Почему александра башлачева считают лучшим поэтом отечественной рок-музыки?

15 цитат Александра Башлачёва — Роккульт

Александр Башлачёв прожил недолгую жизнь и написал всего лишь около 60 песен. На коллег-музыкантов и тех немногих слушателей, перед которыми выступал, в основном, на квартирниках, он производил колоссальное впечатление.

Прежде всего – текстами песен, прочно соединившими рок с русской поэтической традицией, и экспрессией, с которой эти песни исполнялись. Своё видение мира и творчества музыкант раскрывал в немногочисленных интервью (их было всего 6).

Однако там можно найти множество ёмких и афористичных цитат, в чём вы сейчас убедитесь.

  1. Я – человек поющий. Есть человек поющий, рисующий, есть летающий, есть плавающий. Вот я – поющий, с гитарой.

  2. Каждый человек – удивительная личность сам по себе, если он попытается в этом разобраться, понять своё место и поставить себя на место. Вложить свою душу в то, что он делает, а не чужую! Не заниматься донорством в искусстве! Это, по сути дела, — пить чужую кровь, пытаться её пустить по своим жилам. Ничего хорошего из этого, как правило, не выходит.

  3. Каждую песню надо оправдать жизнью. Если ты поёшь о своём отношении к любви, так ты люби, ты не ври. Если поёшь о своём отношении к обществу, ты так и живи. А всё остальное – это просто спекуляция.

  4. Хороша любая проповедь, но лишь тогда, когда она – исповедь.

  5. Люди не задают себе вопроса: «Зачем?». Люди задают себе вопрос: «Как?» Как угодно! В каких угодно формах! Они постоянно уходят от вопроса «зачем?».

  6. Я на самом деле не музыкант, я просто пишу стихи и пытаюсь это дело петь. Я, скорее, действительно человек, который просто поёт… то, что считает важным и необходимым.

  7. Честная простота-пустота вряд ли лучше воровства эпигонов.

  8. Нельзя оправдывать слабость текстов, слабость идеи, её полнейшее отсутствие, полный бред нельзя оправдывать тем, что это якобы – «рок-поэзия», «рок-культура» и вы в этом ничего не понимаете, это совершенно новое явление. Ничего подобного!

  9. Вот есть Ленинград, Москва, и существует Третья столица – это вся Россия. Это – самая великая столица.

  10. Самая страшная потеря – это потеря любви: к миру, к себе, к людям, к жизни.

  11. Почему, например, я, русский человек, терпеть не могу славянофилов? Потому что любое такое «фильство» предполагает какую-то фобию. А я не в состоянии мириться ни с какой фобией.

  12. Я на уровне синтаксиса как-то уже перестал мыслить, я мыслю (если это можно так назвать) на уровне морфологии: корней, суффиксов, приставок. Всё происходит от корня.

  13. Это только кажется, что существует контекст слов, на самом деле речь идёт о контексте корней… Возьми хотя бы название города – Питер. В моей голове оно читается Пиитер. Постоянно. Помнишь: «Пиитер, я – поэт…» Но это слово для меня связано не с пиететом, а с корнем «пить». Это гораздо проще.

  14. Музыка – это работа души, стихи – это работа души, и жизнь – это работа души. Надо просто это всегда понимать.

  15. Самое главное, когда человек скажет: «Ты спел, и мне хочется жить», — мне после этого тоже хочется жить. А вот когда человек говорит: «Мне не хочется жить», — я бессилен.

Источник: http://rockcult.ru/po/aleksandr-bashlachev-15-quotes/

Александр Башлачёв — все об исполнителе

Башлачёв Александр Николаевич (род. 27 мая 1960, Череповец – умер 17 февраля 1988, Ленинград) – российский поэт, автор песен и исполнитель.

Член Ленинградского рок-клуба, признанная легенда русского рока. В музыкальной среде также известен как СашБаш.

За свою недолгую жизнь Александр написал чуть более сотни стихотворений, причём свои самые известные произведения создал в течение двух лет.

Александр Башлачев – биография

Будущий поэт родился в городе Череповец в семье начальника участка теплосилового цеха Николая Алексеевич Башлачёва и преподавателя химии Нелли Николаевны. Александр не был единственным ребёнком в семье – его младшая сестра Елена родилась в 1968 году.

Склонность к творчеству у мальчика обнаружилась в раннем возрасте – как говорил сам Александр на творческом вечере газеты «Рокси», своё первое стихотворение он написал когда ему было три года.

На том же выступлении он прочёл одно из его четверостиший, заметив, что тогда он не знал значения всех слов, но чётко осознавал понятие рифма:

Обратите внимание

Как вспоминала Нелли Николаевна, Александр довольно быстро научился читать, причём никто его этому не учил. В дошкольном возрасте он мог бегло читать «взрослые газетные» тексты и был хорошо развит.

Уже в школе у Башлачёва проявилась склонность к гуманитарным предметам и особенно к литературе.

Тогда же он начал проявлять интерес к музыке, самостоятельно научившись играть на пианино и отказавшись от дальнейшей учёбы в музыкальном классе, считая, что «обязаловка» убивает в людях стремление к цели и самосовершенствованию.

Среднюю школу Александр закончил в 1977 году. Мама поэта надеялась, что он поступит в технический институт или университет, однако сам Башлачёв тяготел к гуманитарным наукам.

По окончании школы он отправился в Ленинград поступать на факультет журналистики и блестяще прошёл первый экзаменационный тур.

Но препятствием для поступления послужило отсутствие публикаций, из-за чего Саша был вынужден вернуться в Череповец, где устроился работать художником на металлургический комбинат. В Ленинграде СашБаш знакомится со своим земляком Леонидом Парфёновым, впоследствии ставшим известным журналистом.

Параллельно работе Башлачёв поступает в школу юного журналиста, работавшую при череповецкой газете «Коммунист». Там он делает ряд публикаций, которые позже помогут ему осуществить задуманное и стать студентом, осваивающим интересующую специальность.

В апреле 1978 года Александр увольняется с завода, а летом поступает на факультет журналистики в Уральский государственный университет Свердловска (Екатеринбург), который заканчивает в 1983 году.

После этого он возвращается в Череповец, где становится штатным корреспондентом «Коммуниста», в котором пишет на разные темы, в том числе и о музыке. В газете он работает до 1984 года.

Александр Башлачёв – творчество

Первые литературные произведения Александр начал сочинять в школьные годы. В 1974 году вместе со своим приятелем Максимом Пермяковым Башлачёв пишет роман «Агент 0013, или Супермен в СССР», который пользовался большим успехом среди однокашников будущего рок-барда. К слову, высокую оценку получали и его программные сочинения, которые всегда попадали в число лучших.

