Какую пользу можно извлечь из критики?

Как извлечь из критики пользу

Мы сталкиваемся с критикой на каждом шагу. Ранним утром просыпаемся, идем в ванную и видим в зеркале себя. Самокритика номер раз. По дороге в институт, на работу, в кино, ресторан — критично смотрим на всех и, в свой черед, тоже становимся объектом безмолвной оценки.

Нравится нам это или нет, но оценивают не только нашу внешность, но и нашу работу. Что бы мы ни делали, всегда найдется тот, кто добавит в общее положительное впечатление ложку дёгтя.

Если о продукте нашей интеллектуальной деятельности негативно отозвался непрофессионал или человек с улицы, то мы зачастую не принимаем такое мнение близко к сердцу.

Но критика коллег — тех, с кем бок о бок проводишь рабочие часы, кто вполне может быть не просто рецензентом, но и конкурентом, — это уже внушительнее слов случайного прохожего.

Обратите внимание

Наверняка вы замечали, что, получив отрицательную оценку своей работе от коллег, со временем лишаешься жгучего желания узнать их мнение по какому-либо поводу.

Появляется страх, что любое ваше действие, любой проект или разработка принесут не удовлетворение, а разочарование в собственных силах.

Подобный страх снижает продуктивность: мы начинаем оттачивать каждую мелочь, сами имитируем в голове придирки окружающих, оттачиваем и доводим до ума то, что уже давно готово и не требует поправок.

Внутри нас просыпается невольный перфекционизм, который оказывается тем самым врагом хорошего. Мы теряем качественный промежуточный вариант и кучу времени. Так что совет номер один — не закрывайтесь в своей «ракушке» от критики коллег, чтобы в поисках мнимого идеала не потерять очень хороший результат.

Попытайтесь на холодную голову проанализировать мнения окружающих: действительно ли они рациональные или же ваши «соратники» уже раскололи вашу слабость к критике и перешли на беспочвенные подтрунивания и сарказм. Определите для себя круг авторитетных лиц, чьему мнению вы доверяете — и как раз в основу их слов и вплетайте остальные предложения.

Научитесь отгораживаться от издевательств и из любой критики вычленять рациональное зерно: если прицепились недруги, то к этим же мелочам могли бы прицепиться и те, у кого мышление развито на том же уровне, что и у недобрых коллег.

В ожидании конструктивной критики не надо нападать — лучшая защита это оборона, но критика — это не атака, это всего лишь мнение со стороны.

Поэтому всегда лучше встать на место того, чьи слова вы в данный момент выслушиваете: понаблюдайте, какое у него настроение, действительно ли он вникает в суть вашей работы или просто вставляет свои пять копеек, лишь бы поддержать свой авторитет за счет вас.

Важно

Другая ситуация — это критика от клиентов. С этим явлением сталкиваются практически все фрилансеры и аутсорсеры.

Получая очередное письмо от заказчика, иной раз хочется предложить ему встретиться лицом к лицу и обговорить всё по-взрослому.

В ТЗ было одно, все выполнено, а потом начинаются поправки и корректировки, о которых не было речи в первоначальном задании. Бывает и так. Бывает, что критике подвергается работа под каким-то непривычным для нас углом.

Постарайтесь не принимать сообщения от клиента в штыки. У вас одно видение, у него другое. Даже если всё обговорено до мельчайших деталей, всё равно останутся нюансы, для которых сложно подобрать слова.

Воспринимайте критику от заказчиков как бесплатную услугу, оказанную вам. Если вы предоставляете комплексные услуги, то это поможет найти брешь в вашей системе и оптимизировать на будущее.

Если речь идет о несложном проекте, то уясняйте для себя элементарные уроки: какие могут быть претензии, как можно их решать и в следующий раз не наступать на те же грабли.

Клиент с критикой — это бесплатный тестировщик, благодаря которому нужно отлаживать как механизм взаимодействия внутри команды, так и самого общения с работодателем. У вас было мало практики деловой переписки? Дерзайте — грамотное решение спорных ситуаций с тем, кто платит вам деньги, очень закаляет дух и тренирует ораторские способности.

Научитесь различать субъективную и объективную критику. Субъективная — внешность, объективная — сроки, параметры. Отсеивайте критику не по делу — очень часто люди любят просто прицепиться, чтобы казаться умными. Похвала — мнение со знаком плюс — всегда более нейтральна, а критика — со знаком минус — по мнению некоторых, добавляет их позиции в обществе весомости.

И еще один всеми тип критики — наставления от бывалых. Нас раздражает, когда возрастные коллеги лезут в наши супер прогрессивные идеи и напоминают, как оно было в их годы.

Совет

Но погодите злиться: все новое — это хорошо забытое старое, прислушайтесь! Может, и не стоит полностью переделывать свою работу под их влиянием, но попробуйте перевернуть созданный продукт/проект/текст, чтобы рассмотреть сделанное под их градусом: может, ему действительно не хватает чего-то основательного и привычного?

И не забывайте, что, критикуя, наши коллеги с потрохами выдают свои фирменные секреты. Считайте, что отдать свое творение на растерзание чужому мнению — это разведка боем.

Получив достаточно фидбэков, какими бы они ни были — хорошими, провальными или нейтральными, вы сможете проанализировать не только свои достижения и ошибки, но и понять ход мыслей своих потенциальный оппонентов.

Каждой придиркой люди словно раскрывают собственные ноу-хау: как бы они сами сделали то-то и то-то, к каким методам бы прибегли, куда бы их привел полет мысли, какие бы ошибки они допустили, какой бы стратегии придерживались. А ведь это целый арсенал информации, который может помочь во время нелегких сражений с собственной Музой!

Вывод только один: критика — это добро, которым не стоит пренебрегать!

Источник: http://distantsiya.ru/read/kak-izvlech-iz-kritiki-polzu/

Как извлечь пользу из конструктивной критики?

ФОТО Getty Images 

Чем конструктивная критика отличается от неконструктивной? Главное отличие состоит в том, что она указывает на недостатки, но не унижает человека. Кроме того, критикующий четко обосновывает свою позицию, демонстрирует нам наше отражение без искажений, не только указывает на промахи, но и показывает зоны развития.

Причем не просто все подряд зоны роста – с чего бы кому-то указывать, куда вам расти? Как правило, недостатки, на которые указывает критикующий, это что-то, что задевает и его интересы.

Например, преподаватель критикует нерадивого ученика, потому что его ответственность – научить своему предмету, и без прилежания ученика он не выполнит свою задачу.

Без критики человек вообразил бы себя небожителем. Он действовал бы исходя из того, что для него не существует ограничений, норм и стандартов, что ему все разрешено. Как ни странно, конструктивная критика расширяет нашу картину мира.

У вас есть собственное представление о предмете. Критикующий расширяет границы ваших представлений за счет собственных больших ожиданий.

Он также демонстрирует свою веру в вас: убежден, что вы способны еще мощнее себя проявить, поэтому он от вас и ожидает большего.

«Так нельзя!», «Ты все сделал неправильно», «Ты поступаешь глупо», – это примеры неконструктивной критики.

«Этот логотип не пройдет, потому что не совсем точно переданы корпоративные цвета», «У тебя стилистические ошибки в первом и третьем абзаце, а в остальном текст неплохой», «В нашей среде так поступать не принято, ты можешь встретиться с осуждением общественности, я советую тебе следовать правилам» – это примеры конструктивной критики.

Как реагировать на критику и делать конструктивные для себя выводы? Расскажу об этом на собственном примере. Я написала некий учебный текст на сценарных курсах. И получила на него конструктивную критику от творческого руководителя (мастера). Итак, основные этапы.

