Кто первым заметил: «ученье свет, а неученых — тьма?»

Ученье — свет! (А неучёных — тьма.)

21 Май в 18:04 ·

У меня на работе есть личный помощник, девочка Настя, москвичка,22 года, учится на последнем курсе юридического института. Задаёт мне вопрос:– Ой, и на фига метро так глубоко строят? Неудобно же и тяжело!– Ну, видишь ли, Настя, у московского метро изначально было двойное назначение. Его планировалось использовать и как городской транспорт, и как бомбоубежище.

Настюша недоверчиво ухмыльнулась:– Бомбоубежище? Глупость какая! Нас что, кто-то собирается бомбить?– Я тебе больше скажу, Москву уже бомбили.– Кто?!– Ну как… Гм-хм, – немцы бомбили Москву. Во время войны. Прилетали их самолёты и сбрасывали бомбы.

– Зачем!?Они нас что, уничтожить хотели?!– Ну, как бы, да…– Вот сволочи!!!– Да уж-ж-ж!– И что, все люди прятались от бомбёжек в метро?– Ну, не все… Но многие. Кто-то тут ночевал, а кто-то постоянно находился.– И в метро бомбы не попадали?– Нет.

– А зачем они бомбы тогда бросали?– Не понял…– Ну, в смысле, вместо того чтобы бесполезно бросать бомбы, спустились бы в метро и всех перестреляли.– Настя, ну они же немцы! У них наших карточек на метро не было. А там, наверху, турникеты, бабушки дежурные и менты. Их сюда не пропустили просто!– А-а-а-а. Ну да, понятно.

– Настя, я пошутил! На самом деле немцев остановили наши на подступах к Москве и не позволили им войти в город.– Молодцы наши, да?– Ага, – говорю, – реально кросавчеги!!!– А как же тут, в метро, люди жили?– Ну не очень, конечно, хорошо. Деревянные нары сколачивали и спали на них. Нары даже на рельсах стояли.

– Не поняла, – вскинулась Настя, – а как же поезда тогда ходили?– Ну, бомбёжки были, в основном, ночью, и люди спали на рельсах, а днём нары можно было убрать и снова пустить поезда.– Кошмар! Они что ж это, совсем с ума сошли, ночью бомбить! – негодовала Настёна. – Это же громко! Как спать-то?!!– Ну, это же немцы, Настя, у нас же с ними разница во времени.

– Тогда понятно.

На обратном пути я старался не затрагивать в разговоре никаких серьёзных тем. Но тем не менее опять нарвался.

– В следующий отпуск хочу в Прибалтику съездить, – мечтала Настя.– А куда именно?– Ну, куда-нибудь к морю…– Так в Литву, Эстонию или Латвию? – уточняю я вопрос.– ?????????????– Ну, считается, что в Прибалтику входит три страны: Эстония, Литва, Латвия. В какую из них ты хотела поехать?– Класс! А я думала это одна страна – Прибалтика! Я туда, где море есть.– Во всех трёх есть.– Вот блин! Вот как теперь выбирать?– Ну, не знаю…– А вы были в Прибалтике?– Был. В Эстонии.– Ну и как? Визу хлопотно оформлять?– Я был там ещё при Советском Союзе. Тогда мы были одной страной.– Как это «одной страной»?!– Вся Прибалтика входила в СССР! Настя, неужели ты этого не знала?!– Обалдеть!– Щас ты вообще офигеешь! Белоруссия, Украина, Молдавия тоже входили в СССР. А ещё Киргизия и Таджикистан, Казахстан и Узбекистан. А ещё Азербайджан, Армения и Грузия!– Грузия!? Это эти козлы, с которыми война была?!– Они самые. Ну, ты же знаешь, что был СССР, который потом развалился? Ты же в нём ещё родилась!– Да, знаю. Был какой-то СССР. Потом развалился. Ну я же не знала, что от него столько земли отвалилось…

Обратите внимание

Я ехал в метро и смотрел на людей вокруг. Множество молодых лиц. Все они младше меня всего-то лет на десять – двенадцать. Неужели они все такие же, как Настя?! Нулевое поколение. Идеальные овощи…(c)…

Источник: https://bulochnikov.livejournal.com/3659624.html

Ученье свет, а неученье тьма — это… Что такое Ученье свет, а неученье тьма?

  • Ученье — свет, а неученье — тьма. — Ученье свет, а неученье тьма. См. УЧЕНЬЕ НАУКА …   В.И. Даль. Пословицы русского народа
  • ученье свет, а неученье тьма — Ср. Мой сын учись ученье свет, А неученье тьма; А жизнь на все уж даст ответ По своему, сама. В.С. Курочкин. Завещание. Ср. Ученье не только свет, по народной пословице, оно также свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание… Тургенев …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
  • Ученье свет, а неученье тьма — Ученье свѣтъ, а неученье тьма. Ср. Мой сынъ учись ученье свѣтъ, А неученье тьма; А жизнь на все ужъ дастъ отвѣтъ, По своему сама. В. С. Курочкинъ. Завѣщаніе. Ср. Ученье не только свѣтъ, по народной пословицѣ, оно также свобода. Ничто такъ не… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
  • Ученье — свет, учёных — тьма — (от посл. Ученье свет, а неученье тьма о важности образования) 1) исходное знач.; 2) об обилии людей с высшим образованием, с учёной степенью …   Живая речь. Словарь разговорных выражений
  • Ученье — свет, а неучёных тьма — (от посл. Ученье свет, а неученье тьма о важности образования) 1) исходное знач.; 2) об обилии необразованных людей …   Живая речь. Словарь разговорных выражений
  • СВЕТ — муж. состоянье, противное тьме, темноте, мраку, потемкам, что дает способ видеть; иные свет принимают за сотрясение малейших частиц вещества, другие за особое, тончайшее вещество, разливаемое всюду солнцем и огнем. Свет прямой, самосвет, от… …   Толковый словарь Даля
  • ТЬМА — 1. ТЬМА1, тьмы, мн. нет, жен. 1. Отсутствие света, освещения, мрак (то же, что темнота в 1 знач., но чаще книжн. поэт.). «Во тьме ночной ступает легкою ногой.» Пушкин. «Нависла тьма, окутав лес и небо.» Максим Горький. Непроглядная тьма. Ночная… …   Толковый словарь Ушакова
  • тьма — 1. ТЬМА1, тьмы, мн. нет, жен. 1. Отсутствие света, освещения, мрак (то же, что темнота в 1 знач., но чаще книжн. поэт.). «Во тьме ночной ступает легкою ногой.» Пушкин. «Нависла тьма, окутав лес и небо.» Максим Горький. Непроглядная тьма. Ночная… …   Толковый словарь Ушакова
  • ТЬМА — 1. ТЬМА1, тьмы, мн. нет, жен. 1. Отсутствие света, освещения, мрак (то же, что темнота в 1 знач., но чаще книжн. поэт.). «Во тьме ночной ступает легкою ногой.» Пушкин. «Нависла тьма, окутав лес и небо.» Максим Горький. Непроглядная тьма. Ночная… …   Толковый словарь Ушакова
  • СВЕТ — (1) СВЕТ (1) света, м. 1. только ед. Лучистая энергия, воспринимаемая глазом и делающая окружающий мир доступным зрению, видимым. Интерференция света. Преломление света. Потоки света. Скорость света равна 300.000 км в секунду. Лечение синим… …   Толковый словарь Ушакова

