САЙТ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ
НОУ "ИНТЕЛЛЕКТУАЛ"
ГИМНАЗИИ №1516

SHAPKA
 
  Интеллектуальные игры
 

Интеллектуальные игры



Шахматы – пробный камень человеческого ума.

( И. Гёте)

Что такое шахматы? Это одна из человеческих побед над самим собой.

(П. Неруда)

Шахматы тренируют ум, ведь и в жизни мы делаем такие же ходы, как за доской. Я считаю, что каждый руководитель или менеджер обязан видеть развитие своей компании на несколько лет вперед. Быть на несколько ходов впереди, видеть перспективу развития. И шахматы в этом помогают, тренируют интуицию, которая необходима для победы как в партии, так и в жизни. ( В. Ворожейкин глава Сибирского банка Сбербанка России) Эти фразы и классиков и современников актуальны сегодня, не так ли!

Очень коротко о том, что же даёт обучение игре в шахматы?

Прежде всего, это ускоренное развитие мышления и интеллекта. Ритмы нашей жизни ускоряются, следовательно, и процесс обучения должен ускоряться. Появились школы раннего развития, в которых, как правило, детей начинают обучать шахматам как необходимой модели современной жизни. Ряд стран ввёл обучение шахматам в школьные программы.

Шахматы развивают логическое мышление, память, воображение, Шахматы развивают такие качества как самостоятельность, целеустремлённость, усидчивость и внимательность, творческий потенциал - ведь оперировать большим количеством фигур и понятий совсем непросто. Идёт развитие творческих способностей, изобретательности, вкуса к интеллектуальной работе. Желание быть первым рождает волевые и лидерские качества, настойчивость в их достижении, хладнокровие.

В соревновательной части ребёнок научится правильно относиться к допущенным ошибкам, анализировать причины, делать выводы, устранять эти ошибки и не допускать их в будущем.

Великий тренер и замечательный человек Юрий Сергеевич Разуваев, недавно ушедший из жизни, говорил: шахматы учат детей мыслить, мыслить системно, развивать способность к анализу, вырабатывать навыки действий в уме, формировать план действий.

Следует заметить, что в развитии этих способностей ученика обязательно должны принимать его родители, особенно на начальном этапе. Своеобразный треугольник родитель – тренер – ученик, это залог успеха в развитии будущего таланта. Постоянный контакт с тренером позволит видеть и ощущать процесс роста ученика и учитывать индивидуальные особенности ребёнка. Никакие курсы обучения по интернету такой возможности дать не могут. Воспитание личности процесс сложный и длительный.

Ничего страшного нет в том, что ваш ребёнок не станет чемпионом - главное, что он обязательно вырастет гармонично развитой личностью.

Попиков В.Н., к.м.с.
руководитель шахматного клуба «Ладья,





Если вы ещё не до конца определились, как развить способности вашего ребёнка в современном сверхскоростном мире, советую ознакомиться с этой небольшой заметкой, возможно, она будет вам полезна.

«Шахматы – средство для развития мышления, а это элемент умственной культуры»
В.Сухомлинский.



