Клиповое мышление. что это такое?

Клиповое мышление: плюсы и минусы. Как избавиться от клипового мышления

Как-то сидя в ресторане за столиком в ожидании заказа, я наблюдала за множеством операций, совершаемых сотрудником заведения за минуту. Делая подсчёт на кассовом аппарате, он, не отрываясь от работы, стал отвечать на телефонный звонок.

Официант из зала выкрикнул вопрос по меню, и парень с трубкой у уха, на секунду подняв глаза от кассы, ответил. Затем повернул голову с телефоном к входу и с улыбкой поприветствовал новых посетителей.

Указав на свободные столики и проговорив несколько слов о сегодняшней акции, он продолжил общаться по телефону и клацать на кнопки кассы… Все его действия были доведены до автоматизма.

Обратите внимание

Пример пришёл мне в голову, когда я взялась за написание статьи о клиповом мышлении современных школьников и молодых людей: фрагментарном, быстром, поверхностном.

Этот двадцатилетний парень — представитель поколения с таким восприятием действительности, которое считается проблемным, потому что юноша больше походил на робота, нежели человека.

Ведь совершать одновременно множество второстепенных операций свойственно машине.

Сегодня очень ценятся «мультитаскные» работники. Хотя наука твердит о вреде многозадачности в том виде, в каком требуют современные работодатели; большинство хочет, чтобы нанятый сотрудник больше делал и меньше думал.

Такая непопулярная у подрастающего поколения умственная операция, как «думанье», больше свойственна людям постарше с понятийным мышлением, позволяющим смотреть на мир вдумчиво и целостно.

Это прерогатива интеллектуально развитой личности. Чем больше развито понятийное мышление, тем более успешен человек и тем лучше справляется с трудностями.

Есть мнение, что с ростом технического прогресса оно постепенно превращается в рудимент и уходит в прошлое…

Клиповое мышление: что это значит

Педагоги, психологи, физиологи и социологи сегодня потерялись в понятиях относительно клипового мышления. Ведь процессу думанья, если его разобрать на составляющие, свойственны такие мыслительные этапы, как внимание, восприятие, память, воображение, воспроизведение. А мышление есть совокупность этих умственных процессов, лежащих в основе познания.

Всех этих значений нет у слова клип: быстро сменяющиеся и несвязанные по смыслу обрывки информации, впечатления и образы, не требующие анализа и осмысления. Так что употребление вместе этих понятий кажется неуместным. Лучше уж сказать клиповое внимание, восприятие, сводящееся к банальной реакции на быстро меняющиеся условия и свойственное в большей степени молодежи, но не только.

Люди постарше, которым сейчас около 40 лет, заставшие советскую систему обучения в школе и вузе, также признаются, что разучились воспринимать длинную однородную информацию и читать книги.

Важно

Текст объёмом в сто – триста страниц — куда ни шло, но многостраничные произведения — увы.

Буквы не складываются в слова, быстро утомляешься и появляется желание оптимизировать процесс, то есть «пробежаться по строчкам» и получить общее впечатление.

Такая потребность появляется, когда взаимодействуешь со множеством внешних раздражителей… Если у индивида нет желания укрыться от них: не видеть, не слышать, не понимать и не чувствовать, что свидетельствует о неблагоприятном состоянии нервной системы и психики, а на первый план выходит стремление из массива информации выделить важное и приступить к действию, то это признак эволюции…

Первичная реакция здорового организма на изменившиеся условия существования — приспособление. В нашем контексте это защита мозга от перегрузки. Обороняясь от большого количества воздействующих факторов, он начинает действовать по короткому пути, больше работать с кратковременной памятью, чем с долговременной, характерной для мыслительного процесса.

Ускорение темпов жизни и возрастание потока информации порождает необходимость её отбора.

Стремительное развитие интернет-технологий и расширение коммуникативного пространства требует выработки понятного всем языка образов. Клиповая подача информации сегодня везде.

Её атрибуты: яркая визуализация, эмоциональность, ассоциативность, запоминаемость, краткость, высокая скорость восприятия картинок, постоянное обновление.

клиповое мышление

Признаки клипового мышления

Когда в 90-е годы на ТВ впервые появился клип — беспорядочная смена картинок — многие не могли понять, что это. Постепенно мозг привык к такому формату и выработал нужное восприятие. Теперь мы уже говорим о признаках и следствиях клипового мышления, среди которых отмечают:

  • неспособность работать с большими объёмами данных;
  • быстрая утомляемость;
  • хаотичное рассеянное внимание;
  • трудности с концентрацией;
  • гонка за внешним образом и сменой впечатлений;
  • перманентное перевозбуждение;
  • быстродействие или спешка;
  • многозадачность;
  • подверженность постороннему влиянию;
  • повышенная внушаемость;
  • обширная, но бессистемная информированность по любым вопросам;
  • поверхностность знаний и суждений;
  • прокрастинация

Некоторые из этих следствий нельзя назвать нормой, например, быструю утомляемость. И всё же признаки клипового мышления — требования времени, к которым лучше приспособиться и грамотно использовать. На смену информационному голоду прошлых десятилетий, пришло «инфоожирение». Спору нет, голод — это плохо, равно как и бесконтрольное потребление пищи. Аналогично и с поглощением информации.

Раньше школьники без труда сидели на уроке 45 минут. Характер обучения чаще всего был линейным: когда одно дополняло другое, постепенно выстраиваясь в единую систему. Теперь внимание ребёнка можно удержать всего 15 минут… Определённо педагогам приходится туго, и ситуация с современным образованием сложная.

Клиповое мышление: плюсы и минусы

Это явление времени имеет как плюсы, так и минусы. К минусам клипового мышления школьников относят рассеянность или расстройство внимания, отсутствие усидчивости, гиперактивность, утрата мыслительной функции, желания познавать и способности творить.

А также снижение чувствительности и понимания других, отсутствие рефлексии, коммуникативных навыков и небольшой словарный запас. Преобладание конкретного мышления над абстрактным, отсутствие собственного мнения (подмена его вычитанным из интернета), некритичность мышления, излишняя тяга к комфорту.

Считается, что с клиповым мышлением многого в карьере не добьёшься, но исполнители из такой молодёжи хорошие, легко управляемые… Сторонники классического образования с беспокойством наблюдают, как основа интеллектуального развития — понятийное мышление уступает позиции клиповому. Бытует мнение, что людям с понятийным мышлением сложно стать богатыми, а людям с клиповым — великими личностями. Может их синтезировать, чтобы состояться на жизненном поприще?!