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/255430

«Ученье свет, а неученых — тьма!» Эмиль Кроткий

Не указываю, кто написал столь странный (специально смягчил) пост, но пройти  мимо  не смог, так как было слишком много лайков, показывающих «высокую степень просвещенности» автора и лайкающих. 
Автор поста узнает себя сам.  Вот выдержки из его послания…

«В математике под истиной понимается другое. У нас есть система аксиом, и правила вывода. Все теоремы данной теории выводятся из этих аксиом, с помощью этих правил, и все выведенные утверждения, если они не противоречат друг другу и аксиоматике, являются истинными. Кстати, фактически все теоремы являются тавтологиями, и содержатся уже в аксиоматике.

В том что нам не требуется связь с реальностью, не нужно ничего проверять. Непротиворечие аксиомам — достаточное условие истинности. А то что аксиоматика построена верно, или адекватно, или то, что она имеет какую то связь с реальностью, или даже корректность правил вывода — этого вам никто не гарантирует.  И вообще, тру-математика не волнуют подобные мелочи»

Ну что сказать? Повторить афоризм Э.К.?
Если что-то не знаешь или сомневаешься, то стоит заглянуть хотя бы в Википедию:

Тавтология (от др.-греч. ταὐτολόγος — «повторяющий одно и то же»):

Тавтология — в риторике: риторическая фигура, представляющая собой повторение одних и тех же, близких по смыслу или однокоренных слов.

Тавтология может быть частью корректного по смыслу высказывания, но является нежелательной, кроме случаев, когда это намеренный стилистический приём, поскольку может затруднять восприятие высказывания или придавать ему ненужную экспрессию. Пример: аналог подбираем аналогично.

Тавтология — в логике: тождественно истинное высказывание, инвариантное относительно значений своих компонентов, а потому не несущее полезной смысловой нагрузки. Однако такое высказывание может быть полезным с художественной точки зрения. Пример: жизнь есть жизнь.         Итак…

Если аксиомы,  для простоты например, в евклидовой геометрии и теорема о сумме углов треугольника ТАВТОЛОГИЯ, то даже не знаю, что сказать (см.

выше, что понимается ТАВТОЛОГИЕЙ)?  Это, естественно, относится ко всем теоремам, как элементарной, так и высшей математики!      Теперь об истинности и ИСТИНЕ!  Если бы не было связи с реальностью, то мы бы до сих пор жили в пещерах, а о компьютерах и мечтать не могли бы.

Можно ли найти хоть одну отрасль знаний и техники, где не использовалась бы математика?       Замечу, что ИСТИНА всегда относительна. В геометрии Евклида она одна, а Лобачевского и Римана другие. 

То же относится к законам физики – Ньютона и Эйнштейна.

Постараюсь в дальнейшем поменьше ФЛУДА выкладывать, а сосредоточиться на теханализе и своем видении движения на ФР.

Источник: https://smart-lab.ru/blog/397363.php

Ученье – свет, а неученых – тьма / СТЕНГАЗЕТА.NET

   

Как относится к науке российский народ? Странный вопрос! Разве не каждый из нас считает, что наука – это предмет нашей гордости, что ее надо всемерно развивать, не жалея государственных средств, и что только на ее основе можно создать современную конкурентоспособную экономику?

Действительно, как показывают исследования специалистов Института статистических исследований и экономики знаний при Высшей школе экономики, 57% населения страны с той или иной степенью категоричности считают, что научные знания обязательны в повседневной жизни (противоположного мнения придерживаются только 36%).

63% полагают, что наука приносит больше пользы, чем вреда (противоположное мнение разделяет лишь 4% опрошенных).

Важно

Кроме того, большинство россиян считает, что роль науки в мире растет, признает ее роль в повышении конкурентоспособности национальной экономики и согласно с тем, что государственное финансирование науки необходимо увеличить.

Логично было бы ожидать, что носители таких мнений интересуются достижениями науки и уж во всяком случае знакомы с основами научной картины мира. Исследователи попытались проверить это, задав опрошенным ряд вопросов типа «Верно ли, что…

» (никаких специальных знаний при этом не требовалось – все ответы содержатся в программе средней школы).

И обнаружили, например, что 53% россиян полагает, что антибиотики уничтожают вирусы так же эффективно, как и бактерии (причем за последние 10 лет число думающих так людей даже несколько увеличилось).