  • Заметить, что критика конструктивна.
  • Запомнить и записать ее как можно более точно: «У тебя получился не сценарий, а рассказ. В сценарии нет рассуждений автора и описания мыслей героя. В сценарии есть прямая речь, действия и описания визуального ряда – картинки».
  • Внимательно прочесть и прояснить для себя:
  1. Что, по мнению критикующего, вы делаете не так: «Я описываю мысли героя и свои рассуждения».
  2. Каковы его ожидания, что значит для него «так, как надо». Если вы не поняли, как, по мнению критикующего, правильно, нужно обратиться еще раз за разъяснением: «Руководитель ожидает, что я напишу сценарий, в котором будут только прямая речь, действия и описания визуального ряда – картинки».
  3. Выделить, какая информация для вас новая, с какими из предложенных улучшений вы согласны (что это за улучшения), какие улучшения можно сделать прямо сейчас, а для каких вам еще понадобится набрать ресурсов (каких ресурсов): «Я не знала, что сценарий должен состоять только из прямой речи, действий и описаний картинки. Вся эта информация для меня новая. И со всеми предложенными улучшениями я согласна. Я начну писать сценарии с учетом всех пожеланий творческого руководителя, но, возможно, у меня пока будет это получаться не очень хорошо, мне надо набить руку, ресурс, который мне нужно набрать – это практический опыт».
  4. Оценить, насколько критика была полезна. Что именно вы можете улучшить благодаря ей, насколько важны и принципиальны эти улучшения: «Эта критика очень полезна. Я изучаю сценарное мастерство, а без учета этих замечаний я продолжала бы писать рассказы, а не сценарии».
  • Ощутить, как вы принимаете предложенные улучшения, и почувствовать благодарность – тепло в груди, внутреннюю улыбку».

Есть люди, которые очень болезненно воспринимают критику, даже конструктивную.

Они закрыты от любых замечаний, отрицают свои несовершенства и, таким образом, лишают себя возможности совершенствоваться за счет новых знаний, которые им добавляют другие люди.

Если вы болезненно воспринимаете критику, вам нужно наращивать уверенность и любовь к себе, а также проработать с психотерапевтом детско-родительские травмы.

Источник: http://www.psychologies.ru/articles/kak-izvlech-polzu-iz-konstruktivnoy-kritiki/

Отношение к критике: как извлечь пользу из критики

Отношение к критике: как извлечь пользу из критики

Категория: Психология отношений(1 vote, average 5.00 out of 5)

Вашему вниманию предлагается третий день трехдневного семинара Его Милости Радха Говинды прабху под названием «Прощать критику глупцов».Скачать аудио запись третьего дня семинара «Прощать критику глупцов» можно по ссылке в конце статьи.

Ссылки на первый и второй дни семинара
Критика: Что такое критика на самом деле?
Проблема критики: как Прощать критику глупцов 

А сейчас немного интересных выводов, сделанных из третьего дня семинара

Отношение к критике: почему стоит прислушиваться к критике?

Если посмотреть на критику не предвзято, то критика — это открытая оценка и анализ работы, поступков, идей, чувств, внешности одного субъекта другим, причём со стороны второго, критикующего субъекта. И в данном случае правильное восприятие критики будет очень важно и полезно.

И это не только точка зрения «Бхагавад-Гиты», которая говорит, что, уже исходя из психо-физиологического строения, человек не совершенен, а значит вероятность ошибки в правильных суждениях и принятии верного решения очень велика. А и учитывая наш век, век Кали-юги — век повышенного эгоизма.

Именно благодаря эгоизму, согласно Ведическим писаниям, мы и обеспечили себе билет в этот материальный мир.

Поэтому даже в целях профилактики эгоизма мы просто обязаны с благодарностью воспринимать критику и критикующего нас человека. Ведь эгоизм просто и наповал ослепляет любого человека, невзирая ни на его статус ни положение, как в материальном, так и в духовной сфере.

«Эгоизм — самолюбие без самооценки.»
Константин Кушнер

Т.е эгоизм вводит любого в иллюзию бытия. Поэтому:

«Прошедшее для эгоиста — пустота, настоящее — пустыня, будущее — ничто.»

С. Сегюр

Почему отношение к критике с благодарностью?

Почему критику в любом случае важно воспринимать с благодарностью? Это связано с тем, что вне зависимости от её формы и жесткости, она основана на определенных фактах, которые имеют к вам отношение. Даже если Вы считаете критику незаслуженной, то постарайтесь понять причины, по которым критикующий Вас человек все-таки решил, что именно вы являетесь причиной произошедшего.

Ведь, скорее всего, что-то есть у вас такое, к чему «прицепился» критикующий.

Возможно это ваше поведение, пусть даже когда-то в совсем далёком прошлом, или качества характера или еще что-то, но обязательно что-то есть, нечто такое, что заставило критика излить свое негодование именно на Вас. Именно поэтому в ведической культуре в подобных ситуациях человек? которого критикуют, всегда просит прощения.

«Почему мы боимся критики? Ведь критика, по сути, обучает нас, да ещё и бесплатно.»

Эриан Шульц

Поскольку в критике всегда есть хотя бы небольшое, но зерно правды, то, опять таки, критику, любую критику, всегда стоит принимать с благодарностью и беспристрастностью, как милость и помощь со стороны критикующего. И не важно как вы сейчас, в момент критики, себя чувствуете.

Обратите внимание

Критика может показаться негативной и неприятной, но, в любом случае, она даёт нам возможность учиться и расти, исходя из сделанных замечаний. Даже если это не конструктивная критика, критикующий вас человек может дать вам совет о том, как улучшить свое поведение и действия.

Просто задумайтесь, если бы мы всё время слышали только лесть и подхалимство, как бы мы достигали успехов?

Если же мы желаем совершенствоваться и расти, мы должны поощрять конструктивную критику, научиться ценить замечания и продолжать совершенствоваться дальше в своем деле. Успешные компании знают это и используют на практике, организовывая так называемую «обратную связь» или «feedback».

Читайте также:  Почему нет настоящих друзей? о потребности в похвале и одобрении

Скачать
Отношение к критике: как извлечь пользу из критики

Итак, аудио запись третьего дня семинара «Прощать критику глупцов» (Киев, 03.2009):

семинар «Прощать Критику глупцов»

( 42,24 МБ / 1час 42 мин )

———————————————Информация о файле:————————————————————-Наименование: «Kritika-03.rar»архив rar c 5% информации для восстановленияСодержание аудио-архива.

Аудио в формате «mp3»:01 — 01- Как извлечь пользу из критики — советы психолога_01.mp3 01 — 02- Как извлечь пользу из критики — советы психолога_02.mp3 02 — История Будды.mp303 — Как извлечь пользу из критики — советы психологов_03.

mp3

04 — Преданные и преданное служение — 01.mp3

05 — Преданные и преданное служение — 02.mp306 — Что причиняет боль и обиду_истинная причина .mp3 07 — Два вида проповеди.mp308 — Четыре наставления вриндаванского святого.mp309 — Вопросы и ответы — Улыбка во время гнева.mp3 10 — Вопросы и ответы — адхара-амрита — нектар бессмертия.mp3 11 — Вопросы и ответы — Стоит ли оправдываться.mp312 — Вопросы и ответы — Когда двое обсуждают третьего .mp3 13 — Вопросы и ответы — Когда оскорбляют другого в вашем присутствии.mp3 14 — Вопросы и ответы — Как проработать гнев и обиду .mp3Конспект — Прощать Критику Глупцов — день третий.docКачество: отличное — 56 kb/ps CBR (mono)Общая продолжительность — 1час 42 мин

Размер — 42,24MB

Kris.h.Nive
… www.Vedic-Culture.in.ua …

——————————————-

Ещё материалы по теме «Отношение к критике»:

Критика: Что такое критика на самом деле? — первый день семинара «Прощать критику глупцов»
Критика человека: как реагировать на критику и как правильно критиковать
Проблема критики: как Прощать критику глупцов

Добавить комментарий

к статье «Отношение к критике: как извлечь пользу из критики»

Источник: https://vedic-culture.in.ua/ru/science/psychology/psychology-of-relationships/643-attitude-to-criticism-how-to-benefit-from-criticism

Какую пользу можно извлечь из критики?

