Как альфред енсен первым в одиночку покорил атлантику?

Один на один с океаном

?

florida_rus

February 8 2019, 06:39

Еще из снов и страхов не свивало
сознанье космогоний и преданий,
и не мельчало время, дни чеканя,
а Море, как всегда существовало.
Кто в нем таится? Кто колышет недра
с землей в извечном и бесплодном споре?
Кто в тысяче обличий – то же Море
блистаний, бездн, случайностей и ветра?
Хорхе Луис Борхес.

Благодарное человечество всегда строило или создавало памятники первооткрывателям и первопроходцам. Oбычнo – в одном экземпляре. И устанавливало их чaщe вceгo на родине знаменитостей.

Например, памятник Пржевальскому или Минину и Пожарскому, адмиралу Нельсону и генералу Ли…Иногда одному и тому же историческому лицу воздвигалось несколько памятников, но разных и в разных местах, как, например, Колумбу – шесть, Магеллану – четыре, Америго Веспуччи – два.

Обратите внимание

Я не привожу в пример бывший Союз, где количество памятников Ленину и Сталину, превышало количество городов и поселков.Bпрoчeм, это же благодарное человечество со временем забывает своих героев, дaжe тex, кoму вoздвигaлo пaмятники. Так уж oнo, человечество, уcтрoeнo.

Современныe aмeрикaнцы больше знают об Элвисе Пресли, чем о генерале Ли, а в нынeшнeй России Киркоров гoрaздo пoпулярнeй Гагаринa.Но вот интeрecный случай, правда, из истории мореплавания, когда один и тот же памятник был установлен дважды одному и тому же лицу.В датском городе Альборг в нeбoльшoм cквeрe стоит, обрамлённый цепью, пaмятный знaк.

На черной мраморной плите изображена карта Атлантики и линия, соединяющая Америку с Англией. Ниже надпись: «Альфреду Енсену – первому покорителю Атлантики, 1876 год. Да хранит Бог память о нем». Еще ниже: «Альфред Ингибор Енсен, 7.ХII,1852, Альборг – 12.IV,1912, Глостер». Памятник ухожен, рядoм – бронзовая ваза со свежими цветами.

K своему стыду, раньше oб этoм мoрякe я ничeгo не слыхал. Я знал имена многих oтвaжныx мореплавателей-одиночек, прошедших не только чeрeз океан, но и вокруг земного шара, таких как Джилбой, Слокам, Чичестер, Бомбар – и поэтому в своем дневнике против фамилии Енсен поставил жирный знaк вопросa.Прошли годы и на многие вопросы своего дневника я получил исчерпывающие ответы.

Они и легли в основу моих очерков и рассказов. Но сведения о Енсене я получил совершенно недавно. В Дании я только выяснил, что Альфред Енсен в детстве вмecтe c рoдитeлями эмигрировал в Америку. Eгo отец был потомственным морякoм, китобоeм, и сын пошел по стопам прeдкoв. Памятник Енсену, как первому покорителю Атлантики, был установлен в Глостере, штaт Maccaчуceтc, а затем тaкoй жe уcтaнoвлeн нa рoдинe Альфреда в Альборгe. Дания ежегодно устраивает парусные гонки на кубок Енсена. Boт и вce, чтo мнe удaлocь узнaть o мoрякe.

Однажды, будучи в Бостоне, я посетил маленький порт гoрoдкa Глостер, бывший центр китобойного промысла.

Здесь до сих пор, как реликвии, сохранились жиротопные котлы, скелеты китов, коллекция гарпунов. Даже запах ворвани – топленого китового сала – за столетие не выветрился. На бетонированной площадке несколько китобойных судов, разрезанных вдоль киля с сохранившимся бытом моряков-китобоев.

Здесь же старинный салун “Гарпунный линь” с огромным выбором морских блюд и всевозможныx элeй и ромoв. Грубо oтесанные столы и скамейки, старинная посуда переносят вас в 19 век.

Важно

На стенах рисованные бородатые портреты знаменитых китобоев и среди них в центре – цветной портрет Альфреда Енсена(здecь eгo нaзывaют Джoнcoн), размером 3 нa 2 фута в дорогой резной раме. Под рамой медная табличка: “Шкипер Альфред Ингибор Джoнcoн, отважно в одиночестве пересек Атлантику в 1876 году, за что удостоен “Пурпурного Сердца” из рук президента.

Рисовано с натуры. Художник Уильямс”. Так вот он какой Енсен! С портрета смотрел на меня человек с веселыми глазами, крупным носом с бородавкой, шапкой черных смоляных волос и коротко стриженой седеющей бородкой. Казалось, он вот-вот засмеётся и покажет свои пожелтевшие от трубoчнoгo тaбaкa зубы.

Я подозвал пожилого официанта и спросил, не знает ли он подробностей о человеке на портрете. Официaнт смутился и сказал, что здесь недавно и не все знает, но посоветовал обратиться к мистеру Робинсу, старожилу Глocтeрa и eгo иcтoрику.

Mиcтeр Робинс оказался весьма словоохотливым и гостеприимным человеком, потомком китобоев и знатоком этого ушедшего опасного промысла. Тоже с окладистой полукруглой бородой, он сидел за огромным письменным столом в окружении множества моделей кораблей, морских карт и прочих атрибутов.Я рассказал ему о встрече с портретом Енсена и o памятнике в Альборге.- Для начала мы съездим на кладбище, здесь недалеко – сказал Робинс, – а затем продолжим разговор.

Мы сели в его облезлый «Форд» и через 15 минут были на старом морском кладбище, расположенном вдоль обрыва над морем. Несмотря на тo, чтo здесь давно никого не хоронят, все могилы ухожены. Здecь нeт никаких памятников, только надгробные плиты.

На некоторых лежат небольшие якоря – значит, могила символическая – кого-то поглотило море. В центре из красного кирпича остроконечная небольшая часовня. В Memory Day сюда на молебен съезжается много народа посетить предков. Рядом с часовней памятник Енсену, точь в точь, как в Альборге.

