   Патриотическую акцию в преддверии великого дня Победы провели специалисты центральной библиотеки.  Они рассказали, а кому-то напомнили имена Героев – земляков Советского Союза.

Обратите внимание

Наш район дал стране пять таких Героев: Губкин Георгий Никитович, Стрельцов Василий Андреевич, Веснин Николай Дмитриевич, Папулов Семён Васильевич и Шелест Василий Галактионович. Их именами названы улицы в сёлах, где им довелось родиться и в городах, где прошли их молодые годы.

Не хватит всех улиц в стране, чтобы увековечить имена Героев, но в сердцах жителей района память о подвигах наших земляков будет жить вечно.



07.05.2018

«Читаем детям о войне»

    4 мая отдел библиотечного обслуживания детей  в очередной раз присоединился к Международной акции «Читаем детям о войне», которая проводится с 2010 года по инициативе Самарской областной детской библиотеки. Девиз акции: «Помнить можно только то, о чем знаешь.

 Еcли  рассказать детям о войне, им будет, что помнить».             Участниками акции стали дошкольники, учащиеся 3-в  и  4-а классов.  Им были прочитаны   произведения  Н. Богданова «Черный   кот»,  С.П. Алексеева «Бронзой поднялся в небо», Л.

Кассиля «Рассказ об  отсутствующем», отрывок  из книги Н. Чуковского «Морской охотник».  На встречах, которые проходили в библиотеке  и школе, библиотекари рассказывали о страшных вехах войны и огромной цене, которую заплатила наша страна за Победу.

  К мероприятиям были оформлены книжные выставки, использовались презентации, проведены обзоры книг.



08.05.2018

«Маленький принц»: книги — события 2018 года.

    Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» — сказка для взрослых и детей. Это удивительный мир с нынешними проблемами.

Книга-притча, книга-жизнь, книга-мысль, в которой просто и проникновенно говорится о самом важном: о дружбе и любви, о долге и верности, о красоте и нетерпимости к злу.Главный герой добрый, честный и светлый мальчик.

Важно

Он живет по-своему главному закону: «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил».           

  Каждое его утро начинается с привидения планеты в порядок. Он выкорчевывает маленькие баобабы, чтобы зло не проникло на его планету, чтобы оно не победило добро!  Маленький принц с золотистыми волосами, который живет там, на далекой планете, не оставит ваше сердце равнодушным. Читая книгу можно и посмеяться, и поплакать. Невольно задумываешься над нашим миром — миром взрослых и детей.

07.05.2018

«Они ушли недолюбив…»   

 Учащиеся десятых классов стали зрителями литературно музыкальной постановки с элементами теневого театра, которую приготовили сотрудники библиотеки совместно со школьниками ко Дню Победы. Артисты мероприятия проникновенными строками стихотворении и душевной игрой передали весь трагизм событий времен Великой отечественной войны. 



12.05.2018

«Достойный сын донских степей»

(110-летию В. А. Закруткина)

  Представляем книгу писателя юбиляра В. А. Закруткина «Матерь человеческая». Автор создал высокую песнь о женщине-героине, воплощающей победу жизни над смертью, победу любви над ненавистью, созидания над разрушением.

Он как бы ответил на прекрасные слова Горького: «Прославим в мире женщину — Мать, единую силу, пред которой покорно склоняется Смерть!» Повесть Закруткина — одно из пронзительных произведений о великом подвиге материнства в годы Великой Отечественной войны.

         Писатель заставляет нас пережить судьбу женщины, которая способна своей самоотверженной любовью спасти и сохранить погибающий мир. Повесть написана на основе реальных фактов. Сколько ни читаешь эту небольшую повесть, всегда переживаешь потрясение…

17.05.2018

 «Жил с любовью в душе…» 

    Александр Евгеньевич Тихомиров — художник и патриот, прославивший Амурскую область не только по всей стране, но и далеко за ее пределами.  Автор нового направления в живописи «ОКОНОПИСЬ» заслужено имеет многочисленные престижные награды не только российского, но и мирового уровня.

 По месту жизни и творчества его, несомненно, следует считать амурским, дальневосточным художником, поскольку главная «поисковая» обитель Александра Евгеньевича и его творческой семьи — Благовещенск-на-Амуре.

Совет

  Выставка память, оформленная в библиотеке— признание в любви человеку, которого уже нет с нами, но его любят друзья и семья, все те, кто окружал его при жизни, и высоко ценит его искусство.  

Источник: http://lib-kon.ru/glavnaya-12/

«Похороните меня в гимнастерке» (24.06.2008)

К столетию Виталия Александровича Закруткина

Ясным летним утром на берегу Дона Закруткин рассказывает мне о русских религиозных философах. Он задумчив и часто умолкает, рассеянно глядя в небо на кричащих чаек. Ему уже за семьдесят.  

Он похож на дореволюционного профессора, только почему-то надевшего военную гимнастёрку и оказавшегося не за кафедрой, а на речном валуне. Имена и книги, которые он называет, были тогда под строгим цензурным запретом…

Мы возвращаемся в дом, а там его уже ждут молодые шахтеры из Гуково. И я вижу нового Закруткина. Он молодеет вдруг лет на двадцать: добродушно-насмешливый твердый взгляд, грубоватая речь.

Шахтеры начали было жаловаться писателю на беспорядок в забое, но тот энергично приглашает их к столу: «Сначала завтракать и поговорим за жизнь, а производственные проблемы — потом».

Потягивая светлое домашнее вино, он чутко слушает, шутит охотно и не отличим от своих гостей — ни дать ни взять горный мастер…

Многие побывали в писательском доме в Кочетовской: литераторы и учёные, рыбаки и земледельцы, чиновники и священнослужители. Люди тянулись к нему отовсюду, и Виталий Александрович на этих встречах чудесным образом преображался…

* * *

Закруткин дружил с великим актё

   ром Николаем Мордвиновым. Рыбников и Ларионова не раз гостили в его доме. Не была ли «многоликость» писателя, о которой я говорю, актёрством?