Что, по мнению 36% наших сограждан, у обычных культурных растений никаких генов нет – они есть только у генно-модифицированных (еще 41% не берется ответить на этот вопрос). Что 59% не знают, верно ли, что лазерные лучи получают, фокусируя звуковые волны…

Читайте также:  Как отличить добро от зла в аниме?

Можно, конечно, просто посмеяться на этими вывертами массового сознания. Но что кроется за этими цифрами и каковы на самом деле образ и место науки в глазах современного российского общества.


А все-таки – она вертится?

Приведенные выше оценки научных знаний россиян могут показаться слишком мрачными. На самом деле они значительно приукрашены. Предложенные вопросы допускают только два варианта ответа – «да» или «нет».

Понятно, что за неправильным ответом стоит скорее всего незнание, отсутствие вообще каких-либо представлений о предмете – не мог же человек, в самом деле, где-то прочитать, что антибиотики смертельны для вирусов или что лазер фокусирует звуковые волны! Для многих людей психологически гораздо легче ответить «от фонаря», чем письменно (хоть и анонимно) сознаться в собственном невежестве. Но если неправильные ответы – это ответы наугад, то естественно предположить, что какая-то часть правильных ответов – это тоже ответы наугад. «Респондент может попросту угадать, ответив «да» или «нет», не желая говорить «не знаю», ведь за неправильный ответ ему никто «двойку» не поставит», – пишет один из руководителей исследования, ведущий научный сотрудник Института статистических исследований и экономики знаний Ольга Шувалова. С учетом этого эффекта распределение правильных и неправильных ответов на вопрос про лазер и звук (21:20) может означать, что среди опрошенных вообще не оказалось людей, хотя бы в общих чертах представляющих себе принцип работы лазера!

Впрочем, даже если выбор ответа никак не связан со знаниями, он не обязательно будет равновероятным – очень многое зависит от формулировки вопроса. Опрос, о результатах которого идет речь, был проведен в 2006 году.

Совет

В ходе его (как и во всех предыдущих – социологи ВШЭ проводят такие опросы, начиная с 1996 года) был, в частности задан вопрос, верно ли, что Земля вращается вокруг Солнца.

Ответ показал сравнительно благополучную картину: 85% ответили правильно, около 10% – затруднились с ответом и только 5% отказались признавать вращение родной планеты.

Но в нынешнем году аналогичное исследование провел ВЦИОМ. В него был включен тот же вопрос, но в обратной формулировке: верно ли, что Солнце вращается вокруг Земли? Этого оказалось достаточно, чтобы 28% опрошенных перешли на геоцентристские позиции и только 67% остались верны учению Коперника.

А стало быть, научные знания наших сограждан не только недостаточны, но и непрочны и имеют низкий статус: вроде бы человек и знает, как правильно, но при малейшем намеке на личную ответственность (скажем, когда нужно просто не согласиться с чьим-то высказанным мнением) готов об этом знании забыть.

Обычно в таких случаях принято говорить, что, мол, эти знания находятся в таком небрежении потому, что никак не связаны с повседневной жизнью людей. Будь это так – пришлось бы объяснять, почему же тогда большинство россиян уверено в необходимости научных знаний.

Но на самом деле такое объяснение неверно или, по крайней мере, недостаточно. Скажем, тот же вопрос об эффективности антибиотиков в борьбе с вирусами касается напрямую всех и каждого – во время ежегодных эпидемий гриппа. И невежество в нем может буквально стоить человеку жизни.

Дело в том, что за гриппом обычно тянется шлейф вторичных пневмоний, вызываемых уже бактериями – в том числе часто теми, которые постоянно живут в человеческих легких и в «мирное время» агрессивности не проявляют.

У человека, глотавшего антибиотики «от гриппа», такие бактерии могут приобрести устойчивость к ним – и тогда вызванную ими пневмонию могут и не успеть вылечить.

И это не единственная ситуация, когда базовые научные знания имеют непосредственное отношение к нашей жизни – хотя в других случаях риски, порождаемые невежеством, обычно не так велики.

Например, 40% участников опроса 2006 года категорически отвергли клонирование животных для каких бы то ни было целей, а 31% сочли его допустимым лишь в исключительных случаях. О допустимости клонирования растений их не спрашивали, но скорее всего результат был бы примерно таким же.

Между тем, поскольку выборка опроса представляет все взрослое население России, многие из опрошенных наверняка имеют дачи. И, следовательно, регулярно занимаются клонированием – деля корневища георгинов и ирисов, черенкуя побеги смородины, укореняя усы клубники или разрезая на части картофелину перед посадкой.

Обратите внимание

В результате всех этих процессов образуются самые настоящие клоны, отличающиеся от пресловутой овечки Долли только легкостью их получения. Те же дачники ведут упорную борьбу с кротами и нещадно уничтожают «саранчу» – безобидных крупных зеленых кузнечиков.

Надо ли говорить, что каждому из этих непримиримых воителей в свое время сообщали в школе и о том, что крот вообще не ест растительной пищи, и об отличиях кузнечика от саранчи, и о том, что саранча живет только огромными стаями и не встречается в средней полосе России?

Примеры того, как образованные люди на каждом шагу руководствуются чем угодно, только не данными науки, можно множить и множить – чего стоит хотя бы поверье, что кактусы поглощают вредное излучение от экрана компьютера. Но вывод ясен: пренебрежение научными знаниями – не следствие, а скорее причина их невостребованности в современной жизни.

Социологам хорошо известно: то, что люди говорят о тех или иных явлениях, не всегда совпадает с их реальным поведением по отношению к ним. Хрестоматийный пример: все знают и готовы повторить, что курить вредно, однако курильщиков меньше не становится.

Точно так же все жалуются на засилье на телевидении боевиков, эротики и низкопробного юмора – но именно такие программы имеют самый высокий рейтинг. Видимо, ту же природу имеет и высокая оценка россиянами науки. Ею гордятся, ее хотят развивать и даже осуждают ученых, покидающих страну.