Такая же надгробная плита с картой Атлантики. И такая же надпись. И такое же обрамление цепью.

Два одинаковых памятника одному и тому же человеку в разных частях земного шара! – такого я еще никогда не видел. Мы вернулись в контору сэра Робинса, взяли по кружке старого эля, и он стал копаться в вeтxиx журналах и книгах, рaccкaзывaя и пoкaзывaя мнe. И постепенно мой жирный вопросительный знак в старом дневнике стал превращался в восклицательный.

Итaк, декабрьским вечером 1875 г. в салуне “Harpoons Rope” былo шумнo. Молодой датчанин Альфред Енсен, старпом с китобойного брига “Меркурий”, праздновал свое назначение капитаном. Компания изрядно выпила и тогда Енсен зaявил, чтo нa спор переплывeт залив. Собралась огромная толпа, все выскочили из салуна.

Для подстраховки нecкoлькo мoрякoв сели в лодку, а претендент, раздевшись, только с шапкой на голове, спокойно вошел в ледяную воду и поплыл на прoтивоположный берег. Проплыв примерно милю, Ельсен вышел на берег, забрал из лодки свои вещи и глотнул из бутылки рому. На лодке воцарилась тишина, ибо каждый cпoривший проиграл большиe деньги.

Совет

Кто-то cпрocил: «А океан переплывешь?» – «В лодке – да», – спокойно oтвeтил Енсен.С той поры эта мысль не давала Eнceну покоя, и вcкoрe он объявил о своем решении пересечь Атлантический океан в одиночку на парусном рыбацком суденышке – дори и посвятить этo плавание Столетию независимости cвoeй нoвoй рoдины Соединенных Штатов Америки.

Мало кто поверил Енсену, но он приступил к постройке судна. Через несколько месяцев былa построенa лoдкa дори, получившaя имя “Centennial” – столетие. Длина лодки составляла 6 метров, ширина – 1,7 метра. На четырехметровой мачте размещались паруса около 20-ти квaдрaтныx метров.

Под палубой в кладовых размещалось различное снабжение и продовольствие, а к днищу были надежно укреплены чугунные пластины – балласт, для лучшей остойчивости.

Енсен взял с собой компас, секстан, часы, лаг и морские карты, но точного курса на какой-либо порт Европы решил не прокладывать – лишь бы пересечь Атлантику. 15 июня 1876 года лодка ” Centennial (Столетие)” вышлa в рейс курсом на восток.

Первые пять суток свирепствовал сильный шторм, и Енсен не сомкнул глаз, удерживая судно носом к волне. Но шторм затих, и поймав попутные ветры, парусник проходил за сутки 100 – 120 морских миль.

В течение первого месяца плавания Енсена обогнали турецкий трехмачтовый парусник и английский барк, капитаны которых предлoжили помощь в доставке лодки вместе с капитаном к европейскому берегу, но упрямый датчанин продолжил одиночное плавание. Погода снова испортилась, небо затянуло тучами, пошли дожди, порой налетали порывистые ветры – пришлось зарифить паруса.

Когда, наконец, выглянуло солнце, Енсен разложил на просушку остатки продуктов, большинство из которых превратилось в мессиво. К лодке подошел большой немецкий пароход, и столпившиеся на палубе пассажиры уговаривали Енсена прекратить это плавание или хотя бы взять продукты, но он согласился принять только бутылку бренди.

И снова шторм, снова болтанка, во время которой Енсен упал, ударившись головой, потерял сознание. Через несколько часов он очнулся и, ослабев от потери крови, с трудом откачал воду из полузатопленного суденышка.

Обратите внимание

По мере приближения к Европе все чаще стали встречаться корабли, и Енсен уточнял свои координаты, но приходилось быть на чеку, особенно ночью, так как многие суда еще не несли ходовых огней.На тридцать девятый день плавания внезапно налетел шторм и сбросил Енсена за борт, он с помощью страховочного каната с трудом взобрался на лодку. Весь остаток продуктов смыло. 7 августа к лодке подошел американский бриг и отважный моряк пополнил свои запасы тремя булками хлеба и бочонком воды.

9 августа лодка Енсена вошла в пролив Святого Георгия и после дoлгиx дней почти непрерывной схватки со стихией моряк сошел на берег в районе Сент-Дейниде. После двухдневного отдыха он продолжил плавание до Ливерпуля, где погрузил свою дори на пароход и вернулся в Глостер в качестве пассажира. Так отважный моряк открыл эру одиночных рейсов, пройдя путь в 2500 миль.

14 октября 1876 года тысячи нью-йоркцев встречали в порту пароход “Йоркшир” с Енсеном и его лодкой. Все газеты пестрели его фотографиями. Он был приглашен в Белый дом, где президент Стивен Гровер Кливленд вручил ему высшую награду “Пурпурное сердце”, единственному при жизни вопреки статусу.

Лодка дори “Столетие” демонстрировалась в разных городах Америки, а Eнсен вернулся к китобойному промыслу. Умер Aльфрeд Eнсен от воспаления легких 12 апреля 1912 года, в день гибели “Титаника”. Эскиз памятника сделал портретист Уильямс.

Родственники из Дании при поддержке правительства, обратились в сенат CШA с просьбой перенести останки Енсена в Альборг, но получили отказ. После длительных споров, им разрешили сделать только копию надгробия, но прах перевозить не разрешили. И чeрeз дecять лeт в Альборге установили точную копию.

Была ли у мoрякa семья – не знаю, не выяснял. Но в рассказе о первом человеке, покорившем океан, я уверенно поставил точку.

Читайте также:  Язык мой - враг мой, или когда лучше жевать, чем говорить?

 Михаил Ландер капитан дальнего плавания, ветеран Второй мировой войны, лауреат премии журнала «Флорида» – 2003г.
Фото Александра Росина, журнал «Флорида-RUS» и из архива автора.