Не все люди умеют правильно относиться к чужому мнению. Темпераментные натуры начинают злиться и подумывать о мести. Особо чувствительные люди обижаются, замыкаются в одиночестве и начинают зализывать душевные раны. Неодобрительные отзывы прибавляют комплексов неуверенному в себе человеку.

Подвергается критике каждый человек. Почти все люди любят комментировать чужие поступки. То, что критика освобождает от иллюзий, помнит не каждый.

А пользу желательно искать в любом аспекте жизни…

Некоторые люди любят потешаться над внешностью других и придумывать им смешные прозвища. Самое время объекту для насмешек превратить свои недостатки в особенные «изюминки».

Длинный нос может стать гордостью аристократа. Маленькая грудь никогда не повиснет, а кривыми ногами удобнее обнимать партнера в любовных утехах.

Все толстые — вовсе не обжоры, их просто распирает от любви к человечеству.

Человек, который честен с собой, знает о всех своих недостатках. Он собирается начать новую жизнь с понедельника, чтобы сделать из себя «супергероя». Но недостаток силы воли возвращает его в прежнее состояние. На помощь приходят близкие люди со своими нравоучениями. Читать нотации — это и есть любовь и забота. Давая «волшебный пинок», любящие люди стимулируют близких становиться лучше.

Особенно необходимо чужое мнение, когда идет работа над сложным проектом. Автору всегда кажется, что результат получился отличным и лучше уже ничего придумать нельзя.

Но появляется оппонент и разносит работу по пунктикам. Желательно поблагодарить его за труд, что сэкономил время создателю проекта и бесплатно сделал анализ работы, выявляя все неточности.

Автору проекта остается только выбрать для себя полезное из предложенных замечаний.

Важно

Всегда, когда идет вторжение на чужую территорию, появляется необходимость в охране своей собственности. Все надзиратели нашей жизни учат нас стойкости. Если у человека не будет границ, за которые нельзя переходить, он может стать марионеткой. Чем мягче человек, тем приятнее о него вытирать ноги.

Если мечта человека способна разбиться о чужое мнение, то это был просто каприз. Человек встал не на свой путь, если у него опускаются руки после первой критики. Когда есть сильное желание все преодолеть, назло врагам, это и есть то, что нужно. Наличие вдохновения это подтверждает.

Когда раздражает любой косой взгляд, а добрые советы расцениваются как придирки — пора принимать меры. Наличие психоза может определить специалист и назначить седативные препараты. Вовремя принятые меры спасут от проблем с сердцем.

Полезно помнить о том, что даже если человек станет вести себя как настоящий ангел, всегда найдется тот, кого он будет раздражать. Это нормальное явление в жизни.

Источник: Shkolazhizni

Источник: https://klevo.net/kakuju-polzu-mozhno-izvlech-iz-kritiki/

Как правильно реагировать на критику

Не стоит поддаваться первому порыву и отвечать на критику агрессивной атакой или униженно оправдываться. В первую очередь следует успокоиться и обдумать ответ. Воспользуйтесь одним из советов для восстановления душевного баланса:

  • несколько раз глубоко вдохните и выдохните животом;
  • медленно в уме сосчитайте до десяти;
  • мысленно запишите аргументы на бумагу.

Через несколько секунд восприятие критики изменится, и вы сможете спокойно найти ответ.

В психологии существует несколько правил, помогающих переносить критику с пользой для себя.

Не пытайтесь быть идеальным. Никто не может выполнить безупречно работу с первого раза. Ведь не зря существуют совещания, консультации или коллективный труд. Для общего дела полезно не только поддерживать друг друга, но и разбирать ошибки, вносить предложения и замечания. Отвергая все замечания, вы отказываетесь учиться и становиться лучше.

Уточняйте. Убедитесь, что вы правильно поняли человека, задавая ему уточняющие вопросы. Благодаря этому вы не только проявите заинтересованность, но и конкретизируете предмет спора. Может оказаться, что критикуют не всю вашу работу, а лишь определенный ее аспект. С этим намного легче смириться, чем с абстрактными обобщенными обвинениями.

Цените. Говорить хорошие слова и делать комплименты иногда легче, чем сказать правду.

Во многих случаях следует воспринимать критикующего вас человека как настоящего друга, который поможет вам измениться в лучшую сторону.

Для профессионального развития и достижения своих целей научитесь принимать конструктивную критику. Следует быть благодарным людям за анализ вашей деятельности и воспринимать перемены, как жизненный урок.

Сравнивайте. Помните о том, что критика может быть субъективной. Прежде, чем расстроиться из-за замечания коллеги, спросите мнение по этому аспекту у специалиста, которому вы доверяете. Если осудили ваши личные качества, вспомните, что об этом думают ваша семья и друзья. Также полезно ваше честное мнение на этот счет.

Не обижайтесь. Человек, говорящий замечания на повышенных тонах, вынуждает нас защищаться. Все слова его автоматически кажутся ложными, направленными на подавление и унижение.

Если это обычная манера общения человека, постарайтесь, не обращая внимания на форму высказывания, обдумать ее смысл.

Но если критика становится оскорбительной, реагировать нужно в соответствии с ситуацией.

Источник: https://medbooking.com/blog/post/kak-pravilyno-reagirovaty-na-kritiku

Психология. Что необходимо знать о критике

Зачастую мы можем наблюдать, как люди критикуют или же напротив, сами становятся объектом для критики. Так откуда же у людей берётся потребность критиковать? Есть ли какой либо прок в критике? Что такое позитивная критика? Каково воздействие критики на психику?

Существуют несколько способов выражения критики: устная, письменная и наконец с помощью действий. Критика определяется как выявление и демонстрация различных недостатков, положительных и отрицательных сторон человека или же объекта. С моральной точки зрения, критика может быть позитивной или негативной. Принимая во внимание эти факторы, различным будет и воздействие критики.

Что заставляет человека критиковать?

Критика может оказаться полезной и способствовать развитию, и совершенствованию, как личной, так и общественной жизни, в случае когда на ошибки указывают с добрым намерением. Такую критику можно отнести к позитивной, она преследует своей целью исправление ошибок.

Люди предпочитающие негативную критику, спустя некоторое время приобретают привычку во всём видеть только отрицательные качества. Основой для негативной критики могут послужить личные интересы, эмоции, зависть и соперничество.

В подобных случаях отсутствует доброе намерение и желание исправить ошибку или решить проблему. Обе стороны от такой критики получают только вред.

Искреннее желание помочь, непредвзятая оценка и отсутствие личных соображений, нередко избавляют от разрушающей критики, но следует тонко чувствовать когда будет уместна критика и в какой форме её необходимо подать.