Но при этом не видят надобности ни знать хотя бы ее основы, ни тем более ориентироваться на нее в собственном поведении.


Свинья под дубом-2

Можно даже заметить, что в последние десятилетия наука и порождаемые ею технологии все чаще вопринимаются в обществе как новый источник угроз.

За каждым сообщением о какой-нибудь новой смертоносной инфекции – будь то лихорадка Эбола, птичий грипп, атипичная пневмония или пандемия СПИДа – обязательно следуют разговоры об утечке (или даже применении) секретных научных разработок.

Выше уже говорилось о массовом неприятии клонирования – причем, что характерно, без каких-либо разумных аргументов.

Важно

Примерно таково же отношение общества к генно-модифицированным культурам: согласно данным социологов ВШЭ, 65% россиян не допускают возможности посадить на своем участке трансгенные растения – даже если ученые гарантируют им полную безопасность этих культур и удобства в обращении с ними. То, что порождено наукой, все чаще рассматривается как нечто подозрительное.

Между тем, в быту современного горожанина, пожалуй, не найдется предмета или субстанции – от хлеба и воды до последней никчемной безделушки, – в создании которых не принимали бы участия наука или порожденные ею технологии.

Благодаря науке и ее дарам за последние лет сто люди даже в России (не самой передовой в этом отношении стране) стали жить в среднем почти вдвое дольше.

Выросли поколения, не знающие, что такое голодные годы или опустошительные эпидемии, полностью выкашивающие города и области.

Но парадоксальным образом чем больше человек получает от науки конкретных удобств и выгод, тем настороженнее он относится к ней самой.

На первый взгляд, ситуация не такая уж новая: «Невежда так же в ослепленье бранит науки и ученье, и все ученые труды, не чувствуя, что он вкушает их плоды». Но крыловская «Свинья под Дубом» написана почти два века назад, на излете эпохи Просвещения.

Крыловский Невежда бранит науку потому, что незнаком с ней и с ее присутствием в его жизни (кстати, довольно скромным – в те времена не только бытовая утварь, но и уже существовавшие машины создавались без помощи научного знания). Тот, кто знаком с наукой, возражать против нее не может.

И, стало быть, нужно, чтобы научная картина мира стала достоянием всех.

К 60-м годам прошлого века эта программа в развитых странах была выполнена. Авторитет науки к этому времени уже перерос в культ. Дело было не только в престиже и перспективности профессии ученого.

Сила, оградившая род людской от голода и моровых поветрий, преодолевшая земное тяготение, создавшая компьютер и телевизор, невольно приняла на себя культурную роль божества.

Казалось, дальнейшие дары – личное бессмертие, вечная молодость, идельное устройство общества – лишь вопрос времени.

Совет

Сегодняшнее отчуждение «образованного общества» от науки отчасти порождено своеобразным «похмельем», ощущением обманутых ожиданий. Сказалось, конечно, и то, что иные «плоды» науки вышли довольно ядовитыми.

Освоение ядерной энергии оказалось сопряжено с проблемой радиоактивных отходов и реальной возможностью аварий на АЭС, создание новых веществ и материалов перевело на качественно новый уровень проблему загрязнения окружающей среды, многократное расширение арсенала лекарств сопровождалось бесчисленными «побочными эффектами» (порой чудовищными, как в случае с талидомидом – у женщин, принимавших во время беременности это безобидное успокоительное, рождались дети с уродливыми культями вместо конечностей).

Но, может быть, самым главным оказалось то, что все усилия просветителей так и не смогли сократить разрыв между достижениями науки и кругом представлений общества. Сколь бы обильными ни были пресловутые «плоды», все они сыпались с недоступных высот, на которых ничего не удавалось разглядеть.

Между тем в современном обществе преобладает тенденция максимально упрощать и облегчать потребление чего бы то ни было. От обычных овощей и мяса, с которыми возиться и возиться – к полуфабрикатам, которые надо только сунуть в кипяток или микроволновку.

От собственноручно написанной и переведенной на перфокарты программы – к «дружественному интерфейсу», который сам подскажет пользователю, что и как ему делать.

От домашней фотолаборатории – к цифровой «мыльнице», буквально реализующей знаменитый слоган фирмы Kodak: «Вы нажимаете на кнопку – мы делаем все остальное!».

Беда науки в том, что ее суть, ее методы и теории в принципе не поддаются переводу в такие «готовые для употребления» формы. Не только теорию относительности, но и ньютонову механику нельзя объяснить, не прибегая к математическому аппарату, намного превышающему познания среднего образованного горожанина. Можно, конечно, ничего не объяснять, а только излагать конечные выводы.

Но в этом случае читатель должен верить автору на слово.

Но как ему тогда разобраться, что когда специалист по квантовой механике говорит о способности электрона пролетать одновременно в два отверстия в экране – это научный факт, а вот когда «специалист по паранормальным явлениям» говорит о способности некоего лица находиться одновременно в двух местах – это что-то совсем иное?

Обратите внимание

Социологи ВШЭ в своем исследовании попытались выяснить, насколько жители Росси представляют себе границу между наукой и не-наукой. Респондентам был задан вопрос: «Астрология является научной, не очень научной или совсем не научной областью знаний?». 48% признали гадание по звездам занятием научным, 19% – «не очень научным» и лишь 18% решительно отказали ей в статусе науки.

Читайте также:  Как сегодня празднуется день поэзии?


Инстанции истины

Здесь пора сказать, что работа ученых из ВШЭ не была изолированной: такие опросы регулярно проводятся разными исследовательскими организациями во многих странах мира. Большинство входящих в них вопросов одинаково или различается лишь формулировкой, что позволяет сравнивать полученные данные.