Обратите внимание

Нет, Закруткин не играл, подлаживаясь к гостю, но он чувствовал, что о шахтёрском забое надо иначе говорить, чем о религиозной философии, и у него был редкий дар — мгновенно настроиться на волну собеседника.

Молва рисует его народным заступником: «Виталий Александрович каждого поймёт и поможет!» Поговорите с дон­скими старожилами, и вам охотно расскажут, как Закруткин вызволил из тюрьмы невинного человека, как «выбил» для кочетовского совхоза трактор, пилораму и автомашину, как уберёг от закрытия церковь в Семикаракорске и выхлопотал электричество для Бугровского и Плешаковского хуторов. В Кочетовке не было бы средней школы и асфальта на дороге, если бы не он. И т.д., и т.п.

А ведь Виталий Александрович не занимал никакой влиятельной должности и даже в КПСС не состоял. Самый высокий его пост во властных структурах был не так уж высок — депутат облсовета.

Правда, он был известным писателем, лауреатом Государственных и иных премий, но в хозяйственных делах литературные награды весят не много.

Зато с людьми, принимающими решения, он ладить умел, свободно говоря на их языке.

* * *

У 

него был жгучий интерес к тому,

    «чем люди занимаются и как оно есть на самом деле».«А иначе как человека понять?» — говорил он.

 Работу хлебороба, виноградаря и рыболова Закруткин знал на высоком профессиональном уровне.

Недаром министр рыбной промышленности СССР специальной директивой обязал своих инспекторов внимательно изучать повесть «Плавучая станица». Хотя автор её никого не намеревался учить и взглядов своих не навязывал.

Читайте также:  Почему грузия так называется?

— Литература не терпит указующего перста, — говорил Виталий Александрович. — Представь, некто поставил себе цель — быть добрым. Не выйдет! Такая добродетель называется натужной. Твердо решив быть умным, рискуешь оказаться в дураках. Когда писатель объявляет с трибуны: «Пишу для народа!» — это смешная претензия и нескромность. Надо просто честно делать своё дело…

* * *

Закруткин никогда публично не

   критиковал власть. Более того, при случае отвешивал ей все положенные в то время поклоны. Поговаривали, что когда-то его напугала тюрьма.

Действительно, в 1937 году Закруткина арестовали вместе с двумя другими донскими писателями, выпустив, правда, вскоре на волю. Это была плановая сталинская посадка с целью приструнить осмелевшую общественность.

Важно

Закруткину предъявили вздорное обвинение в «нацизме», поскольку он интересовался археологическими раскопками. Потом, сколько я знаю, никто об этом аресте писателю не напоминал…

Вообще-то напугать его было трудно, просто он считался с властью и на рожон не лез. Солженицына он, понятно, не одобрял. Не утверждаю, что в этом случае Закруткин был прав, но тут — позиция, а не трусость и не лицемерие.

«Если ты отказываешь себе в удовольствии обругать начальство даже тогда, когда оно явно ошибается, — это не значит, что ты поддакиваешь», — говаривал он. По-моему, Виталий Александрович следовал в жизни примеру Савельича из пушкинской «Капитанской дочки». Помните, старый слуга учит Гринёва: «Поцелуй барину ручку, плюнь и делай по-своему».

В своём кабинете на самом видном месте, не страшась, он поставил деревянную группу «Рыбак с сомом».

Это работа Сергея Королькова, первого и лучшего иллюстратора «Тихого Дона», того самого «отщепенца», который после войны оказался на Западе и стал видным американ­ским скульптором.

Власть, вытолкнувшую в эмиграцию талантливого художника, Виталий Александрович не критиковал, но помогал родной сестре Королькова, оставшейся в Ростове, и добивался переиздания замечательных корольковских иллюстраций…

На дружеских застольях Закруткин любил вспомнить Николая Гумилёва, удивительного поэта, расстрелянного большевиками.

Так вот, большевистский террор Виталий Александрович не клеймил, но запретные стихи наизусть читал, и не раз, партийным работникам — в том числе.

Как секретарь писательского Союза содействовал, чтобы прекрасные эти стихи были, наконец, напечатаны в большой серии «Библиотеки поэта»…

* * *

Он был романтик в творчестве и в

Совет

    жизни. В повести «Матерь человеческая» о колхознице Марии он пишет такими возвышенными словами: «Бархатистыми губами целовали ее захолодавшие на морозе щеки рыжие кони; на плечи и на голову, воркуя, слетались голуби; у ног хлопотали куры; коровы со сдержанным муканьем терлись шеей об ее бока; овцы, сгрудившись, смотрели на нее преданными глазами».

Уходя на войну, Закруткин берёт с собой не обычный дорожный блокнот, а тысячу чистых страниц, вшитых в большой кожаный переплёт «Римской истории» (книга подобрана при пожаре университетской библиотеки).

В вещмешок он кладёт вместе со сменой белья бронзовый бюст Льва Толстого и будет носить его с собой до победы. Конечно, такой человек не мог не совершить на войне романтический поступок, и он его совершил.

В жестоком бою гибнет командир батальона, военкор Закруткин решительно принимает командование на себя, ведёт бойцов в атаку, и за то сам маршал Жуков в поверженном Берлине вручит ему орден Красного Знамени. 

После войны молодого заведующего кафедрой литературы Виталия Закруткина ждало большое научное будущее, а он оставляет кафедру, институт, просторную городскую квартиру, и строит себе деревянный дом на берегу реки в отдаленной станице. Там он живёт долгие годы — в счастливой близости к земле, к Дону, к винограднику, к собакам во дворе, к ясным весенним и зимним зорям, к простым людям, которых он так любил…

До самой своей смерти Виталий За­круткин будет ходить в военной гимнастёрке. Многих это удивляло, а он объяснял, что чувствует себя «на фронте борьбы со злом».