Совет

В современном мире, мы можем наблюдать, как многие уважаемые лица подвергаются разрушающей критике по телевидению, в печати и на радио. В ходе различных дискуссий можно услышать массу критических замечаний в адрес оппонента, преследующих одну единственную цель — нанести моральный и материальный вред. Подобная тактика наносит невосполнимый урон общественной жизни и её необходимо искоренить.

На манер Западного общества, у нас развивается индивидуализм с чрезмерным эгоизмом. В таком обществе, люди пытаются унизить других, чтобы не оказаться униженным самому. Подвергая разрушительной критике окружающих, люди стараются защитить свои интересы, чтобы преуспеть. В результате процветает самодовольство и эгоизм, увеличивающие негативную критику.

Для разрушающей критики характерно отсутствие эмпатии и сочувствия к оппоненту. Человек же обладающий способностями к пониманию и сочувствию в меньшей степени подвержен проявлению разрушительной критики.

Люди, склонные замечать отрицательные качества и пессимисты, в  большей мере расположены к поиску недостатков во всех и вся. Склонность покритиковать возрастает и у людей чувствующих себя несчастными и неудовлетворёнными, при это сами они, могут и не замечать своего состояния. Таким людям требуется помощь от окружающих.

К примеру в течение игры, ребёнок с пессимистическим настроем, может воспринять любое высказывание товарищей в свой адрес, как попытку обидеть его. Чтобы защитить себя,он станет их критиковать и решит, что его не любят. Близкие ему люди, должны проявить внимание и заботу в этом случае.

Замечено, что люди чрезмерно старающиеся достичь во всём совершенства, так же склонны всех оценивать. Желая устранить все ошибки они выносят их на суд окружающих и усугубляют этим стрессовое состояние объекта своей критики.

Например, родители стремящиеся к совершенству, могут потребовать от ребёнка, чтобы он учился только на пятёрки.

С большой долей вероятности, подобные ожидания ребёнок не сможет оправдать, что может вызвать у него стресс и помешает раскрытию его лучших качеств.

Обратите внимание

На подсознательном уровне критик полагает: «Мои знания и умения куда лучше!». Отталкиваясь от этой мысли, он ищет изъяны у людей или событий. Находя недостатки, такой человек, как бы доказывает, что знает и умеет гораздо больше, чем его оппонент. Подобная критика постепенно ведёт к росту самовлюблённости и эгоизму, и приобретает разрушающую силу.

Бывает, что к критике прибегают чтобы скрыть свои ошибки. Подобные ситуации можно часто встретить в организациях. Критикующий думает, что если он будет находить недостатки в работе окружающих он укрепит свой авторитет, одновременно скрыв свои ошибки.

Если такую тактику используют в семье, это может привести к ссорам между её членами. Человек, который оценивает всех и всё с негативной точки зрения, часто испытывает сомнения и пребывает в стрессе.

Распространяя отрицательную энергию на окружающих, такой человек в конце концов оказывается в изоляции.

Как чувствует себя критикуемый?

Перед тем как дать оценку, следует понимать, что все произносимые слова будут отражаться от критикуемого и это отражение может быть, как позитивным, так и негативным.

Подумайте, какое влияние окажет критика на человека и его действия в последствии, какую пользу и для кого несёт ваша критика.

Учитывайте и то, что если вам не удастся сформулировать оценку с позитивным настроем, критика может причинить вред оппоненту.

В основном критика вводит в состояние стресса критикуемого и это в последствии может привести к ухудшению отношений между людьми. Отмечено, что человек, который подвергает всё разрушающей критике чувствует себя одиноким даже в семье. Окружающие сторонятся таких людей так как получают всегда негативные оценки.

Вместе с критикой у собеседника иногда возникает чувство отверженности. Человек, который постоянно выслушивает критику в свой адрес чувствует себя неудачником и его самооценка становиться заниженной.

В таких условиях у него нарастает беспокойство и он находясь в состоянии постоянного стресса совершает всё больше ошибок.

Важно

В свою очередь, человек часто совершающий ошибки, получает больше негативной критики.

Критика способна привести человека к потере активности и смелости или к нарастанию раздражения. Человек получающий изо-дня в день отрицательные оценки становится робким, если же критикуемый проявляет озлобленность, дальнейший диалог с ним становится невозможен.

Несмотря на наличие достойных качеств, по непонятным причинам внимание заостряется только на его промахах и ошибках. Когда постоянно игнорируют сильные стороны критикуемого, их количество со временем уменьшается, ведь если садовник станет уделять внимание только сорнякам, то сад вскоре одичает. Человек постоянно подвергаемый критике чувствует себя несчастным и может замкнуться в себе.

Позитивная критика — это как?

Оцеивая человека или какой-либо объект, особое внимание стоит уделить тону с которым мы это делаем. Извлечёт ли оппонент пользу из нашей критики в большей степени зависит от намерений критика, которые легко понять через используемые слова и стиль изложения оценки.

Избегайте резких выражений, которые могут спровоцировать собеседника, постарайтесь как можно мягче указать на ошибки и ваша критика будет позитивной и конструктивной. Так мы сможем расположить оппонента, чтобы он извлёк максимальную пользу из нашего мнения. В противном случае мы рискуем оттолкнуть от себя критикуемого и он просто станет невосприимчив к нашим доводам.

Если критикуя исходить из того, что объект недостаточно хорош и обладает недостатками, мы получим субъективную критику. В случае же если наша критика будет строится на общепринятых стандартах и критериях, мы можем добиться объективной критики.

Читайте также:  Не махнуть ли на бали? чудный остров, знаете ли...

К примеру если выстроить речь используя фразы «я полагаю», «как мне кажется», «моё мнение», то высока вероятность, что критикуемый останется глух к нашим замечаниям. Для того, чтобы быть услышанными, нам следует строить свою речь используя слова «последние исследования показали», «мнение ведущих специалистов в этой области» и т. д.

Другими словами, постарайтесь в своей речи обосновывать свои замечания и стандарты используя объективные источники.

Критика будет позитивной, если коллеги делятся своими опытом и знаниями с нами, или наш руководитель выражает своё мнение по какому-то вопросу, так как критикуемый в этом случае способен извлечь определённую пользу, достигнув более высоких результатов. Многие люди прислушиваясь к такой критике, освобождаются от своих недостатков и становятся лучше. В образовании и воспитании такая критика иногда даже бывает необходима.

Несмотря на то, что наша критика нацелена на исправление недостатков, мы можем получить обратный эффект. Вместо исправления, ошибки могут наоборот ещё глубже укорениться.

Старайтесь избегать высказываний о том, кто прав, вместо этого сфокусируйте внимание на том, каким должен быть человек. Будет неправильно, если постоянно твердить оппоненту о его недостатках, это может привести к привыканию и укоренению этих недостатков.

Совет

Смените тактику и вспомните про сильные стороны человека, а о недостатках, лишь вскользь упомяните.

Особенно важно говорить о положительных качествах в общении с детьми. Если вы поручили ребёнку выполнение какого либо задания, а он допустил ошибку, то следует вначале указать на проявленные положительные качества и лишь после этого говорить об ошибках. При таком подходе, мы сумеем уберечь тёплые отношения и сохраним его уверенность в собственных силах.

Следует избегать критики в адрес своих сослуживцев, так как вы рискуете получить ответную критику. Кроме того вы можете стать причиной распространения клеветы и недоброжелательных отношений в коллективе.

В результате может сложиться атмосфера, где все начнут замечать только ошибки друг друга.

В таком коллективе будут нарушены взаимоотношения и взаимопонимание, а отсутствие взаимовыручки и поддержки затруднит работу.