Первые известные поэтические произведения Александр написал в старших классах. Поначалу это были юмористические зарисовки, которые зачитывались на школьных мероприятиях или в дружеской среде.

Важно

Известно также, что будучи учеником девятого класса СашБаш написал политическое стихотворение, к сожалению, не сохранившееся, в котором между собой вели беседу поэт Владимир Маяковский и руководитель СССР Леонид Ильич Брежнев.

В 1979 году по предложению Ирины Корниенко, учившейся в том же Уральском государственном университете, только на курс старше, Башлачёв принимает участие в сочинении романа в письмах, некоторые из которых сохранились.

Участие в «Рок-сентябре»

В 1979 году Александр Башлачёв знакомится с музыкантами череповецкой группы «Рок-сентябрь», для которой начинает писать тексты песен. Коллектив активно выступал на дискотеках и имел большой успех.

В том же году группа принимает участие в смотре-конкурсе самодеятельных групп, проходившем в Вологде, где исполняет песню на стихи Башлачёва «Нет войне!», а осенью выступает на череповецком фестивале «Красная роза», где также исполняет несколько песен авторства Александра.

Благодаря участию в «Рок-сентябре» СашБаш открывает для себя мир современной русской рок-музыки. В 1980 году коллектив принимает участие в конкурсе «Золотой камертон», где также выступает Юрий Шевчук со своим «ДДТ».

Вскоре музыканты начинают сотрудничать, а Юрий и Александр становятся приятелями.

В 1983 году Шевчук вместе с «Рок-сентябрём» записывает альбом «Компромисс», а в свободное от записи время часто общается с Башлачёвым, обсуждая творческие вопросы, музыку и литературу.

В 1984 году группа «Рок-сентябрь» фактически прекращает своё существование. Лидер коллектива Вячеслав Кобрин знакомится с лидером таллинской группы Magnetic Band Гуннаром Грапсом, который предлагает ему стать гитаристом коллектива. Кобрин переезжает в Таллин, где и живёт по сей день. Благодаря этим переменам Башлачёв принимает решение заняться сольным творчеством.

Башлачёв – сольное творчество

Весной 1984 года СашБаш отправляется в Ленинград, где посещает рок-клубовский фестиваль. Тогда же он покупает свою первую гитару, которую осваивает самостоятельно. В том же году он сочиняет свои самые известные песни, в числе которых «Время колокольчиков», «Чёрные дыры», «Подвиг разведчика», «Осень» и многие другие. Начинается период квартирных концертов Башлачёва.

Сначала Александр пел песни для своих друзей. Он делал это охотно, а для пущего эффекта надевал на руку браслет с колокольчиками, перезвон которых можно услышать на большинстве сохранившихся записей.

В сентябре 1984 году дома у Леонида Парфёнова Башлачёв играет свои песни Артемию Троицкому, который приходит в неописуемый восторг и предлагает автору срочно ехать покорять столицу.

Совет

В конечном итоге СашБаш перебирается в Ленинград, где проживает у своей фиктивной супруги Евгении Каменецкой.

Пик творческого расцвета музыканта пришёлся на 1985 год. Александр даёт множество концертов, делает несколько полупрофессиональных записей. В этот же период многие выступления СашБаша фиксируются на плёнку и впоследствии будут выпущены официально на компакт-дисках.

Александр знакомится с ведущими отечественными рок-музыкантами, в том числе с Константином Кинчевым, Виктором Цоем, Петром Мамоновым, Борисом Гребенщиковым, а также принимает участие в фестивалях рок-клуба, членом которого он становится в 1987 году.

В отличие от других участников клуба, он был принят в него без предварительного прослушивания.

В 1986 году сделаны самые известные записи Башлачёва. В январе его песни записывает Александр Агеев на своей домашней студии. Эта фонограмма становится самой известной.

В полной версии она издаётся под названием «Лихо» на двух компакт-дисках (уже после смерти автора), а её фрагменты используются для формирования различных сборников, в том числе изданных на виниле «Время Колокольчиков» и «Всё Будет Хорошо».

Весной того же года Александр Башлачёв записывает альбом «Вечный Пост». Запись проходит на студии группы «Звуки Му», располагавшейся в то время на даче Александра Липницкого на Николиной горе.

Александру ассистирует звукорежиссёр Вячеслав Егоров, работавший в то время с группой «Аквариум». Но результат автора не устраивает и он уничтожает запись.

Впоследствии для официальных изданий будет использоваться копия, которую СашБаш подарил Александру Липницкому.

На протяжении 1987 года Башлачёв даёт немногочисленные квартирные концерты, а также выступает на 5-ом фестивале Ленинградского рок-клуба. Это выступление снимали на видео и в 2015 году запись выпустили на DVD. Новых песен рок-бард не пишет, 1987 годом датированы лишь некоторые четверостишия.

Последняя песня – «Вишня» – им была написана весной 1986 года.

Александр пребывает в депрессии и в поисках выхода из неё некоторое время живёт на даче у Ирины Линник (Комаровская сестричка, в среде рок-музыкантов её также называли ведьмой), которую впоследствии пытался убить лидер группы «Ноль» Фёдор Чистяков.

Обратите внимание

Летом Башлачёв получает приглашение принять участие в документальном фильме Петра Солдатенкова «Барды покидают дворы, или Игра с неизвестным».

Александр принимает приглашение и даже записывает для этой картины в студии Ленинградского Дома Радио несколько песен. Но в последний момент, уже находясь на съёмочной площадке в Киеве, он отказывается от участия в фильме.

Несколькими месяцами ранее он точно также отказался от участия в фильме Алексея Учителя «Рок».

К началу 1988 года состояние депрессии Башлачёва усиливается. Он практически не играет концертов, а на немногочисленных выступлениях выглядит усталым.

29 января дома у Марины Тимашевой состоялся последний из записанных на плёнку квартирный концерт СашБаша, впоследствии изданный в седьмом томе антологии от издательства «Отделение Выход».

После Александр сыграл ещё несколько квартирников, на которых исполнял и песню «Архипелаг гуляк», но, к сожалению, их записи не сохранились.

Читайте также:  Почему мы так говорим? о происхождении слова «юбилей»

Зимой 1988 года поэт соглашается принять участие в съёмках фильма «Город» режиссёра Александра Бурцева по сценарию художников-митьков Виктора Тихомирова и Дмитрия Шагина.

Сцену с участием Башлачёва должны снимать 17 февраля 1988 года. Утром участники картины собрались, оператор сделал несколько планов, посадив вместо героя похожего паренька и снял эмоции зрителей.

Но вместо СашБаша на площадку пришла Марьяна Цой и сообщила о его гибели.

Смерть Александра Башлачёва

Александр Башлачёв погиб утром 17 февраля 1988 года, выбросившись из окна квартиры своей фиктивной жены Евгении Каменецкой.