«И когда придет мой смертный час, — напишет он в завещании, — я прошу похоронить меня в гимнастерке, с застегнутым воротом, подпоясанной ремнем, в полной форме.

И при первом сигнале тревоги я буду разить врагов, чтобы словом своим, трудом, всем, что мною было совершено при жизни, защитить и отстоять любимую мою Отчизну».

Его хоронили хрустально ясным — без малейшего облачка! — октябрьским днем. Когда тело писателя опускали в могилу, случилось чудо: на пустом осеннем небе взошла прекрасная радуга.

Обратите внимание

Потом об этой радуге с удивлением напишут в газетах. Это не выдумка, я был на похоронах и видел радугу своими глазами. 

Источник: http://www.Krestianin.ru/articles/3913.php

Очерк «Живое слово Виталия Закруткина»

Очерк

Живое слово Виталия Закруткина

Существует в наше время немалая категория людей, лишенных чувств Отечества. Это предопределяет их духовное сиротство, душевное беспамятство, творческое бесплодие. Постепенно сами того не замечая, они превращаются в Иванов, не помнящих родства, не осознавая, что предательство испокон веков считается страшным грехом. Потеряв Бога, Царя Отчизну, мыкаются блудные сыны по земле Русской.

Мне искренне жаль этих людей.

Как с ранних лет душу ребенка строят народные сказки, так и в наше страшное бездуховностью время способна и очистить, и пробудить в нас прекрасное чувство художественная литература, лейтмотивом которой является любовь к Родине. Ведь без чувства Родины, как без веры в душу, жизнь человека становится неестественной.

Произведения В.А. Закруткина проникнуты сыновней любовью к родине, донскому краю, его людям, бескрайней донской степи, тихому Дону.

А иначе и быть не могло. У Виталия Александровича есть строки, написанные им о другом писателе, чье могучее дарование наложило несомненную печать на творчество автора «Кавказских записок», «Плавучей страницы», «Сотворения мира», «Подсолнуха».

«Ему не нужно было «ходить в народ» или «собирать материалы в творческих командировках». Он сам плоть от плоти и кровь от крови народа… С детских лет он связан с казаками-земледельцами. Он от них перенял умение трудиться в поле, скакать на коне, ловить рыбу, у них научился угадывать погоду по мерцанию звезд, по росе на травах, по оттенкам солнечного заката…»

Думается, нечто подобное Виталий Закруткин мог сказать о себе. С десяти лет Виталий подобно своим сверстникам, деревенским хлопцам, начал работать в поле: пахал, бороновал, сеял.

Маленький шустрый деревенский хлопчик, он не знал в ту пору, что цепкая память бережно сохранит для него всё и щедро отдаст, едва прикоснется к сокровищам этим чуткая душа художника.

Запахи степных трав, конского пота, картины людских бед и страданий…

Не на деревенских ли похоронах он увидел крест, который затем не давал покоя его художественному воображению, пока тяжко и грузно не встал в первых строчках романа «Сотворение мира».

«Крест был готов. Он был сделан из дубового бревна, снятого с конских яслей…

Важно

В середине бревна торчало грубо выкованное, тронутое ржавчиной железное кольцо, к нему когда-то привязывали повод. Кольцо надо было снять, но у старика, который делал крест, иссякли силы.

-Нехай остаётся,- хмуро пробормотал он. Кольцо никому не мешает».

Всех этих деталей не приметишь сразу, каким бы наблюдательным ты ни был.

Читая строки, написанные писателем, можно подумать, что образы, созданные им, взяты из народной живописи: цвета локальны, всё ярко, всё поёт, поёт кругом.

Откроем роман В. Закруткина «Сотворение мира» и прочтем:

«По всей земле во всех странах с трудом и отчаянием, с верой и надеждой поднимались борцы за свободу. Они умирали в неравных боях, но их становилось всё больше…»

Голая публицистика, не правда ли? В самом деле, едва ли эти строчки произвели бы большой эффект, если б не были мощно поддержаны, подкреплены следующими:

«Так, в преддверии весны, когда пригреет солнце и сначала на взлобках степных курганов, на высотах, на гребнях борозд, а потом и в низких, в западинах, начнут таять снега – тихие, бесшумные, ещё неприметные, продвигаются наверх первые струмочки талой воды.

С каждым днём солнце греет всё больше и всё быстрее текут разрозненные ручьи.

И вот приходит час – ручьи сливаются в один могучий, неодолимый поток, рушат твердыню реки, с грохотом, шумом и звоном уносят темные, потерявшие блеск льдины к глубокому морю… »

Слышится музыка «победного движения весеннего потока, никто не может удержать под лучами солнца застарелый, ноздреватый, испещрённый трещинами лёд…»

Так строки публицистики наполнились жизнью, обрели взрывчатую энергию и сработали точно и безотказно в нужном автору направлении.

Можно долго говорить о мытарствах белоказачьего офицера Максима Селищева, одного из героев романа.

А можно, как и в первом случае, ограничиться одной символической зарисовкой.

«Так бывает поздней осенью, когда улетают к югу гусиные стаи, где0нибудь в голой, неприютной степи остаётся на колючей стерне потерявший силы, подбитый гусь.

Он ещё видит, как, отдохнув на коротком привале, трубно перекликаясь, поднимается в воздух его стая, ещё долго слышит он в сумеречной тишине её исчезающий последний зов.

Совет

Но, распростёртый на жёсткой, холодной земле, он лежит, вытянув шею, безучастный и безответный, и лишь морозный ветер шевелит изломанные перья на его неподвижных, бессильных крылах…»

Сложная гамма чувств передана мастером слова, ему на помощь приходит родная природа. Эмоциональный эффект достигнут. Но чтобы это произошло, автору самому нужно было видеть – и не один раз – как разливаются в половодье реки, как погибает в степи подраненная птица. Но этого ещё не достаточно: нужно с молоком матери впитать в себя любовь к родимой земле.

А когда придёт время, на деле доказать это.