Необходимо понимать следующее: «Если вы всё критикуете и на всё возражаете, то вы работаете на разрушение. Вместо этого, если вам что-то не нравится, стоит подумать как сделать лучше. В результате разрушающей критики, мы можем получить только развалины. Чтобы воздвигнуть город, необходимо созидание».

Какая польза от критики?

Конструктивная критика полезна, а разрушающая способна принести только вред. Позитивная критика способствует устранению ошибок и позволяет избежать их повторения.

Если критика принимает созидательную форму, то она играет роль зеркала в котором мы можем наблюдать себя и свои ошибки, чтобы в последствии не повторять их.

Конструктивная критика иногда необходима в коллективе, разрушительная — напротив, может стать источником больших проблем.

Обратите внимание

Большинство людей не любит, когда заостряют внимание на их ошибках. Но если посмотреть на это со стороны личностного роста, то приятие конструктивной критики необходимо. Естественно при этом должна использоваться подходящая манера изложения. В области образования и воспитания конструктивная критика способствует развитию науки и формированию личности.

Для того чтобы достичь успеха в жизни, нужно придерживаться позитивного взгляда на окружающее. Нам необходимо стать партнёрами как для своих руководителей, так и для подчинённых. Такая позиция поможет вам преуспеть и получить уважение и любовь окружающих.

Подведение итогов

Если критикующий недостаточно требователен к самому себе, это может стать серьёзным препятствием для его роста и помешать исправлению его собственных ошибок.

Человек имеющий привычку критиковать, должен учитывать тот факт, что он может стать объектом сплетен и клеветы со стороны коллектива.

Люди видящие прекрасное, позитивно мыслят и получают удовольствие от самой жизни. Когда мы способны видеть положительные стороны и думаем позитивно, мы не станем никого обижать и наши действия будут конструктивны.

Давно известно, что сломать проще, чем построить, но несмотря на это, разрушительный стиль критики нашёл своё место в обществе. Не легко действовать позитивно в обществе, где, есть люди одобрительно относящиеся к негативной критике, что несомненно даёт оппоненту некоторое преимущество. Если вы решили прибегнуть к критике, хорошенько обдумайте стоит ли игра свеч.

Всех желающих обсудить вопросы на волнующие темы в кругу друзей и единомышленников, приглашаю на тематические встречи по понедельникам. ВХОД СВОБОДНЫЙ!

Источник: http://white-elephant.ru/psikhologiya-o-kritike/

Критика. Как относиться?

Любитe ли вы, кoгдa вac кpитикyют? Oтвeт oчeвидeн: «Кoнeчнo, нeт!» – cкaжeт бoльшинcтвo из нac. И, дeйcтвитeльнo, чтo хopoшeгo в кpитикe? Сaмoлюбиe cтpaдaeт.

Спaд нacтpoeния oбecпeчeн…Ho дaвaйтe пoдyмaeм, a тaк ли yж кpитикa плoхa? Bceгдa ли этo тoлькo нeгaтив? Bpeдит ли oнa нaм или, нaoбopoт, пoмoгaeт в ceбe чтo-тo cкoppeктиpoвaть, yлyчшить? Кaкyю пoльзy мoжнo извлeчь из кpитики? Кaк oтнocитьcя к paзличным ee видaм?Пepeфpaзиpyя извecтнoгo гepoя Тoмa Хэнкca из фильмa «Фopecт Гaмп», кpитикa кpитикe poзнь.

Извecтнo, чтo cyщecтвyют кpитикa и кpитикaнcтвo. Ocнoвнaя paзницa мeждy этими двyмя пoнятиями зaключeнa в cлeдyющeм. Кpитикa, хoтя и oблeчeнa в нeлицeпpиятнyю фopмy, вce жe нaпpaвлeнa нa измeнeниe cитyaции или нeкoтopых кaчecтв чeлoвeкa к лyчшeмy. Слeдoвaтeльнo, кpитикyющий тaк или инaчe нacтpoeн нa пoзитив – и c этим тpyднo нe coглacитьcя.

Дoпycтим, нaчaльник пopyчил вaм cocтaвить нeкий дoкyмeнт или, cкaжeм, oтчeт. Bы, нe пoклaдaя pyк, тpyдилиcь нaд зaдaчeй нecкoлькo днeй, и cдaли бyмaгy тoчнo в cpoк, ocтaвшиcь впoлнe coбoй дoвoльным. Oднaкo вaш бocc, изyчив пpeдcтaвлeннyю вaми paбoтy, paзoбpaл ee, чтo нaзывaeтcя, «пo кocтoчкaм». Пoнятнo, кpитикa – штyкa нeпpиятнaя, coмнeний нeт.

Важно

A ecли вce жe пocмoтpeть нa нee нe кaк нa «pyгaнь», a кaк нa пoлyчeниe oбpaтнoй cвязи: зaтo тeпepь вы знaeтe, чтo y вac пoлyчaeтcя хopoшo, a нaд чeм eщe нaдo пopaбoтaть, нa чтo нaдo бyдeт oбpaтить ocoбoe внимaниe в cлeдyющий paз? Тaким oбpaзoм, вы cтaли oблaдaтeлeм нeкoeгo «тaйнoгo знaния», дo кoтopoгo caмocтoятeльнo eщe нe cкopo бы дoшли.

Кpитикaнcтвo жe – этo, cкopee, «иcкyccтвo paди иcкyccтвa». Егo цeлью являeтcя кpитикa кaк тaкoвaя. Кpитикyeмый в дaннoм cлyчae лишь мишeнь, инcтpyмeнт для oттaчивaния «мacтepcтвa». Пoлyчaeтcя, чтo этo cвoeгo poдa «шкoлa злocлoвия», нe бoлee. И тyт вы yжe впoлнe впpaвe пpoпycтить нeлицeпpиятныe выcкaзывaния в cвoй aдpec мимo yшeй или дaжe дaть oтпop злoбcтвyющeмy oппoнeнтy.

Тaк чтo имeeт cмыcл paзличaть yкaзaнныe двa пoнятия – и пo фopмe, и пo coдepжaнию – и oтнocитьcя к ним poвнo тaк, кaк oни тoгo зacлyживaют.Moжнo тaкжe взглянyть нa пpoблeмy и пoд иным yглoм – c тoчки зpeния цeлecooбpaзнocти выбopoчнoгo вocпpиятия тoгo, чтo мы cлышим oт oкpyжaющих.

С oднoй cтopoны, пoлeзнo cлyшaть и cлышaть дpyгих людeй, бpaть «paциoнaльнoe зepнo» из cкaзaннoгo и иcпoльзoвaть этo в цeлях caмopaзвития. С дpyгoй – нyжнo yмeть «фильтpoвaть» пoтoки льющихcя нa нac cлoв, yчитывaть cyбъeктивнocть вocпpиятия миpa кaждым из нac, вoзмoжнoe oшибoчнoe мнeниe дpyгoгo чeлoвeкa, oтличныe oт нaших вocпитaниe, yбeждeния, ycтaнoвки и т.д., и т.п.

Иными cлoвaми, кpитикa, кaк и мнoгиe явлeния в нaшeй жизни, мнoгoгpaннa и нeoднoзнaчнa. B нeй зaлoжeн oгpoмный пoтeнциaл, cпocoбный пoдapить нaм вoзмoжнocть paзвивaтьcя, caмocoвepшeнcтвoвaтьcя, выйти нa бoлee выcoкyю cтyпeнь пpoфeccиoнaлизмa или нa нoвый витoк близких взaимooтнoшeний.