Как она рассказывала в фильме «Смертельный полёт», накануне поэт пребывал в расстроенных чувствах и хотел разговаривать с собравшимися, но из-за сильной усталости они не были готовы пойти ему навстречу.

Утром Евгению разбудил звонок в дверь. На пороге стоял милиционер, который и сообщил о произошедшей трагедии.

Важно

Организацией похорон занималась Марьяна Цой. Похороны Башлачёва прошли 23 февраля 1988 года. Траурную церемонию снимала на плёнку группа Алексея Учителя. Позже эти страшные кадры были опубликованы в качестве бонуса на DVD-издании фильма «Рок».

На гроб музыканта положили гитару. Башлачёв похоронен на Ковалёвском кладбище Санкт-Петербурга, квартал №3, участок №3. Рядом с могилой поэта стоит дерево, которое поклонники украсили колокольчиками, звон которых в ветреную погоду служит ориентиром.

6 июня 2005 года Александра Башлачёва заочно отпели по благословению митрополита Петербургского и Ладожского Владимира. Разрешение на отпевание и благословение получил основатель группы «Алиса» Святослав Задерий.

Личная жизнь Александра Башлачёва

В 1985 году Александр фиктивно женился на Евгении Каменецкой. Заключение брака было вызвано необходимостью получения Башлачёвым ленинградской прописки. По стечению обстоятельств, именно из окна Евгении СашБаш выпал утром 17 февраля.

В конце сентября же 1985 года у Александра родился сын Иван. Имя матери – Татьяна Авасьева. Младенец появился на свет неизлечимо больным и вскоре умер. Ему посвящена баллада «Ванюша». Не исключено, что именно в этот момент произошёл надлом, вызвавший у поэта депрессию, которая в конечном итоге и привела к трагической развязке.

11 мая 1986 года Башлачёва знакомится с Анастасией Рахлиной, которая становится его последней возлюбленной. Сама она считает их встречу не «знакомством», а «узнаванием». К тому времени Анастасия уже слышала Сашины песни, но попасть не его концерт ей не удавалось.

Сама она описывает их встречу как случайную: Настя была в гостях у своей подруги Ольги, которой позвонил режиссёр Борис Юхананов, сообщивший, что находится поблизости вместе с приятелем и им нечего делать.

Приятелем оказался СашБаш, с которым после этой встречи Настя уже не расставалась.

Осенью 1988 года, уже после смерти Александра, Анастасия родила сына Егора. Сегодня он является прямым наследником Башлачёва и обладателем прав на его произведения. 18 февраля 1998 года Настя с Егором приняли участие в программе Дмитрия Диброва «Антропология».

Документальные фильмы о Башлачёве

На сегодняшний день снято два документальных фильма об Александре. Первый называется «Смертельный полёт». Его премьера состоялась на телеканале «Россия» в 2005 году.

Годом позже свой фильм о Башлачёве снимает Александр Липницкий. Эта документальная картина входит в цикл «Еловая субмарина», а её премьера состоялась на телеканале «Ностальгия». Кроме того, об Александре была снята телепередача из цикла «Как уходили кумиры».

  • Фильм «Смертельный полёт»
  • Фильм «Вечный пост»

Книги Александра Башлачёва

К сожалению, при жизни Александра не было выпущено ни одной книги его стихов. Издания стали появляться спустя много лет после его смерти. В 2010 году впервые была издана биография поэта и музыканта, которую составил Лев Наумов. Впоследствии книга была дополнена новыми материалами и переиздана.

Песни-посвящения Александру Башлачёву

Многие известные рок-музыканты посвящали СашБашу песни, а некоторые из них – целые альбомы. Например, культовый альбом «Шабаш» группы «Алиса» – это дань памяти Башлачёву, а само название пластинки происходит из словосочетания Саша Башлачёв (взяты последние две буквы имени и первые три фамилии). Ниже публикуем список известных посвящений Александру.

  • «Вымыты дождём», Дмитрий Ревякин (альбом «Вольница», группа «Калинов Мост»)
  • «Засыпаем с чистыми лицами…», Яна Дягилева
  • «Казак», Дмитрий Ревякин (альбом «Руда», группа «Калинов Мост»)
  • «Предчувствие гражданской войны», Юрий Шевчук (альбом «Пластун», группа «ДДТ»)
  • «Вершки и корешки», Егор Летов (альбом «Русское Поле Экспериментов», группа «Гражданская Оборона»)
  • «Крестом и нулём», Яна Дягилева (альбом «Ангедония»)
  • «Солнце за нас», Константин Кинчев (альбом «Шестой Лесничий», группа «Алиса»)
  • «Поплачь о нём», Владимир Шахрин (альбом «Небеда», группа «Чайф»)
  • «Свобода», Егор Летов (альбом «Сто Лет Одиночества»)
  • «Дороги», Юрий Шевчук (альбом «Пластун»)
  • «Предпоследняя политика», Сергей «Чиж» Чиграков (CD «Чиж и Разные Люди»)
  • «Шабаш», Константин Кинчев (альбом «Шабаш», группа «Алиса»)
  • «Пусть сегодня никто не умрёт», Александр Чернецкий (альбом «Разные Люди»)
  • «Выпадая из окна», Константин Арбенин
  • «В среду днём», Александр Градский (альбом «Фрукты с кладбища»)
  • «Театр Санкт-Питер’Брук», Алекс Поляков
  • «Контрабандист», Константин Арбенин (группа «Зимовье зверей»)
  • «Про дома», Ермен Ержанов (альбом «За измену Родине», группа «Адаптация»)
  • «Крик», Константин Кинчев (альбом «Ъ», группа «Алиса»)
  • «Летела жизнь», Александр Васильев (альбом «Обман Зрения», группа «Сплин»)
  • «Прощание», Сергей Калугин (группа «Оргия Праведников»)
  • «Вороны», Эдуард Старков (группа «Химера»)
  • «Разведчик», Святослав Задерий (группа «НАТЕ!»)

Кроме того, в 2010 году группа «Калинов Мост» записала альбом-трибьют «Серебро и Слёзы», в записи которого приняли участие ведущие российские рок-музыканты. В 2014 году эту работу выпустила на CD компания Navigator records.

Дополнительные материалы

Источник: https://reproduktor.net/aleksandr-bashlachev/

Статьи о творчестве Александра Башлачева

Александр Башлачев безупречен и элитарен. Его называют поэтом для поэтов и рок-бардом, широко известным в узком кругу.

Даже многие меломаны со стажем, начинавшие вникать в русский рок в конце 80-х — начале 90-х и не утратившие интерес к этому явлению до сих пор, поначалу нередко обламывали о его песни зубы — и лишь лет через 10-15 начинали по-настоящему в них вникать.