И теперь, когда мы читаем страницы «Кавказских записей», этого поэтического документа, воспевшего подвиг людей на войне, как мы благодарны писателю, что он не воспользовался бронью.

Художник победил в нём учёного. Ведь думку быть напечатанным глубоко прятал Виталий Закруткин в своём сердце давно.

В деревне Екатериновка в какой-то заброшенной хате Виталий подобрал с пола тоненькую книжечку без обложки и титульного листа. Это оказались стихи. Чти, он тогда ещё не знал. Но стихи его просто ошеломили.

Это была искра, воспламенившая в душе подростка жажду творчества. Начал с неприкрытого подражания Есенину (это ему принадлежал растерзанный томик).

Написал более ста стихотворений, до слёз радовался, когда выходило похоже.

Поэзия – сгусток колоссальной энергии. Роман надо прочесть. А очерк? Не всегда он, честно скажем, привлекает внимание читателя. Но вспоминается фраза из очерков В.Закруткина «Слово о бессловесном»: «Приходилось ли вам видеть, как плачут вербы?»

Он видел это, человек, до боли сердечной влюбленный в родную землю, в её леса, реки, степи.

Обратите внимание

Чтобы в полную силу ощутить нежную, трепетную любовь Виталия Закруткина к природе, нужно прочитать его рассказ «Подсолнух». Я видела, как сидели и внимательно слушали дети этот рассказ, как переживали за судьбу подсолнуха, вызванного к жизни в солончаковой степи могучей силой человеческой любви.

Истинному художнику свойственны открытость миру, ощущение святости жизни и вера в чудодейственную силу слова. Он знает, что разрушению и хаосу надо противопоставить новую гармонию.

Мудрость и святоностность строк Закруткина восхищает. Этим он, бесспорно, обязан своему другу Шолохову. Это у него. У Шолохова, научился Закруткин умению чутко прислушиваться к шорохам трав, различать едва уловимые запахи цветов, любоваться саженным размахом радужных орлиных крыл и чувствовать животворящую силу земли.

Не эта ли великая любовь к земле продиктовала ему строки:

«Впереди, то сияя сквозь дым голубыми просветами, то затемняясь густыми, по-зимнему низкими тучами, приближались всё новые и новые дали, манящие, переменчивые, как наполнения радостью и горем, неумирающей надеждой и непрерывным созиданием человеческая жизнь».

«Книги Закруткина обладают притягательной силой потому, что они умно скроены и крепко сшиты. Фраза, нагруженная смыслом, окрашенная разноцветно, порой мягка, ласкова, как летняя вода, порой мелодична, пропитана лирическим чувством, и её как бы можно проверить на слух ,- писал Ю.Бондарев».

Книги Закруткина просты высокой простотой, какой обладают крупные писатели.

Читайте также:  Стиль воспитания в семье. стоит ли ребенку жить исключительно положительными эмоциями?

Снова хочется обратиться к рассказу «Подсолнух», написанному ярко, образно, хорошим языком. Семечко, случайно найденное в кармане стеганки погибшего на фронте сына, стало предметом забот Отца. Наконец оно превратилось в могучий подсолнух, и стоял он крепко, точно железный, красуясь среди солончаковой степи.

Любовно и бережно взращенная мечта была изломана проходим, кареглазым пареньком с тонкой , ребячьей шеей. Вслед за Донькой мы можем сказать, что сгубили красоту. Но рассказ заканчивается не так. «легким движением руки Отец отломил от корзинки краюху и протянул бледному от страха прохожему:

— Возьми, сынок, а это мы тебе оставим , тем, кто его растил…

Бадма стиснул руку Отца.

— Правильно. Придёт цыган — Сара –Белый месяц весны,- будем сажать твои семечки в землю…»

И в заключение дается музыкальный светлый аккорд:

«под хмурым небом, махая белыми крыльями, летели на юг лебеди. Их голоса, подобные затихающему звону дальнего колокола. Таяли вверху, обещая идущим по степи людям неминуемый приход вечно живой, прекрасной весны».

Вот так последние строчки внезапно раскрывают перед нами в этом образе дух нашего времени: для людей!

Текст, являясь формальной единицей обучения языку, становится важнейшим средством воспитания. Ведь в творчестве В.Закруткина отразились картины, образы и характеры людей, живущих на Дону, яркие исторические события, происходящие здесь.

Подбор текстов осуществлён с позиций их значимости для формирования национального самосознания, чувства гордости за свою малую Родину.

Важно

Чтение, понимание и анализ текста — образца как самого писателя, так и исследователей его творчества способствует формированию умения школьников составлять собственное связное высказывание на основе выполнения заданий, дать развёрнутый ответ на вопрос проблемного характера, справиться с рефератом на краеведческую тему.

Сегодня мы то и дело слышим, что живой язык , а не правила, должен стать первопредметом изучения в школе.

На практике положение дел пока таково, что старшеклассники не в состоянии воспринимать язык изучаемых произведений. А ведь именно в этом возрасте молодой человек более всего нуждается в овладении стихией речи, ибо он стремится выйти на передние рубежи человеческого общения, осмыслить социальные процессы и найти в них свой путь.

Нельзя не сказать о значении лингвистического анализа как стимулятора интереса к литературе. Желая привлечь внимание учащихся к литературной новинке, учитель читает отрывок из произведения.

Если текст наполнен ёмким содержанием, вряд ли он оставит равнодушным всякого, кто впервые его услышит. А значит, учителю удастся заинтересовать учащихся содержанием произведения.

Дальнейшая задача состоит в том, чтобы определить виды и формы лингвистического анализа, не разрушая интереса литературного, а напротив, усиливая его.

И тут, думается, нельзя согласиться с нарочитым делением анализа на подвиды, как это рекомендуется иногда в теории лингвистического анализа. И не обязательно строго следовать схемам анализов, изложенным в специальной литературе.

