Как в россии появилась детская поэзия? ко дню рождения корнея ивановича чуковского

Как в России появилась детская поэзия? Ко дню рождения Корнея Ивановича Чуковского

Думаю, любой из вас с легкостью продолжит такие строки, как: «Ехали медведи…»; «Как я рад, как я рад, что…»; «- Кто говорит? — Слон. — Откуда? — …»; «И подушка, как …»; «Муха, Муха-Цокотуха…»; «Маленькие дети, ни за что на свете…»; «Ох, нелегкая эта работа — …».
Если же не сможете, то значит вы росли в какое-то другое время и в какой-то другой стране.

Это всенародное признание прекрасно выразил В. Берестов в своем шуточном стихотворении:

«Нам жалко дедушку Корнея: В сравненье с нами он отстал, Поскольку в детстве „Бармалея“ И „Крокодила“ не читал, Не восхищался „Телефоном“, И в „Тараканище“ не вник. Как вырос он таким ученым,

Не зная самых главных книг?»

Надо сказать, что временами эта однобокая популярность изрядно раздражала самого Чуковского, и по этому поводу он не раз писал:

«Я написал двенадцать книг, и никто на них никакого внимания. Но стоило мне однажды написать шутя «Крокодила», и я сделался знаменитым писателем. Боюсь, что «Крокодила» знает наизусть вся Россия. Боюсь, что на моем памятнике, когда я умру, будет начертано «Автор «Крокодила». А как старательно, с каким трудом писал я другие свои книги, напр.

, «Некрасов как художник», «Жена поэта», «Уолт Уитмен», «Футуристы» и проч. Сколько забот о стиле, композиции и о многом другом, о чем обычно не заботятся критики! Каждая критическая статья для меня — произведение искусства (может быть, плохого, но искусства!), и когда я писал, напр., свою статью «Нат Пинкертон», мне казалось, что я пишу поэму.

Но кто помнит и знает такие статьи! Другое дело — «Крокодил». Miserere».

«Люди… при знакомстве со мною были приветливы, но ни один не знал, что я, кроме детских книг и „От 2 до 5“, написал хоть что-нибудь другое. „Неужели вы не только детский писатель?“ Выходит, что я за все 70 лет литературной работы написал лишь пять-шесть Мойдодыров.

Обратите внимание

Причем книгу „От 2 до 5“ воспринимали как сборник анекдотов о забавной детской речи».

Однажды А. Вознесенский очень метко выразился о Чуковском: «Он жил, как нам казалось, всегда — с ним раскланивались Л. Андреев, Врубель, Мережковский…».

И действительно, когда впервые знакомишься с биографией «сказочника», неизменно поражаешься тому, что к переломному 1917 году он был уже состоявшимся 35-летним отцом семейства и прославленным литературным критиком. Эта карьера далась ему нелегко.

Рожденный 31 марта 1882 года вне брака и от неизвестного отца, Коля Корнейчуков будет всю жизнь мучиться от клейма «незаконнорожденного» и при первой же возможности превратит фамилию матери в звучный псевдоним «Корней-Чук». К этому добавится бедность, а в 5-м классе мальчика еще и выгонят из Одесской гимназии по т.н.

«закону о кухаркиных детях», призванному очистить учебные заведения от детей «низкого происхождения». Английский язык Коля выучит уже самостоятельно, по старому учебнику, где будут вырваны страницы с произношением.

Поэтому, когда, спустя время, подающего надежды журналиста Чуковского пошлют корреспондентом в Англию, он поначалу не поймет ни слова из разговорной речи.

Интересы Чуковского не ограничивались и критикой. Он перевел «Тома Сойера» и «Принца и нищего» М. Твена, многие сказки Р. Киплинга, новеллы О. Генри, рассказы А. Конан-Дойля, пьесы О. Уайльда, стихи У. Уитмена и английский фольклор.

Именно в его пересказах мы знакомились в детстве с «Робинзоном Крузо» и «Бароном Мюнхгаузеном».

Именно Чуковский заставил литературное окружение увидеть в стихах Некрасова не просто гражданскую публицистику, но и высокую поэзию, подготовил и отредактировал первое полное собрание сочинений этого поэта.

Но если на критические статьи и имена переводчиков обращает внимание далеко не каждый, то сказки, так или иначе, слушают все, ибо все бывают детьми. О сказках и поговорим.

Важно

Конечно, нельзя буквально сказать, что детской поэзии до революции вообще не было. Сразу оговоримся, что ни сказки Пушкина, ни «Конек-Горбунок» Ершова детям не адресовались, хотя и были ими любимы. Остальное же, с позволения сказать, «творчество» прекрасно иллюстрирует стихотворение Саши Черного 1910 года:

«Дама, качаясь на ветке, Пикала: «Милые детки! Солнышко чмокнуло кустик, Птичка оправила бюстик И, обнимая ромашку,

Кушает манную кашку…»

Все эти безжизненные рафинированные стишки детских поэтесс нещадно громил в то время и Чуковский (критика которого вообще была часто очень жесткой, колкой и даже ядовитой).

Позже он вспоминал, как после одной из статей о кумире дореволюционных девочек — Лидии Чарской, дочка лавочника отказалась продать ему коробку спичек. Но Чуковский был убежден: дети потребляют это убожество лишь по причине отсутствия качественной детской поэзии.

А качественной она может быть лишь, когда к ней будут подходить с мерками взрослой поэзии. С одной лишь важной оговоркой — детские стихи должны учитывать особенности детской психики и восприятия.

Критика Чуковского была хороша, но от нее хороших детских стихов так и не появлялось. В 1913−14 гг. критику даже предлагали возглавить журнал для детей, но тогда он был всецело захвачен работой над Некрасовым и отказался. А спустя два года, как бы из ничего, появился «Крокодил».

С. Маршак: «Ты строго Чарскую судил. Но вот родился „Крокодил“, Задорный, шумный, энергичный, — Не фрукт изнеженный, тепличный, — И этот лютый крокодил Всех ангелочков проглотил В библиотеке детской нашей,

Где часто пахло манной кашей…»

История создания этой сказки изрядно запутана, и не без помощи самого автора. Особо любопытных отсылаю к замечательной статье М. Петровского «Крокодил в Петрограде». Я же перескажу эту историю вкратце.

Итак, по одним воспоминаниям Чуковского первые наброски «Крокодила» он читал еще в 1915 г. «на Бестужевских курсах». По другим — идею написать произведение для детей ему подкинул М. Горький осенью 1916 г., сказав: «Вот вы ругаете ханжей и прохвостов, создающих книги для детей.

Но ругательствами делу не поможешь.