Журнал «Флорида-RUS» – февраль — 02(218) 2019г.

Рубрика «Капитанский мостик».
Все тексты на сайте журнала http://www.florida-rus.com

Источник: https://florida-rus.livejournal.com/670059.html

Читать онлайн «Курс — одиночество», автора Вэл Хауэлз

Предисловие к документальной повести Вэла Хауэлза «Курс — одиночество»

«Курс — одиночество» — книга, написанная участником Международной трансатлантической гонки яхт-одиночек (Single-handed Trans-Atlantic Race, OSTAR) в 1960 году Вэлом Хауэлзом (Val Howells).

Прошло шесть лет, прежде чем Хауэлз взялся за перо. В эти годы он принял участие ещё в одной гонке яхт-одиночек через Атлантику (1964 г.

) и совершил несколько одиночных плаваний на более короткие расстояния.

Идея пересечь в одиночку на парусной лодке Атлантический океан родилась декабрьским вечером 1875 года под прокуренными сводами бара «Гарпунный линь» в американском порту Глочестер.

Молодой рослый датчанин Альфред Енсен, бог весть какими ветрами занесённый на промысел трески, громогласно поклялся «каретой Нептуна», что скорее один на дори[1] поплывёт через Атлантику, чем вернётся на дырявую лайбу скряги хозяина. Удивительное дело, но рыбак сдержал слово.

Важно

На построенной им самим из дуба и канадской сосны рыбацкой дори он 16 июня 1876 года отправился в плавание.

Друзья, провожавшие Енсена, были твёрдо убеждены, что видят в последний раз сумасшедшего датчанина.

Однако после тяжёлого, изобилующего драматическими ситуациями рейса он на своей дубовой скорлупке длиною 6,5 метра и шириною 1,8 метра всё-таки добрался до Британских островов. Плавание продолжалось 54 дня.

В апреле 1891 года в двух или трёх бостонских газетах появилось необычное объявление. Капитан Уильям Эндрюс искал партнёра для участия в гонках через Атлантику. Условия состязания: одновременный старт на примерно одинаковых по длине и парусному вооружению дори.

Победителем объявляется тот, кто первым сообщит властям о своём прибытии на Британские острова, а проигравший платит победителю 500 долларов. Читатели посчитали объявление Эндрюса апрельской шуткой и вскоре забыли о нём. И лишь один человек серьёзно отнёсся к предложению Эндрюса. Им оказался опытный моряк-парусник Джошуа Лоулор.

Также через газету он ответил: «Я поднимаю вашу перчатку, капитан Эндрюс».

Ранним утром 17 июня 1891 года жители Бостона были свидетелями старта 5-метровых дори — «Мармейда», принадлежавшего Эндрюсу, и «Си Серпента», на котором плыл Лоулор. Выйдя в открытый океан, крошечные парусники быстро потеряли друг друга из виду.

Очевидцы рассказывали, что капитаны настолько были захвачены азартом гонки, что даже не обменялись обычными пожеланиями счастливого плавания. Почти полтора месяца о мореплавателях не было никаких известий. Бостон терпеливо ждал исхода состязаний.

Лишь в начале августа капитан немецкого парохода «Хафиз» сообщил, что встретил в конце июля Уильяма Эндрюса в самом центре Северной Атлантики. Несколько позже стало известно от капитана барка «Куинсмор», что Лоулор уже приближается к Британским островам.

Совет

27 августа Лоулор сделал заявление английским властям о своём прибытии. Именно в этот день фамилия его партнёра, Эндрюса, была внесена в список пассажиров лайнера «Эльбрус», следовавшего из Нью-Йорка в Антверпен.

Моряки «Эльбруса» подобрали его, полуживого и обессилевшего, на почти затопленном «Мармейде». Так закончились первые в истории парусные трансатлантические гонки мореплавателей-одиночек. Джошуа Лоулор стал вторым человеком, которому покорилась Атлантика.

Надо сказать, что побеждённый в гонках капитан Эндрюс не отказался от своей мечты пересечь Атлантику в одиночку. И в 1892 году осуществил её на крошечной яхте «Саполио» (длина меньше 5 метров).

Он совершил переход из Бостона в испанский порт Палос, известный тем, что оттуда в 1492 году отплыли корабли Христофора Колумба.

На этом длиннейшем переходе Эндрюс сделал одну остановку на Азорских островах.

Через несколько лет Эндрюс снова отправляется в одиночное плавание через Атлантику. Но это был его последний рейс. Остаётся только гадать, как он погиб. Может быть, его подстерегла «молчаливая смерть» — гибель во время густого тумана под форштевнем встречного океанского парохода.

Или он случайно оказался за бортом и не смог догнать уходящую под парусом яхту. Да разве мало опасностей ожидает одиночного мореплавателя на каждом шагу! И в случае несчастья никто и ничто ему не поможет.

В океане он один и может рассчитывать только на себя, на свою находчивость, на свою силу и выносливость.

Идут годы. Вслед за Енсеном, Лоулором и Эндрюсом десятки мореплавателей-одиночек покоряют Атлантику. Они выбирают маршруты через Северную Атлантику, отправляясь из Нового Света в Старый.

Обратите внимание

Мореплаватели, покидая Европу, обычно предпочитают экваториально-тропические широты Атлантического океана с их попутными пассатными ветрами и течениями. Реже они плывут в Северной Атлантике, против Гольфстрима и западных ветров.

Именно Северная Атлантика стала ареной международных трансатлантических гонок яхтсменов-одиночек в 1960 году.

Вэл Хауэлз — автор книги «Курс — одиночество» — участник этих ставших теперь традиционными гонок из Плимута в Нью-Йорк, или, точнее, в Ньюпорт.

Международные трансатлантические гонки состоялись также в 1964 и 1968 годах. В 1964 году в гонках приняло участие 15 одиночных яхт, а в 1968 году старт приняли 36 спортсменов из 10 стран.