Да чего там говорить, когда такой горячий поклонник Башлачева, как Егор Летов в интервью Максиму Семеляку признавался, что по-настоящему ему нравится одна-единственная песня — «Хозяйка».

Совет

Книга замечательного севастопольского филолога Александры Ярко делает для нас башлачевское наследие ближе, понятнее и, главное, роднее. Сфера интересов ученого — Чехов, Трифонов, Бродский, Высоцкий, русский рок.

В 2008-м она в столице роковедения Твери защитила кандидатскую диссертацию «Вариативность рок-поэзии (на материале поэзии Александра Башлачева)».

Естественно, исследовательница опубликовала в разных специализированных изданиях множество статей о Башлачеве, которые теперь решила собрать под одной обложкой.

О вариативности в книге будет сказано немало, но сначала автор разъясняет читателям базовые вещи, без которых лезть в исследовательские дебри бесполезно.

Сначала идет статья о главном башлачевском символе — колокольчиках, воплощавших душу поэта.

При этом Ярко не ограничивается сугубо текстуальными источниками и прослеживает, как колокольчики функционировали у Башлачева вне текста — и это, пожалуй, самый интересный момент статьи.

От колокольчиков автор закономерно переходит к России и СССР в творчестве Башлачева. Россия нередко актуализировалась у поэта через те же колокольчики и являлась неотъемлемой частью его лирического героя.

Что до отношения к Советскому Союзу, то, как показывает автор, Башлачев никогда не был диссидентом в привычном смысле этого слова, а в своих остросоциальных песнях («Петербургская свадьба», «Абсолютный вахтер» и т.

п) он разоблачал не столько советскую систему, сколько тоталитаризм как таковой.

Несмотря на то, что период творческой активности занял у Башлачева всего несколько лет, он постоянно эволюционировал как поэт. Этот процесс Ярко скрупулезно исследует с помощью той самой вариативности.

Обратите внимание

Сличая несколько концертных версий исполнения песен «Слет-симпозиум» и «Подвиг разведчика», она прослеживает этапы работы над текстами, а также процесс нарастания в них драматургических тенденций. Статья отличается математической точностью.

Лишь один момент смущает в ней: отчего-то в строчке «И видеть сны… И мирно зеленеть среди зимы» не зафиксирована ее явная соотнесенность с песней «Любимый город» из репертуара Марка Бернеса.

Если говорить о прочих недостатках книги, то выявлено несколько опечаток (одна из них довольно смешная — название одной из известных песен Кинчева пропечатано как «Все в наших рЕках»). На этом минусы издания, пожалуй, заканчиваются.

Зато в статье «Вариативность субъектно-объектных отношений в песне Александра Башлачева «Мы льем свое больное семя…» в контексте русской рок-поэзии 1980-х гг.» Александра Ярко сделала настоящее открытие.

Оказывается, из анализа соотношений «мы» и «они» в песнях Виктора Цоя, Константина Кинчева, Бориса Гребенщикова и Андрея Макаревича можно сделать вывод об их истинной оценке официальной культуры. Если у первых двух антитеза была контрастной и непримиримой, то «мы» вторых менее четко разграничено с «они».

Соответственно, Кинчев и Цой тяготеют к контркультуре, а Макаревич и БГ — к субкультуре. Большую научную ценность представляет и финальная статья, где автор подступается к такой неисследованной и неисчерпаемой проблеме, как Башлачев и театр.

Книга выпущена издательством Bull Terier Records, которое вообще-то до этого специализировалось исключительно на красивых и раритетных аудиорелизах сибирского панка и прочего музыкального андеграунда. Первый бумажный «блин», безусловно, удался.

«Статьи о творчестве Александра Башлачева» выпущены без изысков, но здесь есть все необходимое, включая ссылки на источники первых публикаций этих работ. Между прочим, часть статей публикуется в книге впервые, что автоматически повышает ее статус.

Источник: http://www.km.ru/books/stati-o-tvorchestve-aleksandra-bashlacheva

Захар Прилепин: «Башлачёва трудно слушать тем, у кого в душе непорядок»

Захар Прилепин, один из самых успешных современных русских писателей, в преддверии фестиваля «Время колокольчиков» рассказал корреспонденту cherinfo.ru о том, что, слушая Башлачёва, он слышит подлинную Древнюю Русь и проникается благостью. «Башлачёв повлиял на всех русских людей, даже на тех, кто о нем не слышал», — убежден писатель.

— Когда вы впервые познакомились со стихами Александра Башлачёва?

— Это произошло практически сразу после его трагической смерти — 88-й или 89-й годы. Мне было в ту пору лет 14—15. Помню листочки, на которых методом самиздата были перепечатаны стихи Башлачёва такими пишущими машинками, у которых половина букв западала.

Помню, что первым стихотворением Башлачёва, прочитанным мной, был «Грибоедовский вальс».

Было пронзительное шокирующее чувство и ощущение того, что я попал в то пространство, где за каждую строчку и за каждое слово люди отвечают жизнью, совестью, судьбой и всем кровотоком.

— Некоторые умные люди, даже из тех, кто высоко ценит поэзию Александра Башлачёва, утверждают, что им мучительно слушать его песни — слишком много надрыва и крика. В ваших статьях подобная мысль тоже проскакивала…

— Вы, наверное, меня не поняли, я говорил не от собственного имени. Я цитировал замечательного писателя, моего приятеля Дмитрия Новикова, который однажды сказал мне, что песни Башлачёва уносят его с поверхности земли, а потому ему тяжело их слушать. «Саша ушел, а я еще поживу», — сказал он. Я ничего подобного не ощущаю, и слушаю СашБаша с колоссальным чувством… оправдания, что ли.

Важно

Для меня Башлачёв, Маяковский, Есенин, Рыжий — та линейка поэтов, у которых самоубийство не было главным составляющим их жизни. В том языковом наследии, метафорическом и поэтическом, которое они оставили, столько животворного и жизнеутверждающего, что финал жизни этих людей никак не должен на нас влиять. Башлачёв — это не смерть, это жизнь навсегда.

Башлачёв — это не тексты, сочиненные с 1984 по 1988 годы, это вся история Древней Руси и русской словесности, это вся русская поэзия, это череповецкий двор, это Пушкин и «Слово о полку Игореве». Башлачёв — это и то, что написано в XVII веке и в XXIII веке. Это сгусток того, что с Россией происходило, и что будет происходить.

То, как он израсходовал себя и прожил свою физическую жизнь, не имеет для меня никакого значения.

— Часто переслушиваете его песни?

— Да, довольно часто, для меня это огромный душевный праздник. Еду в машине и слушаю «Посошок», «Имя имен», «Вечный пост» — все эти самые сложные песни. И преисполняюсь чувством благости. Башлачёва трудно слушать тем, у кого в душе непорядок. А тем, у кого внутри легко, тому стихи СашБаша только легкости придают.