Представьте себе, что эти ханжи и прохвосты уже уничтожены вами, — что ж вы дадите ребенку взамен? Сейчас одна хорошая детская книжка сделает больше добра, чем десяток полемических статей… Вот напишите-ка длинную сказку, если можно в стихах, вроде „Конька-горбунка“, только, конечно, из современного быта».

Совет

Эта версия подтверждается и следующим заявлением Чуковского: «Говорили, например, будто здесь с откровенным сочувствием изображен поход генерала Корнилова, хотя я написал эту сказку в 1916 году (для горьковского издательства „Парус“). И до сих пор живы люди, которые помнят, как я читал ее Горькому — задолго до корниловщины».

И, наконец, по третьей версии всё началось с импровизированного стихосложения для маленького больного сына.

«…случилось так, что мой маленький сын заболел, и нужно было рассказать ему сказку. Заболел он в городе Хельсинки, я вез его домой в поезде, он капризничал, плакал, стонал. Чтобы как-нибудь утихомирить его боль, я стал рассказывать ему под ритмический грохот бегущего поезда:

Жил да был Крокодил.

Он по улицам ходил…

Стихи сказались сами собой. О их форме я совсем не заботился. И вообще ни минуты не думал, что они имеют какое бы то ни было отношение к искусству. Единственная была у меня забота — отвлечь внимание ребенка от приступов болезни, томившей его.

Поэтому я страшно торопился: не было времени раздумывать, подбирать эпитеты, подыскивать рифмы, нельзя было ни на миг останавливаться. Вся ставка была на скорость, на быстрейшее чередование событий и образов, чтобы больной мальчуган не успел ни застонать, ни заплакать.

Поэтому я тараторил, как шаман…».

Как бы то ни было, достоверно известно, что первая часть «Крокодила» к концу 1916 года была уже закончена. И о дальнейшей судьбе этой сказки мы поговорим в следующий раз.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/53495/

Корней Иванович Чуковский — Хакасская Республиканская Детская Библиотека

Николай Васильевич Корнейчуков, позже принявший псевдоним Корней Чуковский, родился 31 марта 1882 г. в Петербурге, но детство провёл в Одессе и Николаеве.

В одесской гимназии он учился в одном классе с будущим моряком и писателем Борисом Житковым. Мальчики подружились, и Чуковский часто приходил в гости к своему другу, родители которого собрали прекрасную библиотеку.

О своих детских впечатлениях Чуковский рассказал в повести «Серебряный герб».

Однако гимназию ему закончить не удалось, потому что он был исключён по причине «низкого» происхождения: мать, происходившая из крестьян, была прачкой и едва сводила концы с концами, а отец с семьёй не жил. Пришлось самостоятельно проходить курс гимназический курс и изучать английский язык. Потом юноша сдал экзамены и получил аттестат зрелости.

Он рано начал писать стихи и поэмы, а в 1901 г. в газете «Одесские новости» появилась первая статья, подписанная псевдонимом Корней Чуковский. В этой газете он напечатал много статей на самые разные темы – о выставках картин, о философии, искусстве, писал рецензии на новые книги, фельетоны. Тогда же Чуковский начал писать дневник, который затем вёл всю жизнь.

Обратите внимание

Мечта стать писателем привела Чуковского в Петербург. Он предложил свои произведения нескольким столичным журналам, но получил отказ. Несмотря на это, 1903 г. был для начинающего писателя полон событий: он познакомился со многими известными литераторами, осваивался с петербургской жизнью и посылал свои материалы в «Одесские новости», от которых в том же году поехал в Лондон.

Он здесь не терял времени даром: много занимался, совершенствовал свой английский язык, познакомился с известными английскими писателями Г. Уэллсо и А. Конан Дойлом, автором «Записок о Шерлоке Холмсе».

Круг литературных интересов Чуковского продолжает расширяться. Теперь кроме рецензий и переводов он начинает писать стихи и даже роман в стихах. В сентябре 1904 г. он вернулся на родину и стал выступать как литературный критик в петербургских газетах и журналах. С 1906 г.

Чуковский стал постоянным сотрудником журнала В. Брюсова «Весы». К этому времени он уже был знаком со многими видными деятелями русской культуры, подружился с известным художником И. Репиным, писателями А. Куприным, Л. Андреевым, поэтом А. Блоком и другими.

Очерки о современных писателях составили книги «От Чехова до наших дней» (1908) и «Лица и маски» (1914).

Тогда же Чуковский начал записывать свои наблюдения за детьми, что и как они говорили. Он вёл записи до конца жизни и составил из них книгу «От двух до пяти» со своими комментариями, в которых проявил себя не только как талантливый писатель, но и как замечательный педагог и учёный.

Первое издание этой книги вышло в 1928 г. под названием «Маленькие дети. Детский язык. Экикики. Лепые нелепицы». Название «От двух до пяти» появилось только в дополнительном 3-м издании в 1933 г. Всего эта книга переиздавалась 21 раз, причём писатель каждый раз дополнял её новыми примерами, которые к этому времени успевал записать.

Писать для детей Чуковский начал, казалось бы, случайно. Однажды ему как редактору надо было составить альманах «Жар-птица», и он написал для него свои первые детские сказки «Цыплёнок», «Доктор» и «Собачье царство».

Важно

Так неожиданно профессиональный критик, исследователь творчества Некрасова, переводчик стал детским писателем. Первые его знаменитым детским произведением стала стихотворная сказка «Крокодил». Позднее Корней Иванович вспомнил о том, как она появилась. Вместе с М.

Горьким они задумали выпускать сборники детских произведений, и Горький предложил Чуковскому написать поэму для детей к первому сборнику. Чуковский никогда раньше не писал стихи для детей и подумал, что не справится с таким сложным поручением.

«Но случилось так, – пишет он, – что я поехал в Гельсингфоре за своим маленьким сыном, который там заболел… Я вёз его обратно в вагоне и для того, чтобы он не плакал и не хныкал, стал ему под стук колёс рассказывать какую-то сказку, которую я уже давно хотел написать, но никогда у меня ничего не выходило.

Мальчик успокоился и внимательно дослушал сказку. Когда через несколько дней сын поправился, Чуковский уже и забыл, о чём он ему рассказывал, но оказалось, что мальчик хорошо запомнил сказку и пересказал её отцу. Так сказка в стихах «Крокодил» и появилась на свет. Это произошло в 1915 г. С тех пор произведения Чуковского стали любимым чтением детей.

Его стихи наполнены яркими необычными образами и словосочетаниями. Достаточно вспомнить «Мойдодыра» и «Тараканище», на следующий год – «Муху-Цокотуху» и «Чудо-дерево», в 1926 г. – «Федорино горе» и «Телефон», в 1929 г. – «Айболита».