Выясняется, например, что вопреки бытующему в России представлению о невежестве американцев последние гораздо лучше умеют отличать науку от ее тени: 66% жителей США сочли астрологию занятием совершенно ненаучным и лишь 6% причислили ее к наукам.

Мнение жителей Евросоюза склоняется скорее в пользу научности астрологии (41:37), но при более детальном анализе видно, что сторонники этого мнения проживают в основном в странах, недавно принятых в ЕС, – т. е. бывших социалистических.

В то время как, например, в Финляндии астрологию категорически отказываются считать наукой 77% опрошенных.

Разумеется, средний американец, финн или житель иной просвещенной страны тоже не может самостоятельно проверить, основана ли та или иная область знаний на научном методе или нет.

Они доверяют решение этой задачи авторитетным организациям: академиям, ассоциациям ученых, уполномоченным государственным структурам.

Которые, конечно, не обладают непогрешимостью: в мае прошлого года группа видных британских ученых и врачей выразила руководству национальной системы здравоохранения открытый протест против издания за государственный счет справочника по гомеопатии и публикации доклада, рекомендующего включить в список медицинских услуг рефлексотерапию, ароматерапию и некоторые восточные техники массажа, в частности, шиацу и рэйки. А в марте нынешнего года опять-таки в Англии разразился скандал вокруг того, что некоторые университеты начали выпускать специалистов по гомеопатии с дипломом «бакалавров наук». Однако сам факт таких скандалов показывает, насколько ревностно научное сообщество охраняет границы своих владений. При этом, заметим, никто не требует запрета гомеопатии или астрологии – ученые следят лишь за тем, чтобы эти занятия не назывались наукой.

Проблема России в том, что ее научные корпорации, включая самые авторитетные, мягко говоря, небезупречны в своих взаимоотношениях с псевдонаукой. Не будем тревожить мрачную тень «народного академика» Трофима Лысенко – тем более, что он не был типичен для Академии и даже на вершине славы открыто противопоставлял себя ей.

Но ведь и в безопасные 70-е академические (а тем паче – ведомственные) институты исправно «обосновывали» любые технико-социальные утопии властей – даже если для этого приходилось отменять закон сохранения энергии.

А уж совсем в последние годы главный климатолог страны академик Юлий Израэль неоднократно убедительно обосновывал как наличие, так и отсутствие связи между изменениями глобального климата и деятельностью человека – в зависимости от того, как в данный момент политическое руководство страны относилось к Киотскому протоколу.

Важно

Не удивительно, что у российского обывателя сложилось устойчивое представление о том, что ученые сегодня могут говорить одно, а завтра – совершенно противоположное.

Между тем, пренебрежение наукой может иметь далеко идущие последствия для развития страны. Ольга Шувалова приводит мнение американского социолога профессора Дж. Миллера: обыватель – это не только налогоплательщик, финансирующий научные исследования, но еще и потребитель новых продуктов и технологий.

Если он относится к ним с равнодушием и подозрением, не видит в них нужды и не умеет ими пользоваться – это «может стать фактором, сдерживающим создание и распространение новых технологий», на продуктов которых просто не будет спроса.

И тогда мечты о передовой высокотехнологичной экономике можно спокойно забыть.

Источник: «Что нового в науке и технике», № 6, 2007,

Источник: https://stengazeta.net/?p=10003495

Ученье – свет, а неученых – тьма | Журнал Neue Zeiten

Автор: Татьяна Окоменюк

В номере: 09 (099) сентябрь 2009

«Система школьного образования Германии — одна из самых совершенных в мире. Она имеет древние традиции и создавалась не одно столетие. Высокий общеобразовательный уровень населения в значительной степени обусловил экономический расцвет государства после Второй мировой войны», — написано в вузовском учебнике новейшей истории, по которому обучаются будущие российские педагоги.

Нам казалось…

Признайтесь, что многие из вас, переезжая на ПМЖ в Германию, были свято уверены, что западноевропейское образование, которое ваши дети получат на земле предков, ни в какое сравнение не идет с совковым. Вот там-то уж и паре иностранных язычков обучат, играючи.

И компьютер для ребенка станет чем-то вроде домашней игрушки, и незашоренная коммунистическим прошлым свобода мысли подует на наших отпрысков свежим ветром перемен.

И учителя там демократичные: к ним можно обращаться на «ты», они ведут занятия, сидя на учительском столе, и одеты, как юнцы, сорвавшиеся с молодежной тусовки. Там нет домашних заданий, политинформаций, субботников и поездок в подшефный колхоз на ненавистную картошку.

Не имеется школьной формы, сбора металлолома и конкурса песни и строя. К тому же, образование в Германии- одно из сильнейших в мире. Чего ж еще можно пожелать родному дитяти?

Уезжая из матушки-России, я тоже была убеждена в вышеизложенном, пока, в качестве родительницы, нос к носу не столкнулась с проблемами немецкой школы.

В чем же пробелы местного школьного образования и воспитания? Этот вопрос я адресовала своим землякам, чьи наследники грызут сейчас гранит немецкой науки. Тезисно излагаю их ответы:

«Германия нуждается в централизованной системе школьной подготовки. Сейчас же каждая школа и гимназия устанавливают свои правила и программы, поразительно отличающиеся друг от друга.

Поэтому при смене учебного заведения ребенку бывает очень сложно освоить новые требования. Я уже не говорю о том, что в каждой федеральной земле- свои заморочки.

Совет

Мы переехали из Берлина в Кобленц, и теперь наша дочь совершенно не справляется с нагрузкой, а ведь на старом месте училась блестяще».

«Не знаю, почему штатным расписанием немецких школ не предусмотрена должность психолога. Даже в России, несмотря на сложную экономическую ситуацию, каждое учебное заведение имеет такого специалиста. А ведь таким детям, как наши, надо помогать адаптироваться в непривычном окружении, улаживать возникающие конфликты.