Совет

К немногочисленным плюсам клипового восприятия подрастающего поколения специалисты относят быструю реакцию и принятие решений, умение подстраиваться под условия.

Скудный словарный запас компенсируется способностью поглощать и перерабатывать большие объёмы информации в динамичной форме через символы, образы и схемы.

За счёт этого у молодых людей увеличился объём внимания, которое хорошо переключается и распределяется.

Они вынуждены запоминать много учебного материала, но память не перегружают, стараясь вычленять главное. Ни к чему хранить в голове ненужные данные, если под рукой интернет.

Исчезла потребность в анализе и логике.

Хотя некоторые предметы в школе и направлены на их развитие, считается, что система ЕГЭ значительно сократила использование этих когнитивных навыков, поэтому подходит далеко не для всех учебных дисциплин.

Как избавиться от клипового мышления

Специалисты спорят, развитие или деградацию влечёт за собой клиповое мышление? В любом случае непросто перейти от понятийного восприятия действительности к клиповому и тем более обратно. Мозгу требуется время, усилия, саморабота, поэтому мы наблюдаем предсказуемую картину — борьбу противоположных мнений и недопонимание поколений.

По данным российского образовательного портала «Инфоурок», педагоги работают над изменением приоритетов обучения с помощью информатизации образования. Порой им кажется, что всевозможные девайсы и гаджеты не столько упрощают нашу жизнь, сколько усложняют…

Современные исследования показывают, что обучение — это расширение сети нашего понимания. Оно эффективнее, когда мозг берёт по кусочку новых сведений и присоединяет их к уже существующим. То есть, по сути, он не изменился, предпочитая постепенность, а не аврал информации.

клиповое мышление

Нейробиологи утверждают, что мозг, как и прежде, обрабатывает задачи последовательно и никак иначе, а многозадачность — это иллюзия, в которую впало наше общество, качества машины присвоив людям…

Обратите внимание

На первый план выходит развивающая функция обучения. Используются учебно-поисковые методы в режиме диалога, конструирование ситуаций, интерактивы, мобильность, частная смена деятельности и многозадачность.

Клиповость как элемент обучения присутствует, но не преобладает. Монотонность и злоупотребление линейной подачей материала исключены. Большое разбивается на блоки, упрощается. Изученное многократно повторяется.

По мнению педагогов, сегодня возникла настоятельная потребность и в культивировании живого общения между учениками, пока оно не исчезло совсем. Обязательно надо прививать вкус к чтению художественных произведений и обсуждению прочитанного в противовес бесконечному серфингу в интернете и безраздельному влиянию СМИ на юные умы.

Как прийти к равновесному мышлению

Можно ли совместить оба вида познания и сформировать нечто вроде равновесного мышления. Как говорилось выше, люди 30–40 лет находят в себе признаки клипового и ещё не утеряли свойства понятийного мышления. Совмещать малосовместимое помогают восточные практики: тренировка концентрации внимания, медитация, дыхательные упражнения, йога.

На Востоке давно провозгласили главенство трансцедентального разума, имеющего неограниченные возможности и переходного к более высоким уровням сознания, которое предполагает сохранение главных человеческих ценностей, отношений и созидательную деятельность.

Дыхательная медитация

Беспокойный ум человека — источник многих проблем современности. Если всё вокруг направлено на то, чтобы его взбудоражить, надо сознательно переводить мысли в спокойное состояние. Хорошо работает медитация, которую часто побаиваются, связывая с какой-то тайной: посидеть в тишине с прямым позвоночником кажется слишком простым для такого сложного понятия.

Между тем 5–10 минут сидения утром и столько же вечером, значительно улучшат состояние нервной системы. Практикующие отмечают, что обретается какая-то неосязаемая внутренняя опора, и день складывается по-другому, более осознанно.

Зачастую под медитацией понимают расслабление. Многие тренинги направлены именно на это. Самая известная и доступная из них — дыхательная медитация. Никаких специальных упражнений не требуется, только подсчёт собственного дыхательного цикла: вдоха-выдоха с небольшим растягиванием последнего и осмысленное сосредоточение на этом процессе. Уже через минуту можно почувствовать облегчение.

Обычно возбуждённому человеку рекомендуют: «Дыши глубже». Дышать надо не глубже, а медленнее, тогда эмоциональное состояние стабилизируется. Вспомните, когда вы в стрессе, — дыхание учащается. Замедляя его, вы вызовете обратный эффект.

Настоящая медитация — это не только и не столько расслабление, сколько большая внутренняя работа, открывающая горизонты развития личности. Научные опыты показали, что человек, расслабленно сидящий с закрытыми глазами и медитирующий, — разные вещи. Над головой второго приборы улавливают мощные электрические волны и ауру свечения…

Если практик захочет пойти дальше, то к его услугам профессиональные сообщества, где обучают настоящей медитации. Можно посетить ретрит, поучаствовать в випассане — необходимых этапах на пути освоения качественной медитации, которые помогут установить связь со своим «Я».

День тишины и «мауна»

В домашних условиях можно провести «День тишины». Ограничить себя в пользовании интернетом и общении с окружающими, если не на день, то хотя бы несколько часов. Выполнять простой физический труд: уборку по дому, облагораживание территории… Заняться хобби.

Уйти в эти часы от повседневных забот, высоких скоростей и автоматизма. Позволить себе делать все дела в два раза медленнее, как бы привнося бдительность и осознанность в каждой действие.

Мозг будет благодарен за такие паузы, его работа улучшится, а восприятие текущих событий станет яснее.

Важно

В йоге есть интересная практика, хорошо справляющаяся с говорливым умом. Мауна в переводе с санскрита означает молчание не только в речи, но и в уме.

Хотя бы в течение двух часов нужно постараться никуда не выходить из дома, ни с кем не разговаривать, не включаться в обдумывание наплывающих мыслей, дать им побыть и уйти. А также не смотреть ТВ, отключить телефон, не читать, не делать требующих сильной концентрации дел.

Лучше отвести такой практике сутки. Конечно, это требует определённого опыта, который по мере упражнений в молчании, придёт.

Видный индийский политический лидер и мыслитель ХХ столетия Махатма Ганди регулярно практиковал мауну. Во время молчания внутри себя он находил ответы на многие вопросы и добился почти невозможного — мягко и тактично с доброжелательной улыбкой отвадил колонизаторов всех мастей от своей страны, заставив их признать суверенитет Индии.