Читайте также:  За что купцу-миллионеру василию кокореву рот заткнули?

— Вы воспринимаете Башлачёва на бумаге, на аудиозаписи и на видеопленке как одного и того же человека или разных?

— Для меня это один человек. В воспоминаниях критика Артемия Троицкого, а он всегда был снобом, я прочитал о том, как он впервые слушал Башлачёва, испытал потрясение, но отмечал про себя нелепость челки и железного зуба. Странно это.

Мне для постижения творчества Башлачёва совсем неважно, как он выглядит и как настроена его гитара. Мне песен достаточно. Мы ведь воспринимаем текст и личность множества поэтов, которых в глаза никогда не видели и голоса их не слышали. И нам вполне достаточно написанного на бумаге.

Я воспринимаю Александра Башлачёва в большей степени через песни, но при этом считаю, что он гораздо больше чем рок-исполнитель. Читать его тоже можно. Например, «Посошок» я считаю классический русским стихотворением, но такие далеко не все в его творчестве.

При этом именно в песнях с его несколько шаманской манерой исполнения он воспринимается как явление. С этим голосом, с этой гитарой.

— Башлачёва принято называть народным поэтом, но ведь, давайте будем справедливы, читает и слушает его интеллигенция в основном…

— Знает его народ или не знает — не является определяющей вещью. Мы не очень понимаем механику перехода поэтической строки от человека к человеку. Происходит какой-то маленький взрыв или микроинфаркт, который вдруг начинает действовать определенным образом на массы людей. Возьмите Сергея Есенина.

Его прижизненные тиражи были крохотными, но это не помешало его стихам стать частью нашей национальной физиологии. Воздействие настоящей поэзии происходит неведомыми путями, через усложнение речи и психики. То, кто на свете жил и творил Башлачёв, повлияло на целую страну. Даже на тех, кто о нем не слышал и стихов его не читал.

Думаете, все греки читали Гомера? Но при этом, бесспорно, без Гомера у Греции была бы иная история и география.

— Вас не удивляет то, что национальный поэт Александр Башлачёв родился не в селе Константиново или Карабихе, а в промышленном рабочем Череповце?

— Бог дышит там, где хочет. И вовсе необязательно все поэты должны рождаться в купели под облаками в окружении розовых ягнят и крестьянок в косынках. Многие поэты родились там, где им вовсе необязательно было рождаться.

Совет

Почему Ломоносов родился в Архангельской губернии, а не в Санкт-Петербурге? Непонятно почему. Другой вопрос, где горожанин Башлачёв воспринял и понял Древнюю Русь? Загадка. Но я уверен, что он не стал бы тем Башлачёвым, которого мы знаем, родись он питерским интеллигентом.

Получился бы рафинированный юноша, жонглирующий словами. Но он вышел из почвенной гущи народа и при этом воспринял на физиологическом уровне всю ту огромность национальной традиции, которая за ним стояла. А потому его рождение именно в Череповце не исключение, а данность.

И это ваше, земляков, дело найти объяснения и те ниточки, подвязавшие Александра Башлачёва одновременно к Череповцу и к истории страны.

Степан Сенников

Источник: https://cherinfo.ru/news/73710-zahar-prilepin-baslaceva-trudno-slusat-tem-u-kogo-v-duse-neporadok

Книга Александр Башлачёв

В единственном некрологе погибшего Башлачёва, напечатанном в феврале 1988 года в том же «Рекламно-информационном обозрении», было написано: «Когда-то Арсений Тарковский очень точно заметил: гений приходит в мир не для того, чтобы открыть новую эпоху, а для того, чтобы закрыть старую. Досказать то, что не смогли досказать другие, подвести итог и поставить точку. СашБаш закрыл собою время колокольчиков».

Грустно, но с этим приходится соглашаться.

Поэт без границ: творчество Александра Башлачёва и рок-традиция (Александр Пашков)

Александр Пашков, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы и методики Московского гуманитарного педагогического института

Трудно писать о поэте, к творчеству которого относишься с большой симпатией. Есть опасность впасть в субъективизм, сбиться на восторженный тон. Велика вероятность, что получится признание в любви к таланту художника.

Статья останется фактом биографии критика и не добавит ничего нового к тому, что ранее было написано о поэте. При всем желании не могу скрыть от читателя, что Александр Башлачёв был и остается одним из любимых мною поэтов.

А потому, работая над статьей, я старался осмыслить не столько мое личное отношение к Башлачёву, сколько значимость его дарования для моего поколения в целом.

Возможно, такой подход позволит приблизиться к объективности в оценках и создаст благоприятную иллюзию взгляда не отдельно взятого критика, а целой возрастной группы, которая в силу объективных причин не могла слышать Башлачёва при его жизни.

Когда Башлачёва не стало, я был ребенком и даже не знал этого имени.

Впервые фамилия «Башлачёв» отозвалась в моем сознании в начале 90-х, когда в какой-то телепередаче (возможно, приуроченной к пятилетию со дня гибели) в самых общих словах рассказывали об «известном музыканте» и его вкладе в отечественную рок-культуру. Песен Башлачёва в тот раз в эфире не прозвучало, его творчество было неведомо мне, но личность поэта уже тогда вызвала интерес.

Спустя некоторое время мы с другом купили в киоске аудиокассету под названием «Кочегарка», где был записан совместный концерт А. Башлачёва и Ю. Шевчука. Купили больше из-за Шевчука, уже тогда изрядно раскрученного и очень уважаемого нами. Но мой друг, покупая кассету, сообщил, что «Башлачёв — это тоже очень круто». Эти слова оказались более чем справедливыми.

Обратите внимание

В том, что «круче» не бывает и, наверное, быть не может, я убедился чуть позже, когда увидел концертную видеозапись, где Башлачёв поет «Время колокольчиков».

Нечеловеческая энергетика, пронзительная искренность, фантастическая манера исполнения, казалось, должны вдребезги разбить экран телевизора. Как будто артист выступает не где-то там далеко, лет десять назад, а здесь и сейчас, в моей квартире.

С тех пор я переслушал и пересмотрел все его сохранившиеся записи. Башлачёв стал для меня музыкантом и поэтом номер один. И не только для меня.

Тогда, в 90-е, песни Башлачёва не звучали в эфире, и все же некоторые мои ровесники, как и я, были увлечены его творчеством. Чем подкупили нас тексты и музыка человека, который принадлежал к другому поколению, жил в другом государстве, дышал воздухом иной эпохи? Разбирая произведения Башлачёва, сопоставляя их с творениями других авторов, я постараюсь ответить на этот вопрос.