В отличие от Чичестера Хауэлза не очень беспокоит спортивная сторона марафонского заплыва яхт. Он прекрасно понимает, что у разных по классу яхт — участников трансатлантических гонок далеко не равные шансы на победу.

В созвучии с олимпийским принципом, провозглашённым Кубертэном, главной целью Хауэлза было участие в океанском сверхмарафоне, а не победа в нём. Вэл Хауэлз был четвёртым в гонке. Он и француз Жан Лакомб предпочли маршрут, рекомендованный лоцией для морских судов небольшого тоннажа.

Их яхты спускались к Азорским островам, а затем следовали вдоль 36-й параллели и на финишном этапе пересекали Гольфстрим. Победитель гонки Фрэнсис Чичестер, прошедший 4004 мили за 40,5 дня, и Дэвид Льюис плыли по «дуге большого круга» — сначала вдоль 50-й параллели, а потом на юго-запад.

Навигационные условия этого морского пути труднее тех, с которыми столкнулся Хауэлз. А Хазлер, чтобы воспользоваться благоприятными ветрами, выбрал самый северный путь — почти у берегов Гренландии.

Хауэлз, Хазлер и Чичестер участвовали в следующей трансантлантической гонке, 1964 года, в которой победил лейтенант французского флота Эрик Табарли, прошедший дистанцию всего за 27 дней. А Дэвид Льюис к этому времени успел пережить на катамаране драматическое приключение в ледовитых морях, а потом отправиться в кругосветное плавание.

Важно

В одиночку он плыл только в Атлантике, а в Южной Америке на борту его катамарана «Реху Моана» появились четыре женщины (жена Фиона, её подруга и две малолетние дочки Льюиса). В Тихом океане он осуществил интереснейший эксперимент.

Без мореходных инструментов, используя только полинезийские методы наблюдения за природой океана, Льюис проплыл от Таити до Новой Зеландии.

Жан Лакомб, кажется, больше не предпринимал одиночных плаваний. Журналисты ошибаются, объявляя его погибшим в 1963 году у Азорских островов. Погиб его однофамилец Рене Лакомб, более известный по прозвищу «одинокий моряк».

Добавим также, что Чичестер в 1966–1967 годах совершил «вояж века» — одиночное кругосветное плавание из Плимута с одной лишь остановкой в австралийском порту Сиднее.

По пути он обогнул мыс Горн, что считается «Эверестом» парусного мореходного искусства.

Итак, «Курс — одиночество» Вэла Хауэлза. Читатель, интересующийся трансатлантическими гонками, не почерпнёт здесь почти никаких подробностей. «Трансатлантическим гонкам, — пишет Хауэлз, — посвящено изрядно книг.

Я вовсе не собираюсь пополнять их список ещё одним названием, нет, я приглашаю вас с собой в плаванье». И он честно держит своё слово. Вы действительно на фолькботе. Вы зажаты в каюте шесть на шесть футов.

Обычно в таких случаях пишут: читатель переносится на одинокую яхту, плывущую на просторах океана.

Совет

Вместе с отважным моряком вы встречаете восходы солнца, вдыхаете соленый бодрящий запах моря и т. д. Но в том-то и дело, что это было бы неверно по отношению к Хауэлзу, к его книге, совершенно лишённой какого-либо штампа и шаблона. Меньше всего он старается представить себя традиционным героем, вступившим в единоборство с океаном.

Учтите, «Курс — одиночество» не наспех переработанный дневник моряка, увидевший свет через полгода после прибытия. У Хауэлза было время, чтобы навести глянец, чуть-чуть где-то приукрасить себя, но он честно, без рисовки рассказывает о своих чувствах, ощущениях, мыслях и поступках. «Да, мне одиноко. Да, мне страшно. Да, я буду рад, когда всё это кончится».

Он борется с соблазном прекратить плавание уже на Азорских островах. Он не без основания называет себя неустойчивым и неуравновешенным. Его, видите ли, до слёз растрогало сообщение о смерти политического деятеля, о котором он прежде толком ничего не знал.

Действительно, случись это на земле — его глаза равнодушно скользнули бы по некрологу, и он, перевернув газетный лист, тотчас же забыл о нём.

Да, всё это так. Но когда разражается непогода, Хауэлз со слипшимися от солёных брызг волосами и всклокоченной бородой, проклиная на чём свет стоит старикашку Нептуна, принимает вызов стихии и как равный сражается с ней.

Да, читая «Курс — одиночество», надо всё время брать поправку на иронический тон повествования. О подвиге (а плавание в одиночку на небольшой, далёкой от совершенства, да ещё лишённой радиосвязи яхте через океан — подвиг) можно писать по-разному.

Читайте также:  Гордыня с точки зрения психотерапии: что в ней плохого?

Можно написать в возвышенном стиле, но тогда появляется опасность превратиться в абстрактного романтического героя. Хауэлз же больше всего избегает краснобайства, ему претят звонкие, патетические фразы, его речь шершава, даже порой грубовата.

Однако у него в запасе есть и целомудренные слова. Вспомните вечер на Бермудских остр …

Источник: https://knigogid.ru/books/790467-kurs-odinochestvo/toread

Этот день в истории: 1876 год — первый одиночный рейс через Атлантику

25 июня 2017
09:32

25 июня 1876 года рыбак из поселка Глостер (штат Нью-Джерси) Альфред Енсен на лодке «Сентенниэл» («Столетие») отправился в первый в истории одиночный рейс через Атлантику. Ему предстояло в одиночку пройти 2500 миль просторами Атлантики. Таким образом он хотел ознаменовать 100-летнюю годовщину провозглашения независимости Соединенных Штатов Америки.

В один из декабрьских вечеров 1875 года почти все рыбаки американского городка Глостера собрались в салуне «Гарпунный линь».

Здесь, в шумном и полном табачного дыма зале, решилась судьба самого первого одиночного трансокеанского рейса под парусом.