Современные курсы по медитации, помимо обучения расслаблению, ставят целью ещё и научить быстро сосредотачиваться на чём-то одном.

Читайте также:  Панические атаки. что о них нужно знать?

Когда хорошо концентрируешься, даже трудная работа выполняется быстрее и качественнее. Вы погружаетесь в неё настолько, что ничего не замечаете.

Большинство из нас работает, постоянно отвлекаясь на внешние раздражители, делая внимание слабым, расщеплённым и растрачивая ресурсы мозга.

У нас есть автоматическое и произвольное внимание. Обладатели клипового мышления склонны к первому — быстрому, импульсивному, многозадачному. А у людей с понятийным мышлением хорошо развито произвольное внимание, требующее таких волевых актов, как усвоение, понимание, анализ.

клиповое мышление

Внимание можно натренировать, как мышцу. Упражнений в концентрации много.

Совет

Можно по 5 минут в день, ни на что не отвлекаясь, смотреть на точку на стене, янтру (рисунок), написанное слово или мантру. Созерцать нейтральный предмет, например, вазу.

В йоге есть интересная практика концентрации на пламени свечи — тратака. Можно сосредотачиваться на различных частях тела — дришти.

Как работает сосредоточение, иллюстрирует пример из физики с рассеянным и однонаправленным светом — лучом. Концентрация — это умение собрать рассеянное внимание в луч ментальной энергии и направить его на выполнение дела. Хорошая концентрация не может быть длительной: 3–4 часа. Природа налагает ограничение на ресурсы мозга. Профессионалы придерживаются этого правила и многого добиваются.

Как ещё поддержать концентрацию? Находясь на природе. Неспроста в Японии среди учебных дисциплин для школьников ввели уроки созерцания и любования природой. А вот прогулки по городу растрачивают.

Вспомните, сколько там рекламы и броских вывесок, борющихся за наше внимание.

Эксперименты показали, что люди, побывавшие на природе, на 20 % лучше отдыхающих в городе выполняли свои повседневные задачи.

Сегодня в мегаполисах очень много людей с рассеянным истощённым вниманием. В таком состоянии человека можно убедить в чём угодно. Этим пользуются воротилы индустрии потребления, «впаривая» ненужные товары и услуги.

На ум приходит финальная фраза из фильма Терри Гиллиама «Теорема Зеро».

Коэн, главный герой, — топ-менеджер большой корпорации по доказыванию математических формул и теорем… Одновременно он занят поисками своего жизненного предназначения.

Однажды ему поручают довести до конца формулу, на которой сгинули многие хорошие специалисты. Дойдя до полного выгорания, он понимает, что у неё нет доказательства.

Окончательно измучившись и во всём разочаровавшись, он в отчаянии бросается к боссу с вопросом, зачем тот заставляет людей работать над невозможными задачами… И получает ответ, что нужна какая-то цель, пусть даже иллюзорная.

Видимость работы, смысла, суеты… Хаос приносит прибыль!

Лучше контролировать собственный «хаос», чтобы жизнь не заставляла решать иллюзорные задачи.

Источник: https://www.oum.ru/yoga/samorazvitie-i-samosovershenstvovanie/klipovoe-myshlenie/

Чем опасно клиповое мышление и как с ним бороться

Минус: Человек не способен долго концентрироваться на информации, у него заметно снижается способность к анализу

Обладатель клипового мышления не может анализировать ситуацию, поскольку любая информация не задерживается в его сознании и быстро сменяется новой.

От способа мышления зависит успешность в карьере и жизни.

Например, в бизнесе умение анализировать, выделять главное и принимать на основе анализа решения — то есть наличие «продолжительного» мышления — единственная возможность стать успешным менеджером.

Его главная особенность — высокий объем внимания. Во время переговоров важно быть последовательным: всегда помнить о том, какой вопрос является ключевым, и не перескакивать с темы на тему.

минус: Ослабляет чувство сопереживания

Жестокость и насилие, которые ежедневно поглощают люди с экранов телевизоров и каналов на YouTube, постепенно повышает порог человеческой чувствительности к переживаниям других.

В момент, когда в мире случаются громкие трагедии, люди начинают сочувствовать и сопереживать погибшим, однако «градус сочувствия» резко падает, ведь за это время через сознание людей прошли тонны новой информации.

Клиповое мышление — мышление сиюминутного восприятия, минутной реакции.

Известный британский футуролог Джеймс Мартин, который предсказал появление интернета, разделил людей на два типа. Первый тип — «люди книги» — получают информацию от чтения и обладают «продолжительным» мышлением. Второй тип — «люди экрана» — наделены клиповым мышлением. Преимущество последних в том, что они обладают скоростным откликом и быстрее реагируют на любые стимулы и изменения.

Минус: Падает уровень успеваемости и снижается коэффициент усвоения знаний

Педагоги во всём мире бьют тревогу: дети мало читают и не понимают смысла прочитанного. Школьники плохо понимают чужие мысли, потому написать изложение для них — сверхзадача. Ученики быстро забывают то, чему их недавно учили, и не могут осилить произведения классической литературы.

Обратите внимание

В ходе эксперимента старшеклассникам предложили ответить на ряд элементарных вопросов из программы предыдущих классов. Результаты показали, что коэффициент усвоения знаний у школьников — 10 %.

«Спасательным кругом» для учеников всё чаще становятся краткие пересказы произведений и готовые домашние задания.

Плюс: Защищает мозг от информационной перегрузки

Многие специалисты называют клиповое мышление механизмом адаптации к развитию информационных технологий и данностью XXI веку. Сознание современного человека естественным образом подстраивается под необходимость реагировать на терабайты информации, которые поступают из десятков разных источников, включая интернет.

Минус: Люди становятся податливыми к манипуляциям и влиянию

Краткость рекламной информации — мощный инструмент продаж. Поскольку в рекламе акцент делается на эмоции, человек теряет здравый смысл и способность анализировать и чаще делает ненужные покупки.

После у человека может появиться чувство, будто им сманипулировали, но дать объяснение неприятному «послевкусию» сложно, ведь сознание «затуманили» эмоции.

Как пример можно вспомнить один из трогательных рекламных роликов iPhone, приуроченный к Рождеству.