Чуковский писал собственные сказки для детей и пересказывал для них лучшие произведения мировой литературы – романы Д. Дефо, Р. Распэ, Р. Киплинга, У. Уитмена, библейские сюжеты и греческие мифы. Книги Чуковского иллюстрировали лучшие художники того времени Ю. Анненков и М. Добужинский, и это добавляло популярности изданиям.

Чуковский общался с детьми не только посредством сказок. Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, он построил загородный дом, где поселился с семьёй. Каждое лето писатель проводил для своих детей и внуков, а также для всех окрестных ребят, которых набралось до полутора тфысяч, весёлые праздники «Здравствуй, лето!» и «Прощай, лето!».

Писатель не оставлял и литературоведческую работу: он в 1952 г. выпустил капитальный труд «Мастерство Некрасова», который позже был удостоен Ленинской премии; его перу принадлежали книги воспоминаний о великих современникх и серьёзные научные исследования по проблемам художетсвенного перевода. А в 1962 г. он стал почётным доктором литературы Оксфордского университета в Великобритании.

В 1969 г., который стал последним годом жизни для писателя, он продолжал сочинять новые весёлые стихи-загадки для малышей. В том же году в цикле статей «Признания старого сказочника» писатель вспомнил и проанализировал историю создания своих детских сказок. Вскоре после этого Чуковского не стало.

Читайте также:  Отдых в крыму: банальность или удовольствие?

Источник: http://xn—-7sbab3bbulzjlg7dvg.xn--p1ai/knigi-chtenie/avtory-yubilyary/kornej-ivanovich-chukovskij

Юбилей Корнея Ивановича Чуковского

31 марта 2012 года исполнилось  130 лет со дня рождения замечательного детского писателя Корнея Ивановича Чуковского, автора множества сказок, которые мы помним наизусть. 

            Все мы с детства знаем этого замечательного писателя как Корнея Чуковского, хотя настоящие имя и фамилия Николай Васильевич Корнейчуков. Об этом написано во многих источниках описывающих его биографию, а так же и им самим в автобиографической повести «Серебряный герб».

              К.Чуковский отец четырех детей: Николая, Лидии, Бориса и Марии (Мурочки) -умершей в детстве, которой посвящены  многие его детские стихи. 

            В основе его произведений лежит беззаветная любовь к детям. Однажды, возвращаясь в поезде в Питербург с заболевшим сыном, он под стук колес рассказывал ему сказку про крокодила. Ребенок очень внимательно слушал. Прошло несколько дней, Корней Иванович забыл о том эпизоде, а сын все запомнил наизусть. Так родилась сказка «Крокодил», опубликованная в 1917 году.

Совет

            Работа Чуковского в области детской литературы закономерно вывела его на изучение детского языка, первым исследователем которого он стал. Это стало его настоящим увлечением — психика детей и то, как они овладевают речью.

Выходят его знаменитые сказки «Тараканище» и «Мойдодыр» , «Муха-цокотуха» и «Бармалей», «Телефон» — непревзойденные шедевры литературы «для маленьких» издающихся до сих пор, так что можно сказать, что уже в этих сказках Чуковский успешно использовал знания детского восприятия мира и родной речи.

Он написал свои наблюдения за детьми, за их словесным творчеством в книге «Маленькие дети», получившую потом название «От двух до пяти». Чудесная книга о том, как ребенок входит в мир языка, как создает его сам.

То, что и как говорят дети всегда смешно взрослым, так что с этой стороны книга развлекательная, но для педагогов, психологов и просто родителей она помогает заглянуть за занавесочку детского мышления, души ребенка.

«
— Бабушка! Ты моя лучшая любовница!
— Ой, мама, какие у тебя толстопузые ноги!
— Наша бабуля зарезала зимою гусей, чтоб они не простудились.
— Мама, как мне жалко лошадок, что они не могут в носу ковырять.»

 «Все другие мои сочинения до такой степени заслонены моими детскими сказками, что в представлении многих читателей я, кроме «Мойдодыров» и «Мух-цокотух», вообще ничего не писал.» -шутил К.Чуковский. 

            Стихи К.Чуковского удивительно легко запоминаются детьми. Они будто сами срываются с языка.

Это достигается яркими необычными словосочетаниями, разнообразием ритмов, любимыми детьми повторами, четкими точными рифмами. Корней Иванович широко использует фольклорные формы — считалки, присказки, загадки, поговорки.

Особенно он любит шуточные нелепицы, для которых придумал меткое название «Перевертыши». Такова его веселая «Путаница»

Свинки замяукали:

     Мяу, мяу!

Кошечки захрюкали:

     Хрю, хрю, хрю!

Уточки заквакали:

     Ква, ква, ква!

Курочки закрякали:

     Кря, кря, кря!

Воробышек прискакал

И коровой замычал:

     Му-у-у!

            Но не только веселого сказочника К. И. Чуковского, друга детей, знают читатели во всем мире. К. И.

Обратите внимание

Чуковский широко известен как серьезнейший исследователь-литературовед, острый критик, великолепный мемуарист – живая история литературы 20 века. Неутомимый работник литературы, К. И. Чуковский создал много книг.

Среди них особое место занимает его замечательная книга «Мастерство Некрасова». Он искал и нашел новые неизвестные стихи Некрасова.

            А еще мы знаем Чуковского как переводчика. Корней Иванович открыл для русского читателя У. Уитмена (которому он также посвятил исследование «Мой Уитмен»), Р. Киплинга, О. Уайльда. Переводил М. Твена, Г. Честертона, О. Генри, А.К. Дойла, У. Шекспира, написал для детей пересказы произведений Д. Дефо, Р.Э. Распэ, Дж. Гринвуда.

            Можно долго говорить о «детском» творчестве писателя. Оно несет в себе вечные понятия добра и справедливости, оно – искренне, правдиво и непосредственно, как само детство.

Источник: http://raduganad.blogspot.com/2012/04/blog-post_01.html

Занимательные факты по художественной литературе (средняя группа) на тему: 31 марта 2017 года 135 лет со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского

31 марта 2017 года

135 лет со дня рождения

Корнея Ивановича Чуковского

31 марта исполняется 135 лет со дня рождения русского писателя, переводчика и поэта Корнея Ивановича Чуковского. Его настоящее имя Николай Васильевич Корнейчуков. Однако еще в молодости он сменил его на литературный псевдоним.

Корней Чуковский появился на свет 17 марта 1982 года в Санкт-Петербурге. Он был незаконнорожденным сыном предпринимателя Э.С.Левенсона и простой крестьянки из Полтавы, которая служила в его доме прислугой. В детские годы мать с сыном перебралась в Одессу, где и начался творческий путь будущего писателя.

Детской литературой Корней Чуковский увлекся, будучи уже достаточно известным в литературных кругах. Увлечение началось с интереса к психологическим аспектам развития речи у детей, их словесным экспериментам. Успех его произведений обусловлен точным пониманием речевого восприятия ребенка: яркие образы, точные формулировки, простые слова и легкие для запоминания рифмы.