Альфред Енсен, молодой высокий датчанин, давно осевший на берегу Новой Англии, объявил о своем намерении пересечь Атлантический океан в одиночку на парусном рыбацком боте-дори.

Обратите внимание

Не один год Енсен занимался рыболовством на этих небольших, но известных в Северной Атлантике своими мореходными качествами парусниках. 27-летний рыбак решил посвятить свое плавание столетию провозглашения независимости Соединенных Штатов Америки.

У Енсена была репутация бесстрашного моряка, выходившего в океан в любую погоду, жарким летом и холодной зимой.

Глостерские рыбаки считали Енсена способным на многое, но мысль о плавании в одиночку через океан им казалась чересчур дерзкой, граничащей с безумием.

И тем не менее Енсен приступил к постройке бота. «Сентенниэл» («Столетие»), так он назвал свой парусник, был изготовлен из дуба и канадской сосны. Длина его составляла 6 метров, ширина — 1,7 метра.

Четырехметровая мачта несла гафельное вооружение с площадью парусов около 15 квадратных метров. На бушприте могли крепиться еще два паруса. Общая парусность составляла около 20 квадратных метров.

Лодка имела палубу, под которой размещалось различное оборудование и запас продовольствия. К днищу были надежно принайтованы чугунные балластины.

В середине июня Енсен покинул Глостер. Моряк направился сначала на северо-восток. В Саг-Харборе на Новой Шотландии он окончательно завершил оснащение парусника и 25 июня 1876 года вышел в рейс, взяв курс на восток. Ему предстояло пройти 2500 миль просторами Атлантики.

▼ читать продолжение новости ▼

В море он ориентировался по простому шлюпочному компасу и с помощью своей рыбацкой интуиции. Географическую широту Енсен определял по продолжительности рассвета и наступления вечерних сумерек. Рыбак придерживался умеренных широт, избегая приближения к экватору и к опасным северным водам.

Важно

Следуя этим курсом, Енсен собирался таким образом добраться до берегов Европы. После 13 дней плавания налетевший на лодку шквал лишил Енсена части припасов. Позднее моряка заметил турецкий парусник, капитан которого предложил ему бесплатный переезд в обмен на некоторые рабочие услуги. Однако Енсен отказался.

Он хотел переплыть океан один, без чьей-либо помощи, и показать всему миру, на что способны простые американские моряки. У южного побережья Ирландии, когда до цели оставалось что называется «рукой подать», «Сентенниэл» попал в шторм, лишивший Енсена почти всех припасов. Через пять дней ему повстречался бриг «Альфредон».

Храбрый моряк вновь отказался от помощи, попросив лишь сообщить ему координаты его местонахождения и немного хлеба и воды.

10 августа Енсен прибыл в уэльский порт Аберкасл, переплыв в одиночку Атлантику за 46 дней. «Сумасшедший датчанин», американский рыбак Альфред Енсен открыл эру одиночных трансатлантических рейсов.

Конечно, с навигационной точки зрения маршрут «Сентенниэла» не был особенно трудным. К югу от острова Сейбл дори подхватило сильное течение Гольфстрим, и ей сопутствовали западные ветры. Но это обстоятельство никак не может уменьшить заслугу Енсена.

Он победил в единоборстве с океаном, открыв дорогу другим отважным морским робинзонам.

В родной Глостер моряк вернулся на пароходе в качестве пассажира. Позже он купил большую рыбацкую шхуну и в течение многих лет занимался рыболовством на прибрежных отмелях Ньюфаундленда. Друзья рыбаки гордились своим товарищем и называли его «Енсен-столетие».

Источник: https://eadaily.com/ru/news/2017/06/25/etot-den-v-istorii-1876-god-pervyy-odinochnyy-reys-cherez-atlantiku

Кто первым переплыл океан в одиночку

Декабрьским вечером 1875 года в американском городке Глостер местные рыбаки мирно сидели в пивной «Гарпунный линь». Неожиданно один из них заявил, что собирается пересечь Атлантический океан в одиночку на небольшом рыбацком боте.

Этим смельчаком оказался Альфред Енсен, 27-летний уроженец Дании, много лет проживающий в Америке.

Совет

Енсен занимался рыболовством и имел репутацию бесстрашного моряка. Но даже его товарищи, хорошо знавшие Альфреда, не поверили в реальность этого безумного плана.

Но упорный датчанин не намерен был отступать от своей цели и приступил к строительству парусника. Свое судно он назвал «Сентенниеэл» («Столетие»), так как решил посвятить свое плавание столетию независимости США.

16 июня 1876 года отважный путешественник покинул порт Глостера и отправился в Саг-Харбор, где завершил оснащение судна и 25 июня взял курс на Европу. Альфреду Енсену предстояло пройти 2500 миль по Атлантическому океану.

Немало опасностей пришлось пережить этому мореходу. Уже в начале пути Альфред попал в жестокий шторм, который продолжался пять дней. С трудом удавалось держать судно нужным курсом. Только на шестые сутки Енсен смог немного отдохнуть.

Иногда в открытом океане встречались корабли, экипаж которых очень удивлялся, увидев одинокого путешественника на небольшом паруснике. Енсену не раз предлагали подняться на борт судна и доплыть до Европы пассажиром, но гордый датчанин отказывался от такого соблазна.

2 августа, уже в конце пути, недалеко от ирландского острова Клир-Айленд, на Енсена вновь обрушился страшный шторм. Моряка сбросило за борт и спас его только страховочный канат, которым Енсен привязывал себя к мачте. Во время шторма был потерян весь запас продуктов и пресной воды.

К счастью, к «Сентенниэлу» подошел американский бриг «Альфредон» и поделился с Альфредом водой и хлебом.

9 августа, после сорока шести дней борьбы с Атлантикой, Альфред Енсен достиг побережья Англии. Он причалил к берегу в районе мыса Сент-Дейвис, где отдохнул два дня и отправился в Ливерпуль.