Плюс: Развивает многозадачность

Американский психолог Лари Розен в книге «Я, моё пространство и я: воспитание сетевого поколения» отмечает, что сильная сторона «поколения интернета» (Internet Generation) — возросшая способность к многозадачности. Такие люди могут одновременно слушать музыку, общаться в чате, сёрфить по интернету, редактировать фото и делать при этом уроки или работать.

Источник: http://www.lookatme.ru/mag/how-to/inspiration-howitworks/207449-clip

Клиповое мышление. Что это такое?

*** Сlip в переводе с английского обозначает «стрижка; быстрота (движения); вырезка (из газеты); отрывок из фильма, нарезка». Термин «клиповое мышление (КМ)» больше соотносится с последним значением и отсылает к принципам построения музыкальных клипов.

Точнее к тем их разновидностям, где видеоряд представляет собой слабо связанный между собой набор образов. По аналогии, при клиповом мышлении — окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов.

Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга и постоянно требует новых. Если посмотреть со стороны анализа информации, то обладатель КМ оперирует только смыслами фиксированной длины и не может работать с семиотическими структурами произвольной сложности.

Важно

Внешне это проявляется в том, что человек не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, и у него снижена способность к анализу.

Естественно, человек не рождается с таким мышлением. Оно вырабатывается при длительном потреблении информации в мозаичном и препарированном виде через музыкальные каналы и СМИ.

Клиповое мышление не смертельно, но и не безвредно. Прежде всего, оно влияет на успешность учебы. Для современного подростка осилить что-либо из классической литературы XIX века — уже сверхзадача. Не потому ли такой популярностью пользуются всевозможные дайджесты и готовые сочинения.

Проведенные эксперименты показывают, что резко снизился коэффициент усвоения знаний. Старшеклассников попросили ответить на ряд исключительно простых вопросов из программы предшествующих лет обучения. Выбирался только тот материал, незнание которого оценивалось в соответствующем классе на двойку. Результаты показали коэффициент на уровне 10%.

Другая сторона клипового мышления — ослабление чувства сопереживания, ответственности. Интересную мысль по этому поводу в своем интервью высказал диакон Андрей Кураев, размышляя о восстановлении рухнувшего «Трансвааль-парка».

«…Но тот человек, который идет сознательно развлекаться и берет с собой детей для развлечения на место, политое человеческой кровью, конечно, тем самым демонстрирует, что с его совестным чувством что-то не так. Я думаю, что это люди, которые воспитаны в клиповом мышлении. Это мышление сиюминутного восприятия, то есть даже не мышление, а минутная реакция.

Вот идут сводки новостей, одна с другой не связаны. Идет концерт, один номер с другим не связан. Вослед рекламные ролики — один с другим не связан. Наконец, есть множество телеканалов, которые ты постоянно переключаешь, и они тоже между собой никак не связаны. Человеку на осмысление какой-то ситуации дается две-три минуты, не более того.

И тут же все забудь, поскольку начинается нечто совершенно другое. Другая информация ждет своей очереди, чтобы влиться в тебя и протечь через твои мозги. Это клиповое мышление в итоге мешает человеку быть целостным. Я не сомневаюсь, что те люди, которые сейчас пойдут в аквапарк, когда случилась трагедия, наверняка сочувствовали, сопереживали.

Может быть, даже давали зарок — больше туда не будем ходить… Но прошло несколько месяцев и уже совсем другая погода в душе. Другие тонны информации через нее прошли. И человек уже предпочел забыть то, что произошло. Не думать о нем».

Опасность еще заключается и в том, что возник эффект обратного действия, и СМИ, телевидение сами стали подстраиваться под воспитанную ими аудиторию.

Совет

Например, текст в статьях становится сильно фрагментированным, разбитым на перемежающиеся смысловые блоки небольшого — два-три абзаца — объема.

Он насыщен большим количеством коротких фраз, и главная его задача — создать не логическое, а эмоциональное отношение к происходящему. В результате роль читателя сводится к простому потреблению информации. Такая форма подачи материала оказалась весьма удобной для коммерции.

Делая упор только на эмоции, легче заставить человека руководствоваться полученной информацией в повседневной жизни. А для закрепления эффекта используются ссылки на «авторитеты», что выливается прямо-таки в гипертрофированный интерес к жизни богемы.

Появились целые серии книг, написанные в стиле общения в чатах, по ICQ или дневниковых записей. Снимаются фильмы, построенные на принципах клиповой техники. (Самый яркий пример — «Матрица»). То есть система начинает воспроизводить саму себя и собственных потребителей.

Но от стиля мышления во многом зависит успешность по жизни. Программы вузов намного сложнее школьных и требуют восприятия и переработки гораздо большей информации. В современном бизнесе без умений анализировать, вычленять суть и принимать на основе этого решения, вообще невозможно стать успешным менеджером.

Одно из главных требований в нем — способность выстраивать цепочку из последовательности действий от существующего положения до поставленной цели. А создание таких цепочек подразумевает наличие «продолжительного» мышления.

Отсюда, возникновение вполне реальной опасности, что носители КМ будут вытеснены на положение аутсайдеров.

Как же бороться с клиповым мышлением?
В некоторых странах, где стали осознавать его опасность, разрабатываются специальные тренинги, где учат сосредотачивать внимание на одном предмете и удерживать состояние концентрации в течение длительного времени. Но наиболее доступный метод — это все-таки чтение (естественно, не клиповой литературы).

В отличие от ТВ, где происходит управляемое восприятие, при прочтении художественного произведения приходится самостоятельно выстраивать образную систему. А всяческое закрепление прочитанного — обсуждение, конспектирование и т. д.

способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями, и в конечном итоге приводит к разрушению мозаичной, фрагментированной картины мира.

Обратите внимание

В заключение хочу привести интересный пример. Один известный российский маркетолог, автор брендов «Дарья», «Тинькофф», «Т» и др., преподавая в МГУ, заставляет своих студентов читать современных философов — Бодрийяра, Лиотара, Фуко, Барта, Лосева, Бахтина, Мамардашвили.

Он считает, что именно через их труды можно научиться выстраивать цепочку от общего к частному и стать успешным маркетологом. Смею заверить, что изучение трудов упомянутых мыслителей намного сложнее чтения русской классической литературы.