Всенародную известность Корней Чуковский приобрел как автор стихотворных сказок: «Крокодил» (1916), «Мойдодыр» (1923), «Муха-цокотуха» (1924), «Бармалей» (1925), «Айболит» (1929) и других.

Его работа в области детской литературы закономерно вывела его на изучение детского языка, исследователем которого он стал, выпустив в 1928 году книгу «Маленькие дети», получившую затем название «От двух до пяти».

Сказки Чуковского населены множеством зверей и предметов, думающих, говорящих и действующих по-человечьи. К Мухе-Цокотухе «тараканы прибегали, все стаканы выпивали, а букашки по три чашки…Приходили к Мухе блошки…Приходила к Мухе бабушка-пчела…»

Одухотворение предметов, наделение животных, растений человеческими свойствами — традиционные приёмы народных сказок. Из многих признаков, определяющих специфику сказки, Чуковский выбирает те, которые характерны для сказок

Важно

о животных. Интересно,  что в сказках К. Чуковского никакого волшебства не происходит.

Что касается детского восприятия, то именно сказки о животных наиболее доступны самым маленьким. Чуковский, создавая свои сказки, адресовал их непосредственно детям дошкольного возраста. Возможно, поэтому К. Чуковский из арсенала сказочных приёмов отобрал именно те, которые присуще прежде всего сказкам о животных.

Сказки облегчают детям познание окружающей действительности, развивают воображение. В 1967 году в Библиотеке советской поэзии вышла книга К. Чуковского «Стихи», в предисловии автор писал: «Сказки мои были приняты в штыки: скопом напали на них человеки в футляре…

Их возмутило и новая непривычная форма стиха, и фантастичность сюжета, и несоответствие моей простодушной  тематики их мёртвым канцелярским схемам.

В книжке я восставал против наивно-утилитарного подхода к детской литературе и доказывал, что даже небывальщина, даже «перевёртыши», даже явные нелепицы служат утверждению детей в реализме; что отнимать у них фантастическую, волшебную сказку — значит уродовать их душевную жизнь. Вообще отчаянная борьба со зловредными теориями велась сказочниками из года в год. Именно этой борьбой порождены такие мои сказки, как «Муха-Цокотуха», «Путаница»,»Бармалей»…»

Так, в 1960 году в «Литературной газете» публиковалось письмо с требованием сжечь «Муху-Цокотуху», ибо там, по мнению автора письма, прославляются вредные насекомые.

Сейчас мы знаем,что стихи Чуковского стали образцом поэтической культуры для детских поэтов.У детей развивается чувство ритма, поэтический слух.

На протяжении многих лет К.Чуковский занимался изучением творчества Н. А. Некрасова и А. П. Чехова: книги «Некрасов как художник» (1922), «Мастерство Некрасова» (1952), «О Чехове» (1967). Как лингвист Чуковский написал остроумную и темпераментную книгу о русском языке «Живой как жизнь» (1962). Для детей им созданы пересказы произведений Д.

Совет

Дефо, Р.  Распэ, Дж. Гринвуда. Одновременно с этим он занимался теорией перевода, написав одну из самых авторитетных в данной области книг – «Высокое искусство» (1968). В 1957 году Чуковский получил ученую степень доктора филологических наук.

В 1962 году ему было присвоено почетное звание доктора литературы Оксфордского университета (Великобритания).

Чуковского не стало в 1969 году. В подмосковном Переделкино, где Корней Иванович жил последние годы остались созданная им детская библиотека и его мемориальный музей.

Но самой большой наградой, по собственным словам Корнея Ивановича, было для него признание младшей дочери Мурочки: «Больше всего я люблю (даже больше мармелада и шоколада) папины сказки.

Когда он их сам написал, а потом мне читает».

Источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/hudozhestvennaya-literatura/2017/04/18/31-marta-2017-goda-135-let-so-dnya-rozhdeniya

130 лет со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского, русского писателя, критика, литературоведа, переводчика. — презентация

1 130 лет со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского, русского писателя, критика, литературоведа, переводчика.<\p>

2<\p>

3 Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский. Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя — Николай Васильевич Корнейчуков.<\p>

4 – Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского. — Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги.<\p>

5 Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок. Сегодня мы встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.<\p>

6 I тур «Вспомни сказку». Веселится народ — Муха замуж идёт За лихого, удалого Молодого… Нет – нет! Соловей Не поёт для свиней Позовите-ка лучше… И мне не надо Ни марме л ада, ни шоколада А только маленьких, Ну очень маленьких… (комара). (ворону). (детей).<\p>

7 Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор… Только вдруг из – за кусточка Из-за синего лесочка, Из далёких из полей Прилетает… А посуда вперёд и вперёд По полям, по болотам идёт. И чайник сказал утюгу — Я больше идти… (Айболит) (воробей) (не могу).<\p>

8 А за ним – то народ И поёт, и орёт: — Вот урод, так урод! Что за нос, что за рот! И откуда такое… Солнце по небу гуляло И за тучку забежало. Глянул заинька в окно, Стало заиньке… Свинки замяукали – мяу – мяу, Кошечки… (темно). (чудовище). (захрюкали, хрю- хрю)<\p>

Обратите внимание

9 С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без «Айболита, «Федорина горя,»Телефона… Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать. Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.<\p>

10 II тур «Кто есть кто». Айболит — Бармалей — Федора — Каракула — Мойдодыр — Тотошка, Кокошка — Цокотуха — Барабек — Рыжий, усатый великан — (доктор) (разбойник) (бабушка) (таракан) (умывальник) (обжора) (муха) (крокодильчики) (акула)<\p>

11 — Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: «Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!<\p>

12 III тур «Аукцион» 1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? 2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? 3. В какой сказке прославляют воробья? 4. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» 5. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? 6. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: 7. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? 8. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? 9. В каких сказках героем является крокодил? 10. Как звали мальчика, который победил Крокодила? («Федорино горе») («Бармалей») («Тараканище») («Мойдодыр», «Федорино горе») («Муха – Цокотуха»). (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши) (Волки, кит, орлы) (Улитку) («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил») (Ваня Васильчиков)<\p>

13 — Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил». Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.<\p>

14 IV тур «Корзинка с потерянными вещами».<\p>

15 — К.И.Чуковский рассказывал: «У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба».<\p>

16 V тур «Расшифруйте имена сказочных героев». БРМЛЙ ЦКТХ МЙДДР ФДР ЙБЛТ ТРКНЩ КРКДЛ КРКЛ<\p>

17 -Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки об его брюки. Домой идти было далеко. -Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. -Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось — на свет «Федорино горе.<\p>

Важно

18 VI тур «Кто какой поступоксо вершил». Айболит Зажгли море. Воробей Проглотил солнце. Крокодил Помыла свою посуду. Комар Вернул солнце в небо. Федора Потушила море. Медведь Спас Муху – Цокотуху. Бабочка Съел таракана. Лисички Вылечил зверей.<\p>

19 Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться.<\p>

20<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/432167/

«Крокодил» Чуковского: юбилей сказки. Иллюстрации, интересные факты

«Я написал двенадцать книг, и никто на них никакого внимания. Но стоило мне однажды написать шутя «Крокодила», и я сделался знаменитым писателем» (Корней Чуковский). Первая детская сказка Чуковского отмечает юбилей. Историю появления Крокодила в детской литературе узнаем с Натальей Летниковой.