Oднoвpeмeннo кpитикa тaит в ceбe и нeмaлo oпacнocтeй для чeлoвeкa – oт вoзникнoвeния oбиды дo кoмплeкca нeпoлнoцeннocти, oт вpeмeннoй пoтepи эффeктивнocти дo пoлнoгo oткaзa oт нaчaтoгo дeлa. Пo-видимoмy, c нeй нaдo oбpaщaтьcя oчeнь бepeжнo и ocтopoжнo. Пpичeм кaк caмим кpитикyющим, тaк и кpитикyeмым нeoбхoдимo coблюдaть oпpeдeлeннyю тeхникy бeзoпacнocти в oбpaщeнии c тaким нyжным, нo вecьмa тpyдoeмким в экcплyaтaции «пpeдмeтoм», кaк кpитикa.

Bнимaнию читaтeля пpeдлaгaютcя мнeния знaмeнитых пcихoлoгoв нa пoблeмy здopoвoгo oтнoшeния к кpитикe, yмeния пpaвильнo вocпpинимaть ee бeз yщepбa для ceбя и coбcтвeннoй caмooцeнки.

Кoгдa пpихoдит чeлoвeк и гoвopит, чтo хoчeт нayчитьcя aдeквaтнo peaгиpoвaть нa кpитикy, y мeня, в пepвyю oчepeдь, пoявляeтcя вoпpoc: oткyдa oн знaeт, чтo тaкoe aдeквaтнaя или нeaдeквaтнaя peaкция? Boпpoc нaдo cтaвить инaчe: кaк бы чeлoвeк ХOТЕЛ peaгиpoвaть? Чeм eгo нe ycтpaивaeт нынeшнee eгo пoвeдeниe? Oтвeты мoгyт быть caмыми paзными.

Haпpимep, чeлoвeкa мoжeт нe ycтpaивaть eгo пoвeдeниe тeм, чтo зa ним cлeдyют нeгaтивныe пocлeдcтвия, вpoдe yвoльнeния. Или тeм, чтo oн caм пoтoм иcпытывaeт чyвcтвo вины. Или тeм, чтo oн cильнo paздpaжaeтcя. Кaк пcихoтepaпeвт, я, пpeждe вceгo, пoмoглa бы чeлoвeкy выбpaть peaкцию, кoтopyю oн cчитaeт пpaвильнoй.

Совет

Имeннo cвoю coбcтвeннyю peaкцию, a нe мaнepy пoвeдeния, oжидaeмyю oбщecтвoм, poдитeлями, дpyзьями. Сoбcтвeннaя peaкция для кaждoгo чeлoвeкa бyдeт yникaльнoй.

Для кoгo-тo, вoзмoжнo, oнa бyдeт зaключaтьcя в тoм, чтoбы нayчитьcя oтличaть cпpaвeдливyю кpитикy oт нecпpaвeдливoй, a дpyгoмy чeлoвeкy вaжнo бyдeт нayчитьcя cпoкoйнo yхoдить из cитyaции, кoгдa oн нe гoтoв выcлyшивaть кpитичecкиe зaмeчaния. Единoгo, oднoгo нa вceх peцeптa здecь нeт.

Еcли мы пoпaдaeм в cитyaцию, в кoтopoй нac кpитикyют, тo пepвoe, чтo мы дoлжны пoнять и ocoзнaть – oбocнoвaнa ли кpитикa в нaш aдpec или нe oбocнoвaнa.Bo-пepвых, нaдo пocтapaтьcя пoнять, чтo имeeт в видy тoт, ктo нac кpитикyeт.

Пoлeзнo бывaeт выcлyшaть кpитикyющeгo и пocлe тoгo, кaк oн выcкaжeт нaм cвoи пpeтeнзии, пepecпpocить eгo: «Пpaвильнo ли я Bac пoнял, чтo Bы имeли в видy тo-тo и тo-тo?». Чeлoвeк мoжeт coглacитьcя или нeт, нo, вo вcякoм cлyчae, нe бyдeт нepaзбepихи в пoнятиях: «oн имeл в видy oднo, a я пoнял этo инaчe».

Maлo тoгo, тaкoй вoпpoc cнимeт нaпpяжeниe, yмeньшит aгpeccию, и дacт нaм вoзмoжнocть paзoбpaтьcя в тoм, oбocнoвaнa кpитикa или нeт. Чтo дeлaть, ecли кpитикa нe oбocнoвaнa? He бpaть ee нa ceбя. Для этoгo cyщecтвyeт мнoгo пoлeзных тeхник. Haпpимep, тeхникa «oтpaжeниe».

Кaк этo paбoтaeт? Haпpимep, нac кpитикyют, a мы oтвeчaeм: «Я пoнимaю, чтo Bы имeeтe пpaвo кpитикoвaть, нo в дaннoм cлyчae кo мнe этo нe oтнocитcя». Или «Дa, нeкoтopыe люди кpитикyют в тaких cитyaциях, нo кo мнe этo нe oтнocитcя».

Baжнo, нecмoтpя нa тo, чтo кpитикa нe oбocнoвaнa, нe иcпopтить oтнoшeний c кpитикyющим нac чeлoвeкoм, нe ycyгyблять кoнфликт и выйти дocтoйнo из cлoжившeгocя пoлoжeния. Еcли нe cпopить, a cпoкoйнo пpизнaвaть пpaвo чeлoвeкa кpитикoвaть, нo пpи этoм нe бpaть кpитикy нa ceбя, тo этo oбeзopyживaeт кpитикyющyю cтopoнy.Еcли жe кpитикa oбocнoвaнa, тo мoжнo тoлькo пoблaгoдapить зa нee кpитикyющeгo, тaк кaк тaкaя кpитикa oбнapyживaeт нaш пoтeнциaл, pacкpывaeт eщe cильнee нaши вoзмoжнocти. Moжнo cкaзaть ceбe: «Дa, ceйчac я coвepшил oшибкy, нo блaгoдapя тoмy, чтo мнe нa нee yкaзaли, y мeня ecть вoзмoжнocть бoльшe ee нe coвepшaть, тo ecть cтaть лyчшe, coвepшeннee». Кoнcтpyктивнaя кpитикa aктyaлизиpyeт нaши внyтpeнниe pecypcы и мы, cтaнoвяcь лyчшe и мyдpee, дeлaeм лyчшe cвoю жизнь.Пoлeзныe ccылки

Aнacтacия Умaнcкaя, пcихoлoг, Mocквa

Peзeдa Кyчкapoвa, чacтный пcихoлoг (тeлecнo-opиeнтиpoвaннoe нaпpaвлeниe, paбoтa c движeниeм пo aвтopcкoй мeтoдe «Тepaпeвтичecкoe движeниe»): cпeциaльнoe пpeдлoжeниe для ycтaвших клиeнтoв: «Чac пaccивнocти»

Пcихoтepaпeвт Haтaлья Кapягинa. Пoмoщь aнaлитикa в peшeнии пpoблeм. Индивидyaльнo.

Источник: https://psynavigator.ru/publikacii/kritika.-kak-otnositsya

Как научиться извлекать пользу из критики

elsie_byКаждый из нас время от времени подвергается критике со стороны окружающих, и то, как мы на нее реагируем, значительно влияет на нашу жизнь, обогащая нас или повергая в депрессию. Очень легко «отнести все на личный счет», когда кто-то критикует наши действия, или преувеличить значение критики.