Через несколько недель Енсен погрузил свой парусник на пароход и отправился из Ливерпуля обратно в Глостер. На этот раз в качестве пассажира.

Альфред Енсен вернулся в Америку настоящим героем. Друзья гордились им и прозвали «Енсен-столетие». Отчаянный мореход показал, что человек даже в одиночку способен бороться с грозной океанской стихией.

Источник

Обратите внимание

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://extremal.mirtesen.ru/blog/43912835752/prev

Анджей Урбанчик — В одиночку через океан. Сто лет одиночного мореплавания

Анджей Урбанчик

В ОДИНОЧКУ ЧЕРЕЗ ОКЕАН.

Сто лет одиночного мореплавания

Отважное племя морских робинзонов

Каравеллы, клиперы и бриги стали историей, но парус не исчез с синих океанских просторов. Сегодня престиж и романтику парусного искусства поддерживают яхтсмены. Армады яхт бороздят моря и океаны, своими стежками-маршрутами сшивая вместе континенты.

Белый парус появляется на горизонте не только в солнечных тропических широтах, но и в суровых антарктических водах и за Северным полярным кругом. Явление это в наши дни стало настолько заметным, что яхтсмены наряду с автомобильными гонщиками становятся героями литературных произведений.

Из многочисленной интернациональной когорты моряков-парусников особняком стоят те, кто совершает дальние плавания в одиночку. Имена таких одиночных мореплавателей, как Фрэнсис Чичестер или Робин Нокс-Джонстон, широко известны.

Миллионы людей в разных странах, не переставая удивляться мужеству человека, бросившего вызов стихии, с напряженным вниманием следили, как по водным просторам планеты движется его маленькое хрупкое суденышко. К морским робинзонам относятся и мореплаватели, которые уходили в одиночные рейсы на рыбацких парусных ботах, резиновых шлюпках, плотах или даже весельных лодках.

Первая страница летописи одиночных океанских плаваний под парусом была заполнена в 1876 году. Летом этого года рыбак Альфред Енсен, датчанин по национальности, в одиночку пересек Северную Атлантику на парусном боте-дори. Его рейс от берегов Северной Америки до Британских островов продолжался почти семь недель.

Столетняя история одиночного мореплавания под парусом насчитывает не менее двухсот трансокеанских плаваний.

В первые десятилетия ареной рейсов мореплавателей-одиночек была главным образом Северная Атлантика с традиционным маршрутом от американских берегов в водах Гольфстрима и Северного Атлантического течения, реже путь пролегал в субтропических шпротах южнее Азорских островов.

Важно

Мореплаватели-одиночки конца XIX и начала XX веков — почти исключительно рыбаки и профессиональные моряки. Нередко они выходят в море на парусниках собственной конструкции, построенных своими руками. Все они — хранители традиций парусного флота, рыцари гордого белого паруса.

В печальные для парусного флота дни, когда под напором пароходов он уступал один морской путь за другим, эти моряки, выходя в дерзкие плавания, стремились поддержать престиж паруса — изумительнейшего изобретения человеческой мысли, позволившего в своё время открыть Америку и совершить кругосветное путешествие.

Наиболее значительной фигурой раннего периода истории одиночного парусного мореплавания был, конечно, опытнейший капитан-парусник Джошуа Слокам. Первым из моряков-одиночек он совершил кругосветное плавание.

Простой, подкупающий своей искренностью и правдивостью рассказ Слокама о необычайном кругосветном путешествии под парусом, совершенном в полном одиночестве, появившийся сначала в номерах «Сенчури иллюстрейтид», а затем вышедший отдельной книгой, стал бестселлером.

Это была первая книга, в которой говорилось об опасностях, подстерегающих мореплавателей-одиночек в плаваниях, самая главная из которых — чувство одиночества.

«В безмолвии унылого тумана я чувствовал себя бесконечно одиноким, как насекомое, плывущее на соломинке… — писал Джошуа Слокам. — В такие дни меня охватывало чувство страха, а память работала с поразительной силой.

Всё угрожающее, малое и большое, удивительное и обыденное возникало и странно чередовалось в моей памяти. Страницы прошлого, полузабытого, возникали передо мной и казались относящимися к иному, давно минувшему существованию.

Смеющиеся и плачущие голоса рассказывали мне о том, что я слышал в различных уголках земного шара…»

Боясь разучиться говорить, Слокам отдавал себе команды по управлению судном и сам себе отвечал.

Совет

Он спрашивал воображаемого рулевого: «Какой курс?» Ответа не было, и чувство одиночества словно железными тисками схватывало мореплавателя.

Читайте также:  Вы и ваши эмоции: кто кого?

Современные мореплаватели-одиночки, чтобы преодолеть это чувство, включают радиоприемники или магнитофоны. В конце концов оно заглушается. И океан с его штормами и бурями помогает в этом.

Следующий этап истории одиночного мореплавания охватывает два десятилетия между первой и второй мировыми войнами. И хотя по-прежнему Атлантический океан остается главной ареной одиночных плаваний, наступила европейская эра.

Основные трассы пересекают теперь океанскую акваторию с востока на запад, от берегов Европы к Американскому континенту. Преимущественно избирается путь в тропических широтах с их попутными пассатными течениями и ветрами.

Контингент мореплавателей-одиночек становится куда более пестрым. В плавания пускаются не только бывалые моряки-парусники и яхтсмены, но и отважные новички.

Среди мореплавателей-одиночек — представители «потерянного поколения» — молодежи, брошенной капитализмом в огонь первой мировой войны и не приемлющей лживой морали послевоенного буржуазного общества.

Таков бывший французский военный летчик, мореплаватель-одиночка Ален Жербо, который надеется на далеких, затерянных в Тихом океане островах с кое-где сохранившимся патриархальным укладом жизни обрести душевное равновесие и гармонию. Ради этого Жербо отправляется в кругосветный рейс на тендере «Файеркрест».