Рождение крокодила

Стихотворная сказка о рептилии навеяна стуком колес. Заболел маленький сын Чуковского — Коля. Было это в Хельсинки. И как вспоминал сам Корней Иванович, по дороге домой, в поезде, надо было отвлечь ребенка от капризов и боли.

«Поэтому я тараторил, как шаман…» Так и родились известные строки: «Жил да был Крокодил. Он по улицам ходил»… А публицист, литературный критик, переводчик, журналист стал еще и «дедушкой Корнеем».

Автором детских бестселлеров из жизни животного мира — хотя сам и не предполагал, что эти строчки будут иметь отношение к искусству.

Выздоровев, мальчик попросил историю повторить. А Максим Горький заказал для альманаха «Ёлка» сказку — в духе «Конька-Горбунка». Тут Чуковский и вспомнил про «Крокодила». Иллюстрации сделал Ре-Ми, он же Николай Ремизов. Художник ввел в историю образ автора, благодаря чему ребята знали в лицо «дедушку Корнея». Пока сборник готовился к печати, сказку уже напечатал журнал «Для детей».

Изначально Крокодил говорил по-немецки, но цензура исправила язык на турецкий. Издавалась история под названием «Ваня и Крокодил» в детском приложении к журналу «Нива».

Большим тиражом вышла в 1919 году — как «Приключение Крокодила Крокодиловича». Раздавали книжку почти бесплатно.

«Старой-престарой сказкой» назвали детскую поэму при очередном переиздании после 20-х годов, когда Петроград времен Первой мировой войны остался в прошлом — вместе с дореволюционными полицейскими и городовыми.

«Мои крокодилиады»

«Мои крокодилиады» — называл Чуковский свой большой набор детских сказочных поэм. Крокодил проходит красной нитью через детское творчество литератора: гуляет в «Мойдодыре» по аллее — уже в истории, рассказанной для дочки Мурочки; в «Телефоне» просит у автора галоши; благородно помогает Айболиту в сказке «Бармалей»; глотает светило в «Краденом солнце».

Сказки эти стали столь популярны у детей, что обрастали историями. Якобы на дне рождения Чуковского подошел к юбиляру Никита Хрущев со словами: «Вот кого я ненавижу! Придешь с работы усталый, а внуки с вашими книжками: «Дед, читай!» И так читала — вся страна.

«Тайно ревную свои взрослые книги к детским. Я уверен, что моя книга о Горьком лучше «Мойдодыра» и книга о Некрасове лучше «Крокодила». Но этому никто не верит», — сокрушался литератор. «Крокодила» после издания купили родители 250 тысяч мальчишек и девчонок, а «Некрасова» — едва раскупили две тысячи книг.

Костры «Дедушки Корнея»

Оказавшись при почетном статусе «дедушки Корнея», Чуковский завел в Переделкино традицию — для местной детворы и дачников устраивал праздники. Костер «Здравствуй, лето!» и «Прощай, лето!».

Собираются на них на переделкинской даче-музее и по сей день.

Подбросить поленьев в литературный огонь приезжают Эдуард Успенский, Юрий Энтин, Андрей Усачев… Фестиваль детской литературы имени Чуковского проводят преемники и коллеги, продолжатели славного дела «дедушки Корнея».

«Мы стараемся сохранять традиции Чуковского, а они скорее говорят о том, что это веселая поэзия — это игра в слова, игра в буквы, игра в поэзию, то есть это игровая поэзия, где важен эквилибр, где важен смех, где важны какие-то эксцентрические обстоятельства, которые доступны почти каждому из тех, кто участвует в нашем фестивале», — говорит Сергей Белорусец, председатель оргкомитета Фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского.

Фестиваль поэзии Чуковского проводится уже десять лет. По сути, это большая игра для тех, кому от «двух до пяти», и тех, кто время от времени смотрит на мир детскими глазами. Как заметили в Союзе писателей, литература для детей в последние годы прирастает женскими авторами. Мамы включаются в жизнь по детским правилам — танцы, песни, а бывает, и стихи.

«Дети все видят в ярких красках, и хочется поддержать и не разочаровать ребенка, которому в стихотворении должно быть все понятно, интересно, увлекательно и незанудно — это главное!» — уверена поэтесса Галина Балебанова.

Совет

В общем, все как в ребячьей жизни, про которую писал Корней Иванович Чуковский, где умывальник — «мочалок командир», от лисичкиной спички может запылать море и «чудо-дерево» вырастет в любой подходящий момент.

Источник: https://www.culture.ru/materials/138750/krokodilu-ispolnilos-sto-let

«Живой как жизнь»: ко дню рождения Корнея Ивановича Чуковского

«Муха, Муха-Цокотуха, позолоченное брюхо», «Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит», «Одеяло убежало, улетела простыня». Кто не знает этих строчек? Сегодня день рождения их автора – замечательного детского писателя Корнея Ивановича Чуковского.

Интересно, что при рождении его звали по-другому – Николай Васильевич Корнейчуков, а «Корней Чуковский» появился как псевдоним. После революции сочетание «Корней Иванович Чуковский» стало настоящим именем, отчеством и фамилией писателя.

Чуковский прожил долгую и насыщенную жизнь, занимаясь не только сочинением детских стихов, но и прозой, публицистикой, литературной критикой, переводами. Среди его знакомых были такие известные писатели как Александр Куприн, Тэффи, Федор Сологуб, Осип Мандельштам, Владимир Маяковский, Владимир Короленко, а также художник Илья Репин. 

Чуковский занимался и литературоведением, в частности, выпустил ряд критических очерков о Чехове, Бальмонте, Блоке, Сергееве-Ценском, Куприне, Горьком, Арцыбашеве, Мережковском, Брюсове и других. Много лет писатель собирал и изучал творчество своего любимого поэта – Николая Алексеевича Некрасова. Благодаря Чуковскому вышло первое советское собрание сочинений Некрасова. 

Писатель всегда с трепетом относился к слову. Его книга «Живой как жизнь» посвящена культуре речи, «мнимым и подлинным» болезням слов. Рекомендации, данные в ней, актуальны и сегодня.