Мой сын второй год страдает от моббинга одноклассников: ему регулярно прокалывают шины велосипеда, пачкают зубной пастой и кремом для обуви одежду в раздевалке. Он со страхом идет в школу.

Большинство учителей приезжают на работу из других городов, а потому не ведают о негативных склонностях своих подопечных и твердят одно: не надо настраивать против себя коллектив».

«Здесь практически не существует внешкольного досуга (если не считать Klassenfahrt(ов), наносящих ощутимый удар по семейному бюджету). Как сказал директор нашей школы, рабочий день педагога не безразмерен. Свободное время детей- это забота родителей».

«Удручает внешний вид учащихся, как впрочем, и некоторых педагогов: нечесаные разноцветные патлы, мешковатые футболки и свитера, волочащиеся по земле штаны, пирсинг и татуировки. Не школьный коллектив, а заблудившийся бразильский карнавал».

«Очень длинная волынка это немецкое школьное обучение.

Двенадцать лет! Если учесть, что в среднем немецкому студенту необходимо около десяти лет для того, чтобы получить диплом, а, учитывая, что в Германии получают аттестат зрелости не раньше восемнадцати, можно сказать, что свежеиспеченный немецкий молодой специалист совсем не молод – ему около тридцати.

А поскольку фирмы предпочитают молодых и энергичных, то, например, у говорящего по-немецки английского экономиста, которому по окончании университета двадцать три- двадцать четыре года, больше шансов получить место, скажем, в концерне БМВ, чем у его немецкого ровесника, который все еще учится».

«Может, здесь и более углубленно изучают отдельные дисциплины, но уровень общей эрудиции ребят весьма низок. Недавно у нас на дне рождения дочери присутствовали все ее одноклассники.

Мы с мужем попытались с ними побеседовать. Представьте себе, пятнадцатилетние ребята не знают элементарных вещей.

У них проблемы со столицами европейских государств, историческими событиями, произведениями немецких авторов и пр. Они поразительно мало читают».

«По данным фонда Stiftung Lesen («Чтение»), всего пятнадцать процентов школ Германии имеют собственную библиотеку. Мой внук тоже учится в школе без библиотеки. Этот пробел стараемся наверстывать за счет русскоязычной литературы».

Что говорит бесстрастная статистика?

Это –частные мнения. А что говорит о немецком школьном образовании бесстрастная статистика? В ходе опроса, проведенного детским фондом ООН, выяснилось, что немецкие школы занимают девятнадцатое место из двадцати четырех (в пятерку лучших вошли Канада, Франция, Норвегия, США и Исландия).

«Школьное образование в стране находится на крайне низком уровне, и это негативно сказывается на рынке труда, — говорит Дитер Ленцен, вице-президент Свободного Университета Берлина.- Пятьдесят лет назад еще можно было заработать себе на жизнь с помощью тачки.

Обратите внимание

Теперь же это транспортное средство редко где встретишь. Пишущая машинка, за которой раньше сидела профессиональная секретарша, уступила место многофункциональному персональному компьютеру. Труд стал интеллектуально более сложным и тем самым более зависимым от уровня образованности.

Мы делаем ставку на новое поколение, которое должно обладать высочайшим образовательным уровнем».

Что касается последнего, то уровень этот оставляет желать лучшего: по технике чтения и понимания текстов пятнадцатилетние школьники «страны поэтов и мыслителей» оказались в нижней трети таблицы среди своих сверстников из других современных развитых государств, в то время как немецкие учителя были уверены, что восемьдесят восемь процентов учеников этой «группы риска» не относятся к категории «слабых». А это уже- серьезные педагогические просчеты, являющиеся следствием несовершенства подготовки будущих педагогов.

Учеба в вузе «сеятелей разумного, доброго, вечного» носит в основном чисто теоретический характер. Практический опыт молодые педагоги накапливают уже по его окончании, в ходе годичной педагогической стажировки, в то время как в центре внимания должны находиться педагогические дисциплины и ранняя практика в школе.

А в чем же плюсы?

И все же, неужели так уж все плохо? Совсем нет плюсов? Есть, конечно. Прежде всего, это- прекрасная материальная база, какая нам на родине и не снилась. Вспомним хотя бы оснащение российских кабинетов информатики. Минимум или полное отсутствие домашних заданий- тоже плюс.

Основательное преподавание иностранных языков с практикой поездок за границу с целью укрепления языковых навыков. Проверка знаний методом тестирования, исключающего подсказки, списывание и колебание настроения экзаменатора.

Широкие возможности для развития индивидуальных способностей путем распределения предметов в соответствии с профилем обучения (языково-литературно-художественный, общественно-научный, математическо-естественнонаучно-технический).

Право отказаться в гимназии от изучения «не понравившихся» факультативных предметов и т. д. и т. п.

Подводя черту под вышесказанным, замечу, однако: хорошо или плохо школьное немецкое образование, а получить его все равно нужно.

Подавляющему большинству немецких школьников, армия которых состоит из десяти миллионов человек, сравнивать его, к счастью, не с чем.

Важно

Наша же, родительская задача, помочь отпрыскам преодолеть трудноприступную крепость знаний. Как учил нас дедушка Суворов: «Тяжело в учении — легко в бою».

Источник: http://neuezeiten.rusverlag.de/2009/10/03/uchene-svet-a-neuchenih-tma/

Ученье — свет… А неученых — тьма!

Серьезный спорт ни имеет ничего общего с честной игрой. Серьезный спорт — это война минус убийство. Джордж Оруэлл

Прочитал и очень внимательно, интервью в «Прессболе» интервью с Петром Ивановичем Хилько. Давно не брал в руки этой газеты, были на то свои причины, может, потом и напишу, не в этом суть.

Поразило то, что отвели под него большую половину первой страницы и практически всю последнюю! Когда увидел, был в шоке. Неужели практически без купюр опубликовали?! Но, прочитав до конца, понял, что и не могли по-другому. Нельзя было вырывать из контекста отдельные мысли-слова, терялся сразу смысл.