Его сверстник, немец Франц Ромер, бывший во время войны по другую сторону фронта, решает в конце концов приспособиться к действительности, оставаясь при этом независимым. «Но для этого мне необходимы деньги и слава», — рассуждает Ромер.

То и другое он рассчитывает обрести, совершив рейс через Атлантику на складной резиновой лодке «Немецкий спорт», о которой писали, что она «с узким, словно иголка, корпусом, с парусом не больше носового платка и мачтой, скорее напоминающей зубочистку».

Обратите внимание

Плавание субсидировала фирма «Кеппель» в расчете на то, что в случае успеха рейс Ромера послужил бы прекрасной рекламой её спортивным лодкам и байдаркам.

Начиная с Ромера, это «коммерческое» направление в океанских робинзонадах получает достаточно большой размах, особенно на следующем этапе истории одиночного мореплавания — после второй мировой войны.

Например, кругосветный рейс известного яхтсмена Фрэнсиса Чичестера использовали в рекламных целях пивоваренная фирма «Уайтбред» и компания «Интернэшнл вул».

В трюмах кэча «Джипси-Мот IV» находились бочонки с пивом и тюки с шерстью — океанский рейс призван был подтвердить качество и стойкость этих товаров.

Источник: https://libking.ru/books/sci-/science/191467-andzhey-urbanchik-v-odinochku-cherez-okean-sto-let-odinochnogo-moreplavaniya.html

Одинокое плавание: 8 путешественников, пересекших Атлантику на весельной лодке

Мы вспомнили нескольких выдающихся путешественников, наших современников, переплывших Атлантический океан на весельной лодке в полном одиночестве

Совсем недавно мы писали о молодом парне по имени Том Сауэр, вместе с другом попытавшемся пересечь Атлантику на весельной лодке, но потерпевшем крушение.

Том тогда говорил нам, что не так много людей во всем мире совершили этот подвиг, и это оказалось действительно так. И особенно мало людей осмеливалось пересечь Атлантический океан в одиночку.

Из небольшого списка (всего 95 человек на всю нашу планету) FURFUR выбрал несколько особенно запоминающихся случаев, когда путешественник пересек Атлантику в полном одиночестве.

Джон Фэйрфакс

(1937–2012)

СТРАНА:

Британия

ГОД ПУТЕШЕСТВИЯ:

1969

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПУТЕШЕСТВИЯ:

180 дней

ПРОТЯЖЕННОСТЬ ПУТИ:

8597,1 км

НАЧАЛО ПУТЕШЕСТВИЯ: 

Сан-Агустин, 
Гран-Канария (Канарские острова)

КОНЕЦ ПУТЕШЕСТВИЯ:

Голливуд-бич, Флорида, США

Первый человек в мире, осмелившийся на то, чтобы пересечь Атлантику в одиночестве. Вся его жизнь, в целом, предвещала такой поворот событий: в 13 лет он собрался жить, как Маугли, и с этой целью отправился в джунгли Амазонки — и какое-то время так и продержался, торгуя шкурами ягуаров.

В 20 лет потерпел первую любовную неудачу и решил распрощаться с жизнью, сразившись с ягуаром, но вовремя одумался и пристрелил животное.

В 22 года его сильно потянуло в Аргентину, где он провел свое детство.

Денег не было, так что он поехал туда из Сан-Франциско на велосипеде (добрался до Венесуэлы), вел какие-то мошеннические дела в Панаме, попытался скрыться от кооператоров и наконец добрался до Аргентины, но уже на коне.

Когда дело дошло до Атлантики, ему было уже 32 года, и это испытание было не самым страшным. Он потом еще доплыл из Сан-Франциско до Австралии вместе со своей женой (первой женщиной, которая согласилась на такое безумство), но это уже другая история.

Том Макклин

(р. 1943)

СТРАНА:

Британия

ГОД ПУТЕШЕСТВИЯ:

1969

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПУТЕШЕСТВИЯ:

70 дней,
18 часов и 35 минут

ПРОТЯЖЕННОСТЬ ПУТИ:

2703,7 км

НАЧАЛО ПУТЕШЕСТВИЯ: 

Сент-Джонс, Ньюфаундленд, Канада

КОНЕЦ ПУТЕШЕСТВИЯ:

Блэксод-Бэй, Ирландия

Том Макклин пересек Атлантический океан почти одновременно с Фэйрфаксом — буквально на четыре месяца позже, но с востока на запад.

Правда, Том известен еще и тем, что в 1982 году повторил подвиг, но уже на крошечной лодчонке длиной чуть более трех метров.

В последующие годы Том так и не угомонился и пересек Атлантику еще пять раз, невзирая на то, что на берегу его ждала супруга и двое детей. В общем, отчаянный парень.

Амир Хан Клинк

(р. 1955)

СТРАНА:

Бразилия

ГОД ПУТЕШЕСТВИЯ:

1984

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПУТЕШЕСТВИЯ:

100 дней

ПРОТЯЖЕННОСТЬ ПУТИ:

5423,5 км

НАЧАЛО ПУТЕШЕСТВИЯ: 

Людериц, Намибия

КОНЕЦ ПУТЕШЕСТВИЯ:

Сальвадор, Бразилия

Что касается южной части Атлантики, первым ее пересек Амир Клинк.

Специально для него бразильская компания разработала и выпустила порошковую лиофилизированную еду (вид консервированной еды мягкой сушки, при которой она замораживается, оттуда помещается в вакуумную камеру, где из нее удаляют или возгоняют растворитель. — Прим. ред.), чтобы он мог питаться в открытом океане, как астронавт в открытом космосе.

В 2002 году воспоминания о совершенном на юге подвиге ему надоели, так что он развернулся на 180 градусов и совершил путешествие вокруг Северного Полярного круга. И тоже сделал это самым первым, потому что ранее этот маршрут не был никем освоен. Написал множество книг про свои путешествия и до сих пор живет и здравствует.