Современная концепция общего образования ставит целью развитие личности ребёнка, формирование его творческих возможностей, воспитание важных качеств характера. Всему этому и многому другому способствует обучение игре в шахматы.
Если до недавнего времени основное внимание учёных было обращено на начальный школьный возраст, то теперь положение сильно изменилось. И большую роль в этом сыграл так называемый «информационный взрыв». Телевидение, каналы связи, компьютеризация сегодня насыщают детские умы огромными потоками информации. Детей с ярким интеллектуальным развитием становится больше. Многие родители, понимая это, стараются именно в дошкольный период расширить кругозор ребёнка.
Психологами доказано влияние шахмат на раннее развитие. При тестировании детей разных групп шахматных и других, уровень развития у первых был значительно выше.
Сейчас шахматы находятся на пике популярности, около 30 стран включили их изучение в обязательную школьную программу. И это несмотря на то, что компьютер уже играет сильнее чемпиона мира. В чём же секрет их популярности? Ответом на этот вопрос можно считать высказывание гроссмейстера Р. Кина. Его спросили, считает ли он что с появлением компьютеров шахматы стали умирать? «Нет, не считаю, просто изменилось направление движения. Если раньше люди стремились выигрывать турниры и звания, то теперь все используют шахматы для развития мозгов».
Действительно шахматы это игровая форма развития интеллекта и целью занятий является последовательное развитие мышления, а не только обучение игре как таковой. Процесс обучения азам шахматной игры способствует формированию и развитию мышления, суждений и умозаключений, учит ребёнка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результат своей деятельности. Шахматы формируют такие качества как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность.
Задайте себе вопрос: какими качествами из вышеперечисленных уже обладает ваш ребёнок, и какие качества нужно развивать? Талантливых детей много, но их таланты требуют хорошей огранки.
На начальном этапе любовь к шахматам должны привить родители, ведь только мама и папа знают возможности и склонности своего дошкольника. А вот процесс обучения ребенка лучше проводить в шахматном кружке под руководством квалифицированного тренера.
Вот несколько типичных родительских ошибок.
Самая распространённая ошибка. Родители только вначале интересуются успехами своих детей, папа вечно занят, мама слабо разбирается в шахматах, и понемногу ребёнок начинает отставать. В результате – шахматы становятся ему неинтересны.
Второй пример. Приводит мама в кружок двух сыновей 6 и 5 лет и говорит, что старший - Андрей хочет заниматься шахматами, а младший - Илья, не хочет. Выясняю, что Илья всегда проигрывает брату. Одна единственная фраза резко меняет отношение Ильи к занятиям. На вопрос - хочешь, научу, как выигрывать у брата? Ответ был по детски кратким - Да. Вывод - родители должны быть немного психологами и в нужный момент поддержать и нацелить усилия малыша.
Ещё пример: Очень одарённый мальчик Вася М. пришёл в кружок в 6 лет. За несколько месяцев он освоил азы шахматной грамоты настолько легко, что я порекомендовал бабушке попробовать Васины силы, сыграв в турнире московской детской шахматной лиги. Вася легко занял первое место. Во втором турнире он сыграл также успешно. Сколько же было радости от первых побед. Пришла осень-первый класс. Подчёркиваю, Вася одарённый ребёнок и родители записали Васю в музыкальную школу. Педагоги муз школы также по достоинству оценили Васины таланты. Но тут папа решил, что ребёнку надо закаляться и теперь два раза в неделю Вася с бабушкой посещают бассейн, тратя на это около 4 часов и пропуская то музыку то шахматы. А мама считает, что Васе просто необходим ещё и английский.
Я не говорю о затраченных усилиях педагогов - это отдельная тема. Конечно, обучение должно проходить с чередованием умственной деятельности и физической активности, но для творческого роста занятия должны быть чётко систематизированы, последовательны и направлены в нужное русло. Психологи утверждают, что для закрепления первых результатов перечисленных выше черт характера, нужно примерно два года. Это большая родительская ответственность в интеллектуальном развитии ребёнка.
Выводы делайте сами. От кого зависит развитие интеллектуальных способностей ваших любимцев, путей становления личности будущего гения, и какова цена ваших усилий в данном направлении.
Пример из жизни: С семи лет Артём Ч. увлечённо занимался шахматами неоднократно был чемпионом и призёром первенств России и Европы, но закончив школу с золотой медалью, причём досрочно и став мастером спорта, принял решение учиться в мединституте, который также закончил с красным дипломом. По окончании ординатуры защитил кандидатскую диссертацию, и попутно выполнил гроссмейстерский норматив по шахматам. Сейчас в свои двадцать четыре года он уже работает над докторской.
Мария К. прошла тот же путь, что и Артём, ей покорились и российские и европейские шахматные вершины, обдумав свой дальнейший жизненный путь, выбрала изучение языков. С отличием закончила Университет и с тремя языками легко нашла перспективную работу. А характер не даёт расслабляться, теперь Мария хочет подчинить себе ещё и китайский язык.
Это современные знающие себе цену молодые специалисты, уверенно шагающие по жизни.


Попиков В.Н., к.м.с.
руководитель шахматного клуба «Ладья,





 
Besucherzahler
счетчик посещений