Читайте также:  Памяти юджина шумейкера. за что женьку-сапожника похоронили на луне?

Чувствовалось, что интервью давал человек, который понимал, что надо так формулировать свои мысли, чтобы не было ни малейшей возможности как-то интерпретировать его слова. Да это и неудивительно. Ведь Хилько был всегда отличником, причем в хорошем, точнее, отличном смысле этого слова.

В школе, техникуме, а в институте вообще был Ленинским стипендиатом! Для непосвященных: обычная стипендия в СССР была 40 рублей, повышенная — 50.

А Ленинская — 120! Помню, нам приводили цифры /могу ошибаться, кому интересно, погуглите/, что в СССР в 1982 году /когда я учился, Петр Иванович в этом году поступил в ВУЗ/было 12-15 ленинских стипендиатов всего. На весь СССР. Один из них был Хилько. 

Это предисловие к тому, что Хилько не просто спортсмен, как принято у нас считать. Помню советские фильмы про учителей, все шибко вумные, учитель физической культуры — дебил с мячиком.

Так вот, что всегда поражало в Хилько — это это его желание учиться! Всегда, везде и постоянно! Он всегда с большим ежедневником, в который всё время что-то записывает.

Совет

Кто бывал у него дома, отмечает, что у него немаленькая библиотека, причём видно, что книги не для красоты в стенке стоят.

Даже в этом  году он смог выкроить время для обучения на курсах в Минске, причём, насколько мне известно, тренеров по волейболу на этих курсах было очень мало. А вели занятия профессора из Москвы, Киева и пр. Все всё знают? Их дело…

Но вот Хилько в частных беседах отмечал, что эта учеба очень много дала,  всё же не хватает времени у него отслеживать все новинки и новые течения в спортивно-тренировочных процессах.

Да, тогда он был ещё тренером сборной страны, брестского «Локомотив-Прибужье», а так же вел всю работу брестского любительского клуба «Стимул», отвечал за проведение любительского чемпионата города Бреста по волейболу и времени ему действительно не хватало.

 Преамбула закончена, попробую по существу. 

Видно, что человеку наболело. Видно, что человек болеет за дело. Видно, что говорит отличный специалист. И чувствуется, что будет это «глас вопиющего в пустыне»…

Федерации не нужны хорошие специалисты. Федерации не нужны хорошие игроки. Федерации не нужен хороший чемпионат страны. Тем более, федерации не нужна сильная сборная. Перед новым руководством сборной страны будет поставлена задача выйти из отборочной группы ЧЕ. Что-то там пообещают.

Может, что-то и дадут, чтобы подчеркнуть, что Хилько — «редиска» и склочник, а вот новое руководство сборной — молодцы. И забудут, как только отборка пройдёт.

Если новый главный тренер промолчит, значит, останется всё по-прежнему, что-то попытается сказать — снимут /дай Бог, чтобы не голову/.  

Обратите внимание

Сначала кажется, что интервью — резкое. Но после второго прочтения понимаешь, что Хилько говорит очень дипломатично, в душе совсем другие слова. Для меня главной мыслью этого интервью просквозило одно: во главе нашей федерации волейбола есть АБСОЛЮТНО некомпетентные люди, которые ничего не хотят делать.

И это, на мой взгляд, очевидно. Поясню. В этом году у нас в стране впервые проводился Кубок страны по волейболу среди любителей. Раньше всё это было на уровне разговоров, но в этом году благодаря усилиям Александра Судьева этот турнир был проведен. И проведён, на мой взгляд, очень успешно.

И дело не в том, что наша команда «Строитель» смогла пробиться в финал /хотя, конечно, приятно!/, где боролась с очень сильной командой из Солигорска, а в том, как был организован сам турнир от предварительных этапов по регионам страны, до финальных игр в Минске.

Даже он-лайн трансляции были организованы! Спасибо Александру ещё раз.

Так вот, послал слова благодарности Александру Судьеву на сайт федерации. Слова абсолютно искренние, знаю не понаслышке, что такое организация каких-либо спортивных мероприятий.

Человеку даже спасибо не сказали в руководстве федерации! Ни одного высокопоставленного чиновника на финальных играх не было. А что может быть проще, приехать на полчаса в спорткомплекс «Атлант», сказать слова напутствия, вручить Кубок и медали.

Но нет, мы же для них — любители-неумехи. Быдло, одним словом… Как можно положительно относиться к такому руководству федерации?

Продолжение следует…

P.S. Пока готовил материал, появилось много новой информации, соответственно, и мысли новые появились. Причем, мысли грустные…

Источник: https://by.tribuna.com/tribuna/blogs/erikbrest/935451.html

Читать

Часть 1

Стук пулемета и тела стон…

Для глупой смерти ты был рожден?

Осталось жизни на полглотка…

Но тут вмешалась судьбы рука!

      — Слева, Кот! – крик друга резанул по нервам.

      Костя перекатился в сторону, уходя от удара, и выстрелил на звук. Короткий вскрик показал, что попал. Еще рывок, и он уже лежит в кустах, отстреливаясь от очередной банды, гордо именующей себя защитниками ичкерийской свободы.

      В наушнике коротко пискнуло и кто-то вскрикнул. Змей! Костя рванул в ту сторону, глядя, как падает друг от короткой автоматной очереди почти в упор, пытаясь уберечь, спасти и понимая, что не успевает! Последний вздох Змея слился со щелчком под ногой, и взрыв закрыл полнеба. Боль, темнота и небытие…

      «Что ты сделала, сестра?»

      «Ему рано умирать, брат. Я хочу, чтобы он жил»

      «Его тело погибло»

      «Я знаю того, кто близок ему. Там тело цело, погибла душа»

      «Ты хочешь их соединить? В каком мире, сестра?»

      «Там, где цело тело»

      «Как хочешь!»