Убеждена в том, что главной целью учителя, работающего с текстами разных писателей, является ознакомление с языковым мастерством каждого.

Совет

Работа над текстами В.Закруткина и текстами исследователей его творчества является не только воспитывающим, но и развивающим средством, формирует такие качества речи как логичность, точность, ясность, уместность, целесообразность, выразительность.

«Опора на текст позволяет слить воедино процессы формирования коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций, обеспечивает органическое единство познания богатств языка и развития речи», — считает Т.И.Павлова. С этим нельзя не согласиться.

И если к уроку подбирать тексты с музыкальной лексикой, яркими звуковыми образами – это обязательно принесёт свои плоды.

Самый, пожалуй, неоспоримый признак истинного мастерства писателя – способность вызывать ощущение самородности, нерукотворности; мнится, что писатель ничего не создавал, а только извлёк из вечной жизни родного слова.

Но для этого надо быть сыном своей единственной Родины.

Только в этом случае она откроет перед собой все свои сокровенные тайны, вознаградит тебя редким даром видеть прекрасное в крохотном родничке, во взмахе птичьего крыла, в залысинах древних курганов, в трепете одинокой березки на безлюдном и пустынном поле…

Вновь мысленно листаю страницы произведений Виталия Александровича Закруткина. Его «Матерь человеческая» — одна из любимых книг в семье моих родителей.

Не потому ли, что бабушка, оставшись в войну одна с семерыми детьми (муж погиб на фронте в 1942 году) сумела сохранить семью, противостоять разрушению и горю.

Каждый вынес и выстрадал войну по-своему, но человеческие судьбы объединены неистребимой волей к жизни и прежде всего как самым естественным проявлением человека – жаждой работать, творить, быть в любых обстоятельствах Человеком.

При всем своем лаконизме рассказ «Подсолнух» убеждает нас эмоционально ничуть не слабее. Каким-то особенным, необычным, загадочным светом освещён образ старого чабана. Есть в нем что-то величественное и мудрое.

Обратите внимание

Он похож на моего Отца, выросшего и состарившегося в этой степи. Мой Отец тоже был чабаном.

За сорок лет своей работы он тоже говорил с солнцем, с пролетающими над степью журавлями, с талой водой, журчащий весной в балках.

Обобщающая сила художественных образов такова, что сюжет небольшого рассказа вырастает в величественную концепцию жизни…

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/ochierk-zhivoie-slovo-vitaliia-zakrutkina.html

Закруткин Виталий Александрович

Виталий Александрович Закруткин родился на станции Кочетковская — на – Дону, Ростовской области. Сын учителей, вырос в деревне, с детства знаком с крестьянским трудом. В 20-ые годы семейство Закруткиных оказалась на Дальнем Востоке.

В 1932 году Виталий экстерном окончил Благовещенский педагогический институт.

В архиве Новгородского учительского института в деле Виталия Закруткина сохранилось послание, датированное 1 июня 1933 года «Директору Новгородского учительского института им. Покровского».

И далее: «Если в институте с осени 1933-1934 учебного года будет иметься в наличии вакантное местоположение ассистента при кафедре литературы, прошу известить меня, не сможет ли Дирекция принять меня на работу. Часть моей семьи живет в Новгороде.

В истинный миг работаю преподавателем литературы рабфака Тихоокеанского института Дальне-Восточного края и курсов по подготовке в ВУЗ».

Отца будущего писателя к тому времени перевели в Новгород, завучем средней школы.

Новгородский учительский инcтитут, в лице его директора П.М. Кимена, сообщил Закруткину, что может дать ему ассистентскую работу на кафедре литературы. 15 июля 1933 года предстоящий ассистент уведомил дирекцию своим согласием и выслал все полагающиеся документы. В конце этого же месяца В. Закруткин с женой и сыном приехали в Новгород.

Институт дал им для жилья одну из келий бывшего Антониева монастыря. В. Закруткин был принят совместителем на кафедру литературы, в это же время он сдал экзамены в аспирантуру при педагогическом институте им. А.И. Герцена в Ленинграде. Было нелегко, но аспирант умудрился удачно сочетать учебу и работу.

В Новгородском институте он одно время был заведующим культурно-массового сектора местного комитета.

Важно

Последний протокол «Личного дела» В. Закруткина свидетельствует о том, что «Преподаватель Новгородского учительского института им. М.Н. Покровского Закруткин Виталий Александрович со снабжения при институте снят с 1 сентября 1934 года». В 1936 году В.

Закруткин защитил кандидатскую диссертацию о романтических поэмах А.С. Пушкина. В этом же году он получил направление на пост заведующего кафедрой русской литературы Ростовского педагогического института. Виталий Александрович был лично знаком с А. Серафимовичем, М. Шолоховым, А. Прокофьевым, С.

Сергеевым- Ценским и другими писателями.

В 1937 году Закруткиным были просторно организованы Дни памяти Пушкина, был выпущен его сборник исследовательских статей «Пушкин и Лермонтов».

Одной из необычных страниц разносторонней деятельности Закруткина стала публикация в 1940 году песен калмыцкого эпоса «Джангар». Незадолго до войны вышла в свет повесть «Академик Плющов».

Основной же для него по- прежнему оставалась преподавательская служба – Закруткин готовился к защите докторской диссертации о творчестве Л.Н. Толстого.

Но война круто изменила планы Закруткина. Порвав прямо в военкомате уведомление о брони для научных работников, он отправляется на фронт военным корреспондентом.

По живым впечатлениям от боев им была написана книжка фронтовых рассказов и очерков «На переднем плане» (Пятигорск, 1942 г.).

Сотрудничая с армейскими газетами, Закруткин снабжал их репортажами и очерками с окопных передовых. Войну завершил в Берлине.

Совет

По возвращении с фронта вернулся на прежнюю работу, но груз военных впечатлений заставляет обратиться к фронтовому дневнику, по материалам которого создается повесть- хроника «Кавказские записки» (1946).