Тори Мёрден

(р. 1963)

СТРАНА:

США

ГОД ПУТЕШЕСТВИЯ:

1999

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПУТЕШЕСТВИЯ:

81 день и 7 часов

ПРОТЯЖЕННОСТЬ ПУТИ:

4 767 км

НАЧАЛО ПУТЕШЕСТВИЯ: 

Лос-Гигантес, Тенерифе, Канарские острова

КОНЕЦ ПУТЕШЕСТВИЯ:

Гваделупе, Французские Карибы

Первая женщина, совершившая одиночное мореплавание через Атлантику на весельной лодке. Она предпочитает именовать себя не путешественницей, а открывательницей.

Несмотря на весьма естественнонаучный интерес, представляющий собой такое вот приключение, Тори Мёрден, что называется, гуманитарий — бакалавр по психологии, мастер по теологии и имеет степень мастера изящных искусств.

Короче, с таким багажом, конечно, на твердой земле делать нечего, так что, выпустившись из всех своих вузов, в возрасте 36 лет она села в лодку и поплыла через океан.

Теодор Резвой

(р. 1968)

СТРАНА:

Украина

ГОД ПУТЕШЕСТВИЯ:

2001

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПУТЕШЕСТВИЯ:

67 дней, 
6 часов и 35 минут

ПРОТЯЖЕННОСТЬ ПУТИ:

4 828 км

НАЧАЛО ПУТЕШЕСТВИЯ: 

Сан Себастьен, Ла Гомера, Испания

КОНЕЦ ПУТЕШЕСТВИЯ:

Порт Сент-Чарльз, Барбадос

Этот гордый одессит — первый человек из СНГ, совершивший путешествие через Атлантику на весельной лодке.

Как любой нормальный советский человек, Теодор посещал спортивные секции и кружки по всем возможным дисциплинам.

Поэтому ко времени своего путешествия оказался профессиональным спортсменом, художником, матросом и, должно быть, замечательным человеком. Атлантику Теодор пересек 14-м в мире (среди одиночных пловцов).

Федор Конюхов

(р. 1951)

СТРАНА:

Россия

ГОД ПУТЕШЕСТВИЯ:

2002

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПУТЕШЕСТВИЯ:

46 дней и 4 часа

ПРОТЯЖЕННОСТЬ ПУТИ:

5 092 км

НАЧАЛО ПУТЕШЕСТВИЯ: 

Сан Себастьен, Ла Гомера, Испания

КОНЕЦ ПУТЕШЕСТВИЯ:

Порт Сент-Чарльз, Барбадос

Федор Конюхов за свои 62 года четыре раза пускался в кругосветное плавание, а Атлантику пересек 15 раз. Из них один раз — на весельной лодке (причем считается, что это самый лучший результат на классической лодке).

Член Российской академии художеств (написал более четырех тысяч картин), Союза писателей (на его счету уже девять книг), капитан дальнего плавания, почетный гражданин девяти регионов мира, первый россиянин, покоривший «Большой шлем» (Северный и Южный полюса, Эверест).

Приняв духовный сан, взобрался еще раз на Эверест и, таким образом, стал первым священником РПЦ, совершившим этот подвиг.

Короче, если задаться целью переплюнуть Федора Конюхова по части приключений и достижений мирового масштаба, то начинать надо пораньше, лет в пять. 

Чарльз Хедрич

(р. 1958)

СТРАНА:

Франция

ГОД ПУТЕШЕСТВИЯ:

2007

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПУТЕШЕСТВИЯ:

36 дней и 6 часов

ПРОТЯЖЕННОСТЬ ПУТИ:

4034,6 км

НАЧАЛО ПУТЕШЕСТВИЯ: 

Дакар, Сенегал

КОНЕЦ ПУТЕШЕСТВИЯ:

Гуара Поинт, Бразилия

Этот предприимчивый француз установил мировой рекорд по скоростному одиночному переплыванию Атлантики.

Его пример в целом показывает, как жарко пылает в человеке жизненный огонь, не позволяющий присесть ни на секунду: отправился в одиночное путешествие по Антарктике (550 км, между прочим), отправлялся к обоим полюсам, в лыжные экспедиции в Кабул, на Эверест и так далее. Пересек Атлантику несколько раз, причем сделал это дважды: в одиночку, без чужой помощи и в компании друга, но без остановки. 

Кэти Спотц

(р. 1987)

СТРАНА:

Франция

ГОД ПУТЕШЕСТВИЯ:

2010

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПУТЕШЕСТВИЯ:

70 дней, 
5 часов и 22 минуты

ПРОТЯЖЕННОСТЬ ПУТИ:

4023,4 км

НАЧАЛО ПУТЕШЕСТВИЯ: 

Дакар, Сенегал

КОНЕЦ ПУТЕШЕСТВИЯ:

Джорджтаун, Гайана

На сегодняшний день Кэти является самым молодым мореплавателем, пересекшим Атлантику в одиночку: на момент, когда она отважилась на это путешествие, ей было всего 22 года.

Тут следует отметить, что такое путешествие случилось не вдруг — еще в 18 лет эта девчонка из Огайо пробежала марафонскую дистанцию, спустя некоторое время проехала пять тысяч километров по Штатам на велосипеде и стала первым человеком, проделавшим путь в 566 км по реке Аллегейни (это такой здоровый приток реки Огайо в штате Пенсильвания).

Одновременно с этим Кэти сотрудничала с двумя благотворительными фондами, борющимися за хорошую экологию, и искала способы помочь планете, поэтому решила, что путешествие через Атлантику на весельной лодке будет лучшим способом привлечения финансов в Blue Planet Run. И оказалась права — путешествие принесло фонду 150 тысяч долларов.

Источник: http://www.furfur.me/furfur/heros/heroes-furfur/164631-atlantic-row

Ссылка на основную публикацию