И если для обладателя клипового мышления последнее является сверхзадачей, то с философией он уж точно не справится, и как вывод — вряд ли чему научится.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/8011/

Клиповое Мышление – Гениальность Или Деградация

Современную молодежь нередко ругают за то, что она поверхностна и практически не читает книг. Развитие телевидения и, особенно, интернета, привело к тому, что нынешнее молодое поколение все меньше думает и мыслит логически, только воспринимая и перерабатывая полученную информацию.

В то же время все удивляются необычному мышлению появляющихся на свет малышей, которых называют «дети индиго». Взрослых поражает, с какой легкостью ребенок трехлетнего возраста осваивает сложные гаджеты и компьютерные программы, в которых и взрослому, порой, сложно разобраться. По словам психологов, всему виной, так называемое, клиповое мышление.

Читайте также:  Стиль воспитания в семье. стоит ли ребенку жить исключительно положительными эмоциями?

Что это за новая форма мышления и чем угрожает она подрастающему поколению?

Что такое клиповое мышление

В переводе с английского clip – это быстрота движения, скорость, вырезка из газеты, отрывок. То есть клиповое мышление – это новый способ получения и усвоения информации, не в форме печатного текста, как получали ее люди прошлых поколений, а в виде картинок, отрывков, не связанных между собой фактов, которые словно в калейдоскопе сменяют друг друга.

Безусловно, эпоха высоких технологий не могла не отразиться и на мышлении современного человека.

С появлением телевидения и интернета все окружающее пространство буквально наполнилось информацией, а скорость изменений, происходящих вокруг человека, возросла в 50 раз! В итоге, сталкиваясь с невероятными объемами и скоростью изменения информации, мозг современного ребенка просто не успевает обрабатывать и анализировать полученный материал. Чем это грозит современной молодежи?

Проблема клипового мышления

По словам доктора психологических наук, профессора Рады Грановской, ребенок не рождается с логическим или клиповым мышлением. И на развитие того или иного мышления огромное влияние оказывает окружающая среда, школа и, конечно же, родители. Мышление ребенка лишь подстраивается под поток поступающей информации.

Здесь-то, по словам профессора Грановской, и скрыта проблема современной молодежи. Прежнее поколение училось по книгам, читало классическую литературу, а потому восприятие информации у них было текстовым, что способствовало развитию логического (последовательного) мышления.

Нынешнее же поколение из-за обилия информации в окружающем пространстве просто не видит надобности в чтении книг. Молодежь воспринимает информацию по-новому, в виде картинок и образов, будто просмотренный видеоклип. Вот только учитывая объемы информации и скорость ее обновления, дети усваивают полученный материал поверхностно, не углубляясь в суть проблемы.

Мозг не успевает выстроить логическую цепочку, а полученная информация быстро забывается, освобождая место для новой.

Люди старшего поколения, т.е. «люди книг» могут решать сложные задачи, однако очень медленно. Нынешнее же поколение – «люди экрана» решают быстро, но лишь простые задачи, а сложные решить им вовсе не под силу. И это огромная проблема, ведь учитывая, что развитие цивилизации постоянно ускоряется, людей с клиповым мышлением становится все больше!

По словам Рады Грановской, по вине клипового мышления современные дети не умеют надолго сосредотачиваться на определенной информации, их память не тренируется, а способность к анализу серьезно снижена.

Ни для кого не секрет, что современному подростку сложно осилить что-либо из классической литературы. Он привык читать романы в сокращении, а то и вовсе готовые сочинения, из которых узнает суть повествования.

Все это приводит к тому, что молодежь быстро забывает усвоенный материал.

Важно

Негативное влияние клипового мышления на память подтверждают и проводимые эксперименты. В старших классах был проведен эксперимент, в котором каждому ученику предстояло ответить на 10 вопросов из школьной программы предыдущего года. Итог опроса показал результат на уровне 10%!

Школа, по сути, тоже прививает ученикам клиповое мышление, хоть и использует в своей практике учебники, содержащие много текстовой информации.

По факту же, ученики читают кусочек текста по одному предмету, затем переходят к другому предмету, где тоже получают кусочек информации. И так по кругу.

То есть школа, которая должна провозглашать линейное чтение, а значит и логическое мышление, ориентируется на подачу клиповой информации.

Важно понимать, что от мышления во многом зависит успешность человека в жизни. Став взрослее, и поступив в ВУЗ, молодому человеку придется обрабатывать гораздо больше информации, выстраивать логические цепочки и умозаключения. А не умея анализировать информацию очень сложно стать успешным человеком.

Преимущества клипового мышления

При всех негативных явлениях стоит признать, что клиповое мышление – это продукт нашего стремительно меняющегося времени, а потому не подстроиться под него, значит отстать, и сойти с дистанции в погоне за успешным будущим.

Сегодня, чтобы быть успешным человеком необходима высокая скорость включения в любой процесс и не менее высокая коммуникабельность, позволяющая совершать одновременно сразу несколько дел. Замедленная реакция сегодня не в почете, а потому человек долго анализирующий полученную информацию, зачастую проигрывает в конкуренции тому, кто мыслит быстро, пусть и поверхностно.

Нынешние детишки нередко поражают взрослых своим мышлением. К примеру, ученые проводили эксперимент, в котором ребенок должен быть играть в компьютерную игру. Для облегчения задачи ему выдавалась инструкция в виде печатного текста объемом в 3 страницы.

Совет

Ученых, наблюдающих за процессом, поразил такой момент – не успевали они прочесть и страницу, как ребенок уже делал следующий правильный ход.

Объяснение нашлось быстро – испытуемый не читал текст целиком, а лишь обводил взглядов предложенный текст и выискивал ключевые моменты, позволяющие делать правильный выбор.

Можно привести и другой пример, доступно объясняющий работу данного принципа. К примеру, вам необходимо найти в шкафу красную кофту. Вы подходите к шкафу, быстро выбрасывает из него все вещи, находите красную кофту и возвращаетесь с ней.

То есть прямолинейно выполняете то задание, которое было поставлено перед вами. Вы не составляете список вещей, не сортируете их по категориям, а просто отбрасываете все лишнее, не имеющее отношения к заданию.

Именно так действует человек с клиповым мышлением.

Нельзя не согласиться с тем, что быстрая реакция, пускай и не совсем точная, сегодня гораздо нужнее. Возьмем, к примеру, техническое производство, которое также претерпело серьезные изменения.