      Первое, что Костя ощутил, был запах. Нежный и пряный, он обволакивал все вокруг. Потом пришли звуки. Далекие и близкие: щелчок двери, шаги, голоса.

Незнакомые, кстати. И мужские.

      — Император так и не пришел в себя.

      — Завтра придется объявить Совету, что при пробуждении родовой магии император впал в кому и умер.

      — Это катастрофа. У императора нет наследников, в империи наступит хаос.

      — Да, плохо, что Эрмиэль не стал императором после пробуждения магии. Тогда он мог не уничтожать своих возможных наследников.

      — Кто знает? Жестокость императора не знает границ. Может, кто-нибудь сохранился?

      — Не знаю, если только дальний родственник.

      — Наведите справки. Нам нужен прямой потомок Первого Императора.

      — Конечно, канцлер.

      — И подготовьте площадку для погребения. Завтра у всех будет трудный день. Все личные рабы должны будут взойти на погребальный костер императора.

      — Разумеется, я бы отправил туда и младшего супруга. Все равно от него никакого толку.

      — Посмотрим. Силой мы его заставить не можем — он не раб. А вот подвести к добровольному сожжению вполне.

Важно

      Костя притих, стараясь, чтобы никто не заметил, что он очнулся. Почему-то не хотелось вскакивать с воплями «Вот он я!». Сначала следовало оглядеться и решить, где он и что происходит.

      Разговор увял, и мужчины вышли. Подождав немного, Костя приоткрыл глаза, осмотрелся. Он лежал на широком ложе, витые колонны поддерживали тяжелый балдахин, стены комнаты украшали вышитые гобелены. Мебель изящная и, даже на его неопытный взгляд, дорогая. И тут он вспомнил слова мужчин – император! Осторожно поднялся и обнаружил, что лежит обнаженным.

      «Ничего себе – сон!»

      Костя увидел огромное зеркало, подошел к нему и оглядел себя. Стройное тело, изящное, но мужское. Голову оттягивали тяжелые косы, очень красивое лицо, темные миндалевидные глаза, немного тонкий нос, нежные губы. Красивый мужчина. Костя шагнул к зеркалу, зацепился за ковер и чуть не упал, ободрав кожу на ладони. Резкая боль отрезвила его.

Мужчина слизнул кровь и тут понял, что это не сон! Паника сдавила грудь, и он сжал кулак, желая рассадить зеркало. Остановило его нежелание поднимать шум, пока не разобрался, что к чему. Костя осмотрелся и заметил какую-то одежду на кресле — при ближайшем рассмотрении это оказался халат.

Накинув его на себя и завязав узорчатый пояс, он сел в кресло и задумался.

      Последнее, что Костя помнил, – это бой, разорванный автоматной очередью Змей, потом щелчок и взрыв. По всему выходило, что, погибнув, он каким-то образом оказался непонятно где, в чужом теле. И теперь он субтильный мужчина, император, и зовут его Эрмиэль.

      На столике лежал свиток. Костя взял его, развернул и машинально стал читать. Где-то на третьей строчке он понял, что письменность ему странным образом знакома. Это оказался старинный, судя по виду, документ о ритуале пробуждения Родовой Магии Императорского Дома в день совершеннолетия наследника.

      — Так вот о чем они говорили… — пробормотал парень. – Если я теперь он, надо привыкать так о себе говорить. Теперь я Эрмиэль, император. И вроде у меня даже муж есть. Муж?! Почему муж?

      За раздумьями прошла ночь, а когда рассвело, в комнату зашел мальчик. Судя по всему, он не заметил, что кровать пустая, поднял упавшие лепестки с букета цветов и тихонько скользнул за дверь напротив камина.

      Костя вдруг подумал, что неплохо бы принять ванну, да и туалет посетить не мешало и, поразмыслив, пошел следом за слугой. За дверью действительно оказалась туалетная комната.

Совет

Огромная ванна из нежно-розового мрамора с серыми прожилками, удобные скамьи, столик со множеством баночек и флакончиков. И двое обнаженных мальчиков. Они оглянулись на вошедшего императора и бухнулись на колени, склоняя голову.

Костя… Эрмиэль с интересом посмотрел на потрясение вперемешку с ужасом на лицах слуг и сел на скамью.

      — М?

      — Простите, господин… — пролепетал один из мальчиков, – мы не успели набрать ванну, мы не знали…

      — Не знали? Или не ждали? – с непонятным самому себе ехидством спросил император.

      Мальчишки побелели.

      Костя смотрел, как трясутся худенькие тела, как дрожат губы у мальчиков. Поморщился и подозвал:

      — Подойдите.

      Мальчишки подползли и замерли, уткнувшись лицом в пол. Эрмиэль, пора привыкать называть себя так, поднял за подбородок одного из мальчиков. Зажмуренные глаза, дорожки слез, сжавшееся тело.

      — Ты готовишь ванну, – проговорил Костя, нет император, – а ты — расплетешь мне волосы. Они скатались, пока я лежал… Лежал, да.

      Мальчишку как ветром сдуло. Он кинулся к золоченым кранам, включил их, затем подхватил пару флаконов, налил из них жидкость в воду, метнулся к шкафу, доставая пушистое полотенце.

Император откинулся назад, подставляя голову осторожным рукам второго мальчика.

      — Все готово, господин, – прошептал мальчик, не поднимая глаз на императора.

      Костя осторожно вошел в воду, опустился и замер, наслаждаясь приятным ароматом и теплой водой. Тонкие пальчики осторожно массировали кожу головы, нанеся на волосы гель с мягким цветочным ароматом.

Почувствовав, что еще немного, и он уснет прямо в воде, император открыл глаза и встал. Мальчики быстро и осторожно промокнули его тело от воды и накинули на плечи халат. Закончив, отступили назад и снова опустились на колени.

Эрмиэль кивнул им и вышел, провожаемый ошеломленными взглядами.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=198438&p=12

Ссылка на основную публикацию