Есть люди, способные сохранить чувство собственного достоинства, только переходя в «контратаку». Они хорошо переносят критику, при этом они оскорбляют и унижают другого человека. Человек, переходящий в контратаку, обычно не извлекает пользы из критики, он просто отклоняется от нее.

Однако даже острая критика может пойти на пользу, если мы поступаем гибко и ищем ответ на вопрос; «Чему я могу научиться благодаря этому?» Мы обнаружили, что ключевым различием между людьми, хорошо переносящими критику, и теми, кто чувствует себя после нее опустошенным, является то, каким они видят значение критики.

Люди, остававшиеся спокойными, видели себя со стороны выполняющими то, что вызвало критику. Критика была для них где-то «вне настоящего», где-то «вдалеке». И оттуда, издалека, им было легче спокойно оценить критику, решить, что на их взгляд является более полезным и как следует поступить в ответ на критику. Те, кого критика приводила в отчаяние, «принимали ее близко к сердцу».

Обратите внимание

Многие люди образно представляли, что отрицательный смысл критики вонзается им прямо в грудь, как стрела или темный луч.

Вся эта информация позволила нам создать легкую в овладении «Стратегию реагирования на критику».

Основные принципы реагирования на критику

Научиться данному процессу довольно легко, но, прежде чем приступить к делу, убедитесь, что в течение получаса вам никто не помешает. Мы советуем вам найти удобное, спокойное место, это поможет быстрее овладеть данным методом. Самое главное — удерживать дистанцию между вами и критикой.

Вы можете сделать это очень просто, если будете держать критические замечания на достаточном расстоянии от себя, например, за барьером из плексигласа. Таким образом, вы сможете объективно наблюдать за ними, как если бы вы смотрели фильм.

Благодаря этому вы не почувствуете себя автоматически плохо и сможете объективно оценить значение критики до того, как на нее отреагируете. В этом процессе очень важно сохранить ощущение гибкости.

Прежде чем начать, представьте то время, когда вы были особенно одаренным, когда вас любили и вы знали об этом, когда вы чувствовали себя спокойно. То есть вам нужно подумать о чем-то, что послужило бы вам мощным источником. Вернитесь в это состояние и проживите в нем несколько мгновений.

Вновь почувствуйте приятные ощущения и сохраните их в течение всего процесса… Если в какой-либо момент вы почувствуете себя плохо, просто остановитесь, что бы вы ни делали, и вернитесь к базовому ощущению. Прежде чем отправиться дальше, вы должны вновь обрести это позитивное чувство.

Этап первый: увидьте себя на расстоянии.

Читайте также:  Кто первым заметил: «ученье свет, а неученых - тьма?»

Где-то перед собой вы видите своего двойника. Не обязательно увидеть себя на самом деле, вы можете сделать вид, что «видите», или почувствовать, «как будто» видите его перед собой. Тому, кто находится в данный момент перед вами, предстоит научиться по-новому реагировать на критику.

Поскольку вы отныне представлены своим двойником, то все чувства, вызванные критикой, тоже будут не у вас, а у того, кто стоит перед вами. Если хотите, то можете представить, что между вами, уютно расположившимся в кресле, и вашим двойником, стоящим напротив, находится щит из плексигласа.

Вы слышите и видите все, что происходит за щитом, но вы уверены, что вы при этим находитесь в полной безопасности. По мере того как вы будете двигаться дальше, вы будете испытывать удовольствие от того, что вы постигаете то, что может пригодиться вам в будущем.

Важно

В течение всего процесса вы можете продолжать наблюдение за своим двойником, стоящим перед вами. Убедитесь, что на каждом этапе ваш аналог чувствует себя уютно и одухотворенно.

Этап второй: увидьте, как вас критикуют.

Вы видите, как тот, кто стоит перед вами, подвергается критике. Обратите внимание на то, что он видит себя подвергающимся критике. Это может показаться вам странным, так как большинство людей обычно так не поступают. Вы наблюдаете за тем, кто стоит перед вами, а он, в свою очередь, видит, как его критикуют.

Представьте, что вы видите все те образы, которые возникают в его мозгу. Если с первого раза у вас это не получится — не отчаивайтесь. Обычно то, что делается легко, приносит нам меньше всего пользы. Если вы делаете это впервые, то знайте, что вы приобретаете тем самым мощную альтернативу.

Убедитесь, что стоящий перед вами двойник продолжает оставаться одухотворенным, видя себя критикуемым. Если он не сразу почувствует себя достаточно гибко, сделайте так, чтобы его образ в момент, когда его критикуют, начинал уменьшаться и удаляться до тех пор, пока ваш двойник не почувствует себя одухотворенным.

Вы увидите себя наблюдающим за тем, как вас критикуют. И вновь, если вы не уверены в том, что сможете все это увидеть, просто сделайте вид, что это происходит.

Когда мы попросили Ренди проделать это, он увидел «Ренди», стоящего перед ним, и этот Ренди наблюдал за тем, как его жена критикует другого Ренди, который так же, в свою очередь, находится перед ним.

Этап третий: увидьте себя, представляющим значение критики.

Теперь понаблюдайте за тем, как ваш двойник, стоящий перед вами, воплощает в образах значение критики. Например, жена Ренди иногда критиковала его за то, что он был слишком снисходителен к шалостям детей. И вот Ренди видит, как его аналог прокручивает перед собой фильм, отражающий то, о чем говорит жена. Он видит себя призывающим детей к порядку.

Постарайтесь сделать изображение достаточно маленьким и достаточно удаленным, с тем, чтобы вы спокойно могли наблюдать за ним с чувством одухотворенности и не без любопытства. Обратите внимание на то, удается ли вам воссоздать полную картину того, что подразумевает ваш оппонент, или картина выглядит неполной и туманной.

Совет

Если ваш оппонент говорит, что вы грубы и высокомерны, вы не можете точно знать, что он понимает под этим. Вы не можете создать достаточно полный образ того, что это означает, пока не зададите определенные вопросы. Каждый раз начинайте со слов признательности своему оппоненту: «Я очень этим огорчен», «Я рад, что вы завели этот разговор».

И только после этого вы можете задать вопрос: «Что именно в моих действиях показалось вам грубым?» Увидьте, как ваш двойник задает своему оппоненту вопросы до тех пор, пока ему не станет ясно, что подразумевает его оппонент. Убедитесь, что на данном этапе ваш двойник чувствует себя спокойно и одухотворенно.

Будьте внимательны, постарайтесь понять, что подразумевает ваш оппонент, не складывайте картину из ваших собственных мыслей. Например, Ренди мог бы без труда создать картину того, что на его взгляд соответствует понятию «быть снисходительным», но его задача — понять, что подразумевает под этими словами его жена.

Поскольку ранее от критики Ренди сразу же становилось плохо, он уже был в состоянии задавать какие-либо вопросы.

Когда же Ренди увидел перед собой своего двойника, рассматривающего неясную картину, на которой он был «слишком снисходительным», он понял, что ему следует обратиться к жене за разъяснением значения ее слов, и мысленно прорепетировал то, как это будет выглядеть: «Я хочу быть уверенным в том, что я знаю, какие именно мои действия ты находишь слишком снисходительными. Может быть, я что-то сделал или сказал?» Затем он представил, что жена могла бы сказать ему в ответ. Когда Ренди мысленно репетирует данный процесс, совсем не важно, догадается ли он о том, что бы сказала в данном случае его жена. Как только он овладеет данным процессом, он на самом деле задаст жене вопрос, а она на самом деле на него ответит.

Этап четвертый: решите, что вы думаете.