Перу Чуковского принадлежит книга «От двух до пяти», в которой он проявил себя как талантливый детский психолог и лингвист. В ней писатель собрал сотни примеров детского словотворчества.

Но больше всего он запомнился нам как автор прекрасных детских стихотворений. «Мойдодыр» и «Федорино горе» приучили нас к чистоте и порядку, а «Тараканище» научил не бояться тех, кто только кажется грозным. Благодаря «Айболиту» мы полюбили зверей и далекую загадочную Африку, а «Бармалеем» наши родители устрашали самых непослушных из нас.

«А нечистым трубочистам – стыд и срам!», «Ох, нелегкая это работа – из болота тащить бегемота!», «Слава, слава Айболиту! Слава добрым докторам!»  – эти и другие фразы из стихотворений Чуковского навсегда остались в нашей памяти. Современные дети, как и их родители в свое время, с удовольствием заучивают их наизусть.

Кстати, Корней Иванович Чуковский сегодня является самым издаваемым автором книг по детской литературе в нашей стране.

Обратите внимание

Пожалуй, такую любовь к стихам Чуковского можно объяснить тем, что со своими читателями он говорит на языке, который не спутаешь ни с одним другим. Этому языку не учат в специальных заведениях, но он понятен каждому, кто был ребенком.

Взрослея, мы теряем способность говорить на нем, как теряем детскую беззаботность и неуемную фантазию. Но только редким из людей удается сохранить в душе это свойство – оставаться ребенком. Одним из таких людей был Корней Иванович Чуковский.

 

«Фантазия есть ценнейшее качество ума человеческого, и ее нужно тщательно воспитывать с самого раннего детства – как воспитывают музыкальное чутье, – а не топтать сапогами». Корней Чуковский

Анастасия Нестеренко

Источник: http://www.edu.ru/news/eksklyuzivy/zhivoy-kak-zhizn-ko-dnyu-rozhdeniya-korneya-ivanov/

К 130-летию со дня рождения корнея ивановича чуковского

     В моей семье стихи Корнея Чуковского любимы не одним поколением детей. В детстве  у меня было много книг Чуковского и грампластинка «Федорино горе», а одной из любимых книг «Муха-Цокотуха».

Вот такое издание 1983 года.

    Это стихотворение многие в детстве знали наизусть. Да и сейчас повзрослев, наверное, помнят. Потому что яркие, необычные образы, четкая рифма, строгий ритм делают стихотворения Корнея Чуковского быстро запоминающимися.

    Книги Чуковского несут в себе вечные понятия добра и справедливости, они – искренни, правдивы и непосредственны, как само детство. Ведь в основе его произведений лежит беззаветная любовь к детям. Он хорошо знал и понимал их. Писатель сумел сохранить в себе ту детскую непосредственность, которая позволила ему на языке, понятном детям, и в близких им образах рисовать замечательные словесные картинки: родные и запоминающиеся, ведущие в увлекательный большой мир без скучных нравоучений и нудных нотаций.

     Кто лучше «Мойдодыра» без утомительных нотаций может рассказать детям про важность личной гигиены? Замечательно закрепляет материал урока чистоты «Федорино горе».

    «Тараканище» – легко и просто помогает справиться с детскими страхами, показывает, как можно на ровном месте создать объект для страха, превратить маленького таракана в огромного великана, рассеять ужас и панику. Решает проблему маленький воробей, который вмиг съел «проблему». Оказывается все просто и совсем не страшно.

А стихотворение «Телефон»? Современно и актуально и в настоящее время.  А благодаря сотовым телефонам, современней и актуальней, чем во времена Чуковского. Так решили сотрудники библиотеки им. А. С. Пушкина и читатели детского абонемента с ними согласились и прочли стихотворение «Телефон».
     Посмотрим?

     Давайте ещё раз перечитаем замечательные произведения писателя, возьмем из них все самое лучшее и передадим нашим детям и внукам.

    
   P.S. Опечатка в титрах в видеоролике — написано Комаров Александр правильно Комарова Александра.

 

    P.S.S. Дети в жизни Чуковского стали поистине источником сил и вдохновения. В его доме в подмосковном поселке Переделкино, куда он окончательно переехал в 1950-е гг., часто собиралось до полутора тысяч детей. Чуковский устраивал для них праздники «Здравствуй, лето» и «Прощай, лето». Много общаясь с детьми, Чуковский пришел к выводу, что они слишком мало читают и, отрезав большой кусок земли от своего дачного участка в Переделкино, построил там библиотеку для детей. Библиотека существует и по сей день. Сейчас эта детская библиотека носит имя ее создателя.

Источник: http://moybibliomir.blogspot.com/2012/03/130.html

Добрый Доктор Айболит. К юбилею К.И. Чуковского

Дорогие читатели, совсем скоро мы отмечаем юбилей великого писателя Корнея Ивановича Чуковского. Его имя у всех на слуху. Многим из нас он знаком как детский писатель. И мало кто знает, что собрание его сочинений занимает 15 томов. И лишь треть первого тома – это сказки для детей, благодаря которым окружавшие называли его не иначе как «дедушка Корней».

Но Чуковский удивительно разносторонний писатель. Он и критик, автор статей и книг о самых знаменитых его литературных современниках – от Чехова до Маяковского. Он и переводчик, пересказавший многие шедевры мировой классики: «Робинзона Крузо», «Барона Мюнхгаузена», «Маленького оборвыша».

Он и историк, исследователь русской литературы – его труды об одном только Некрасове занимают несколько книжных полок.

К тому же Чуковский прекрасный мемуарист, автор книги воспоминаний «Современники», создатель знаменитой «Чукоккалы» и не менее знаменитого «Дневника», в котором он выступает настоящим летописцем дореволюционной и советской эпохи.

А знаете ли вы, что увлечение детской словесностью, прославившее Корнея Чуковского началось сравнительно поздно, когда он был уже знаменитым критиком? И в его жизни было ещё одно увлечение — изучение психики детей и того, как они овладевают речью. Он записал свои наблюдения за детьми, за их словесным творчеством в книге «От двух до пяти» в 1933 году.

Сегодня на блоге я хочу предложить вам вспомнить замечательные стихи Корнея Чуковского, которые любят и взрослые, и дети. Читайте их детям, внукам, разыгрывайте, разучивайте, и радуйтесь общению. Я передаю слово ведущей рубрики Счастливый ребенок Анне Кутявиной, которая подготовила этот материал.

Здравствуйте, дорогие читатели блога Ирины!

Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое…

Наверное, многие, как и я сама, учились умываться под эти золотые слова. После поучительной сказки «Мойдодыр» не хотелось быть грязным и неряшливым. А вдруг и от меня убегут одеяло и подушка? Да что там, даже брюки?