По-моему, определяющая черта башлачёвского творчества — это преодоление и, шире, размыкание границ. Поэтических, музыкальных, географических, пространственно-временных… Кажется, дарованию поэта тесно в каких бы то ни было границах.

Его художественное наследие с трудом укладывается в рамки русского рока, авторской песни и других музыкально-поэтических направлений. В русском роке Башлачёв выглядит посторонним: слишком академичным поэтом, возможно, даже слишком (для русского рока) талантливым художником и, как это не странно, слишком рок-н-ролльным по своей энергетике музыкантом.

А для приторно интеллигентной, законсервированной в узком кругу походно-туристических тем традиции отечественного КСП Башлачёв, подобно Высоцкому, слишком живой человек, слишком эмоциональный исполнитель, слишком «настоящий» автор.

Важно

В то же время нахождение творческой индивидуальности Башлачёва поверх границ и барьеров подтверждается бесспорной предрасположенностью его художественного опыта к взаимодействию с другими творческими индивидуальностями. И, несмотря на очевидную инаковость Башлачёва, его творчество, как это ни парадоксально, характеризуется принципиальной открытостью для самых разных художественных систем.

Поэт заимствует многое у своих предшественников, позже последователи многое заимствуют у него. Рассмотрим некоторые музыкальные и поэтические аспекты башлачёвского творчества с точки зрения понятия преемственности.

Русский рок принято считать логоцентричным.

О приоритете его словесной составляющей над музыкальной писали так много, что этот посыл стал восприниматься как нечто само собой разумеющееся, превратился в общее место.

Нередко приходится слышать, что музыка в нашем рок-н-ролле — своего рода «сопроводиловка» для талантливых стихов, ее вторичность по отношению к западным образцам многие считают самоочевидной.

Не тратя времени на оспаривание этого расхожего представления, заметим, что пренебрежение критиков к музыкальной стороне отечественного рока чревато однобокостью его осмысления; мелодия, ритм, техническое мастерство, манера исполнения музыкантов парадоксальным образом остаются за пределами внимания исследователей.

Между тем, при всем уважении к поэтическим талантам наших рок-личностей, нельзя не признать, что тексты произведений рок-н-ролла не могут существовать в отрыве от музыкального ряда.

Если бы Борис Гребенщиков, Майк Науменко, Виктор Цой, Константин Кинчев, Юрий Шевчук и другие были поэтами в академическом понимании этого слова, не писали музыки и ограничивались лишь книжными публикациями своих произведений, едва ли феномен отечественного рока достиг бы тех масштабов, которых он в конечном итоге достиг.

Считается, что в авторской песне, с которой многие соотносят творческий опыт Башлачёва, музыка также представляет собой всего лишь немудрящий аккомпанемент к самобытной лирике бардов.

Башлачёв — один из самых профессиональных поэтов в вокальной музыке последнего двадцатилетия. С формальной точки зрения его стихи академичны, для них характерны перекрестная рифмовка, метрическая и строфическая выверенность.

Совет

В отличие от текстов многих других представителей рок-сцены тексты Башлачёва органично воспринимаются не только в аудиозаписи, но и в книжной публикации; прекрасно читаются «с листа».

Однако сам артист в интервью охотно рассуждал о своих композиторских принципах и признавался, что хотел бы играть с группой, если удастся найти подходящих музыкантов. Он был убежден, что песни его от этого только выиграют, будут звучать «богаче».

Похоже, музыкальная сторона собственного творчества не была безразлична Башлачёву, он не сводил ее роль только к аккомпанементу для текстов.

Рассуждая о музыкальной стороне отечественной рок-музыки, Башлачёв заметил: «Есть формы рок-н-ролла, блюза, и мы должны вырасти из них, любим-то мы все равно немножко другое, это естественно, мы должны петь о том, что любим…»[98].

Поэт считал, что готовые западные образцы могут быть полезны для новой отечественной музыки на раннем этапе ее развития, а в дальнейшем все равно придется искать формы, более подходящие для русского менталитета.

Кажется, и в художественной практике Башлачёв поначалу, как и многие его современники, ориентировался на готовые музыкальные формы, но постепенно отталкивался от них, старался «вырасти» из них и создать что-то свое.

Некоторые из ранних песен Башлачёва (1983–1984 годы) построены на традиционных гармониях западного рок-н-ролла, апеллируют к так называемой «разговорной традиции», идущей от Боба Дилана. Таковы «Рыбный день», «Черные дыры», «Новый год».

В дальнейшем в поисках собственного музыкального пути художник обращается к отечественным традициям. Так в ряде песен 1983–1985 годов отзываются ритмико-мелодические ходы, характерные для советской авторской песни.

Обратите внимание

Вальсовый строй и тихие проникновенные интонации «Петербургской свадьбы», «Абсолютного вахтера» и «Грибоедовского вальса» вызывают ассоциации с творчеством Александра Галича и Булата Окуджавы.

Отголоски городского романса и трехаккордного шансона «Хозяйки», «Триптиха», «Подвига разведчика», «Слета-симпозиума» отсылают к наследию Владимира Высоцкого.

Источник: https://www.booklot.org/genre/dokumentalnaya-literatura/biografii-i-memuaryi/book/aleksandr-bashlachv-issledovaniya-tvorchestva/content/3608441-poet-bez-granits-tvorchestvo-aleksandra-bashlachva-i-roktraditsiya-aleksandr-pashkov/

К 30-летию со дня гибели александра башлачёва

Наталья Мелёхина — прозаик, критик. Окончила факультет филологии, теории и истории изобразительного искусства ВГПУ.

Публиковалась в журналах «Знамя», «Октябрь», «Дружба народов» и других. Дважды лауреат Международного Волошинского конкурса (2013 и 2014 года).

Автор книг «Дорогие вещи» (ОГИ, 2016), «Александр Панкратов» («Древности Севера», 2017), «Железные люди» («Эксмо», 2018).

1 декабря 2017 года в Культурном Центре Фонда «Новый мир» состоялось подведение итогов конкурса «Уйти. Остаться. Жить» на лучшее эссе о молодом поэте из ушедших в 80-е годы XX века и в постперестроечное время.

Награждение лауреатов прошло в рамках Пятых Литературных чтений «Они ушли. Они остались», которые в этом году были посвящены памяти культуртрегера, соорганизатора первых Чтений «Они ушли.

Они остались» Ирины Медведевой (1946 – 2016) и её сына, поэта, журналиста, музыканта Ильи Тюрина (1980 – 1999). На чтениях прозвучало более 25-ти рассказов о поэтах, ушедших молодыми в 80-е годы XX века.

Каждый конкурсный материал оценивался членами жюри – Владимиром Коркуновым, Борисом Кутенковым, Мариной Кудимовой, Николаем Милешкиным, Еленой Семёновой, Ольгой Снежко, Николаем Тюриным – по пятибалльной системе.