Теперь, когда вы обладаете всей информацией и чувствуете себя одухотворенным, самое время решить, с чем в критике вы согласны, а на что у вас существует собственное мнение. Проще всего это сделать, сравнив только что созданную картину критики с воспоминанием о критикуемом событии.

И снова вы можете наблюдать со стороны за тем, как это сделает ваш двойник. А теперь увидьте, как ваш двойник проверяет, соответствуют ли друг другу эти две картины. Это поможет ему решить, согласен ли он с критикой или полностью ее отвергает. Обычно человек соглашается, по крайней мере, с частью критики.

Если ваше воспоминание о случившемся значительно отличается от того, что подвергается критике, пора задавать дополнительные вопросы. Увидьте, как ваш двойник обращается к оппоненту с новыми вопросами. Например, оппонент мог пожаловаться: «Тебя не интересует мое мнение».

Обратите внимание

Задав вопрос, вы поймете, что человек сделал такой вывод потому, что в тот момент, когда он с вами беседовал, вы смотрели в сторону. Вы можете согласиться, что смотрели в сторону, но не потому, что вам было неинтересно, а потому, что это позволило вам внимательно обдумать то, о чем шла речь.

Итак, ваш взгляд в сторону — это признак заинтересованности, а не равнодушия.

Этап пятый: примите решение о реакции.

До этого момента вы, оставаясь все время одухотворенным, лишь признавали слова вашего оппонента и собирали необходимую информацию. Теперь у вас достаточно информации, чтобы решить, как поступить. Вы знаете, с чем вы согласны, а с чем — нет.

Реакция, которую выбирает ваш двойник, полностью зависит от ваших личных целей, ваших ценностей, ваших взаимоотношений с оппонентом и т.д. Вы можете заметить, насколько легче выбрать реакцию, когда вы одухотворены, нежели когда вы чувствуете себя атакованным.

Мы предлагаем на ваше усмотрение несколько возможных реакций: а) Для начала дайте понять вашему оппоненту, с чем вы согласны. «Я рад, что ты обратила на это мое внимание. Я не знал, что то, что я делаю, имеет такое воздействие. В следующий раз я постараюсь поступить иначе». б) Ваша реакция может включать извинение: «Я прошу прощения.

Несомненно, мой поступок был бестактен и недальновиден». Искреннее извинение поможет вам восстановить взаимоотношения, особенно, если вы в действительности планируете в дальнейшем поступить иначе.

в) После того как вы согласились с вашим оппонентом или извинились перед ним, возможно вам захочется добавить что-либо, что помогло бы вашему оппоненту понять, что вы придерживаетесь другого мнения. «Я благодарен тебе за то, что ты мне прямо сказала, что тебя волнует. Я знаю, что я часто смотрю в сторону, когда со мной разговаривают. Но это помогает мне лучше сосредоточиться.

Чаще всего это случается тогда, когда ты сообщаешь мне что-то важное, и мне нужно некоторое время, чтобы понять сказанное». «Я согласен, я был слишком снисходителен к детям. Но я не знал о том, какое воздействие это может на них иметь. Ведь я бываю дома в основном только вечером, а ты проводишь с ними весь день. И мне кажется, что вся забота о детях лежит на тебе.

Я думаю, что нам стоит решить, кто отвечает за детей каждый вечер. Если мы решим, что ответственность лежит на мне, я буду знать, что в мои функции будет входить наведение дисциплины в случае необходимости».

Важно

г) Спросите оппонента, что бы он предпочел: «Что мне сделать, чтобы исправить ситуацию?» Это вовсе не означает, что вам непременно нужно сделать это, подобный вопрос просто поможет получить ценную информацию. Иногда оппонент просит о чем-то трудном или бессмысленном.

Но чаще всего он дает вам понять, что могло бы его удовлетворить, и это оказывается настолько простым, что вы с удовольствием выполняете просьбу. д) Дайте оппоненту понять, что в будущем вы планируете вести себя иначе: «Ты права. Я действительно спланировал семейный Отпуск, не посоветовавшись с тобой. Давай забудем об этом плане и начнем все сначала.

А в следующий раз, планируя что-то важное, я обязательно узнаю твое мнение». е) Если вы абсолютно не согласны со своим оппонентом, даже после того, как собрали достаточно информации, вы можете сказать ему об этом: «Спасибо, что ты поделился со мной своей точкой зрения. А вот то, что я думаю по этому поводу», » У нас совершенно различное мнение по этому вопросу, и каждый из нас имеет право думать так, как ему хочется. ж) Может случиться, что взгляды вашего оппонента покажутся вам настолько отличными от ваших, что вы не захотите терять время на их обсуждение: «Поскольку наши взгляды абсолютно расходятся, я не думаю, что дальнейшая дискуссия может нам чем-то помочь».

Этап шестой: повторите то, чему вы научились, с тем, чтобы в следующий раз вы смогли поступить уже иначе.

Наверное, вы уже решили для себя с помощью пятого этапа, как вы поступите в будущем.

Если этого не произошло, увидьте, как ваш двойник задает себе вопрос: «Хочу ли я использовать ту информацию, которую дала мне критика, в своих будущих поступках?» Если ответ будет утвердительным, увидьте, какое решение о будущих действиях примет ваш двойник.

Затем понаблюдайте, как он представляет себя действующим иначе. При этом он может выбрать любую обстановку и любой момент. Повторите все эти шесть этапов несколько раз и с разными примерами. Полезно будет пройти весь процесс, меняя лиц, критикующих вас.

Например, в одном случае критика может быть очень туманной, и вы можете научиться задавать вопросы с тем, чтобы выяснить, что человек имеет в виду. В другом случае вы полностью согласны с критикой, а в третьем не согласны частично или полностью.

Постарайтесь выбрать те случаи, которые в прошлом вызвали у вас затруднение. Одни люди труднее всего переносят критику со стороны близких и друзей, другие плохо воспринимают критику сослуживцев и начальника. Обычно достаточно трех-четырех повторений, чтобы данный процесс был доведен до автоматизма.

Этап седьмой: соединитесь с вашим двойником, овладевшим этим процессом.

Совет

Некоторым людям это может показаться страшным, но это очень важный этап. Вы только что наблюдали за тем, как определенная ваша часть училась по-новому реагировать на критику. Теперь вам предстоит поместить эту часть в себя, с тем, чтобы это умение автоматически стало вашим. Для начала пусть растворится плексигласовый щит, разделяющий вас. Затем поблагодарите вашу часть за то, что она послужила для вас таким ценным средством приобрести знания… Затем представьте, что вы протягиваете руки к своему двойнику и обнимаете его. Вы помещаете его внутрь себя. Не торопитесь. Все знания, приобретенные вашим двойником, тут же становятся доступны вам, и в будущем вы сможете воспользоваться ими в любой момент. Многие люди, овладевшие данным процессом на наших семинарах или после прочтения нашей первой книги, а так же после просмотра видеокассеты, сообщили нам, что многое в их жизни изменилось. Помимо того, что им стало легче воспринимать критику дома и на работе, многие из них отметили, что это помогло им в общении со своим внутренним самокритичным голосом. Они использовали тот же самый процесс и в отношении того, что они говорили самим себе. Тот же самый процесс может быть использован в отношении комплиментов. Он поможет вам стать менее чувствительным к лести окружающих. Оценив комплимент, вы сможете вежливо его принять. Если человек своим комплиментом отметил нечто очень важное для вас, вы можете ответить ему с большей учтивостью. (c) С. Андреас. Сердце разума

Источник: https://elsie-by.livejournal.com/427794.html

Ссылка на основную публикацию