В 1947 году Закруткин переезжает из Ростова в родную станицу Кочетковскую, где в 1948 году им были написаны расклад «Млечный путь» и повесть «За высоким плетнем»

Тема умелого хозяйствования на земле получила формирование в романе «Плавучая станица» (1950). Непосредственное вторжение литературного произведения в конкретную сферу народного хозяйства стала приметой времени. В 1951 году роман был удостоен Государственной премии СССР.

В 1953 году Закруткин начал к непосредственному воплощению замысла романа- эпопеи «Сотворение мира». В 1955-1956 г.г. беллетрист создает первую книгу, вторая книжка увидела свет в 1967 году, и с конца 1960-х автор работал над третьей книгой, опубликованной в 1978 году. В 1982 году Закруткин В.

А стал лауреатом Государственной премии СССР за роман «Сотворение мира».

В. Закруткин – автор рассказа «Подсолнух», повести «Матерь человеческая». До конца своих дней Виталий Александрович работал над повестью «На Золотых Песках», которая так и осталась незавершенной. Прожив всю свою писательскую существование в станице Кочетковской, Закруткин стал неотъемлемой частью этой земли.

Он не раз писал о ней («Кочетовцы», «В родном краю», «В донской степи» и др.). Почти все это время он был депутатом местного и областного советов. Стараниями Закруткина в станице была построена новая школа-десятилетка, поселковая стезя, восстановлена церковь в станице Семикаракорской. Закруткин, как и М. Шолохов воплотил своеобразный «донской» манера писательской жизни. В.А.

Закруткин был похоронен во дворе собственного дома, ставшего музеем.

В его честь назван корабль.

 

Источник: http://www.voopiik-don.ru/main/2009-06-01-10-23-39/38-2009-06-01-07-00-23/2994-2013-03-27-08-08-28

«Виталий Закруткин – славный сын Дона»

Фестиваль учительских проектов,

посвященных творчеству В.А. Закруткина.

«Виталий Закруткин – славный сын Дона»

(сценарий проведения устного журнала, посвященного творчеству ветерана Великой Отечественной войны В.А. Закруткину»

учитель русского языка и литературы

Погребняк Екатерина Вацлавовна

Сценарий внеклассного мероприятия

Цель: Пробудить интерес к личности и творчеству В.А. Закруткина

Раскрыть нравственно-эстетические ценности произведений В. А. Закруткина.

Воспитывать любовь к родному краю и его историко-литературным ценностям.

Чтец 1:

Закруткин, он ведь с искрой божьей,

Глагола русского пример.

Он жизнь свою в народе прожил.

Его душой понять сумел.

Корил невежество и чванство,

Всегда природу защищал.

Был одержим славянским братством

И нам потомкам, завещал….

И.Гресев

Ведущий 1: Здравствуйте! Только что прозвучало стихотворение об известном донском писателе В.А. Закруткине. 110-й годовщине со дня рождения нашего великого земляка мы посвящаем нашу сегодняшнюю встречу. Итак, представляем вашему вниманию устный журнал «Виталий Закруткин – славный сын Дона».

Страница 1 «Детство и юность писателя»

«Обняв брата, я думал сквозь слёзы: «Сколько же мы исходили по тебе, земля! Сколько тяжких, неусыпных трудов вложили в обработанные нами поля, сколько пролили горячего, солёного пота. Ты воздала нам за всё, земля.

Ты вскормила и вырастила нас, научила работать, открыла нам, как тайну, великую правду жизни, вложила в сердца наши доброту и жалость ко всему живому, и я никогда, никогда не забуду тебя, родная земля, и вас, перелески, холмы и овраги.

Когда-нибудь придёт такая пора, и, может, я расскажу людям о вас, как положено рассказать сыну о матери: уважительно, ласково и нежно…»

В. Закруткин

Ведущий 2: Виталий Закруткин родом из Феодосии. Родился 27 марта 1908 г. в семье народного учителя. Вырос в деревне. 10 лет прожил в украинской деревне Екатериновке. С детства любил народные песни, всегда задушевные, завораживающие напевностью, грустные и печальные. Когда В. Закруткин подрос стал душой вечерних посиделок и первым песенником.

Семья Закруткиных была большая, дружная, трудолюбивая. Виталию рано пришлось познать нелегкий крестьянский труд. В страдную пору работали от зари до зари. Вместе с братьями писатель и за плугом ходил. И хлеб косил, и коней в ночное водил… В 1925 г. Закруткин окончил семилетку.

семнадцатилетний Виталий вступил в монархическую организацию и как «самый активный монархист» получил 5 лет тюрьмы, после освобождения клеймо «врага народа» легко и скоро не смывалось. И семья стала думать о переезде на новое местожительство.

Отец стал заведовать школой, а Виталий преподавал русский язык на рабфаке. Закруткина не покидало желание получить высшее образование. В 1932 г. Ему удается экстерном сдать экзамен в Благовещенский институт.

Страница 2 «Творчество В.А. Закруткина»

«Если бы я не жил, среди людей труда, не видел их работы,

не знал их дум- не смог бы я написать свои книги»

В. Закруткин

Ведущий 3: Первые появления В. Закруткина в печати относятся к концу 20-х и 30-х годов (фельетоны, статьи в газетах). Первая книга В. Закруткина «Академик Плющов» — была издана в г. Ростове-на-Дону в 1940 г.

Через год, перед самой войной. Вышла в свет книга научных исследований и статей В.А. Закруткина «Пушкин и Лермонтов». Летом 1941 г. Виталий добровольцем ушел на фронт, в действующую армию, военным корреспондентом.

Чтец 2:

МАЙОР ЗАКРУТКИН

В гимнастерке, выжженной в походах,

В кирзовых тяжелых сапогах

Шел корреспондент четыре года,

Жизни не щадя, откинув страх.

Меж боями. На ночных привалах

Доставал заветную тетрадь-

Шаг за шагом помечал, бывало,

Как рвалась к победе наша рать.