Каких-то 50 лет назад для ремонта любого оборудования требовался квалифицированный специалист, который смог бы разобрать его, найти конкретную деталь, устранить поломку и вновь собрать в узел. Сегодня же технику делают из блоков, что значительно ускоряет процесс ремонта. Специалист не ищет причину поломки, он просто меняет вышедший из строя блок.

То есть квалификация уже не играет столь важной роли, а главным показателем на сегодняшний день становится скорость. И такая идея проникает во все сферы жизни.

Данную теорию подтверждают слова немецкого промышленника Круппа. По его словам, если бы он хотел разорить конкурентов, просто отправил бы к ним специалистов высшей квалификации. Главная мысль состоит в том, что такой специалист не начнет работу, пока не получит и не обработает 100% информации. А к моменту, как они получат искомое решение, оно уже совсем неактуально.

Вместо вывода

Делая вывод из вышесказанного нельзя утверждать, что клиповое мышление есть зло. Это реальность информационного мира, с которой нельзя не считаться.

Однако если не внести коррективы в развитие юного поколения – не увлекать детей чтением классики и не учить их решать логические задачи, в будущем мы потеряем элиту, а значит людей творческих и мыслящих нестандартно – ученых, писателей, художников, инженеров-изобретателей и других выдающихся личностей.

Обратите внимание

Кстати, в восточных странах, где компьютеры давно стали неотъемлемой частью жизни, ученики показывают наиболее высокие академические результаты. За счет чего, спросите вы? Прежде всего, за счет сокращения времени пользования компьютерами на уроках.

Так, в Гонконге компьютерами во время учебы пользуются не более 11 минут, а в Южной Корее это время и вовсе не превышает 9 минут! Для сравнения, в Швеции этот показатель равен 39 минутам, а в Австралии – 58 минутам! Российские ученики еще не так привязаны к электронным гаджетам на уроках, однако школы стремительно увеличивают время обучения при помощи компьютеров и планшетов, а значит данная проблема актуальна и для наших детей.

Что можно предпринять в этой ситуации? Во-первых, следует ограничивать количество времени, проводимое вашими детьми за компьютерами и планшетами, а во-вторых, стоит регулярно давать своему ребенку читать книжную литературу (естественно не клиповую).

Читая художественные произведения, ребенку придется выстраивать образную схему. А для закрепления прочитанного следует обсуждать со своим чадом прочитанный материал, чтобы он анализировал его и учился устанавливать связи между явлениями.

Благодаря этому постепенно будет разрушаться фрагментированная картина мира, а мозг ребенка будет с легкостью выстраивать логические цепочки. Берегите своих детей!

Источник: https://www.ja-zdorov.ru/blog/klipovoe-myshlenie-genialnost-ili-degradaciya/

Клиповое мышление, его плюсы и минусы :

Мы много слышали о разных свойствах и видах мышления. Например, дети начинают мыслить образами, затем осуществляют определенные действия. В зависимости от этого возникают и такие понятия, как наглядно-образное, наглядно-действенное мышление. В последнее время психологическая наука дополняется новыми терминами.

Что такое клиповое мышление, почему оно так называется?

В последнее время жизнь стала ускорять свой темп, вдогонку за ней бегут и люди. Сама обстановка вокруг заставляет нас подстраиваться под новые разработки науки и техники. Вследствие этого возникают новые феномены.

Одним из таких является клиповое мышление – процедура воспроизведения множества различных свойств элементов без учета связи между ними, что характеризуется фрагментарностью информационного потока, нелогичностью, полной разнородностью поступающих данных, высоким темпом переключения между частями, отрывками данных, отсутствием полной картины восприятия окружающей среды.

Основной инструмент клипового мышления

В основном люди связывают термин «клип» с музыкой или видео. Надо сказать, что это правильно, ведь он расшифровывается как «отсечение; вырезка (из газеты); фрагмент (из кинофильма), нарезка». Термин «клип» подталкивает читателя, как правило, к построению образа музыкального видеоролика, где видеоряды являются слабо связанными между собой различными образами.

По правилу создания музыкального клипа конструируется и клиповое мышление, то есть люди воспринимают реальность не целостно, а как цепь совсем не объединенных между собой фрагментов, новостей, событий.

Обладатели клипового мышления испытывают трудности и не могут проанализировать любые сложившиеся обстоятельства, ведь их изображение не удерживаются в памяти надолго, они сразу пропадают, а на их место тут же поступают новые (это как бесконечный процесс переключения телеканалов, просмотр новостей, рекламных роликов, трейлеров к фильмам).

Чем отличается такой вид мышления от понятийного?

Клиповое мышление отличается от понятийного скоростью переработки информации. Человек быстрее воспринимает, но не надолго сохраняет в своей памяти информацию. Понятийный медленнее, чем клиповый тип мышления, но является более доскональным. Но в каждом из них есть свои положительные и отрицательные стороны.

Этот новый тип мышления дает возможность мгновенно находить выходы в критических ситуациях и на уровне интуиции принимать правильное решение. У людей с понятийным мышлением в критические моменты может наступить шоковое состояние, так как они не могут быстро обработать огромное количество внезапно свалившихся на них данных.

Клиповое мышление отличается образностью, для него слова – груз. Это предоставляет возможность осознать, но не дает конкретизации. А понятийное мышление предоставляет конкретику, но является слишком медленным и консервативным.

Можно загрузить голову информацией, очень верной и нужной в данное время, но потом эти данные могут быть уже бесполезными.

Клиповое мышление отличается от понятийного широкой направленностью, оно не дает огромному многообразию факторов соединиться в единое целое.

Роль научного прогресса в формировании клипового мышления

В человеческом разуме феномен клипового мышления образуется не с рождения. Он формируется при продолжительной обработке большого количества данных в дробном виде через рекламные ролики и социальные сети.

Происходит процесс деградации, люди с клиповым мышлением не в состоянии провести глубокий логический анализ и не в состоянии решить довольно сложные задачи.

Представители телевидения, которые и пропагандируют клиповое осознание, преподносят это как некий прорыв в эволюции мышления.

Важно

Клиповое и понятийное мышление в сочетании создают равновесное состояние мозга, в котором осуществляются мыслительные процессы, без слов, но конкретно, человек сразу все видит и понимает, является гибким, раскованным, но не поверхностным, сочетает в сознании захват с углублением в суть.

Скорость мыслей равновесного мышления намного быстрее клипового. Человек, освоивший данный тип мышления, сможет преуспеть в любых отраслях человеческой деятельности.