Важно

Кажется, эти строчки существовали всегда. Ведь на них выросли не только мы, но и наши родители, а у кого-то – и дедушки с бабушками. «Тараканище», «Телефон», «Муха-цокотуха» — все эти стихи мы можем цитировать на память, не подглядывая в книжку. И с удовольствием читаем их снова и снова уже собственным детишкам.

Но вернемся к автору прекрасных детских стихов.

Тем более, что вскоре как раз намечается повод для праздника – в 2017 году, 1 апреля (сам писатель родился 31 марта, но по традиции отмечал день рождения именно в первоапрельский день), исполнится 135 лет со дня рождения Корнея Чуковского.

Казалось бы, всего немного больше века, но… Уже несколько поколений с радостью разучивают и цитируют эти легкие и доступные ребенку, приятные слуху строки. И много ли писателей, тем более детских, способны похвастаться такой любовью, пронесенной сквозь годы?

Давайте же вместе вспомним стихи Корнея Ивановича Чуковского. Для вас мы создали подборку стихов, сгруппировали по возрастам. Выбирайте наиболее подходящее вам, и наслаждайтесь бессмертным творчеством.

Стихи Корнея Ивановича Чуковского для самых маленьких детей

Чудесные короткие стишки можно разучивать даже с дошкольниками, и уж тем более с детишками 1-2 классов. Простой слог, понятные и четкие рифмы, легкость запоминания, — то, что выгодно отличает стихи Корнея Чуковского от других детских поэтов. Не зря же его произведения помнят и любят уже много лет!

У слона была жена
Матрена Ивановна.
И задумала она
Книжку почитать.

Но читала, бормотала,
Лопотала, лопотала:
«Таталата, маталата»,-
Ничего не разобрать!

Федотка

Бедный Федотка — сиротка.
Плачет несчастный Федотка:
Нет у него никого,
Кто пожалел бы его.
Только мама, да дядя, да тетка,
Только папа да дедушка с бабушкой.

Доктор

Лягушонок под тиною
Заболел скарлатиною.
Прилетел к нему грач,
Говорит:
«Я врач!
Полезай ко мне в рот,
Все сейчас же пройдет!»
Ам! И съел.

Черепаха

До болота идти далеко,
До болота идти нелегко.
«Вот камень лежит у дороги,
Присядем и вытянем ноги».
И на камень лягушки кладут узелок.
«Хорошо бы на камне прилечь на часок!»
Вдруг на ноги камень вскочил
И за ноги их ухватил.
И они закричали от страха:
«Это — ЧЕ!
Это — РЕ!
Это — ПАХА!
Это — ЧЕЧЕРЕ!
ПАПА!
ПАПАХА!»

Наши-то портные
Храбрые какие:
«Не боимся мы зверей,
Ни волков, ни медведей!»
А как вышли за калитку
Да увидели улитку —
Испугалися,
Разбежалися!
Вот они какие,
Храбрые портные!

Барабек

Робин Бобин Барабек
Скушал сорок человек,
И корову, и быка,
И кривого мясника,
И телегу, и дугу,
И метлу, и кочергу,
Скушал церковь, скушал дом,
И кузницу с кузнецом,
А потом и говорит:
«У меня живот болит!»

Ежики смеются

У канавки
Две козявки
Продают ежам булавки.
А ежи-то хохотать!
Все не могут перестать:
«Эх вы, глупые козявки!
Нам не надобны булавки:
Мы булавками сами утыканы».

Курица

Английская песенка
Курица-красавица у меня жила.
Ах, какая умная курица была!
Шила мне кафтаны, шила сапоги,
Сладкие, румяные пекла мне пироги.
А когда управится, сядет у ворот –
Сказочку расскажет, песенку споет.

Стихи-сказки для дошкольников и младших школьников

Отдельного внимания заслуживают длинные сказки-стихи Чуковского. Они всегда с интересным сюжетом, добрые, приятные и хорошо заканчиваются. При этом добро обязательно побеждает зло! Все, как любят наши детишки.

Стихи-сказки Чуковского читают малышам с самого раннего детства. Стихи со сказочными мотивами славятся большим количеством ярких и запоминающихся персонажей, харизматичных и добрых, поучительных и любимых детьми. Они учат нас ценить вещи и труд, быть аккуратными и опрятными, любить мир и жизнь и видеть в них настоящие, живые чудеса. Доброе волшебство так нужно взрослым и детям!

Такие стихи мы предлагаем деткам с двух лет, но их с удовольствием читают и разучивают и младшеклассники:

(отрывки)

Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.

Я за свечку,
Свечка — в печку!
Я за книжку,
Та — бежать
И вприпрыжку
Под кровать!
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня.

Боже, боже,
Что случилось?
Отчего же
Всё кругом
Завертелось,
Закружилось
И помчалось колесом?

Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, —
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде —
Вечная слава воде!

Краденое солнце

(отрывок)

Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.

А сороки-
Белобоки
Поскакали по полям,
Закричали журавлям:
«Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!»

Наступила темнота.
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал —
Заблудился и пропал.

Совет

Плачет серый воробей:
«Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно —
В поле зёрнышка не видно!»

(отрывок)

Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.

За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.

Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы,

Испугалася коза,
Растопырила глаза:

«Что такое? Почему?
Ничего я не пойму».

Но, как чёрная железная нога,
Побежала, поскакала кочерга.

И помчалися по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»

И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:

«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!»

Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит…

Утюги бегут, покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.

А за ними блюдца, блюдца —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы — дзынь! — натыкаются,
И стаканы — дзынь! — разбиваются.

И бежит, бренчит, стучит сковорода:
«Вы куда? куда? куда? куда? куда?»

Айболит

(отрывок)

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!

(отрывки)

У меня зазвонил телефон.
— Кто говорит?
— Слон.
— Откуда?
— От верблюда.
— Что вам надо?
— Шоколада.
— Для кого?
— Для сына моего.
— А много ли прислать?
— Да пудов этак пять
Или шесть:
Больше ему не съесть,
Он у меня еще маленький!

А потом позвонили зайчатки:
— Нельзя ли прислать перчатки?
А потом позвонили мартышки:
— Пришлите, пожалуйста, книжки!
А потом позвонил медведь
Да как начал, как начал реветь.

— Погодите, медведь, не ревите,
Объясните, чего вы хотите?
Но он только «му» да «му»,
А к чему, почему —
Не пойму!
— Повесьте, пожалуйста, трубку!
А потом позвонили цапли:
— Пришлите, пожалуйста, капли:
Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы разболелись!
И такая дребедень
Целый день:
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень!
То тюлень позвонит, то олень.

Я три ночи не спал,
Я устал.
Мне бы заснуть,
Отдохнуть…
Но только я лег —
Звонок!
— Кто говорит?
— Носорог.