Защищал кавказские предгорья,

Гнал врага до западных границ.

Ликовало сердце, словно море.

Ликовало! – Драпал подлый фриц.

А в Берлине в штурмовой атаке

Журналист возглавил батальон.

За победу в этой дерзкой драке

Орденом достойно награжден.

Сколько чувств душой своей измерил,

Сколько дум и жизней пережил…

Тяжелы немыслимо потери,

Но тверды Победы рубежи

Ведущий 3: Ежедневно писатель исписывал листки блокнота своими заметками после боев, заносил имена, фамилии солдат, офицеров, совершавших повседневные подвиги. Появились заметки, репортажи, очерки, рассказы. Были написаны книги «Коричневая чума», «Сила», фронтовые рассказы, очерки.

В 1942 году были изданы два сборника его фронтовых рассказов – «На переднем крае» (Пятигорск) и «Сила» (Ростов). В следующем году в Ростове вышла повесть о разведчиках – «Человек со шрамом».

Первые послевоенные произведения писателя – роман «У моря Азовского» и документальная книга о войне – «Кавказские записки». В 1948 году вышла в свет его повесть «За высоким плетнем», 1950 – роман «Плавучая станица».

Роман, посвящен проблеме сохранения рыбных запасов наших рек. Наиболее впечатляющим из последних произведений В.Закруткина на тему «человек на войне» явилась повесть «Матерь Человеческая». В.А.

Закруткин – автор сценариев художественных фильмов «Без вести пропавший», «Млечный путь», «Подсолнух». В 1977-1980 годах в Ростовском издательстве вышло собрание сочинений писателя в четырех томах.

Ведущий 4: Самое лучшее произведение В.А. Закруткина на тему Великой Отечественной войны – повесть «Матерь Человеческая» — удостоилась Государственной премии, сразу завоевала сердца читателей.

Важно

В степной хутор ворвались гитлеровцы-каратели. На глазах Марии они повесили ее мужа Ивана, сына Васятку, сожгли все дома, а оставшихся в живых людей угнали в рабство… с детства, не веря в Бога, Мария запросила у него смерти, но жизнь властно позвала ее. Под сердцем бился живой комочек – будущий сын, к ней доверчиво тянулось все живое, что осталось на истерзанной войною земле.

Однажды она увидела четырех коров, которые напугали ее, подбежав к ней. И она поняла, что случилось с несчастными животными – долго недоенные, они устремились за помощью к первому встречному человеку. Война почти не заглядывала в сожженный хутор, немцы считали, что там ничего и никого нет. Однажды, стирая на речонке белье, Мария заметила издали двух вооруженных всадников.

«Это они, немцы», — решила она и спряталась. Но то были разведчики-партизаны, вернувшись, они доложили командиру, что ни хутора, ни людей поблизости нет. И партизаны решили больше не посещать хутор. Мария поочередно находит и пытается выходить мальчишку-немца Вернера Брахта и молоденького политрука Славу. Обоих их похоронила и оплакала Мария, как мать.

«Короткая их жизнь была зло прервана войной», — читаем мы у Закруткина. А между тем на месте сожженного хутора, в глухой степи, усеянной трупами, изрезанной окопами, опаленной войной, продолжается жизнь. Детальное описание черной, тяжелой работы не самоцель – оно подчинено раскрытию мира души Марии. Она верит, что придут свои люди.

И вот Мария находит в степи детей: эшелон их во время эвакуации из Ленинграда попал под бомбежку, из семнадцати мальчиков и девочек, убежавших в поле, остались в живых семеро. После долгих блужданий они встретились с Марией, и она стала им матерью, а потом у нее родился сын. Мария уже не одна: рядом дети, сын.

А вот и яблоня зацвела: «Ни смерть, ни огонь, ни раны изуродованной войной земли не могли остановить жизнь». Вот и за первой весенней грозой в помолодевшей многострадальной донской степи появляются разведчики гвардейского кавалерийского полка, вышедшего в тыл к немцам. Так кончилась для Марии эта своеобразная военная робинзонада. Разведчики доложили командиру полка об увиденном.

И командир полка, пожилой майор, подъехал к Марии, слез с коня и, прихрамывая, подошел к ней, «пристально посмотрел ей в глаза, снял фуражку и, марая жидкой грязью полы щегольского плаща, опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к ее безвольно опущенной маленькой руке…» Так две основные линии в творчестве Закруткина – отображение психологии сельского труженика и героизма русского человека на войне – слились воедино в повести «Матерь Человеческая». В этом произведении образ селянки вырастает до символа Матери человеческой, становится сопоставимым с образом Божьей Матери.

Страница 3 «Станица Кочетовская»

«Закончилась война. Я вернулся в город Ростов, откуда ушел на фронт, — вспоминал писатель впоследствии в своей книге «О неувядаемом». – Вернулся в звании майора, награжденный боевыми орденами, в потертой шинели, с неизменной полевой сумкой, в которой лежали мои фронтовые записки. Больше ничего у меня не было. Жизнь надо было начинать сначала»…

В.А. Закруткин

Ведущий 5: С 1947 года Виталий Закруткин навсегда поселился среди донских казаков в ст. Кочетовской Семикаракорского района Ростовской области. Полвека прожил он на донской земле: 10 лет в г. Ростове и 40 лет в станице Кочетовской.

Мечта Виталия Александровича исполнилась: выросший на земле, он снова вернулся к полям, к лугам, к лесам, мог распределять рабочие часы по своему усмотрению – вставать на рассвете, бродить по берегу реки, садиться за письменный стол, отдыхать на охоте и рыбной ловлей.

Первое, что увидел Закруткин в Кочетовской, — это церковь, она его поразила: 1824 года постройки, с колоннами, сохранившаяся в своей первозданной красоте.

В самой станице сразу понимаешь, почему последние сорок лет своей жизни писатель прожил именно здесь – вдали от городского шума и суеты. Станица Кочетовская, в которой жил и работал известный русский писатель Виталий Александрович Закруткин, стоит на острове, окруженном тремя реками – Доном, Северским Донцом и Сухим Донцом.