Третий, заключительный вечер был посвящён рок-поэтам, погибшим молодыми в доперестроечный и постперестроечный период (см. видео:https://www.youtube.com/watch?v=hB58ivcE6K8). К 30-летней годовщине со дня гибели одного из героев чтений, поэта и музыканта Александра Башлачёва, мы публикуем эссе Натальи Мелехиной о нём.

См. также: «На третьей линии песков» (Алина Дадаева, лауреат III места конкурса, о поэте Владе Соколовском).

«Жить как колос»

Александра Башлачева называют рокером среди поэтов и поэтом среди рокеров. Эта формулировка хорошо отражает двойственное отношение к его творческому наследию.

Есть филологи, критики и читатели, которые считают его стихи поэзией в полном смысле этого слова без всяких «но» и оговорок.

Читайте также:  Средневековая европа. каким был второй крестовый поход?

Однако есть и те, кто полагает, что тексты, изначально созданные для исполнения под гитару, не могут встать в один ряд с по-настоящему «поэтическими».

По этой логике получается, что все «слова на музыку» — это все же «недопоэзия», которой требуются «костыли» инструментального сопровождения.

Важно

В решении этого спора время само поставило любопытный эксперимент. В наши дни в начальных классах школьники изучают стихотворения Александра Башлачева «Рождественская» и «Вишня», а в старших — более сложные тексты поэта. У современных учеников — другие кумиры, не обязательно рок-музыканты. Некоторые ребята и вовсе не знают или просто не любят русский рок.

Мало того, это поколение «нерожденных в СССР», и то, что для ровесников Башлачева — часть биографии, для них — страницы из учебников литературы и истории.

Возможно, старшеклассникам педагоги еще объяснят на уроках, что такое питерский рок-андерграунд 80-х годов, и даже, возможно, поставят записи Башлачева, но кто будет вести такие сложные не по возрасту беседы с третьеклассниками, к примеру? (Так, «Рождественская» включена в учебник «Литературное чтение» для 3 класса под редакцией Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой).

И разве мешает детям отсутствие музыкального сопровождения воспринимать тексты Башлачева? Третьеклассники читают их в учебнике именно как стихи, а не как песню. Кроме того, и «Вишня», и «Рождественская» легко учатся наизусть. Как сказала одна моя знакомая учительница начальных классов: «Башлачева дети запоминают легко, как Есенина».

И верно: по языку и стилю башлаческих текстов из учебника, образному ряду и художественным приемам можно и не заподозрить, что эти строки некогда звучали под гитару, хотя, безусловно, они напевны и ритмичны, как и всякая настоящая поэзия.

«Шуты, фигляры и пророки»

Разногласия в отношении Башлачева — бард или поэт? — очень ярко демонстрируют, как важно воспринимать творчество автора в контексте его времени. В 80-е годы фигура рок-музыканта считалась сакральной, и именно поэтому у Башлачева появляются такие строки:

Шуты, фигляры и пророки
Сегодня носят «Фендера»,
Чтобы воспеть в тяжелом роке
Интриги скотного двора.

«Мы льем свое больное семя»

Особое значение рок-музыканта в обществе того десятилетия Башлачев подчеркивает неоднократно и в текстах, включая легендарное «Время колокольчиков», и в интервью. «Лично мне интересны только те авторы, в обойме которых есть живая мысль, помогающая если не строить, то, по крайней мере, жить. Поэтому уважаю принципы питерской рок-школы.

Совет

Она, на мой взгляд, учит главному: отрицанию золотой купели, если ради нее приходится жертвовать младенцем искренности, без которого все что угодно теряет смысл. Честность — это все-таки первый талант, ствол для любой ветки.

Хотя честная простота-пустота вряд ли лучше воровства эпигонов», — заявил автор в интервью Игорю Леонову (Ленинград, 1985).

Судя по этим и другим материалам, сама эпоха подтолкнула Башлачева взять в руки гитару.

Просто писать стихи для него в 80-е годы было недостаточно, важно было подчеркнуть свое противостояние официозу, отрицать ту самую «золотую купель», куда так стремились «забронзовевшие» и обласканные властью «многотомные поэты» (образ из песни Юрия Шевчука «Мальчики-мажоры»).

Однако эта осознанная позиция автора вовсе не значит, что тексты Башлачева перестают быть текстами поэта без приставки «песенник». В конце концов, назвать его певцом или музыкантом тоже не вполне верно, поскольку он, скорее, произносил слова под гитарный ритм, а не выпевал их, как, например, выпевают романсы, эстрадные песни или рок-композиции.

Важно и то, что поэзия Александра Башлачева, ушедшего из жизни в 1988 году, свое время «переросла». Она не канула в Лету вместе с сотнями поп- и рок-хитов именно потому, что в ней нет и не было пресловутой «простоты-пустоты».

Напротив, в его стихах заключается удивительная глубина, которую единодушно замечают как литературные, так и музыкальные критики.

«Я никого не хочу обидеть, но ведь такого, как Башлачев, еще тысячу лет у вас не родится!» — восклицает, скажем, Артемий Троицкий в интервью вологодской газете «Премьер» (№40 (472) от 4 октября 2006 г.).

Башлачева и в наши дни по-прежнему воспринимают как актуального автора. И сейчас не прекращается паломничество со всей России от Калининграда до Владивостока в крохотный музей Башлачева в Череповце (родной города поэта).

Обратите внимание

Его тексты звучат в исполнении известных рок-коллективов (так в 2015 году вышел башлаческий трибьют «Серебро и слезы» на радио «НАШЕ»).

И, что интересно, его произведения по-прежнему воспринимают в равной степени и как песни, и как стихи: один и тот же его текст, если он звучит под музыку — это песня, а если читается с листа — это стихотворение.

Источник: http://textura.club/o-bashlacheve/

Александр Башлачев: последний рокер СССР

Александр Башлачев сам не понимал, насколько он одарен. То, что поражало окружающих, для него было совершенно естественным. У него было редкое языковое чутье, которое проявлялось уже в детстве.

Саша очень рано научился читать, хотя никто его этому специально не учил. Не зная английского языка, переводил англоязычные тексты, хорошо читал по-польски.

Природной языковое чутье редко его подводило, по корням слов он легко угадывал их значение и бегло переводил тексты зарубежных групп.

Именно из-за хорошего чувства языка Башлачев успешно работал в газете с поэтическим названием «Коммунист». Писал полные метафор тексты на производственную тематику.

У Башлачева был уникальный музыкальный слух. Александр Измайлов, с которым СашБаш учился в институте, вспоминал, что Башлачев, который никогда до этого не играл на фортепиано, просто сел и начал на слух подбирать аккорды. Он чувствовал музыку каким-то внутренним чутьем.