Особенно полезно такое мышление для молодого поколения, у которого привычными и постоянными спутниками жизни являются смартфоны, телефоны, компьютеры, социальные сети, но только если при этом он не будет убегать от реального мира. С таким типом мышления человек не будет испытывать страх перед будущим.

Читайте также:  Кого из современных писателей экранизируют чаще всего?

Ведь что более всего устрашает человека – это неопределенность, возникшая из осколочного восприятия, не дающего целого образа, а только нарезки – клипы.

Клиповое мышление и его плюсы

Как почти у каждого феномена, возникающего в последние годы развития общества, так и у клипового мышления есть свои положительные и отрицательные стороны. Они разнообразны, поэтому целесообразно будет разобрать их подробно.

  1. Ускорение реакции человека. Развитие технологий и науки приводит общество к ускорению жизни. Человек, который читает книги, находится в своем мире. Ему по большому счету все равно, как идет время и что происходит вокруг. Он все свое внимание посвящает сюжету книги и развитию событий в ней. Напротив, человек, сидящий перед каким-либо экраном, учится быстро реагировать на вновь возникающие сообщения, картинки. Он схватывает на лету все, что происходит на экране. Его уже раздражают задержки в работе интернета или когда его отвлекают. Ведь он весь там — в виртуальном разнообразном мире. С такой практикой увеличивается скорость реакции человека на те или иные возникающие образы.
  2. Наряду с минусами есть один замечательный плюс клипового мышления для нашего мозга и психики. Наш век изобилует разнообразной информацией. Чтобы не перегружать работу мозга, человек как бы защищает себя через клиповое мышление. Это своего рода адаптационный механизм к повышенной информационной нагрузке, которая существует вокруг нас. Таким образом наше сознание безболезненно подстраивается под постоянно меняющиеся информационные обстоятельства.
  3. Существует древний рассказ о том, как Юлий Цезарь добился многого в своей жизни. У него была редкая способность делать 7 дел одновременно. В наш век высоких информационных технологий стало реальным достижение такой же способности, как и у Юлия Цезаря. Благодаря клиповому мышлению человек учится выполнять несколько дел одновременно. У него развиваются навыки многозадачности. Вспомните сами, когда вы последний раз общались в социальной сети, наверняка вы еще слушали музыку, обдумывали ответ, набирали его на клавиатуре и, скорее всего, просматривали некоторые интересные фотографии. Кроме того, некоторые еще умудряются попутно делать уроки, работать, что-то редактировать и так далее.

Отрицательные черты этого вида мышления

Кроме положительных черт, клиповое мышление имеет ряд отрицательных характеристик. Нужно отметить, что их даже больше, чем положительных. Многие спрашивают о том, как научиться клиповому мышлению. Но нужно ли полностью посвящать себя этому, может быть, лучше развивать другие мыслительные процессы? Ведь у такого мышления есть свои минусы.

  1. Теряется концентрация на информации и ее анализе. С развитием ускоренного и многозадачного мышления человек утрачивает способность мыслить концентрированно, пытаясь найти правильные подходы к проблеме и выход из нее. Такое явление может серьезно помешать успешности на работе, так как такие свойства мышления, как анализ, выделение главного, умение делать обобщение и выводы, постепенно становятся непосильной задачей для человека. Теряется последовательность рассуждений, сложно понять мысль, которую такой человек желает выразить.
  2. Клиповое мышление затронуло самый незащищенный слой населения — детей. Учителя давно заметили, что, научившись мыслить поверхностно, дети не могут понимать и вникать в ход чужих мыслей. Из-за этого затрудняется их учеба в школе, в частности, хромает написание изложений и пересказы текстов. У них хорошая кратковременная память, но длительно удержать информацию в голове они не могут. Ученики еще «выезжают» за счет готовых домашних заданий и коротких пересказов, но что будет дальше, никто не может точно спрогнозировать.
  3. Увлекаясь восприятием краткосрочной информации, люди не вникают в ее суть, поэтому становятся чувствительными и восприимчивыми к разного рода манипуляциям. В наше время реклама является мощным двигателем продаж. Почему? Человек, воспринимая красочные картинки и короткие слоганы рекламы, теряет способность анализировать, он не ориентируется в том, действительно ли необходим этот предмет в обиходе. После «удачно-неудачной» покупки человек не может понять, почему она не доставляет ему радости, как в первые минуты желания после просмотра рекламного ролика. Все дело в эмоциях, затуманивших разум, и неспособности вовремя правильно среагировать на манипуляцию.
  4. Еще одним важным минусом стала потеря человеком чувствительности к чужим проблемам и переживаниям. «Проглатывая» рекламные ролики, короткометражные истории с интернет-порталов, телевизоров и других источников, человек теряет сочувствие. Особенно в интернете ролики никто активно не контролирует, поэтому жестокость, черствость, равнодушие к чужому горю постепенно поселяются в сердцах людей. Даже если и сохраняется человечность, то за стеной всеобщего безразличия и жестоких комментариев она теряет свою действенность. Клиповое мышление характеризуется кратковременной реакцией без каких-либо действий.

Борьба с формированием клипового мышления

Ученые некоторых стран бьют тревогу по поводу тотального развития этого вида мышления у людей. В некоторых областях и странах уже активно проводятся различные психологические занятия и тренинги для борьбы с ним.

На этих занятиях основной целью тренера является воссоздать, сформировать навык анализа информации, ее усвоение за счет высокой концентрации внимания и хорошо развитой долговременной памяти. В некоторых случаях детей приходится лечить медикаментозными методами, чтобы противостоять развитию такого феномена, как клиповое мышление.

Как бороться с ним? Есть некоторые несложные методы, которыми может вооружиться каждый родитель в борьбе с клиповым мышлением у своего ребенка.

Чтение как основной метод противостояния клиповому мышлению

Чтение всегда человека делало умным, разносторонне развитым, интеллектуальным и мудрым. В век развития поверхностного мышления чтение как нельзя лучше спасает мир от деградации и тупости. При этом важно читать не все подряд, а классическую литературу. Именно она развивает мышление, память, внимание.

Произведения классиков учат анализировать информацию, делать умозаключения, обобщения и выводы. Полезно также читать философские труды. Но клиповое мышление современных детей не дает им понять, о чем речь. Им очень сложно понимать суть произведения.