Окна дома смотрят на гладь донской воды.

Совет

Вокруг дома – плодоносящий сад… Трудясь в саду, в борозде, под дождями и грозами, при ослепительном сиянии палящего солнца, когда он косил траву на сено, рыхлил мотыгой кукурузу и складывал в копны пшеницу – в этом первозданном познании природы он все примечал, вбирал в себя, духовно обогащался на всю жизнь.

Разноголосье петухов, лай собак и щебетание птиц… Воздух пьянит и настраивает на романтический лад…

Здесь он при свете керосиновой лампы писал первые очерки о кочетовцах, повесть о суровой правде послевоенной жизни, повесть о людях земли, о поисках счастья и радости, готовил к печати свои фронтовые записки и рассказы.

(Звучит песня «Кочетовский берег»)

Ведущий 6: Станица Кочетовская стала для писателя домом, его пристанищем, его любовью, его неустанной заботой.

Как депутат Ростовского областного Совета депутатов трудящихся помог обустроить виноградный совхоз, с его помощью появились асфальтированные дороги, хлебопекарня, новая средняя школа, оборудована пристань для теплоходов. Помог в строительстве клуба, опекал библиотеку.

Поднял вопрос о реконструкции храма, о строительстве моста через реку Плёску. Донские казаки приняли Виталия Закруткина в свой круг, признали атаманом. Одарили казачьей буркой и настоящей старинной шашкой.

Ведущий 7: Это был очень честный человек трудной судьбы. Но судьба его не сломала. Он выстоял. Этому у него нужно учиться. При всем этом он безумно любил свою страну, ее природу, этот край, дом, лес, в который он ходил охотиться. Все это было очень близко его сердцу. Молодым необходимо учиться такой любви к своей земле.

«Хоронили В. Закруткина необычайно ясным, теплым октябрьским днем. Оранжево пылали клены и тополя, посаженные школьниками по его настоянию вдоль асфальтированной дороги, построенной благодаря ему, по которой теперь двигалась траурная процессия.

Его, как настоящего солдата, хоронили с воинскими почестями…» Похоронен был Виталий Закруткин, согласно завещанию, во дворе своей усадьбы в старинной станице Кочетовской, на берегу Дона, где он прожил большую часть своей послевоенной жизни.

«Уходят годы, поседела моя голова, и я уже снят с воинского учёта. Но я остаюсь в строю. И когда придёт мой смертный час, я прошу похоронить меня в гимнастёрке, с застёгнутым воротом, подпоясанной ремнём, в полной форме.

И при первом сигнале тревоги я буду разить врагов, чтобы словом своим, трудом, всем, что мною было совершено при жизни, защитить и отстоять любимую мою Отчизну и мир на земле». В. Закруткин.

Страница 4 «Память»

«Кочетовской станицы майдан-

Гармониста рубаха красна.

Этот день нам недаром дан,

Здесь «Закруткинская весна».

Вспоминали добром казаки

Земляков, кто здесь жил, творил.

В даль смотрели из-под руки-

Там орелик степной парил…»

В.А. Макаренко

Ведущий 7: Благодарные земляки чтят память В.А. Закруткина. В станице Кочетовской открыт мемориальный Дом-музей. В доме В. Закруткина сохранилось всё так, как было при жизни писателя.

На письменном столе – талисман: бюст Л.Н.

Толстого, прошедший с писателем дорогами войны; любимая трубка; трофейная немецкая печатная машинка, легендарная кожаная книга-блокнот с фронтовыми заметками, которая и сегодня будто пахнет порохом…

Обратите внимание

В доме — богатейшая библиотека. Всюду: на шкафах, под потолком — чучела птиц, собранные хозяином в то время, когда казаки станицы Кочетовской выбрасывали их, стремясь обустроить жилища по-современному.

Здесь находятся могилы писателя и его жены Натальи Васильевны.

Сюда приходят люди, чтобы посетить музей, почтить память выдающегося писателя, Человека с большой буквы.

До последнего времени сюда приходили его фронтовые товарищи.

В память о писателе назван теплоход. Улицы донских городов носят его имя. Ежегодно 27 марта в ст. Кочетовской в доме-музее В. Закруткина отмечают день рождения любимого писателя. Застывают в почетном карауле юные «закрутинцы».

Здесь слышны казачьи песни, раздаются из гостевой комнаты звуки фортепиано, дымится в беседке большой самовар; все приветливы, гостеприимны. Рассказы о писателе проникнуты душевностью, любовью.

Чтец 3:

Закруткина слава сродни суховею,

Сродни кочетовской казачьей земле.

Дон-батюшка ластится к дому-музею.

Он принят в писательской дружной семье.

Хозяина знал с «Сотворения мира»,

Своею водою «Подсолнух» поил.

И мог тихий Дон для рыбачьего пира

Подбросить рыбину ко дню именин.

Уют и покой излучает беседка,

Но в бронзе любимый писатель застыл.

А солнце в станице гуляет нередко

И греет усадьбы писательской тыл.

На полочке в доме пристоились книги.

Закруткин и Шолохов рядом стоят —

Казаки из высшей писательской лиги.

Здесь матерь Марию станичники чтят.

Великий писатель Российского края

Армейской закалки и крымских кровей.

Закруткина Донщина помнит родная.

И нет ничего этой чести сильней.

Собрата нашел он в шахтерской столице.

Писателя любят здесь, помнят и чтут.

Виталий Закруткин живет на странице

И ждет, когда школьники книгу прочтут.

Ведущий 7: Для писателя нет лучшей памяти, чтобы после него жили его дела, его книги, героями которых были его земляки. Человек жив, пока жива память о нем!

Источник: https://multiurok.ru/files/vitalii-zakrutkin-slavnyi-syn-dona.html

Ссылка на основную публикацию