Мать музыканта вспоминала, что в детстве Саша говорил ей, что больше всего сочувствует тем детям, которых насильно водят в музыкальную школу, поэтому она не повела его учиться музыке. Поразительно, но Башлачев умел извлекать музыку даже из простой папиросы, на которой он играл как на губной гармошке.

Он также мастерски играл на двуручной пиле.

Был ли Башлачев рок-музыкантом? Формально по кругу общения — да, но стихи Башлачева все-таки ближе к поэзии, чем к рок-н-ролльным текстовкам. Музыкальная составляющая песен Башлачева не отличается виртуозностью исполнения. Скорее, это бешеная первобытная энергетика, камлание и безудержный напор.

Современники, как один, вспоминают, как Башлачев разбивал руки в кровь о струны, пел с пеной у рта, забываясь и уходя в некое экстатическое состояние. Стихи Башлачева уходят своими корнями в русскую народную поэзию, они лежат в области поэтической традиции русского Севера.

Важно

По воспоминаниям, когда Башлачев писал тексты, он часто даже не прописывал слова, а писал только начальные буквы. Поэтическая стихия рвалась из него сплошным потоком, СашБаш только направлял ее в русло ритма. По мнению рок-музыканта Бориса Гребенщикова, Бог дал Башлачеву «много и сразу».

Справиться с такой ношей было непросто.

«Большая музыкальная карьера» Башлачева началась в сентябре 1984 года, когда Леонид Парфенов привез в Череповец Артемия Троицкого, которого Башлачев поразил. Он сразу же пообещал организовать концерты в Москве и Питере. Через пару недель Башлачев приехал в Москву и закружился в череде квартирников.

Кроме выступлений перед рок-братией Башлачев отметился также у Александра Градского и Аллы Пугачевой. С Градским «не срослось», хотя именитый музыкант признал за Башлачевым несомненный талант, отметив филигранность текстов. Пугачевой Башлачев понравился, она даже позвала послушать «череповецкого мальчишку» режиссера Марка Захарова, жившего этажом ниже.

Башлачев произвел на столичную публику неизгладимый эффект. Все признавали за ним несомненную гениальность. Возможно, это Башлачева и надломило. Он не был готов к такому призванию, к восхищению и «заглядыванию в рот». Пока он кружился в свистопляске концертов, посиделок за стаканом, его поэтический талант все меньше стал пробиваться наружу.

Это его угнетало. Он говорил про постоянную внутреннюю работу, которая не находит выхода на бумаге. Песни писались все реже. Башлачев стал болезненно реагировать, когда его спрашивали о творчестве. Слава свалилась на него неожиданно. Он оказался в одном кругу с небожителями, о встрече с которыми мог только мечтать.

Постоянное бытовое неустройство, бесприютность только подчеркивали диссонанс между признанием и суровой реальностью.

В орбиту Башлачева заносило разных людей. Некоторые из них были откровенно деструктивными. К такому типу можно отнести Ирину Линник. Внучка физика-академика Владимира Линника Ирина занималась научной работой, геологией, но продолжалось это недолго.

В 1980-1990-х годах Линник активно тусовалась среди ленинградских рок-музыкантов. На ее даче в Комарово бывали многие известные рокеры, в том числе Борис Гребенщиков, Всеволод Гаккель, Святослав Задерий, Константин Кинчев.

По воспоминаниям современников, помимо места для концертов и ночевок Линник предоставляла гостям различного рода галлюциногенные вещества — «грибочки», «травку». Тем и жила.

С октября 1986 года Александру Башлачеву негде было жить, и он переехал на дачу Ирины. Как вспоминает Анастасия Рахлина: «Я туда приезжаю. Они сидят. Какой-то чувак с буддийскими колокольчиками… Ирина играет на пиле. Саня сидит со специально расстроенной гитарой, и они камлают таким образом.

Совет

При этом зима, люди спать ложатся на рассвете, а просыпаются, когда солнце уже зашло. Недолго и чокнуться… Его там накрыло будьте-нате». Долго Башлачев на даче Линник не прожил, но Константин Кинчев вспоминал, что в тот период СашБаш сильно изменился, постоянные злоупотребления сказались на нем не лучшим образом.

Из окна он выпрыгнул через год.

Ирина Линник сыграла свою роль в биографии еще одного русского рок-музыканта. В 1992 году ее чуть не убил лидер группы «Ноль» Федор Чистяков, у которого она даже снималась в клипе «Настоящему индейцу».

Свое нападение музыкант объяснял тем, что Ирина — ведьма. В итоге Чистяков загремел в сумасшедший дом, а после стал членом секту «Свидетелем Иеговы». Ирина не успокоилась до сих пор.

Несколько лет назад ФСКН собрало богатый урожай на ее участке в Комарово — 1247 кустов конопли.

Было в Питере культовое место — «Камчатка» — котельная, через которую прошли лучшие кадры русского рока. Здесь работали Цой, основатель «Алисы» Слава Задерий. Сюда захаживали БГ, Кинчев, Сергей Курехин. Числился кочегаром здесь и Александр Башлачев. Работал Башлачев, по большей части, формально.

В то время еще была в силе статья за тунеядство, запись в трудовой уберегала от неприятностей с представителями закона. Однажды Башлачев все же решил поработать — захотел стать «настоящим кочегаром». Как раз ударили морозы, Башлачеву пришлось серьезно попахать.

Когда пришли сменщики, СашБаш сидел замученный и сказал: «Я не кочегар, я просто сумасшедший поэт».

16 февраля СашБаш был у Вячеслава Егорова. Когда он уходил, то на обычное «пока» ответил: «Я не прощаюсь». 17 февраля он должен был сниматься в фильме «Город». Съемочная группа уже работала над одним из планов сцены с Башлачевым. Дублер СашБаша сидел спиной к камере, когда на площадку пришла Марьяна Цой и сказала: «Не ждите».

Обратите внимание

Александр Башлачев выпрыгнул из окна восьмого этажа. Судя по расстоянию от стены дома, это был именно прыжок. При жизни Башлачев не раз говорил, что хотел стать ветром. СашБаш был похоронен под Ленинградом, на Ковалевском кладбище: 3-й квартал, 3-й участок.

Похороны организовывала Марьяна Цой. На кладбище, несмотря на большое количество народа, стояла звенящая тишина. Не было рыданий и традиционных речей. На гроб положили гитару. По иронии судьбы это была не гитара Башлачева — свою он отдал в ремонт.

Комья земли упали на струны, гитара запела и замолкла. Уже навсегда.

О смерти Башлачева сообщила Русская служба ВВС. Отечественная пресса молчала.

Источник: https://russian7.ru/post/aleksandr-bashlachev-posledniy-roker-s/

Ссылка на основную публикацию