— Что такое?
— Беда! Беда!
Бегите скорее сюда!
— В чем дело?
— Спасите!
— Кого?
— Бегемота!
Наш бегемот провалился в болото…
— Провалился в болото?
— Да!
И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придете —
Он утонет, утонет в болоте,
Умрет, пропадет
Бегемот!!!
— Ладно! Бегу! Бегу!
Если могу, помогу!
Ох, нелегкая это работа —
Из болота тащить бегемота!

(отрывок)

Часть первая
Жил да был
Крокодил.

Он по улицам ходил,
Папиросы курил,
По-турецки говорил, —
Крокодил, Крокодил Крокодилович!
А за ним-то народ
И поёт и орёт:
«Вот, урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое чудовище?»
Гимназисты за ним,
Трубочисты за ним,
И толкают его,
Обижают его;
И какой-то малыш
Показал ему шиш,
И какой-то барбос
Укусил его в нос, —
Нехороший барбос, невоспитанный.
Оглянулся Крокодил
И барбоса проглотил,
Проглотил его вместе с ошейником.

Топтыгин и лиса

(отрывок)

«Отчего ты плачешь,
Глупый ты Медведь?» —
«Как же мне, Медведю,
Не плакать, не реветь?

Бедный я, несчастный
Сирота,
Я на свет родился
Без хвоста.

Даже у кудлатых,
У глупых собачат
За спиной весёлые
Хвостики торчат.

Даже озорные
Драные коты
Кверху задирают
Рваные хвосты.

Только я, несчастный
Сирота,
По лесу гуляю
Без хвоста.

Доктор, добрый доктор,
Меня ты пожалей,
Хвостик поскорее
Бедному пришей!»

Засмеялся добрый
Доктор Айболит.
Глупому Медведю
Доктор говорит:

«Ладно, ладно, родной, я готов.
У меня сколько хочешь хвостов.
Есть козлиные, есть лошадиные,
Есть ослиные, длинные-длинные.
Я тебе, сирота, услужу:
Хоть четыре хвоста привяжу…»

Загадки-стихи Корнея Чуковского

Интересно, что Корней Иванович оставил нам не только сказки и стихи, но и загадки для детишек. Загадайте их детям. Вот некоторые из них:

Маленькие домики по улице бегут,
Мальчиков и девочек домики везут.
(Автомашина.)

***

Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо —
Такое тёплое, такое пушистое и золотое.
(Яйцо и цыплёнок.)

***

Обратите внимание

Красные двери
В пещере моей,
Белые звери
Сидят
У дверей.
И мясо и хлеб — всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю!
(Губы и зубы.)

***

Была телега у меня,
Да только не было коня,
И вдруг она заржала,
Заржала — побежала.
Глядите, побежала телега без коня!
(Грузовик.)

***

Паровоз
Без колёс!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошёл —
Прямо по морю пошёл!
(Пароход.)

***

Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня!
(Крапива.)

***

Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная!
(Коньки.)

***

Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец — глупца,
Баран — барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну — обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.
(Зеркало.)

***

Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт —
Заплачет она и умрёт.
(Сосулька.)

***

Лежу я у вас под ногами,
Топчите меня сапогами.
А завтра во двор унесите меня
И бейте меня, колотите меня,
Чтоб дети могли поваляться на мне,
Барахтаться и кувыркаться на мне.
(Ковёр.)

Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(Гребешок.)

***

Важно

Если бы сосны да ели
Бегать и прыгать умели,
Они от меня без оглядки умчались бы
И больше со мной никогда не встречались бы,
Потому что — скажу вам, не хвастая,—
Я стальная и злая, и очень зубастая.
(Пила.)

***

Много этого добра
Возле нашего двора,
А рукою не возьмёшь
И домой не принесёшь.

Маша по саду гуляла,
Собирала, собирала,
Поглядела в кузовок —
Там и нет ничего.
(Туман.)

***

Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха,
Как паутинку, я тяну.
(Иголка.)

***

Я великан! Вон ту громадную
Многопудовую плиту
Я, словно плитку шоколадную,
Вмиг поднимаю в высоту.

И если я могучей лапою
Слона или верблюда сцапаю,
Я их обоих буду рад
Поднять, как маленьких котят.
(Подъёмный кран.)

***

Я лаю со всякой
Собакой,
Я вою
Со всякой совою,
И каждую песню твою
Я вместе с тобою
Пою.
Когда же вдали пароход
Быком на реке заревёт,
Я тоже реву:
«У-у!»
(Эхо.)

***

Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.
(Ёж.)

***

Лежит, лежит копеечка у нашего колодца.
Хорошая копеечка, а в руки не даётся.

Подите приведите четырнадцать коней,
Подите позовите пятнадцать силачей!
Пускай они попробуют копеечку поднять,
Чтоб Машенька копеечкой могла бы поиграть!
И кони прискакали, и силачи пришли,
Но маленькой копеечки не подняли с земли,
Не подняли, не подняли и сдвинуть не могли.
(Солнечный луч на земле.)

Совет

Загадывайте добрые и поучительные загадки детишкам, устраивайте веселые праздники и наслаждайтесь теплым общением! А сказки и стихи Корнея Чуковского вам в этом помогут!

К сожалению, формат статьи не позволяет нам привести все чудесные стихи детского классика. А их сколько еще! И «Бармалей», и «Тараканище», и «Чудо-дерево», и «Краденое солнце». Это я перечислила только те произведения, которые сейчас попались мне на глаза на книжной полке сына. Но их, конечно же, еще больше.

Я искренне желаю вашим деткам подружиться с добрыми стихами Чуковского, расти здоровыми и сильными. Счастья вам и вашим семьям!

Анна Кутявина, психолог, сказочница, хозяйка сайта Сказочный мир.

Я благодарю Аню за подборку стихов и также хочу поздравить ее с рождением доченьки, второго ребенка в семье. Завтра им исполняется первый месяц. Здоровья вам, Анечка, растите красивыми, любознательными, смышлеными.

Дорогие читатели, я надеюсь, что вы вспомните с радостью стихи, не забудьте перелистать и перечитать замечательную книгу «От двух до пяти». Сколько же она всегда вносит удовольствия и настроения!

А сейчас я приглашаю вас посмотреть видео материал. Писатель К. И. Чуковский в гостях у школьников читает свои стихотворения и проводит литературную викторину. Запись сделана в 1960 году. Чудесное видео.

Куриная грудка с черемшой и щавелемЦелебная трава чередаАмарант дарующий бессмертиеСемена льна для очищения кишечникаКукурузные рыльца. Лечебные свойства. Противопоказания. ПрименениеЧистка лица в домашних условиях

Источник: https://irinazaytseva.ru/chukovskij.html

Ссылка на основную публикацию