Первая проблема, с которой может столкнуться человек, читая классическую литературу, заключается в нехватке усидчивости. С этим можно просто справится, постепенно продлевая время чтения. Начать, к примеру, с 5-7 минут в день, затем продлевать это время до 30-40 минут и так далее.

Затем важно контролировать себя, спрашивать себя о том, что сегодня прочитал, что понял. Выводы и мысли нужно оформлять в тезисы.

Еще хорошо развивает понятийное мышление «метод парадоксов»: человеку даются два взаимоисключающих утверждения, из них он должен выбрать одно. Здесь подключается работа свойств мышления и памяти.

Отдых от информации тоже необходим

Как сохранить эффективность в эпоху клипового мышления? В информационно насыщенный век важно давать своему головному мозгу время для перезагрузки. Достаточно одного дня в 2-3 недели без телевизора, компьютера, новостей и любой другой информации. В этот день можно заняться любимым делом или арт-терапией (рисование, музыка, лепка из пластилина и так далее).

Также важно следить за тем, какую информацию поглощает наш мозг, чем мы его заполняем. Важно не постоянно переключать каналы или просматривать короткометражки, а посмотреть полноценный фильм, прочитать одну книгу. Клиповое мышление при желании можно быстро перестроить в понятийное.

Обсуждения и дискуссии: формирование понятийного мышления

Глубокое и осмысленное мышление развивается не просто так, нужно приложить некоторые усилия к его развитию. Хорошей тренировкой будет обсуждение, дискуссии. Развивают анализ противоречивые мнения людей. Чем их больше, тем больший спектр у человека для размышлений по поводу своего мнения.

Если человек знает только одну точку зрения, он сам себя загоняет в сети и не дает себе развития. Любой вопрос не бывает аксиомой. На его решение всегда есть несколько взглядов. В процессе конструктивных споров и дискуссий человек ищет приемлемый для себя вариант, тем самым развивая свой кругозор, понимая и анализируя мнения других людей.

Появляется желание думать, мыслить и делать выводы.

Источник: https://www.syl.ru/article/195361/new_klipovoe-myishlenie-ego-plyusyi-i-minusyi

Как мыслит современный человек и чем это опасно

За последние полвека мир претерпел поистине революционную трансформацию во всех отраслях науки, техники и технологии. И человек обязан был значительно измениться, подстраиваясь под такой темп. Обратите внимание, как тяжело нынешним пенсионерам освоить современные гаджеты.

Для большинства из них «интернет», «планшет», «смартфон» – магические понятия, недоступные или слишком сложные для восприятия. Современное молодое поколение живет в неиссякаемом и весьма интенсивном потоке информации, а главное – оно имеет к ней доступ, значит, должно успевать ее перерабатывать и использовать.

Способность человека воспринимать мир как ряд практически не связанных событий и фактов называется клиповым мышлением.

Принципы клипового мышления

В конце 1990-х годов в психологии появилось это новое понятие. В переводе с английского «clip» означает фрагмент видео.

Нам это слово знакомо в контексте музыкального ролика, часто представляющего собой набор образов, не имеющих какой-то определенной связи.

Так и мир начинает восприниматься человеком как паззл, не собранный в картинку, в котором каждый элемент несет отдельную смысловую нагрузку.

Нынешнее поколение иначе поглощает новый материал: гораздо быстрее и в значительных объемах. Взрослые жалуются, что их отпрыски мало читают или вообще не берут книгу в руки, а только сидят в интернете.

Но чтение сложного литературного произведения занимает много времени, за этот период можно переработать в разы больше разнообразного материала, предоставляемого интернетом или телевизором. Иными словами, надобность в чтении отпала, как в малоэффективном, «медленном» источнике информации.

Это сакральная жертва эпохе высоких технологий, когда требуется мозг со способностью молниеносной переработки данных. Люди старшего поколения, имеющие последовательное (текстовое) мышление, видят целостную картинку, им тяжело понять молодежь, которая воспринимает мир импульсно.

Как клиповое мышление выражено в жизни

Вспомните, как вы выбираете новый фильм для просмотра. Ищете трейлер и пересматриваете отрывки, на основании которых делаете выводы о ценности фильма для вас.

То есть примерно за 2-3 минуты ролика вы даете субъективную рецензию всему продукту, строите суждение об игре актеров и режиссерской работе. С одной стороны, вы экономите огромное количество времени, которое сможете потратить на более интересное занятие.

Но с другой, вы не в состоянии уловить суть всей картины, мыслите поверхностно, в результате чего можете пропустить настоящий шедевр кинематографа.

Совет

Возможно, вы замечали, как ваши знакомые или родственники сидят перед телевизором и бесконечно переключают каналы, так и не задержавшись на одном из них. Это яркий пример бездумного клипового мышления (форма восприятия под названием «зеппинг»), когда мозг не может сосредоточиться на одном материале, требует подачи нового без глубокого проникновения в суть вещей.

Дети также демонстрируют задатки клипового мышления. Дайте ребенку компьютерную игрушку. В любой из них периодически появляется инструкция к последующим шагам.

Обратите внимание, что ребенок не задерживается на ней, хотя и взрослый с навыками быстрого чтения не успевает ознакомиться с текстом полностью, потому что играющий уже делает следующий ход.

Это объясняется тем, что малыш избирательно читает, не углубляясь в весь объем материала.

Психологический эксперимент также показал тенденцию к развитию нетрадиционного мышления у детей. Перед ребенком была поставлена задача – описать увиденное на картинке, которую ему показывали на секунду. Как правило, дети отвечали, что кто-то поднял что-то на кого-то.

На рисунке же была изображена лисичка, стоящая на задних лапах и старающаяся загнать бабочку в сачок, находящийся у нее в передней лапе. Но детали испытуемого не интересовали, он увидел и описал лишь общий сюжет.

Формально он выполнил задачу, остальные детали и нюансы – уже сверхзадача.

Как ни странно, школьная система также построена на формировании у детей клипового мышления. Основная книга школе – учебник. Дети читают его по отрывкам – от одной темы к другой. Сколько предметов в школе, столько и учебников.

Так ненароком образование помогает развитию фрагментарного восприятия у школьников. Провозглашая последовательное познание, школа культивирует клиповое.

Обратите внимание

В результате возникают противоречия между выдвигаемыми перед учеником требованиями и реализуемой формой подачи информации.

Источник: https://medbooking.com/blog/post/kak-myslit-sovremennyj-chelovek-i-chem-eto-opasno

Ссылка на основную публикацию